Профессиональные стандарты как основа реализации компетентностного подхода в системе управления организацией

С развитием теории и практики управления происходит изменение в требованиях к знаниям, умениям и навыкам работников. В СЩА и Европе переход к компетентностному подходу был обусловлен естественными объективными причинами – изменениями окружающего мира, в производственной сфере, в том числе ускорением инновационного развития экономики.

Изменившиеся требования к работникам создали необходимость совершенствования общей подготовки трудовых ресурсов, системы образования в целом. Обучение стали рассматривать как часть бизнес-процесса. Получили развитие корпоративное обучение, самообучение.

В России в настоящее время происходит постепенный переход к принципам компетентностного подхода, который проявляется в формировании профессиональных стандартов.

В 2010 году в перечне поручений Президента Российской Федерации Правительству, а затем уже в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» прозвучало требование в ближайшее время отказаться от применения квалификационных справочников и перейти к новому формату регламентации профессиональной деятельности работников – профессиональному стандарту.

Предполагается, что профессиональные стандарты станут ключевым элементом национальной системы квалификаций (НСК), описывающей систему профессиональных квалификаций, ориентированную на различные уровни взаимодействия системы профессионального образования с рынком труда (политический уровень, уровень организаций и граждан). Кроме профессиональных стандартов данная система будет включать в себя: перечень областей профессиональной деятельности, национальную рамку квалификаций, каталог программ обучения по уровням профессиональной деятельности и систему обеспечения качества квалификаций.

В связи с вышеизложенным, в декабре 2012 г. были внесены изменения в Трудовой Кодекс РФ: статья 195.1 «Понятие квалификации работника, профессионального стандарта. Согласно данным изменениям, квалификация работника – уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы трудящегося.

Профессиональный стандарт – характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определённого вида профессиональной деятельности.

Порядок разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, а также установление тождественности наименования должностей, профессий и специальностей, содержащихся в ЕТКС и ЕКС наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащихся в профессиональных стандартах, должно будет устанавливаться Правительством РФ с учётом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. На 2013 г. согласно Плану разработки профессиональных стандартов были намечены следующие мероприятия:

– формирование экспертного совета по профессиональным стандартам;

– подготовка методических рекомендаций по разработке профессиональных стандартов и его макета;

– разработка уровней квалификаций;

– разработка не менее 400 профессиональных стандартов в соответствии с планом-графиком

– создание информационного ресурса, реестра профессиональных стандартов и базы профессиональных сообществ.

Основной целью разработки самого профессионального стандарта для менеджмента, на наш взгляд, является решение вопросов, связанных с обеспечением и поддержанием эффективной системы управления персоналом и регулированием социально-трудовых отношений на уровне организации, отрасли и страны в целом.

На практике профессиональные стандарты могут применяться для определения должностных обязанностей работников, планирования их профессионального роста, организации профессиональной подготовки и повышения квалификации соответственно развитию требований к качеству и продуктивности работ и услуг, подбору, расстановке и использованию кадров, а также обоснованию принимаемых решений при проведении аттестации руководителей и специалистов.

Основными пользователями профессиональных стандартов будут являться:

а) руководители и специалисты подразделений управления персоналом организаций;

б) специалисты в области сертификации персонала;

в) специалисты, разрабатывающие государственные образовательные стандарты и профессиональные образовательные программы;

г) психологи и профконсультанты, оказывающие населению услуги в области профессионального самоопределения и построения профессиональной карьеры.

Возможность создания профессиональных стандартов различного уровня не противоречит сложившейся мировой и отечественной практике. Так, в настоящее время среди действующих в различных странах профессиональных стандартов выделяют следующие их виды:

– международные профессиональные стандарты – документы, разрабатываемые международными общественными организациями – ассоциациями специалистов и работодателей, и применяемые участниками данных организаций в организации работы персонала, такие стандарты носят рекомендательный характер и применяются работодателями на добровольной основе;

– национальные профессиональные стандарты – нормативные документы, утверждаемые на законодательном уровне, в разработке которых принимают участие представители органов власти (прежде всего, исполнительной) и уполномоченные ими организации;

– отраслевые профессиональные стандарты – документы, разрабатываемые и утверждаемые национальными общественными организациями, создаваемыми в рамках какой-либо отрасли или сферы деятельности; так же, как и международные стандарты, носят исключительно рекомендательный характер и выступают, прежде всего, инструментом социального (репутационного) контроля в соответствующей сфере деятельности;

– профессиональные стандарты конкретной организации – нормативные документы, утверждаемые руководством конкретной организации с целью стандартизации процесса управления персоналом данной организации. Этот вид стандартов целесообразно создавать в том случае, если организация относится к крупному бизнесу (является корпорацией с государственным участием, естественным монополистом на уровне страны либо отдельного региона).

На сегодняшний день в России на уровне государства инициирована разработка только национальных профессиональных стандартов, отраслевые же и стандарты организаций пока не являются актуальными. Это связано с тем, что большинство работодателей, которые и должны выступать в роли заказчиков и инициаторов двух последних видов стандартов, справедливо замечают, что прежде чем разрабатывать стандарт на уровень отрасли или тем более организации, необходимо иметь национальный стандарт, регламентирующий тот или иной вид профессиональной деятельности.

В мировой практике система профессиональных стандартов определяется участием государства в стандартизации профессиональной деятельности, а затем и в сертификации работников на соответствие тому или иному уровню вида профессиональной деятельности. В целом, сложились три модели участия государства:

– «государство» – стандартизация осуществляется специализированными государственными органами (например, Агентством по национальным квалификациям) с учётом мнения представителей бизнеса, а сертификация осуществляется институтами, аккредитованными вышеописанными госорганами (Южная Корея, Сингапур, Ирландия);

– «государство плюс бизнес» – государство принимает и утверждает предложенные профессиональными сообществами стандарты, а сертификацию осуществляют региональные центры профессионального образования (Германия, Нидерланды, Дания);

– «бизнес» – стандартизацию осуществляет профессиональная некоммерческая организация, получившая аккредитацию от государства, а сертификацию осуществляют независимые организации и ассоциации (США и Канада).

По уже инициированным документам очевидно, что Россия пойдёт по модели «государство плюс бизнес», когда разработка профессиональных стандартов отнесена на уровень работодателя или их объединений, однако нормативными документами, формирующими требования к работнику, они становятся только тогда, когда проходят утверждение в Министерстве труда РФ и попадают в Реестр утверждённых профессиональных стандартов. Сертификация же будет проводиться в Центрах оценки и сертификации квалификаций (ЦОСК) – организациях системой оценки и сертификации квалификаций, уполномоченных осуществлять оценку и сертификацию квалификаций и выдавать квалификационные сертификаты.

Как видно из выше описанных моделей, во всех случаях необходимым условием разработки профессиональных стандартов становится участие представителей профессионального сообщества как наиболее заинтересованных и компетентных участников процесса стандартизации.

По существу, вопрос о мере государственного участия в стандартизации профессиональной деятельности рассматривается в плоскости установления границ государственного регулирования процессов применения профессиональных стандартов. В РФ разработка проектов профессиональных стандартов должна будет осуществляться в соответствии с утверждаемыми Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта, макетом профессионального стандарта и уровнями квалификаций.

Профессиональный стандарт состоит из следующих четырёх разделов:

– общие сведения, включающие: наименование вида профессиональной деятельности; область профессиональной деятельности; основная цель вида профессиональной деятельности;

– функциональная карта вида профессиональной деятельности, описывающая наименования обобщённых трудовых функций и относящиеся к ним трудовые функции;

– характеристика обобщённых трудовых функций – приводятся карточки обобщённых и трудовых функций с указанием происхождения обобщённой трудовой функции; требований к профессиональному образованию и обучению, опыту практической работы; особые условия допуска к работе и возможные наименования должностей, в которых может быть реализована данная функция, а также необходимые для её реализации умения и знания;

– сведения об организации-разработчике профессионального стандарта.

Структурой профессионального стандарта предусмотрено, что профессиональная деятельность разделяется на структурные элементы – трудовые функции, а требования к навыкам, умениям и знаниям работника устанавливаются по каждой из них. Сами навыки и умения в профессиональных стандартах указываются в форме критериев качественного выполнения трудовых функций, которые должны определять результаты компетентного выполнения трудовой функции, отражать качество результатов выполнения трудовой функции, быть критичными для выполнения соответствующей трудовой функции.

Контрольные вопросы

1. В чем заключаются особенности управления в эпоху постиндустриализации?

2. Какие требования предъявляются к современному персоналу организации? Охарактеризуйте их.

3. Как изменялись требования к знаниям, умениям и навыкам работников с течением времени?

4. Какие компоненты системы управления компетенциями выделяют?

5. Что такое модель компетенций?

6. Насколько важны культурные аспекты для реализации компетентностного подхода в управлении современной организации?

7. Какими нормативно-правовыми актами регламентируется применение профессиональных стандартов?

8. Какие типы профессиональных стандартов выделят? Охарактеризуйте их.

9. Какова роль государства в стандартизации профессиональной деятельности?

10. Перечислите и охарактеризуйте основные элементы профессионального стандарта.


Наши рекомендации