Подумайте, почему эти фамилии «говорящие».
Простакова, Правдин, Скотинин.
– Как они образовались? Что можно сказать об их владельцах?
– Попробуйте определить, от какого слова образовалась ваша фамилия.
3. Какой частью речи является слово светило? Как морфемный состав слова зависит от его принадлежности к той или иной части речи? Расскажите о словах по указанным морфемам:
Например:
– нариц. сущ. со значением лица, одушевленное, 2-е склонение, м. р., ед. ч., им. п.
4. На примере слов одолеть, долой, долина можно ли доказать мысль педагога XIX века В. П. Шереметевского: «Орфография слова есть биография слова, кратко, но вразумительно повествующая о происхождении слов»?
Слово дол означает «низ, нижний край», долина – «низина, впадина между горами», одолеть – «сразить врага, повергнуть его в дол (вниз)». Исторически эти слова родственны, и их написание подтверждает приведенное высказывание.
5. Догадайтесь, какие слова задуманы, и сделайте их словообразовательный разбор.
В нем приставка такая же, как в слове подруга. Корень – как в слове игрушка. Суффиксы такие же, как в слове читал.
Это однокоренное слово со словом летчик. Приставка такая же, как в глаголе перепрыгнул. Суффикс одинаковый с глаголом слышать. Окончание такое же, как в слове бежать.
6. Восстановите словообразовательные ряды:
Приятный – ... – пренеприятный.
Разговор – ... – разговорчивый.
Красить – ... – приукрасить.
Боль – ... – ... – болезненность.
7. Определите исходное слово в словообразовательных рядах:
Домик – домовой – дом – домашний.
Подрамник – обрамить – рамка – рама.
Гороховый – горох – горошек – горошинка.
Снежный – подснежник – снег – снежок.
Найдите «четвертый лишний».
1) Веко, вечный, вековечный, век;
2) листики, листы, листья, листва;
3) принести, приклеить, приоткрыть, пришить.
Морфология
Спишите, раскрывая скобки.
(Не, ни)(в)какие ворота (не, ни)лезет;
(не, ни)(в)коем случае;
(не, ни)(за)что на свете;
(не, ни)(во)(что)(не, ни)ставить;
(не, ни)(за)какие блага в мире;
(не, ни)(на)(что)(не, ни)похоже;
(не, ни)(под)каким видом.
2. Игра «Не спутай кармашки!».
– Разложите существительные по кармашкам.
жен. род | муж. род | средн. род | общий род |
Носок, мозоль, тюль, бюллетень, пенсне, гроздь, рояль, зазнайка, задира, кофе, вестибюль, какао, панцирь.
В дебрях Африки ученый вел дневник. Он носил его с собой в сумке, и первая страничка пострадала от дождей, некоторые буквы размыло. Помогите ему прочитать эту страничку.
«Язык местного населения – суахили. Приходится учить. Ну и трудн.. же эт.. суахили! Страшный зной. Пришлось смастерить на окнах хижины небольш.. жалюзи. Скучаю по родине, вспоминается широк.. авеню, что виднел.. из окон моей квартиры. Очень устаю. Единственное спасение – крепк.. черн.. кофе. Одна чашка так.. кофе сразу поднимает работоспособность. Туземцы подарили мне говорящ.. какаду и маленьк.. забавн.. шимпанзе, котор.. я назвал Эльза».
Заполните таблицу.
Признаки | Постоянные | Непостоянные |
Части речи | ||
1. Имя существительное | ||
2. Имя прилагательное | ||
3. Имя числительное | ||
4. Местоимение | ||
5. Глагол |
Признаки: собственное, качественное, степень сравнения, простое, лицо, наклонение, падеж, краткая форма, одушевленное, составное, личное, неодушевленное, относительное, количественное, род, полная форма, притяжательное, склонение, возвратный, вопросительное, вид, наклонение, число, относительное, спряжение, порядковое, неопределенное, отрицательное, переходность, время.