ГЛАВА 5. Получение практических навыков для безопасности жизнедеятельности, трудоустройства

и карьеры............................................................................................................ 60

5.1. Основные этапы и возможные варианты получения студентами
важных практических навыков и опыта ........................................................... 60

5.2. Первый обязательный этап ........................................................................ 60

5.3. Второй этап................................................................................................... 63

5.3.1. Первый возможный способ повышения качества обучения

и его результативность ............................................................................. 64

5.3.2. Второй возможный способ повышения качества обучения

и его результативность ............................................................................. 65

ГЛАВА 6. практические занятия по курсу «Безопасность жизнедеятельности» ДЛЯ УМЕНЬШЕНИЯ РИСКОВ ПРИ ТРУДОУСТРОЙСТВЕ И РАБОТЕ............................................................ 68

6.1. Важность практических занятий для повышения качества обучения, безопасности и трудоустройства 68

6.2. Методические рекомендации для преподавателей и студентов
по проведению двух инновационных практических занятий .......................... 71

6.3. Использование документов, разработанных на практических занятиях по курсу «Безопасность жизнедеятельности», на практическом занятии «Охрана труда и социальная защита женщин» .......................................... 73

ГЛАВА 7. Организация самостоятельной работы студентов при изучении психолого-педагогических дисциплин во время подготовки к профессиональной деятельности, трудоустройству и построению успешной карьеры...................................................................................... 74

7.1. Профессионально-личностное развитие будущих педагогов
как важная задача самостоятельной работы по психолого-педагогическим дисциплинам 74

7.2. Развитие активности студентов при использовании различных
форм организации самостоятельной работы ................................................... 79

7.3. Формирование навыков самопрезентации в процессе

организации самостоятельной работы студентов ............................................ 85

ПРИЛОЖЕНИЯ....................................................................................................... 94

Приложение 1. Примеры подготовленных резюме ....................................... 94

Приложение 2. Практические занятия по курсу «Безопасность
жизнедеятельности» для уменьшения рисков
при трудоустройстве и работе........................................................................... 100

Практическое занятие № 1. Проблемы обеспечения

безопасности при обучении, трудоустройстве и работе .................... 100

Практическое занятие № 2. Разработка индивидуальной
целевой программы повышения качества обучения, безопасности
и конкурентоспособности при трудоустройстве и работе.................. 104

Приложение 3.Учебно-тренировочная анкета.............................................. 113

Приложение 4.Разработка индивидуальной целевой программы
повышения качества обучения, безопасности и конкурентоспособности при трудоустройстве и работе 121

приложение 5. Деловая профориентационная игра «Трудоустройство
на работу» ......................................................................................................... 124

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................... 133

ЛИТЕРАТУРА...................................................................................................... 134

ВВЕДЕНИЕ

Проблема повышения качества обучения студентов с получением ими знаний, практических навыков, умений и опыта работы, важных для успеха при трудоустройстве, работе и построении карьеры, сейчас очень актуальна, особенно для девушек [1–20, 22–63], так как:

– эффективность работы вузов оценивают по проценту выпускников очной формы обучения, обратившихся на биржу труда за первый год;

– применяя лишь традиционные методы обучения, трудно обеспечить студентам получение нужных работодателям практических навыков и умений, раннюю профориентацию и подготовку привлекательных резюме;

– отсутствие четких планов на будущее снижает мотивацию к учебе;

– наличие дискриминации по гендерному фактору при трудоустройстве во внебюджетной сфере требует целенаправленно готовить девушек к эффективному трудоустройству на привлекательные для них должности с использованием передового мирового опыта, потенциала вуза и их семей.

Поэтому в ТГПУ им. Л. Н. Толстого подготовлена инновационная система обеспечения комплексного решения этих проблем за счет целевого использования нескольких курсов, изучаемых всеми студентами,
и сотрудничества с заинтересованными в этом семьями [1–2, 22–48].

Во-первых, изучая курс «Безопасность жизнедеятельности», студенты должны на практических занятиях «Изучение проблем обеспечения безопасности при обучении, трудоустройстве и работе» и «Разработка индивидуальной целевой программы повышения качества обучения, безопасности и конкурентоспособности при трудоустройстве и работе», используя методические рекомендации «Планирование
и обеспечение успешной карьеры выпускника» [1] и данное учебно-методическое пособие:

1) познакомиться с возможными проблемами, рисками и опасностями при трудоустройстве и способами их предотвращения или уменьшения;

2) заполнить инновационную учебно-тренировочную анкету (приложение 3) для оценки реальности планов и выбора будущей сферы деятельности и желательной должности;

3) получить опыт подготовки резюме, используя образцы резюме, актуального сегодня и желательного к окончанию вуза;

4) разработать индивидуальную целевую программу повышения качества обучения, безопасности и конкурентоспособности при трудоустройстве и работе, используя многовариантный образец (приложение 4).

Особенно важно, чтобы студенты выполняли все указанные выше задания не только самостоятельно, но и советуясь с родителями, так как:

1) студенты, которых психологи относят к поколению «Y», не стремятся строить долгосрочные планы и жаждут признания, но не желают «напрягаться», почти не ставят профессиональные цели, имеют меньший уровень ответственности и сохраняют ряд черт подросткового возраста [1];

2) анкетирование первокурсников показало незрелость их отношения к своему профессиональному будущему и непонимание способностей, которые должны раскрыться в будущей работе, а также безвольное отношение к вопросам построения своей карьеры и жизни
в целом [1];

3) анкетирование студентов III курса показало, что:

– родители редко контролируют их учебу и/или помогают им;

– большинство из них хотят получать важные для трудоустройства знания, навыки и опыт, но не хотят тратить на это дополнительное время.

Во-вторых, все заинтересованные студенты могут правильно использовать для подготовки к успешной жизни возможности Центра профориентации, довузовской подготовки и содействия трудоустройству выпускников ТГПУ им. Л. Н. Толстого, в том числе [1–2, 22–48]:

– пройти компьютерное тестирование и оценить свою готовность к различным видам деятельности;

– проходить выбранные тренинги различной продолжительности и получать практические навыки и опыт по выбранным направлениям, используя потенциал вуза начиная с любого курса;

– целенаправленно получить важные для каждого человека знания, практические навыки и опыт, позволяющие значительно повысить конкурентоспособность при трудоустройстве и свой будущий законный доход.

В-третьих, во время изучения курса «Психология» студенты продолжают использовать разработанную учебно-тренировочную анкету (приложе­ние 3) и индивидуальную целевую программу повышения качества обучения, безопасности и конкурентоспособности при трудоустройстве и работе (приложение 4).

В-четвертых, студенты могут выбирать соответствующие курсы и пройти описанный ниже многоцелевой тренинг, чтобы сделать свое резюме более привлекательным для работодателей.

В-пятых, студенты используют это учебно-методическое пособие
и методические рекомендации [1], а также разработанные с их помощью 4 документа (учебно-тренировочную анкету, 2 варианта резюме и индивидуальную целевую программу) при изучении темы «Охрана труда
и социальная защита женщин» в курсах «Охрана труда», «Охрана труда в образовательных организациях», «Охрана труда на производстве»
и других по охране труда [49–50], а при отсутствии по любым причинам этих документов должны их разработать и использовать в соответствии с рекомендациями, описанными ниже в данном пособии.

Поэтому использование данного учебно-методического пособия дает возможность всем студентам и их семьям уже в первом семестре выбирать, а затем применять при дальнейшей учебе без изменения учебных планов один из трех вариантов обучения и подготовки к будущей работе:

1) учиться дальше традиционно, мало готовясь к трудоустройству;

2) самостоятельно получить к окончанию вуза привлекательное для работодателей резюме, используя разработанную индивидуальную целевую программу повышения качества обучения, безопасности и конкурентоспособности при трудоустройстве и работе (приложение 4);

3) не только грезить о «работе мечты», надеясь на счастливый слу­чай, но и готовиться получить ее, правильно используя потенциал вуза и семьи, мировой опыт подготовки детей к успеху и разработан­ный в ТГПУ им. Л. Н. Толстого метод повышения качества обучения
и безопасности молодежи [1–2, 22–48]. Это значительно ускорит ре­альное получение выпускниками достойной работы и зарплаты за счет приобретения ряда нужных работодателям практических навыков
и опыта к окончанию вуза. Реально обеспечить это поможет использова­ние многоцелевого тре­нинга различной продолжительности, разработанного под руководством профессора, доктора технических наук, академика Международной академии лидер­ства в бизнесе и администрировании Сергея Анатольевича Радченко.

Многоцелевой тренинг будет полезен молодежи, так как:

– эффективно и своевременно научит всех заинтересованных студентов ставить реальные цели и достигать их, используя лучший мировой опыт целенаправленной помощи учащимся и их семьям в условиях рыночной экономики;

– на тренинге студенты могут получить навыки планирования
и обеспечения подготовки к успеху (сначала своей, а затем – обучаемых
и своих детей), которые полезны выпускникам педагогического вуза.

Глава 1

Наши рекомендации