Й класс «Секреты орфографии»

Учебно – тематический план (17 часов)

1. Фонетика и графика – 4 часа (различение звуков и букв; различение ударных

и безударных гласных звуков; звонких и глухих согласных звуков.)

2. Морфемика (состав слова) – 8 часов (корень как часть слова; родственные слова;

значение приставок и суффиксов.)

3. Правописание – 5 часов (формирование орфографической зоркости:

осознание места возможного возникновения орфографической ошибки,

использование разных способов решения орфографической задачи в

зависимости от места орфограммы в слове. Формирование действий контроля

при проверке собственных и предложенных текстов).

Календарно – тематическое планирование, 2 класс (17 часов)

Тема занятия Форма и содержание занятия Дата
Как обходились без письма? Древние письмена. Рассказ учителя «А начинали всё медведи». Слова в переносном смысле «медвежий угол, медвежья услуга». Сигналы – символы. Легенда о Тесее. Заучивание песенок – «напоминалок». Рисуночное письмо. Игра «Угадай символ». Сказка Р.Киплинга «Как было написано первое письмо». Иероглифы - «священные знаки.  
Как возникла наша письменность? Застывшие звуки. Финикийский алфавит. Греческий алфавит. Кириллица или глаголица? Творческое задание «Придумай свой алфавит».  
Меня зовут Фонема. Звуки-смыслоразличители. Игра «Наперегонки». Стихотворение Б.Заходера «Кит и Кот». Фонемы гласные и согласные. Игры с фонемами. Разыгрывание стихотворения Н.Матвеева «Путаница».  
Для всех ли фонем есть буквы? Рассказ учителя «Как рождаются звуки». Звонкие и глухие «двойняшки». Игра «Строим дом». О воображении. Стихотворение Б.Заходер «Моя Вообразилия». Звонкие и глухие «одиночки». Твёрдые и мягкие фонемы. Таинственная буква. Буква - подсказчица. Буква – помощница. Буквы – актёры.  
«Ошибкоопасные» места Тайны фонемы «Зеркальные и незеркальные слова». Кому нужна зоркость? Отрывок из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Орфографическая зоркость. Тренировочные упражнения. Чередование фонем. Ключ к тайнам фонемы. Заучивание песенки - «запоминалки».  
Опасные согласные Звуки – «волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Игра «Опасные соседи». Тренировочные упражнения «Кто последний?» Звуки «живут» по закону составление «Свода законов».  
На сцене гласные «Фонемы повелевают буквами» Добрый «волшебник» - ударение. Игра «Поставь ударение». Гласные без хлопот! Фонемное правило. Добро пожаловать, ь! Въезд воспрещён, но … не всегда! Игры со словами. Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения.  
Когда ь пишется, а когда не пишется? Ваши старые знакомые Игры со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ. Тренировочные упражнения.  
Правила о непроизносимых согласных Песенки - «напоминайки». Тренировочные упражнения. Нефонемное правило. Игра «Вставь слова». Разбор стихотворения «Про солнце» С.Маршака.  
Волшебное средство – «самоинструкция» Знакомство с термином «самоинструкция». Правила составления самоинструкции. Работа по составлению самоинструкции. Работа по самоинструкции. Игра «Засели домик». Тренировочные упражнения. Игра «Найди подходящий транспорт». Краткий пересказ.  
Строительная работа морфем Где же хранятся слова? «Строительные блоки» для морфем. Приставкины «смыслиночки». Игра «Образуй слова». «Смыслиночки» суффиксов. «Смыслиночки» окончания. Копилки слов. Как найти слово в словаре? Лингвистика – наука о языке. Работа со словарями.  
Поговорим обо всех приставках сразу Игры с приставками. Много ли на свете приставок. Работа со стихотворением С. Есенина. Правила написания приставок. Секрет безошибочного письма. Тренировочные упражнения. Опасные согласные в приставках. «Нарушители» правил. Коварная приставка с-. Самые трудные (пре- и при-). Песенка – «напоминайка». Игры и упражнения с приставками.  
Слова – «родственники» Правильные корни и корни-уродцы. Секреты родственных слов. Игра «Третий лишний». Игра «Кто больше?». Работа с текстом. Тренировочные упражнения.  
Кто командует корнями? Чередование гласных в корне. Полногласные и неполногласные сочетания. Игра «Узнай их в лицо». Тренировочные упражнения. Работа с текстами. Орфограмма с девчачьим именем. Командуют гласные. Командуют согласные. Командует ударение. Командует смысл.  
«Не лезьте за словом в карман!» Корень и главное правило. Изменяем форму слова. Игра «Словесный мяч». Непроверяемые гласные. Проверочные слова. Игра – собирание слов. Пересказ текста. Тренировочные упражнения.  
«Пересаженные» корни Старые знакомцы. Откуда пришли знакомые слова. Работа с словарём. Тренировочные упражнения.  
Необычный урок. Защита проекта «Весёлая орфография»  

Планируемые результаты освоения курса «Почемучка» к концу 2-го года обучения





Обучающиеся научатся:

Различать, сравнивать, кратко характеризовать:

- изменяемые и неизменяемые слова

- формы слова и однокоренные слова

Выделять, находить:

- окончание, корень, суффикс, приставку

-лексическое значение слова в словаре

-подбирать однокоренные слова

- применять правила правописания

Обучающиеся получат возможность научиться:

- устанавливать значение суффиксов и приставок

- определять способы образования слов

- подбирать примеры слов с определенной орфограммой

- соблюдать нормы современного русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников.

Личностные результаты:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы группы и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

3 класс «Занимательное словообразование»

Учебно – тематический план (34 часа)

1.Лексика - 29 часов (слово и его лексическое значение; выявление слов,

значение которых требует уточнения; определение значения слова с

помощью словаря; наблюдение и использование в речи синонимов,

антонимов, омонимов. Слова исконные и заимствованные. Устаревшие

слова. Фразеологизмы.)

2. Правописание - 5 часов (формирование орфографической зоркости:

осознание места возможного возникновения орфографической ошибки,

использование разных способов решения орфографической задачи в

зависимости от места орфограммы в слове. Формирование действий контроля

при проверке собственных и предложенных текстов )

Календарно – тематическое планирование, 3 класс (34 часа)

Тема занятия Форма и содержание занятия Дата
Сказочное царство слов . Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок  
2-3 Путешествие в страну Слов. Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н.Надеждиной « Снежные слова».Игра « Найди лишнее слово»  
4 - 5 Чудесные превращения слов. Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения». Шарады. Рассказ – загадка  
6 -7 В гостях у слов - родственников. Знакомство с разными группами родственных слов. Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаках слов – родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов- родственников.  
8- 9 Добрые слова. Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами». Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему.  
Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова. Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов.  
11- 12 Новые слова в русском языке. Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах . Игра «Угадай-ка».  
Встреча с зарубежными друзьями. Знакомство с заимствованными словами. Рассказ «Откуда пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть».  
14- 15 Синонимы в русском языке. Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова». Беседа «Что обозначают слова - синонимы». Нахождение слов-синонимов в тексте.  
Слова- антонимы. Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов - антонимов. Рассказ учителя о роли антонимов в русском языке.  
Слова- омонимы. Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».  
Крылатые слова. Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке. Подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Работа с выражениями, употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха, ни пера».  
19- 20 В королевстве ошибок. Игра «Исправь ошибки». Работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки. Игра « Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?».  
21-22 В стране Сочинителей. Беседа о рифмах. Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле  
23-24 Искусство красноречия. Беседа о рифмах. Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле  
Праздник творчества и игры. Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».  
26- 27 Трудные слова. Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Работа с текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.    
28- 29 Анаграммы и метаграммы. Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм, с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы. Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка ).    
30- 31 Шарады и логогрифы. Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов- ответов.  
Откуда пришли наши имена. Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя».  
Занимательное словообразование. Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады.  
Необычный урок. Защита проекта «Я и моё имя»  

Планируемые результаты освоения курса «Почемучка» к концу 3-го года обучения

Обучающиеся научатся:

Различать, сравнивать, кратко характеризовать:

- изменяемые и неизменяемые слова

- формы слова и однокоренные слова

Выделять, находить:

-лексическое значение слова в словаре

-подбирать однокоренные слова

- применять правила правописания

Обучающиеся получат возможность научиться:

- определять способы образования слов

- подбирать примеры слов с определенной орфограммой

- различать однозначные и многозначные слова

- наблюдать за использованием в тексте слов в переносном значении и омонимов

- подбирать синонимы, антонимы для точной характеристики предметов

- наблюдать за использованием в текстах устаревших слов и фразеологизмов

- подбирать рифмы к словам

- самостоятельно составлять анаграммы, шарады и логорифы

- соблюдать нормы современного русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников.

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Наши рекомендации