Молодые специалисты на рынке труда
Проблема трудоустройства молодых специалистов в условиях рыночной экономики очень актуальна, что подтверждается приведенными ниже материалами с одного из самых популярных порталов по трудоустройству – www.hh.ru [4, 34].
Быть молодым или «стартовым» специалистом, ищущим привлекательную работу в реальном секторе экономики, в настоящее время трудно. Ведь кто такой «молодой специалист»? В первую очередь, это человек с определенным багажом теоретических знаний, только что получивший диплом. К сожалению, не более 30 % выпускников на сегодняшний день могут похвастаться практическим опытом работы по специальности к моменту получения диплома. Столкнувшись с задачей поиска работы, остальные 70 % видят следующее в описании вакансий: «Требуемый опыт работы от 1–1,5 лет». Возникает резонный вопрос: где же взять этот опыт, если я молодой специалист? Последние годы ведется активная дискуссия (как в рамках самих вузов, так и среди работодателей), как оценивать кандидата-студента, совмещающего работу
и учебу. И здесь не может быть одного правильного ответа. Есть те, кто успешно сочетает учебу с работой, укрепляя свои профессиональные знания, и есть те, кто наоборот, полностью посвящает себя процессу «зарабатывания» денег, поставив свое обучение на второй план. Это сознательный выбор каждого и он может состоять из следующих важных этапов [4, 34].
Во-первых, надо определить, что является основной целью – получение практического опыта по своей специальности или «зарабатывание» денег. Первый вариант, скорее всего, приведет в крупную компанию, где даже в кризисный период сохраняется возможность стажировок или работы на позиции «Ассистент отдела». На примере крупной компании проще описать карьерный путь для молодого специалиста. Например, он может быть следующим: Ассистент отдела -> Специалист отдела -> Ведущий специалист -> Руководитель группы -> Руководитель отдела -> Руководитель департамента. Второй вариант с большей вероятностью приведет в маленькую фирму, где за счет рас-ширенного функционала появится реальная возможность зарабатывать, но, к сожалению, карьерный путь сложно прогнозировать, так как при наличии смежного функционала есть возможность получить практический опыт в совсем другой специализации.
Во-вторых, следует оценить реальный уровень своих знаний и умений для того, чтобы определить, на какие компании имеет смысл обращать внимание. К сожалению, многие выпускники игнорируют требования, указанные в описании вакансий, такие как уровень знания иностранного языка, различных специализированных программ, хотя это является критичным при приеме на работу. Тем самым они отрезают себе путь в данную компанию. В таком случае более правильным, но и более сложным, будет приобретение этих навыков. Например, в резюме стоит указывать так: «Уровень знания английского языка pre-intermediate
(в процессе изучения)».
В-третьих, важно определить список ресурсов для поиска работы. Это могут быть ведущие рекрутинговые агентства, которые занимаются трудоустройством молодых специалистов, ключевые интернет-порталы и т. д.
В-четвертых, не стоит забывать об еще одном, совсем немаловажном факторе – факторе «горящих глаз». О нем в последнее время все чаще говорят работодатели. Работодатель ожидает увидеть не просто стопроцентное соответствие требованиям вакантной позиции, но
и искренний интерес к работе именно в данной компании. Это можно продемонстрировать элементарно: предварительно подготовиться к собеседованию, просмотрев интернет-источники и собрав рекомендации
о компании от работающих в ней знакомых и т. д.
Кроме того, для предотвращения проблем при трудоустройстве
и получения любой привлекательной работы с официальным трудоустройством необходимо очень четко понимать следующее.
Во-первых, за счет чего вы сможете постоянно приносить прибыль будущему работодателю, так как при рыночной экономике:
– именно получение прибыли является главной целью любых внебюджетных хозяйственных субъектов (ОАО, ЗАО, ООО и т. п.);
– выплачивать вам заработную плату любая внебюджетная организация или индивидуальный предприниматель могут только за счет получаемой в результате вашей деятельности прибыли (как правило,
в результате обеспечения продаж любых товаров и услуг), так как других источников для самофинансирования у них нет, причем ваша зарплата обязательно будет намного меньше объемов продаж (особенно, если продается любой материальный товар, а не компьютерные программы, подключение к Интернету или кабельному телевидению и т. п.), так как необходимы большие финансовые затраты для обеспечения хозяйственной деятельности данного юридического лица, выплаты зарплаты другим сотрудникам и получения прибыли собственником.
Во-вторых, как вы сможете убедить любого работодателя в реальном секторе экономике, что в случае вашего приема на работу он быстро начнет получать финансовую выгоду и не будет иметь никаких проблем, т. е. вы уже подготовлены для успешной работы или сможете быстро войти в курс дела и приносить прибыль. Это особенно важно для официального трудоустройства девушек и женщин в любые внебюджетные организации, так как в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации беременные женщины и имеющие детей до определенного возраста защищены от увольнения, поэтому если они не будут отрабатывать свою зарплату, то работодатель все равно должен будет ее платить или иметь в дальнейшем проблемы.
В-третьих, желательно к моменту трудоустройства определиться, чтобы не тратить напрасно время, какую именно работу вы хотите получить, так как реально возможны только два варианта:
– работа, при которой вы непосредственно занимаетесь продажей товаров и услуг и получаете в итоге свой процент от объема продаж в качестве заработной платы (при продажах реальных товаров он обычно бывает в разы меньше, чем при продаже услуг, так как в последнем случае затраты и риски любого работодателя гораздо ниже);
– работа в бюджетных или внебюджетных организациях, не связанная с непосредственной продажей вами любых товаров и услуг.
Основным требованием, которое работодатели предъявляют к потенциальным сотрудникам, является наличие успешного опыта работы на аналогичных должностях. Но откуда ему взяться, если молодой специалист только что окончил вуз?!
Некоторые студенты начинают работать еще с первых курсов. Найти работу студенту-очнику очень сложно, ведь большинство работодателей предпочитает принимать на работу не только состоявшихся специалистов, но и тех, кто способен работать полный рабочий день,
а при необходимости и задерживаться сверх установленного времени.
И все-таки найти работу, связанную с получением навыков и опыта работы по специальности, все заинтересованные студенты могут.
Одним из вариантов такой работы может быть описанная в [18] учебно-тренировочная работа по договорам подряда в созданной ТГПУ им. Л. Н. Толстого в соответствии с Федеральным Законом от 02.08.2009 № 217-ФЗ [28] инновационной фирме – ООО Инновационно-внедренческое учебно-производственное предприятие «Энергосбережение, безопасность жизнедеятельности, экономия» (сокращенно – ООО ИВУПП «ЭБЖЭ»).
При поиске работы надо учитывать, что компании по-разному относятся к перспективе найма специалистов без опыта работы. Кто-то по-прежнему считает это пустой тратой времени, а другие, наоборот, видят неоспоримое преимущество в найме, обучении и последующем развитии вчерашних выпускников. В любом случае трудоустройству некоторых выпускников мешает то, что, как отмечают на портале www.hh.ru [10], уже тенденцией становится ситуация, при которой:
– студенты часто не могут адекватно оценить себя, переоценивая свою привлекательность для работодателей на рынке труда;
– студенты и молодые специалисты без опыта работы, в лучшем случае имеющие лишь высшее образование, пытаются навязать свои условия работодателю. Чрезмерные амбиции и желание получить все и сразу не являются залогом успеха в деле поиска работы. Поэтому эксперты советуют при поиске работы лучше руководствоваться реальными знаниями и умениями, а не желанием зарабатывать как можно больше, и не завышать свои финансовые ожидания.
Выпускники, начавшие работать еще в студенческие годы, как правило, добиваются в карьере большего успеха, чем те, кто приступает
к поиску работы только после получения диплома. Им проще сделать карьеру, так как к моменту получения диплома они уже закладывают прочный фундамент на будущее. Идеален вариант, когда студент старших курсов приходит в компанию и, работая на неполной занятости, получает первый профессиональный опыт. Для всех заинтересованных студентов существует такая возможность [12, 18].
1.2. Актуальность обучения студентов навыкам построения успешной карьеры
Проблема оценки качества высшего образования и его повышения является одной из самых актуальных для всей образовательной системы Российской Федерации, а понятие «качество образования» не имеет
общепринятого определения, так как все участники образовательного процесса и заинтересованные лица вкладывают в него свой смысл [24]. Причем в условиях современной экономики актуальны проблемы [8]:
1) несоответствия имеющихся профессий (специальностей) и уровней квалификации выпускников требованиям работодателей; 2) дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы.
Необходимо внедрять новые методы повышения качества подготовки студентов с учетом потребностей рыночной экономики и их будущего трудоустройства, так как Министерство образования и науки Российской Федерации сделало результаты трудоустройства выпускников вузов в первый год после получения ими дипломов важным
аккредитационным показателем вузов, а также поставило перед педагогическими вузами задачу улучшить практическую подготовку студентов.
В связи с этим профессиональное образование должно: быть согласовано с концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, стратегиями социально-экономического развития регионов; базироваться на интеграции научной, образовательной и иннова-ционной деятельности при реализации основных образовательных программ различных уровней и дополнительных профессиональных образовательных программ; осуществляться не только на базе традиционных вузовских подразделений (кафедр, факультетов), но и в условиях новых типов организационных структур: научно-образовательных центров, базовых кафедр, инновационно-технологических центров, бизнес-инкубаторов и др. [23].
Это подтвердил и анализ анкет и резюме, которые два года заполняли студенты III и IV курса пяти факультетов ТГПУ им. Л. Н. Толстого.
Обработка указанных анкет студентов показала:
– многие студенты, желающие работать в реальном секторе экономики (на предприятиях, в организациях, фирмах и т. д.), плохо представляют и не планируют свою будущую работу и карьеру, а поэтому
и не готовятся к трудоустройству на конкретных должностях;
– обычно студенты и их семьи откладывают выбор мест работы
в реальном секторе экономике на период перед выпуском из вуза или после него, а затем хотят использовать для поиска работы «счастливый случай», любые возможности, знакомства, «связи» и т. д.;
– студенты не знают способов уменьшения своих затрат и рисков при поиске работы;
– большинство должностей, указанных студентами в анкетах или позволяющих получить желательный для них уровень зарплаты в реальном секторе экономики, являются руководящими и требуют наличия навыков и большого стажа работы на таких же должностях;
– многие студенты хотят сразу много зарабатывать, но не представляют, как они могут заработать для фирмы хоть что-то. Это опасно, так как резюме с такими запросами по зарплате не заинтересуют работодателей, которым действительно нужны специалисты, но могут привлечь внимание мошенников, способных обмануть.
Анализ материалов на сайтах по трудоустройству www.hh.ru, www.Rabota.ru, www.Superjob.ru, www.Job.ru, www.Работа@mail.ru [32, 34–37] показал, что трудоустройство выпускников очень затрудняют:
– отсутствие у них стажа и опыта работы на таких должностях;
– невозможность заполнить все разделы их резюме важной для работодателя информацией, которая доказывает готовность соискателя сразу же начать эффективно работать.
Выпускникам даже ведущих вузов трудно устроиться на хорошие должности, хотя во многих хозяйственных субъектах есть постоянные вакансии для опытных специалистов.
Поэтому одним из способов повышения качества обучения студентов очной формы обучения с учетом законов рыночной экономики является создание условий для их работы по специальности до окончания вуза в целях получения ими навыков, опыта и стажа работы.
В современных социально-экономических условиях обеспечить это трудно, так как:
– многие работодатели в реальном секторе экономики используют студентов как дешевую рабочую силу на работах, которые мало полезны для их будущего трудоустройства;
– высшим учебным заведениям трудно помогать своим студентам очной формы обучения в поиске работы или подработки, которая не будет мешать учебе и позволит получить нужные навыки и опыт, так как свободных рабочих мест у них мало;
– работодателей обычно интересуют опытные работники, способные сразу приносить выгоду и «отрабатывать» их зарплату, поэтому студентам трудно получить хорошую работу;
– студентам трудно самим определить, какая работа будет полезна для дальнейшей учебы и повышения конкурентоспособности после вуза, а тем более самостоятельно использовать ее с максимумом пользы для подготовки хорошего резюме, портфолио и т. д.
Поскольку при рыночной экономике собственники хозяйственных субъектов сами определяют распределение всех средств, в том числе свои затраты на обеспечение охраны труда, которые снижают рентабельность, студентам и выпускникам необходимо понимать, что:
1) для получения любой работы с хорошими условиями труда, гарантированной выплатой зарплаты и социальными гарантиями надо иметь трудовой договор с работодателем, который в этом случае обязан их обеспечить в соответствии с действующим законодательством;
2) в связи с этим работодатели в реальном секторе экономики стараются официально принимать на работу лишь тех, кто доказал, что умеет работать и приносить прибыль;
3) для официального трудоустройства на привлекательные должности с хорошими условиями труда и его охраны с максимально возможной зарплатой обычно надо заинтересовать работодателя хорошим резюме, в котором заполнены все разделы и показано наличие знаний, опыта и стажа работы с похожими функциями, в том числе работы в настоящее время, что выпускникам вузов дневной формы обучения обеспечить трудно;
4) в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации беременные женщины и имеющие детей хорошо защищены
в случаях их официального трудоустройства, однако при поиске работы женщинами возможна дискриминация по гендерному фактору, поэтому студенткам надо лучше готовиться для получения хорошей работы.