Молодые специалисты на рынке труда

Проблема трудоустройства молодых специалистов в условиях рыночной экономики очень актуальна, что подтверждается приведен­ными ниже материалами с одного из самых популярных порталов по трудоустройству – www.hh.ru [4, 34].

Быть молодым или «стартовым» специалистом, ищущим при­влекательную работу в реальном секторе экономики, в настоящее время трудно. Ведь кто такой «молодой специалист»? В первую оче­редь, это человек с определенным багажом теоретических знаний, только что получивший диплом. К сожалению, не более 30 % выпу­скников на сегодняшний день могут похвастаться практическим опы­том работы по специальности к моменту получения диплома. Столкнувшись с задачей поиска работы, остальные 70 % видят следую­щее в описании вакансий: «Требуемый опыт работы от 1–1,5 лет». Возникает резонный вопрос: где же взять этот опыт, если я молодой специалист? Последние годы ведется активная дискуссия (как в рам­ках самих вузов, так и среди работодателей), как оценивать кан­дидата-студента, совмещающего работу
и учебу. И здесь не может быть од­ного правильного ответа. Есть те, кто успешно сочетает учебу с рабо­той, укрепляя свои профессиональные знания, и есть те, кто наоборот, полностью посвящает себя процессу «зарабатывания» денег, поставив свое обучение на второй план. Это сознательный вы­бор каждого и он может состоять из следующих важных этапов [4, 34].

Во-первых, надо определить, что является основной це­лью – получение практического опыта по своей специальности или «зара­батывание» денег. Первый вариант, скорее всего, приведет в крупную компанию, где даже в кризисный период сохраняется возмож­ность ста­жировок или работы на позиции «Ассистент отдела». На примере крупной компании проще описать карьерный путь для мо­лодого спе­циалиста. Например, он может быть следующим: Асси­стент отдела -> Специалист отдела -> Ведущий специалист -> Ру­ководитель группы -> Руководитель отдела -> Руководитель депар­тамента. Второй вариант с большей вероятностью приведет в ма­ленькую фирму, где за счет рас-ширенного функционала появится реальная воз­можность зарабатывать, но, к сожалению, карьерный путь слож­но прог­нозировать, так как при наличии смежного функ­ционала есть возможность получить практический опыт в совсем дру­гой специализации.

Во-вторых, следует оценить реальный уровень своих знаний и умений для того, чтобы определить, на какие компании имеет смысл обращать внимание. К сожалению, многие выпускники игнорируют требования, указанные в описании вакансий, такие как уровень знания иностранного языка, различных специализированных программ, хотя это является критичным при приеме на работу. Тем самым они отре­зают себе путь в данную компанию. В таком случае более пра­вильным, но и более сложным, будет приобретение этих навыков. На­пример, в резюме стоит указывать так: «Уровень знания английского языка pre-intermediate
(в процессе изучения)».

В-третьих, важно определить список ресурсов для поиска ра­боты. Это могут быть ведущие рекрутинговые агентства, которые за­нимаются трудоустройством молодых специалистов, ключевые интер­нет-порталы и т. д.

В-четвертых, не стоит забывать об еще одном, совсем немало­важном факторе – факторе «горящих глаз». О нем в последнее время все чаще говорят работодатели. Работодатель ожидает увидеть не просто стопроцентное соответствие требованиям вакантной пози­ции, но
и искренний интерес к работе именно в данной компании. Это можно продемонстрировать элементарно: предварительно подгото­виться к собеседованию, просмотрев интернет-источники и собрав рекомендации
о компании от работающих в ней знакомых и т. д.

Кроме того, для предотвращения проблем при трудо­устройстве
и получения любой привлекательной работы с официаль­ным трудоустройством необходимо очень четко понимать следующее.

Во-первых, за счет чего вы сможете постоянно приносить при­быль будущему работодателю, так как при рыночной экономике:

– именно получение прибыли является главной целью любых внебюджетных хозяйственных субъектов (ОАО, ЗАО, ООО и т. п.);

– выплачивать вам заработную плату любая внебюджетная ор­ганизация или индивидуальный предприниматель могут только за счет получаемой в результате вашей деятельности прибыли (как правило,
в результате обеспечения продаж любых товаров и услуг), так как дру­гих источников для самофинансирования у них нет, причем ваша зар­плата обязательно будет намного меньше объемов продаж (осо­бенно, если продается любой материальный товар, а не компьютерные прог­раммы, подключение к Интернету или кабельному телевидению и т. п.), так как необходимы большие финансовые затраты для обеспече­ния хозяйственной деятельности данного юридического лица, выплаты зарплаты другим сотрудникам и получения прибыли собственником.

Во-вторых, как вы сможете убедить любого работода­теля в ре­альном секторе экономике, что в случае вашего приема на ра­боту он быстро начнет получать финансовую выгоду и не будет иметь ни­каких проблем, т. е. вы уже подготовлены для ус­пешной работы или сможете быстро войти в курс дела и приносить прибыль. Это осо­бенно важно для официального трудоустройства де­вушек и женщин в любые внебюджетные организации, так как в соот­ветствии с дейст­вующим законодательством Российской Федерации беременные жен­щины и имеющие детей до определенного возраста защищены от увольнения, поэтому если они не будут отрабатывать свою зарплату, то работода­тель все равно должен будет ее платить или иметь в дальнейшем проблемы.

В-третьих, желательно к моменту трудоустройства опре­делиться, чтобы не тратить напрасно время, какую именно работу вы хотите получить, так как реально возможны только два варианта:

– работа, при которой вы непосредственно занимаетесь прода­жей товаров и услуг и получаете в итоге свой процент от объема про­даж в качестве заработной платы (при продажах реальных товаров он обычно бывает в разы меньше, чем при продаже услуг, так как в по­следнем случае затраты и риски любого работодателя гораздо ниже);

– работа в бюджетных или внебюджетных организациях, не свя­занная с непосредственной продажей вами лю­бых товаров и услуг.

Основным требованием, которое работодатели предъявляют к потенциальным сотрудникам, является наличие успешного опыта ра­боты на аналогичных должностях. Но откуда ему взяться, если моло­дой специалист только что окончил вуз?!

Некоторые сту­денты начинают работать еще с первых курсов. Найти рабо­ту студенту-очнику очень сложно, ведь большинство ра­бо­тодателей предпочитает принимать на работу не только состоявшихся специалистов, но и тех, кто спосо­бен работать полный рабочий день,
а при необходимости и задержи­ваться сверх установленного вре­мени.
И все-таки найти работу, связанную с получением навыков и опыта работы по специальности, все заинтересованные студенты могут.

Одним из ва­риантов такой ра­боты может быть описанная в [18] учебно-тренировочная работа по до­го­ворам подряда в созданной ТГПУ им. Л. Н. Тол­стого в соответствии с Федеральным Законом от 02.08.2009 № 217-ФЗ [28] инновационной фирме – ООО Инновационно-внед­ренче­ское учебно-производственное предп­риятие «Энергосбережение, безо­пас­ность жизнедеятельности, эконо­мия» (сокращенно – ООО ИВУПП «ЭБЖЭ»).

При поиске работы надо учитывать, что компании по-разному относятся к перспективе найма специалистов без опыта работы. Кто-то по-прежнему считает это пустой тратой времени, а другие, наоборот, видят неоспоримое преимущество в найме, обучении и последующем развитии вчерашних выпускников. В любом случае трудоустройству некоторых выпускников мешает то, что, как отмечают на портале www.hh.ru [10], уже тенденцией становится ситуация, при которой:

– студенты часто не могут адекватно оценить себя, переоценивая свою привлекательность для работодателей на рынке труда;

– сту­денты и молодые специалисты без опыта работы, в лучшем случае имеющие лишь высшее образование, пытаются навязать свои условия работодателю. Чрезмерные амбиции и желание получить все и сразу не являются залогом успеха в деле поиска ра­боты. По­этому эксперты советуют при поиске работы лучше руково­дствоваться реальными знания­ми и умениями, а не желанием зараба­тывать как можно больше, и не завышать свои финансовые ожидания.

Выпускники, начавшие работать еще в студенческие годы, как правило, добиваются в карьере большего успеха, чем те, кто присту­пает
к поиску работы только после получения диплома. Им проще сделать карьеру, так как к моменту получения диплома они уже закла­дывают прочный фундамент на будущее. Идеален вариант, когда сту­дент старших курсов прихо­дит в компанию и, работая на неполной за­нятости, получает первый профессиональный опыт. Для всех заинтересованных студентов существует такая возможность [12, 18].

1.2. Актуальность обучения студентов навыкам построения успешной карьеры

Проблема оценки качества высшего образования и его повыше­ния является одной из самых актуальных для всей образова­тельной сис­темы Рос­сийской Федерации, а по­нятие «ка­чество образования» не имеет
общеприня­того определения, так как все участники образова­тель­ного про­цесса и заин­тересованные лица вкладывают в него свой смысл [24]. Причем в ус­ловиях современной экономики актуальны проблемы [8]:
1) несоот­ветствия имеющихся профессий (специаль­ностей) и уровней квали­фика­ции выпускников требованиям работода­телей; 2) дисба­ланса между спро­сом и предложением рабочей силы.

Необходимо внедрять новые методы повышения качества под­готовки сту­ден­тов с учетом по­требностей рыночной эко­номики и их буду­щего трудоустройства, так как Министерство образования и науки Российской Федерации сделало результаты тру­доустройства выпуск­ников вузов в первый год после полу­чения ими дипломов важным
ак­кредитационным показателем вузов, а также поставило пе­ред педагогическими ву­зами задачу улучшить практическую подготовку студентов.

В связи с этим профессиональное обра­зование должно: быть согласо­вано с концепцией долгосрочного социаль­но-экономического развития Россий­ской Федерации, страте­гиями социаль­но-экономического раз­вития регионов; базироваться на интеграции науч­ной, образовательной и иннова-ционной деятельности при реализации ос­новных образова­тельных программ различных уровней и дополнительных профес­сио­наль­ных образовательных про­грамм; осуществляться не только на базе традиционных вузовских подразделений (кафедр, факультетов), но и в ус­ловиях новых типов организационных струк­тур: научно-образова­тельных центров, базовых кафедр, инновационно-технологических цен­тров, бизнес-инкубаторов и др. [23].

Это подтвердил и анализ анкет и резюме, которые два года за­пол­няли студенты III и IV курса пяти фа­культетов ТГПУ им. Л. Н. Толстого.

Обработка указанных анкет студентов показала:

– многие студен­ты, же­лающие работать в реальном сек­торе эко­номики (на предпри­ятиях, в ор­га­низациях, фирмах и т. д.), плохо пред­ставляют и не планируют свою бу­дущую работу и карьеру, а по­этому
и не готовятся к трудоустройству на конкретных должностях;

– обычно студенты и их семьи откладывают выбор мест работы
в ре­аль­ном секторе экономике на период перед выпуском из вуза или после него, а затем хотят ис­пользо­вать для поиска работы «счаст­ливый случай», любые возможности, знаком­ства, «связи» и т. д.;

– студенты не знают способов уменьшения своих за­трат и рис­ков при поиске работы;

– большинство должностей, указанных студентами в анкетах или позволяющих полу­чить желательный для них уровень зар­платы в реальном секторе экономики, являются руко­водящими и тре­буют на­личия навыков и большого стажа работы на таких же должностях;

– многие сту­денты хотят сразу много зарабатывать, но не пред­ставляют, как они мо­гут заработать для фирмы хоть что-то. Это опасно, так как резюме с такими за­про­сами по зарплате не заинте­ресуют работодателей, кото­рым действи­тельно нужны специалисты, но могут привлечь внимание мошенников, способных обмануть.

Анализ материалов на сайтах по трудоустройству www.hh.ru, www.Rabota.ru, www.Superjob.ru, www.Job.ru, www.Работа@mail.ru [32, 34–37] пока­зал, что трудоустройство выпускников очень затрудняют:

– отсутствие у них стажа и опыта работы на таких долж­ностях;

– невозможность заполнить все разделы их резюме важной для работодателя инфор­мацией, которая доказывает готовность соискателя сразу же начать эффективно работать.

Выпу­скникам даже ведущих вузов трудно устроиться на хорошие должности, хотя во многих хозяйственных субъектах есть посто­янные вакансии для опытных специалистов.

Поэтому одним из способов повышения качества обу­чения сту­дентов очной формы обучения с учетом законов рыночной экономики является создание условий для их работы по специальности до окон­чания вуза в целях получения ими навыков, опыта и стажа работы.

В современных социально-экономических условиях обеспечить это трудно, так как:

– многие работодатели в реальном секторе экономики исполь­зуют студентов как де­шевую рабочую силу на работах, которые мало полезны для их будущего трудоустройства;

– высшим учебным заведениям трудно помогать своим студен­там очной формы обу­чения в поиске работы или подработки, которая не будет мешать учебе и позволит получить нужные навыки и опыт, так как свободных рабочих мест у них мало;

– работодателей обычно интересуют опытные работники, спо­собные сразу приносить выгоду и «отрабатывать» их зарплату, по­этому студентам трудно получить хорошую работу;

– студентам трудно самим определить, какая работа будет по­лезна для дальнейшей учебы и повышения конкурентоспособ­ности после вуза, а тем более самостоятельно использовать ее с мак­симумом пользы для подготовки хорошего ре­зюме, портфолио и т. д.

Поскольку при рыночной экономике собственники хозяйствен­ных субъектов сами оп­ределяют распределение всех средств, в том числе свои затраты на обеспечение охраны труда, которые снижают рентабельность, студентам и выпускникам необходимо понимать, что:

1) для получения любой работы с хорошими условиями труда, гарантированной выплатой зарплаты и социальными гарантиями надо иметь трудовой договор с работодателем, который в этом случае обязан их обеспечить в соответствии с действующим законодательством;

2) в связи с этим работодатели в реальном секторе экономики стараются официально принимать на работу лишь тех, кто доказал, что умеет работать и приносить прибыль;

3) для официального трудоустройства на привлекательные долж­ности с хорошими усло­виями труда и его охраны с максимально воз­можной зарплатой обычно надо заинтересовать работодателя хорошим резюме, в котором заполнены все разделы и показано наличие знаний, опыта и стажа работы с похожими функциями, в том числе работы в на­стоящее время, что вы­пускникам вузов дневной формы обучения обеспечить трудно;

4) в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации беремен­ные женщины и имеющие детей хорошо защищены
в случаях их официального тру­доустрой­ства, однако при поиске работы женщинами возможна дискриминация по гендерному фактору, по­этому студенткам надо лучше готовиться для получения хорошей работы.

Наши рекомендации