Призвание и деньги: как найти компромисс?
Несомненно, больше повезло тем специалистам, чье призвание – активные продажи или сведение дебета с кредитом. А как быть обладателям не совсем прибыльных профессий?
Таким специалистам Я. Лейкина советует попытаться найти себя
в коммерческой среде: «Сейчас достаточно предприятий или организаций, где требуются квалифицированные педагоги, врачи, работники с медицинским образованием и другие специалисты, чей труд в госорганизациях “стоит” не очень дорого. Безусловно, для хорошо оплачиваемой работы необходимы высокая квалификация и умение работать с людьми как с клиентами, что является непривычным для многих бюджетных специалистов. Но этому нужно учиться, и тогда успех, в том числе финансовый, обязательно придет».
Согласна с этим и А. Занегина, директор по развитию агентства «Контакт». По мнению эксперта, любая профессия, даже самая неприбыльная, в конечном итоге может принести деньги. Вопрос в том, есть ли у человека возможность ждать этого момента.
«И конечно, нельзя забывать, что даже в далекой от коммерции сфере достижение финансового успеха все равно потребует определенных управленческих, сугубо “«коммерческих» навыков”, – напоминает В. Устюжанин.
В качестве примера эксперт приводит старый анекдот:
«Диалог художника с критиком:
– Как Вам моя картина?
– Ужасающая бездарная мазня!
– Но вчера я продал ее за 50 тысяч долларов!
– А вот это уже искусство…»
«В любом случае все зависит от «аппетитов» в отношении заработка, – продолжает В. Устюжанин. – Любая профессия или деятельность имеет определенную “емкость” рынка. Миллионером можно стать практически в любой частной деятельности, но если грезите о миллиарде – надо торговать нефтью».
Вышесказанное показывает, что шансы на успешную карьеру
у специалиста есть независимо от того, какую сферу деятельности он избрал. Но построить карьеру, не испытывая удовольствия от работы, невозможно. Человека без «огонька в глазах» всегда будут обгонять те, кто по-настоящему любит свое дело [4, 36].
Безработица
Безработица– это наличие в стране людей, составляющих часть экономически активного населения, которые способны и желают трудиться по найму, но не могут найти работу.
Бывают виды безработицы: структурная, циклическая, фрикционная, сезонная, частичная, скрытая, застойная, технологическая и т. д.
Занятость– это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая
законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (далее – заработок).
Неполная занятостьслужит источником безработицы.
Полная занятостьозначает практически полное обеспечение трудоспособного населения рабочими местами.
Уровень занятости, т. е. вовлеченности в трудовые процессы, зависит от соотношения между количеством трудоспособного населения
и рабочих мест, а также соответствия рабочих мест возможностям работников использовать их, ограниченным профессией, специализацией, опытом работы, знаниями и умением.
Частичная занятостьподразумевает возможность устроиться на работу на неполный рабочий день, на сезонный период.
Уровень безработицы– количественный показатель, позволяющий сравнить безработицу для разной численности населения (для разных стран или для разных периодов одной и той же страны). Уровень безработицы рассчитывается как отношение числа безработных к общему числу занятых в хозяйстве или к численности интересующей группы населения (безработица среди женщин, молодежи, сельского населения и т. п.). Чаще всего он выражается в процентах.
Вынужденная (безработица ожидания)возникает, когда работник может и хочет работать при данном уровне заработной платы, но не может найти работу.
Добровольная безработица – связана с нежеланием людей работать, например, в условиях понижения заработной платы. Добровольная безработица усиливается во время экономического бума и снижается при спаде. Ее масштабы и продолжительность различны у лиц разных профессий, уровня квалификации, а также у различных социально-демографических групп населения.
Зарегистрированная безработица – незанятое население, занимающееся поиском работы и официально взятое на учет.
Институциональная безработица – возникающая в случае вмешательства государства или профсоюзов в установление размеров ставок заработной платы, отличных от тех, которые могли бы сформироваться
в естественном рыночном хозяйстве.
Маргинальная безработица – безработица слабо защищенных слоев населения (молодежи, женщин, инвалидов) и социальных низов.
Молодежная безработица – безработица среди группы лиц в возрасте от 18 до 25 лет.
Неустойчивая безработицавызывается временными причинами (например, при добровольной смене работниками мест работы или увольнении в сезонных отраслях промышленности).
Скрытая безработица – формально занятые, но фактически безработные лица (в результате спада производства рабочая сила используется не полностью, но и не увольняется) или лица, желающие работать, но не зарегистрированные в качестве безработных. Часть скрытой безработицы является результатом наличия людей, которые перестали искать работу.
Структурная безработица вызвана изменениями в структуре спроса на труд, когда образуется структурное несовпадение между квалификацией безработных и требованием свободных рабочих мест.
Фрикционная безработица – время добровольного поиска работником нового места работы, которое устраивает его в большей степени, чем прежнее рабочее место.
Профессиональная ориентация
Профессиональная ориентация – это обобщенное понятие компонента общечеловеческой культуры, включающего в себя заботу общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержку и развитие природных дарований, а также проведение комплекса специальных мер, способствующих профессиональному самоопределению и выбору оптимального вида занятости молодого человека с учетом его потребностей
и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда.
Переход экономики на рыночные отношения предопределяет новый подход к проблеме социальной и профессиональной ориентации выпускника вуза.
Расширение возможностей выбора профессионального пути, вида занятости (работа по найму, самозанятость, предпринимательство), повышение собственной ответственности за принятие индивидуального решения, повышение «стоимости» неверного решения создают объективные предпосылки для повышения значимости квалифицированной помощи в получении рекомендаций специалиста в процессе профессионального определения.
Это относится как к людям, впервые вступающим на трудовое поприще, так и к людям, которые потеряли работу.
Профилирование на ранних стадиях безработицы способствует раннему выявлению кандидатов в долгосрочные безработные, а также своевременной помощи людям, имеющим возможность более быстрого трудоустройства.
Профессиональная ориентация – это система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодежи к выбору профессии с учетом особенностей личности и социально-экономической ситуации на рынке труда, на оказание помощи молодежи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве [3].
Профориентация способствует выбору профессии в соответствии
с индивидуальными способностями и склонностями, а также возможностями, которые предоставляет человеку общество.
Профессиональная ориентация включает в себя четыре этапа: 1) профессиональное просвещение; 2) профессиональное воспитание;
3) профессиональное консультирование; 4) профессиональное развитие личности и поддержку профессиональной карьеры.
Профессиональное просвещение – это ознакомление учащихся и выпускников учебных заведений с современными видами трудовой деятельности, социально-экономическими и психофизиологическими особенностями различных профессий, потребностями в квалифицированных кадрах, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования
в процессе трудовой деятельности. Профессиональное просвещение формирует у молодежи мотивированные профессиональные намерения, в основе которых лежит осознание ими социально-экономических потребностей и своих психофизиологических возможностей.
Профессиональное воспитание – это формирование у молодежи трудолюбия, работоспособности, профессиональной ответственности, способностей и склонностей.
Профессиональное консультирование – это оказание помощи учащимся в профессиональном самоопределении и предоставление им рекомендаций о возможных направлениях профессиональной деятельности, наиболее соответствующих их психологическим, психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики.
Профессиональное развитие личности и поддержка профессиональной карьеры, включая смену профессии и профессиональную переподготовку, имеют в своей основе:
1) профессиональный подбор – рекомендации учащимся и выпускникам учебных заведений с учетом возможных направлений профессиональной деятельности, наиболее соответствующих их психофизиологическим, физиологическим особенностям, на основе результатов психологической, психофизиологической и медицинской диагностики;
2) профессиональный отбор – определение профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (должности, месту работы)
в соответствии с нормативными требованиями;
3) профессиональную, производственную и социальную адаптацию – систему мер, способствующих профессиональному становлению работника, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств, установок и потребностей к активному творческому труду, достижению высшего уровня профессионализма.
Для проведения профессиональной ориентации нужно располагать социально-экономическими характеристиками профессий, знать перспективы развития профессии, районы распространения профессий, уровень доходов по профессии, пути получения квалификации и перспективы профессиональной карьеры, а также особенности рынка труда. Кроме этого, следует пользоваться технологическими характеристиками, включающими описание производственных процессов и профессиональных задач; медико-физиологическими и санитарными характеристиками условий труда с перечнем показаний и противопоказаний; требованиями профессий к индивидуальным особенностям людей. Сводный документ такого рода называется профессиограммой.
Профессиональная ориентация молодежи проводится в целях:
1) обеспечения социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии, формы занятости и путей самореализации личности;
2) достижения сбалансированности между профессиональными интересами человека, его психофизиологическими особенностями и возможностями рынка труда;
3) прогнозирования профессиональной успешности в какой-либо сфере трудовой деятельности;
4) содействия непрерывному росту профессионализма личности как важнейшему условию ее удовлетворенности трудом и собственным
социальным статусом, реализации индивидуального потенциала, формирования здорового образа жизни и достойного благосостояния.
Основные методы профессиональной ориентации:
– информирование – индивидуальное, групповое, массовое, непосредственное (лекция, беседа), опосредованное (средствами массовой информации);
– психологическое и медицинское консультирование;
– психологическая, психофизиологическая, медицинская диагностика;
– различные педагогические методы.
В связи с переходом России к рыночной экономике расширяются масштабы профориентации. В профориентационных услугах нуждается не только молодежь, но и другие категории населения.
Правовая основа профессиональной ориентации безработных и других категорий населения опирается на положения Конвенции Международной организации труда (МОТ) № 88 «Об организации службы
занятости», Конвенции МОТ № 142 и Рекомендации МОТ № 150
«О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов». Эти акты устанавливают, что государства принимают и развивают программы профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, связанные с занятостью, в частности, через государственные службы.