Профориентационные тесты и опросники

Работу нужно выбирать сердцем. Но... «Мне 18, и я не знаю, чего хочу», – пел известный музыкант. Что там говорить, даже люди постарше иногда сомневаются, верным ли карьерным путем они по­шли. Выбрать новую или первую профессию могут помочь тесты на профориентацию. Какими они бывают и где их можно пройти?

Профориентационные тесты бывают разными. Одни оцени­вают ваши способности и сопоставляют их с требованиями к той или иной специальности. Другие ищут соответствие вашего характера оп­реде­ленной профессии. Третьи помогают «разобраться в себе», по­нять, чем вы на самом деле хотите заниматься. Такие тесты называ­ются мо­тивационными.

Тестирование не дает исчерпывающего ответа на вопрос «Кем стать?», по­скольку на выбор профессии влияет слишком много факторов. К тому же у каждой специальности есть свой комплекс требований
к спо­собностям и личным качествам. Если вы не школь­ник, которому еще далеко до своего первого рабочего дня, то очень многое зависит от вашего образования и профессиональ­ного опыта.

Что же делать? Можно самостоятельно сопоставить результаты нескольких тестов (желательно разного типа: оценочных, личностных и мотивационных) с требованиями профессии (они подробно пред­ставлены на сайте Департамента по труду и занятости населения го­рода Москвы). Конечно, это трудная аналитическая работа, но она стоит затраченных на нее усилий.

Но если вы не верите, что можете все взвесить самостоятельно, можно обратиться к профессиональным консультантам. Правда, стоимость подобных услуг весьма высока. Другой, более реальный вариант – правильно исполь­зовать возможности, описанные в [3, 12–18].

В любом случае тесты на профессиональную ориентацию – только первый шаг в выборе подходящей специальности. Однако если разумно подойти к их результатам, вам будет легче найти верный путь, который приведет вас к любимой работе и успешной карьере.

Профконсультирование

Существует два основных вида консультирования: индивиду­альное и групповое, каждое из которых имеет свои сильные и слабые стороны. В процессе индивидуального консультирования клиент и консультант вместе планируют профессиональную деятельность, ищут способы решения возникающих проблем. Но при этом не всегда уда­ется повысить социальную активность человека. При узкопрофи­лиро­ванных групповых консультациях поддержка товарищей по не­счастью позволяет уменьшить остроту чувства неопределенности, гармонизи­рует самооценку, придает большую уверенность человека в себе.

Основа индивидуальной профконсультации – выявле­ние блоков триады «хочу–могу–надо», под которыми подразумевается выявление интересов и склонностей («хочу»), возможностей личности («могу»), информация о мире профессий и потребности общества в этой профес­сии («надо»). В настоящее время преоблада­ет третий компонент.

Профконсультация способствует решению выбора профессии только в том случае, если выявлены все три компонента и если они со­гласованы между собой. Рассогласование этой триады требует про­должения работы, направленной на устранение дефицита информации.

Можно выделить следующие пять этапов собеседования.

1. Введение. На этом этапе необходимо представиться, изло­жить цель беседы, попытаться вызвать интерес к собеседованию, по­стараться до­биться психологического комфорта у консультируемого.

2. Сбор информации. Задачей этого этапа является определение (совместно с клиентом) цели его прихода к профконсультанту, его ви­дения проблемы и путей ее решения, потенциальных возможностей
с учетом прежней занятости.

3. Диагноз. Этап должен позволить определить идеальный, с точки зрения клиента, выход из создавшейся ситуации (желаемый ре­зультат); помочь ему в переоценке своих способностей и опыта; дого­вориться
о том, что нужно сделать в первую очередь; обеспечить под­держку на стадии принятия решений, ответить на вопросы и преодо­леть разногласия; прогнозировать ситуацию после решения проблемы.

4. Определение альтернатив. Нужно рассмотреть несколько аль­тернатив, предложенных клиентом или профконсультантом; выбрать среди предложенных лучший вариант; еще раз сформулировать же­лаемый результат, подтвердить принятое решение.

5. Обобщение (резюме). Определить с клиентом план его дейст­вий на ближайшее время, подтвердить готовность клиента к ним.

Основной формой проведения индивидуальной профконсульта­ции является беседа. В ходе беседы профконсультант получает сведе­ния о состоянии здоровья человека, об общем уровне развития, моти­вах выбора области профессиональной деятельности. Интервью явля­ется одним из основных методов получения информации как в проф­консультировании, так и в профориентационной работе. В профкон­сультировании его
используют как специальный метод анализа уни­кальности ситуации проблем клиента для повышения его мобиль­ности в профессиональном самоопределе­нии. Изучение социально-психоло­гической готовности безработных к продолжению трудовой деятель­ности позволяет очень четко оп­ределить направление работы с ними.

Глава 2

Наши рекомендации