Какие компетенции могут оцениваться

Согласно опросу работодателей, проведенному КА «Виват-Пер­со­нал» в 2007 году, чаще всего оцениваются следующие компетенции: ответ­ственность, клиентоориентированность, умение работать в ко­манде, коммуникативные на­выки, способность к инновациям, обучае-мость, умение принимать решения, гибкость, стрессоустойчивость.

Западный консультант по карьерному росту Арлин С. Хирш(Arlene S. Hirsh) в своей книге «101 проверенный рецепт для организа­ции и планирования вашей карьеры» («101 Proven Time-Saving Checklists to Organize and Plan Your Career Search». JIST Works, 2005) приводит список наиболее вероятных вопросов, которые могут задать кандидатам на собеседовании по компетенциям [34]:

«Расскажите мне о том, как вы:

– эффективно выполнили работу под прессингом;

– разрешили конфликтную ситуацию с сотрудником;

– использовали свои творческие способности для решения проблемы;

– пропустили очевидное решение проблемы;

– убедили членов команды работать по вашей схеме;

– не смогли вовремя завершить проект;

– сумели предсказать и предотвратить возможные проблемы;

– приняли ответственное решение при нехватке информации;

– были вынуждены принять непопулярное решение;

– должны были приспособиться к сложной обстановке;

– согласились с мнением, которое отличалось от вашей точки зрения;

– чувствовали неудовлетворенность собственным поведением;

– использовали свои личностные качества для достижения цели;

– общались с разгневанным клиентом;

– представили успешное решение или проект;

– преодолели сложное препятствие;

– переоценили или недооценили важность чего-либо;

– были вынуждены уволить кого-либо по веским основаниям;

– выбрали неправильное решение;

– ошиблись в выборе кандидатуры при приеме на работу;

– отвергли хорошую работу;

– были отстранены от работы»

Представителя каждой определенной профессии проверяют на свой набор компетенций. Например, стандартный набор компетен­ций для бизнес-аналитика, который приводит карьерный консультант Анастасия Дробышева [34]:

· системное мышление (способность построить логические блок-схемы, увязать бизнес-процессы в единое целое);

· хорошие коммуникативные навыки (умение получить нужную информацию, представить ее в четкой и простой форме и без потерь передать исполнителям);

· умение расставлять приоритеты;

· педантичность и исполнительность;

· стрессоустойчивость.

Подготовка к собеседованию и его прохождение

Чтобы представить себя в лучшем свете и получить желаемую должность, нужно заранее определить, какие именно ком­петенции важны на данной позиции. Например, если вы претендуете на место менеджера по обслуживанию клиентов, то вашими ключевы­ми компе­тенциями являются «понимание бизнеса», «влияние», «устой­чивость к стрессу», «коммуникабельность». Естественно, вас попросят привес­ти примеры,
в которых проявляются эти качества. Поэтому, если вы идете на такое собеседование, то вспомните ситуации из своего прош­лого, способные продемонстрировать ваши самые сильные стороны.

Обычно для успешного прохождения собеседования по компе­тенциям не обойтись без определенных «домашних заготовок». Чтобы быть готовым отреагировать на фразу типа «вспомните случай...» (это признак собе­седования по компетенциям), подберите примеры на каждую личностную компетенцию (они, в принципе, стандартны, на­пример: лидерство, убеждение и формирование суждений, фокус, по­лучение результатов, работа в команде, коммуникация, креативность, управление изменениями и т. п.).

На собеседовании по компетенциям прежде всего следует:

1) избегать негативных ситуаций (если рекрутер захочет узнать
о негативном опыте, то он сам за­даст дополнительный вопрос) и целиком настроится на позитив;

2) помнить о том, что иногда излишняя откровен­ность вредна, поэтому информацию нужно выдавать дозированно и обдуманно.

Как правило, собеседование по компетенциям начинается с воп­роса типа «Расскажите мне о ситуации, когда вы...». Казалось бы,
ничего сложного, но на самом деле в спонтанной беседе можно дать плохо структу­рированный ответ, пропустить важные детали или просто растеряться.

Например, у соискателя на ведущую роль в отделе маркетинга могут спросить: «Расскажите, как вам удалось решить проблему в жестких временных рамках?» Этот ситуационный вопрос по компе­тенциям можно без проблем структурировать в формат STAR, что ре­комендует Майкл Хиггинс, коуч, автор книги «Pit Stop: A Career Workbook for Busy People» [33, 34].

Акроним STAR (звезда) в развернутом виде выглядит так:

S– SITUATION (ситуация);

T– TASK (задание лично вам в связи с этой ситуацией);

A – ACTIVITY (список ваших действий);

R – RESULT (результат).

Заранее спланировав ответы в формате STAR, вы сможете под­готовить основу самопрезентации для интервью настолько гладко и последовательно, насколько это возможно.

Пример:

· Situation – общее описание ситуации в целом;

· Task – рассказ о том, что стало вашей обязанностью в связи
с вышеописанной ситуацией;

· Activity – перечисление того, что вы реально сделали;

· Result – описание благоприятного разрешения ситуации для со­трудников отдела и компании в целом.

Что важно помнить соискателю?

Во-первых, в разговоре с работодателем всегда лучше использо­вать конкретные, а не общие термины, и упоминать количественные показатели (проценты, разы и т. п.). Тогда примеры будут нагляднее.

Во-вторых, важно формулировать ответы кратко и четко, ведь кроме вас наверняка есть и другие претенденты на вакансию, по­этому время собеседования всегда ограничено.

В-третьих, очень важно закончить рассказ о себе на позитивной ноте, чтобы создать общее сильное впечатление от своего ответа.

При умелом использовании структура STAR выглядит просто как хорошо сформулированный пример. Заранее спланировав ответы в данном формате, вы сможете подготовить основу самопрезентации для собеседования так последовательно, насколько это воз­можно.

Скрытое собеседование»

Стандартное собеседование может быть очень эффективным, но работодатели желают знать, что потенциальный сотрудник думаетна самом деле. Эту задачу рекрутеры решают с помощью «скрытого собеседования», которое используется следующим образом [4, 34].

Большинство собеседований, как правило, включает в себя не­кие «экскурсии», даже если это просто быстрая прогулка по офису компании. Во время нее можно узнать гораздо больше о мотивации кандидата, его интересах и о том, насколько он подходит компании.

«Скрытое собеседование» эффективно по таким причинам.

Некоторые соискатели готовы все сделать, чтобы произвести хорошее впечатление на генерального директора. Но они «снимают маску», когда думают, что рядом с ними человек, который ниже их по статусу. Есть даже специальный тест: если хотите понять, как соискатель относится к людям, пригласите его на обед. Его манера общения с официантом показательнее того, как он держится с вами.

Большинство соискателей хотят узнать компанию также и из­нутри (это справедливо, так как собеседование – двусторонний про­цесс). Во время подобных «скрытых собеседований» они часто спра­шивают своих «гидов» о том, о чем никогда бы не спросили на офици­альной встрече. Эти вопросы помогают работодателю лучше понять их планы и перспективы на будущее.

Собеседование с мошенником

Желание больше зарабатывать и меньше работать, абсолютное незнание трудового законодательства и детская наивность нередко приводят кандидатов к мошенникам.

В настоящее время махинации, связанные с трудоустройством, широко распространены, и соискатели, измученные длительными по­исками работы, к сожалению, часто «клюют» на «удочки» аферистов. Ниже описаны некоторые варианты действий мошенников и то, как не стать легкой добычей недобросовестных дельцов [36].

Заплати за подготовку к работе

Кандидату сообщают, что он успешно прошел конкурс и принят на работу. Соискатель, который, возможно, долго не мог найти подхо­дящую работу, радуется и готовится к первому рабочему дню. Но в это время «работодатель» ставит небольшое условие: на счет компании нужно перевести небольшую сумму (в среднем 200–500 рублей), кото­рая покроет расходы на оформление сотрудника, покупку новой формы, подготовку рабочего места. Нередко счастливые работники соглашаются и перечисляют мошенникам необходимую сумму денег. Конечно же, после перевода денег всякое общение прекраща­ется: трубку никто не берет и на письма не отвечает.

Чтобы избежать подобного обмана, соискателю надо знать: все расходы, связанные с оформлением сотрудника, работодатель дол­жен брать на себя. Если у кандидата нет трудовой книжки, то компа­ния оформляет ее кандидату бесплатно (ст. 65 ТК РФ) [30], если нет ра­бочей формы, то работодатель обязан ее выдать (ст. 212 ТК РФ) [там же].

Наши рекомендации