Общественно-политический текст

Преподаватель зачитывает фрагмент выполненного студентом «конспекта» работы В. И. Ленина «Две тактики...»:

«Громкие фразы прикрывают беспомощность теоретической мысли. Кто знаком с фактическим состоянием нашего движения, тот увидит. что широкое распространение марксизма сопровождалось понижением теоретического уровня. К движению примыкало много неподготовленных людей». Совершенно очевидно, что это вовсе не конспект, а просто переписанный из работы Ленина.

Вопрос «Сформулируйте одной фразой, о чем здесь идет речь» ставит большинство студентов в тупик. В некоторых группах требуется до пяти минут обсуждения, прежде чем удается получить правильный ответ: «Распространение марксизма сопровождалось понижением его теоретического уровня, так как к движению примыкали неподготовленные люди». Именно эту фразу и следует записать в конспект.

Анализ первого же фрагмента позволяет дать студентам представление о том. что же такое конспект, и вскоре на доске появляются вполне приемлемые варианты. Независимо от того, удался конспект студенту или его «довел до кондиции» преподаватель, необходимо пояснить аудитории, какими приемами это было достигнуто.

В предлагаемом ниже фрагменте взяты в рамочку слова, которые можно просто опустить, двумя чертами подчеркнуты слова, легко восстанавливаемые по контексту, одной чертой — часто встречающиеся термины, которые нуждаются в замене специальными обозначениями-сокращениями (если для них нет общепринятых сокращений), а пункти-ром — словосочетания, которые можно сформулировать более кратко.


Общественно-политический текст - student2.ru
В итоге получаем краткий, но информационно полный конспект, показанный на рис. 1 (разумеется, это не единственный возможный вариант). В нем удалено то, что не несет смысловой нагрузки, а также то, что легко восстановимо по контексту. использованы общепринятые сокращения («С.-Д.»), гипераббревиатура для терминов «партия», «революция» и стенографические окончания. Кроме того, для облегчения восприятия пункты 1), 2) и 3) выстроены в таблицу.
У студентов, как правило, возникает сомнение: примет ли такой конспект преподаватель, ведь написано очень мало. Думается, что преподавателям-обществоведам стоит задуматься: почему студенты сомневаются в приемлемости грамотного конспекта и предпочитают ему длинный, бездумно переписанный текст?

Математический текст

На первый взгляд, математические тексты конспектировать проще всего, так как в них много формул, но это не совсем верно.
На рис. 3 показано пять вариантов конспекта формулировки теоремы, которая звучит так: «Теорема. Если первая производная функции в точке Xo положительна, то Xo:> — точка возрастаний функции; если первая производная в точке Хo отрицательна, то Xo» — точка убывания».
Общественно-политический текст - student2.ru
Вариант
а) — это самый примитивный конспект, где сокращенно обозначены лишь термины «производная», «положительна» и т. д. В варианте б) уже использована пространственная запись, т. е. применено табулирование (выстраивание таблицы), и конспект стал легче читаться, хотя написано то же, что и ранее.
Сравнение в) и б) опровергает широко распространенное мнение студентов, что чем полнее запись, тем лучше. Для осознания варианта б) надо решить головоломку типа «найди отличия»: прочитав обе строки, сравнить их и установить, что от замены знака сравнения меняется направление изменения функции. А в варианте е) эти отличия просто бросаются в глаза — еще раз напомним, что конспект — это текст, подготовленный для восприятия.
Наконец, вариант г) — это «высший конспективный пилотаж»: обозначения + пространственная запись + переформулировка фразы. Фактически здесь записано: «первая производная в Хo больше (меньше) нуля влечет возрастание (убывание) функции в Xo». А вариант д) — это ошибка конспектирования: «иначе» — это не «меньше нуля», а «меньше либо равно» — и эта деталь существенна. Преподаватель должен быть готовым встретить такие ошибки.

Прогнозирование текста

Большой, эффект дает пространственная запись, суть которой состоит в использовании длины и ширины листа бумаги, и, кроме того, порядок записи в конспекте не совпадает с порядком исходного текста. Однако здесь может возникнуть сомнение в применимости такого приема, ведь для активного его использования нужно знать весь текст, продумать его расположение, а на лекции сделать это невозможно. Но на самом деле последующий текст не так уж сложно спрогнозировать.
Проиллюстрируем прогнозирование на примере гуманитарного текста из курса «Советское право». В скобках курсивом показаны рассуждения, в результате которых получается конспект, показанный на рис. 4. Отметим, что конспекты из одного текста могут получаться совсем разными. Итак. звучит текст:
Субъекты гражданского права. (Судя по акцентировке лектора — это заголовок, выделим его. «Гражданского права» можно не писать: у нас весь раздел по этому праву / или же напишем его сокращенно.) Все лица обладают двумя качествами — правоспособностью н дееспособностью. (Число качеств можно не писать — сколько перечислено, столько и есть. «Правоспособность» и «дееспособность» — явно термины: подчеркнем их. Наверняка сейчас последует деталировка этих терминов, подготовимся к ней: (рис. 46} — разнесем их по половинкам страницы / (рис. 4в) — пропустим место на деталировку.) Правоспособность — это способность иметь право: (рис. 4а) — эх, не сообразил, что сейчас пойдет пояснение, ладно, введем временные обозначения: ПС и ДС / (рис. 46) — а вот и деталировка, конспект пошел вниз в два столбца / (рис. 4в) — для ожидавшейся деталировки есть место, вписываем ее туда и не надо повторно писать длинный
Общественно-политический текст - student2.ru
Общественно-политический текст - student2.ru
Общественно-политический текст - student2.ru
термин.) Правоспособность может быть ограничена (например, приговором суда), но лишить ее нельзя. Ограничение правоспособности — это мера наказания (например, ссылка, высылка). (Рассуждения, превращающие этот текст в конспект, достаточно очевидны.) Дееспособность — это способность своими действиями создавать себе обязанности и приобретать себе права. (Здесь рассуждаем аналогично.) Она делится на виды: до 15 лет, от 15 до 18 лет, от 18 лет и старше. («Вилка», означающая «бывает следующих видов, читателю уме знакома, а применение математической нотации тоже не новинка.)

Еще один пример из той же области: конспекты — на рис. 5.

Сделка по советскому гражданскому праву. (Оставим только слово «сделка» — ясно, что право не римское, а гражданское.) Действия субъектов гражданского права, направленные на изменение, возникновение, прекращение права и обязанностей, называются сделкой. (Ясно, что это определение,— выделим. «Называются сделкой» можно и не писать, по заголовку ясно, что определяется.) Сделки могут быть односторонние, двусторонние, многосторонние. (Вряд ли эти сделки сильно отличаются: скорее всего только числом сторон. Поэтому готовим таблицу, которая может идти (рис. 56) — сверху вниз или (рис. 5а) — слева направо.) При односторонней сделке волеизъявление исходит от одного лица и этого достаточно для возникновения права и обязанности. Например, завещание о наследстве. (Похоже, все дело в том, от скольких лиц исходит волеизъявление. «Одно-» пишем цифрой, пример в скобках. И постараемся, чтобы прочие виды сделок Общественно-политический текст - student2.ru
описывались аналогично.) Для двусторонней сделки необходимо волеизъявление двух лиц одновременно. (Фраза построена по-другому, но суть та же: достаточно изменить цифру в первой фразе. Интересно, зачем издевается над слушателями лектор, объясняя одно и то же разными по стилю фразами? Чтоб хуже запоминалось, что ли?) Воля должна быть встречной, состыкованной. (Эту лирику можно не писать: без согласия сделки явно не будет.) Например, договор. Для многосторонне сделки требуется, чтобы волеизъявление исходило от нескольких лиц. (Полинезийский счет: один, два, много. В таблицу достаточно записать «более двух» — и все.) Например, бригадный договор.

Рекомендации заочникам.

В заочном обучении, безусловно, есть свои плюсы, один из них: Вы - полный хозяин своего времени. Но минусов оказывается фактически гораздо больше, естественно, если речь идет о той ситуации, когда в заочном образовании приоритетом оказывается именно образование, а не диплом, который Вы все получите через 5-6 лет. Основным же минусом заочного образования является именно его заочность, т.е. необходимость изучения материала самостоятельно.

Поговорим о том, как правильно построить процесс обучения студенту-заочнику.

Любой студент, вынужденный по тем или иным причинам учиться заочно, получает в наследство несколько мифов, в которые свято верят поколения заочников.

Например:

"Не нужно ничего учить - все успеем в сессию".

Это самый устойчивый и самый вредный миф из всех. Учебник, впервые открытый Вами за 5 дней, даже за 10, до начала экзамена, способен только очень удивить обилием материала, который необходимо знать хотя бы в общих чертах.

Поэтому:

Первое, что необходимо сделать - переписать учебный план.

Следующий шаг - библиотека. Необходимо взять максимально возможное количество книг (ненужные всегда можно сдать).

Следует точно определиться с темами письменных работ, которые Вам необходимо написать к следующей сессии. Промедление в этом вопросе приведет к тому, что останутся самые неудобные (сложные) темы.

Еще один немаловажный момент. В процессе обучения всегда возникают какие-то неясности. В этом случае, если Вам не удалось решить задачу, ответить на вопрос самостоятельно, не бросайте его, а запишите. Человек, который думает, пытается мыслить творчески, всегда вызывает уважение у преподавателя.

В целом, заочно учиться (если учиться), конечно, трудно. Работа, семья отнимают много сил, кажется, нет времени больше ни на что. Но – не бросайте книги, решайте задачи, учите формулы. В конечно итоге, это нужно Вам лично, а не Вашему преподавателю.

Наши рекомендации