Призвание и деньги: как найти компромисс?

Несомненно, больше повезло тем специалистам, чье призвание – активные продажи или сведение дебета с кредитом. А как быть обла­дателям не совсем прибыльных профессий?

Таким специалистам Я. Лейкина советует попытаться найти себя
в коммерческой среде: «Сейчас достаточно предприятий или ор­ганизаций, где требуются квалифицированные педагоги, врачи, работ­ники с медицинским образованием и другие специалисты, чей труд в госорганизациях “стоит” не очень дорого. Безусловно, для хорошо оп­лачиваемой работы необходимы высокая квалификация и умение ра­ботать с людьми как с клиентами, что является непривычным для мно­гих бюджетных специалистов. Но этому нужно учиться, и тогда успех, в том числе финансовый, обязательно придет».

Согласна с этим и А. Занегина, директор по развитию агент­ства «Контакт». По мнению эксперта, любая профессия, даже самая не­прибыльная, в конечном итоге может принести деньги. Вопрос в том, есть ли у человека возможность ждать этого момента.

«И конечно, нельзя забывать, что даже в далекой от коммерции сфере достижение финансового успеха все равно потребует опреде­ленных управленческих, сугубо “«коммерческих» навыков”, – напоми­нает В. Устюжанин.

В качестве примера эксперт приводит старый анекдот:

«Диалог художника с критиком:

– Как Вам моя картина?

– Ужасающая бездарная мазня!

– Но вчера я продал ее за 50 тысяч долларов!

– А вот это уже искусство…»

«В любом случае все зависит от «аппетитов» в отношении заработка, – продолжает В. Устюжанин. – Любая профессия или дея­тельность имеет определенную “емкость” рынка. Миллионером можно стать практически в любой частной деятельности, но если грезите о миллиарде – надо торговать нефтью».

Вышесказанное показывает, что шансы на успешную карь­еру
у специалиста есть независимо от того, какую сферу дея­тель­ности он избрал. Но построить карьеру, не ис­пытывая удо­вольст­вия от работы, невозможно. Человека без «огонька в глазах» всег­да будут обгонять те, кто по-настоящему любит свое дело [4, 36].

Безработица

Безработица– это наличие в стране людей, составляющих часть экономически активного населения, которые способны и желают трудиться по найму, но не могут найти работу.

Бывают виды безработицы: структурная, цикли­ческая, фрикци­онная, сезонная, частичная, скрытая, застойная, технологическая и т. д.

Занятость– это деятельность граждан, связанная с удовлетво­рением личных и общественных потребностей, не противоречащая
за­конодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (далее – заработок).

Неполная занятостьслужит источником безработицы.

Полная занятостьозначает практически полное обеспечение трудоспособного населения рабочими местами.

Уровень занятости, т. е. вовлеченности в трудовые про­цессы, зависит от соотношения между количеством трудоспособного населения
и рабочих мест, а также соответствия рабочих мест возмож­ностям работников использовать их, ограниченным профессией, спе­циализацией, опытом работы, знаниями и умением.

Частичная занятостьподразумевает возможность устроиться на работу на неполный рабочий день, на сезонный период.

Уровень безработицы– количественный показатель, позволя­ющий сравнить безработицу для разной численности населения (для разных стран или для разных периодов одной и той же страны). Уро­вень безработицы рассчитывается как отношение числа безработных к общему числу занятых в хозяйстве или к численности интересующей группы населения (безработица среди женщин, молодежи, сельского населения и т. п.). Чаще всего он выражается в процентах.

Вынужденная (безработица ожидания)возникает, когда ра­ботник может и хочет работать при данном уровне заработной платы, но не может найти работу.

Добровольная безработица – связана с нежеланием людей ра­ботать, например, в условиях понижения заработной платы. Добро­вольная безработица усиливается во время экономического бума и снижается при спаде. Ее масштабы и продолжительность различны у лиц разных профессий, уровня квалификации, а также у различных со­циально-демографических групп населения.

Зарегистрированная безработица – незанятое население, за­нимающееся поиском работы и официально взятое на учет.

Институциональная безработица – возникающая в случае вмешательства государства или профсоюзов в установление размеров ставок заработной платы, отличных от тех, которые могли бы сформи­роваться
в естественном рыночном хозяйстве.

Маргинальная безработица – безработица слабо защищенных слоев населения (молодежи, женщин, инвалидов) и социальных низов.

Молодежная безработица – безработица среди группы лиц в возрасте от 18 до 25 лет.

Неустойчивая безработицавызывается временными причина­ми (например, при добровольной смене работниками мест работы или увольнении в сезонных отраслях промышленности).

Скрытая безработица – формально занятые, но фактически безработные лица (в результате спада производства рабочая сила ис­пользуется не полностью, но и не увольняется) или лица, же­лающие работать, но не зарегистрированные в качестве безработных. Часть скрытой безработицы является результатом наличия людей, которые перестали искать работу.

Структурная безработица вызвана изменениями в струк­туре спроса на труд, когда образуется структурное несовпадение ме­жду квалификацией безработных и требованием свободных рабочих мест.

Фрикционная безработица – время добровольного поиска ра­ботником нового места работы, которое устраивает его в большей сте­пени, чем прежнее рабочее место.

Профессиональная ориентация

Профессиональная ориентация – это обобщенное понятие компонента общечеловеческой культуры, включающего в себя заботу общества о профессиональном становлении подрастаю­щего поколения, поддержку и развитие природных дарований, а также проведение комплекса специальных мер, способствующих про­фессиональному самоопределению и выбору оптимального вида занято­сти молодого человека с учетом его потребностей
и возможностей, социально-экономи­чес­кой ситуации на рынке труда.

Переход экономики на рыночные отношения предопределяет новый подход к проблеме социальной и профессиональной ориента­ции выпускника вуза.

Расширение возможностей выбора профессионального пути, вида занятости (работа по найму, самозанятость, предпринимательст­во), повышение собственной ответственности за принятие индивиду­ального решения, повышение «стоимости» неверного решения созда­ют объективные предпосылки для повышения значимости квалифици­рованной помощи в получении рекомендаций специалиста в процессе профессионального определения.

Это относится как к людям, впервые вступающим на трудовое поприще, так и к людям, которые потеряли работу.

Профилирование на ранних стадиях безработицы способствует раннему выявлению кандидатов в долгосрочные безработные, а также своевременной помощи людям, имеющим возможность более быстрого трудоустройства.

Профессиональная ориентация – это система научно обоснован­ных мероприятий, направленных на подготовку молодежи к выбору профессии с учетом особенностей личности и социально-экономичес­кой ситуации на рынке труда, на оказание помощи молодежи в про­фессиональном самоопределении и трудоустройстве [3].

Профориентация способствует выбору профессии в соответст­вии
с индивидуальными способностями и склонностями, а также воз­можностями, которые предоставляет человеку общество.

Профессиональная ориентация включает в себя четыре этапа: 1) профессиональное просвещение; 2) профессиональное воспитание;
3) профессиональное консультирование; 4) профессиональное развитие личности и поддержку профес­сиональной карьеры.

Профессиональное просвещение – это ознакомление учащихся и выпускников учебных заведений с современными видами трудовой деятельности, социально-экономическими и психофизиологическими особенностями различных профессий, потребностями в квалифициро­ванных кадрах, требованиями, предъявляемыми профессиями к чело­веку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования
в процессе трудовой деятельности. Профес­сиональное просвещение формирует у молодежи мотивированные профессиональные намерения, в основе которых лежит осознание ими социально-экономических потребностей и своих психофизиологичес­ких возможностей.

Профессиональное воспитание – это формирование у молодежи трудолюбия, работоспособности, профессиональной ответственности, способностей и склонностей.

Профессиональное консультирование – это оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении и предоставление им рекомендаций о возможных направлениях профессиональ­ной деятель­ности, наиболее соответствующих их психологическим, психофизио­логическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики.

Профессиональное развитие личности и поддержка профессио­нальной карьеры, включая смену профессии и профессиональную пе­реподготовку, имеют в своей основе:

1) профессиональный подбор – рекомендации учащимся и вы­пускникам учебных заведений с учетом возможных направле­ний профессио­нальной деятельности, наиболее соответствующих их психофизиоло­гическим, физиологическим особенностям, на основе результатов пси­хологической, психофизиологической и медицинской диагностики;

2) профессиональный отбор – определение профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (должности, месту ра­боты)
в соответствии с нормативными требованиями;

3) профессиональную, производственную и социальную адап­тацию – систему мер, способствующих профессиональному становле­нию работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма.

Для проведения профессиональной ориентации нужно распола­гать социально-экономическими характеристиками профессий, знать перспективы развития профессии, районы распространения профес­сий, уровень доходов по профессии, пути получения квалификации и перспективы профессиональной карьеры, а также особенности рынка труда. Кроме этого, следует пользоваться технологическими характе­ристиками, включающими описание производственных процессов и профессиональных задач; медико-физиологическими и санитарными характеристиками условий труда с перечнем показаний и противопо­казаний; требованиями профессий к индивидуальным особенностям людей. Сводный документ такого рода называется профессиограммой.

Профессиональная ориентация молодежи проводится в целях:

1) обеспечения социальных гарантий в сфере свободного вы­бора профессии, формы занятости и путей самореализации личности;

2) достижения сбалансированности между профессиональными интересами человека, его психофизиологическими особенностями и возможностями рынка труда;

3) прогнозирования профессиональной успешности в какой-либо сфере трудовой деятельности;

4) содействия непрерывному росту профессионализма личности как важнейшему условию ее удовлетворенности трудом и собствен­ным
социальным статусом, реализации индивидуального потенциала, формирования здорового образа жизни и достойного благосостояния.

Основные методы профессиональной ориентации:

– информирование – индивидуальное, групповое, массовое, не­посредственное (лекция, беседа), опосредованное (средствами массо­вой информации);

– психологическое и медицинское консультирование;

– психологическая, психофизиологическая, медицинская диаг­ностика;

– различные педагогические методы.

В связи с переходом России к рыночной экономике расширя­ются мас­штабы профориентации. В профориентационных услугах нуждается не только молодежь, но и другие категории населения.

Правовая основа профессиональной ориентации безработных и других категорий населения опирается на положения Конвенции Меж­дународной организации труда (МОТ) № 88 «Об организации службы
занятости», Конвенции МОТ № 142 и Рекомендации МОТ № 150
«О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в об­ласти развития людских ресурсов». Эти акты устанавливают, что госу­дарства принимают и развивают программы профессиональной ориен­тации и профессиональной подготовки, связанные с занятостью, в ча­стности, через государственные службы.

Наши рекомендации