Недостатки произношения фонем к, к', г, г', х, х', j (й)

Недостатки произношения фонем к и к' носят назва­ние каппацизма, г и г'— гаммацизма, х и х'— хитизма1. Те разновидности дефекта, которые связаны с заменой этих фонем какими-либо другими, называются паракаппацизмом, пара г а ммацизмом, парахитизмом. Недостаток произношения фонемы j (й) называется йотаЦИЗМОМ1.

Механизм образования фонемы к состоит в следующем (рис.30). Положение губ зависит от смежных, главным образом последующих, фонем, что видно, например, при сопоставлении слогов ка, ко, ку. Между верхними и ниж­ними резцами сохраняется некоторое расстояние. Кончик языка опущен, а задняя часть спинки смыкается с нёбом. Место смычки колеблется в зависимости от фонетических условий: при ка оно находится примерно на границе меж­ду твердым и мягким нёбом, при ко и ку перемещается глубже (язык смыкается уже с мягким нёбом). В момент произнесения звука смычка между языком и нёбом взры­вается, освобождая путь находящемуся позади под дав­лением воздуху, который с характерным шумом выры­вается наружу. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые связки разомкнуты.

Фонема г по механизму своего образования отличает­ся от к лишь смыканием и последующей вибрацией го­лосовых связок уже в момент, предшествующий взрыву.

Особенность артикуляции фонемы х, отличающая ее от к, состоит в том, что спинка языка не полностью смы­кается с нёбом, оставляя по средней линии щель, про­ходя через которую струя выдыхаемого воздуха вызыва­ет шум, присущий фонеме х.

Мягкие фонемы к' г' и х' отличаются от парных твер­дых перемещением смычки или щели, образуемых язы­ком и нёбом, вперед, к средней части твердого нёба. Фонема j (й) в восходящих дифтонгах артикулируется как озвонченная фонема х', от которой она, таким обра­зом, отличается лишь смыканием и вибрацией голосовых связок.

Встречаются три основных вида каппацизма. В одних случаях вместо к слышится характерный негромкий гор­танный щелчок, изображаемый в международном фонетическом алфавите знаком ? («?апуста», «ре?а», «пау?» вместо капуста, река, паук). Этот звук получается в результате того, что голосовые связки плотно смыкают­ся, действием выдыхательных мышц под ними создается повышенное давление воздуха, после чего смычка взры­вается и воздух с шумом прорывается через голосовую щель.

В других случаях имеет место паракаппацизм в виде замены фонемы к на т («тапуста», «рета», «паут»). В тре­тьем случае взрывная фонема к заменяется фрикативной х, что опять-таки характеризует дефект как паракаппа­цизм («хапуста», «реха», «паух»).

Аномалией в строении речевого аппарата, предрас­полагающей к возникновению каппацизма, является не­правильная форма твердого нёба, когда оно оказывается слишком высоким и узким, затрудняющим образование плотной язычно-нёбной смычки. Если не удается испра­вить фонему к на основе подражания с показом артикуляции перед зеркалом и пластического изображения смычки языка с нёбом кистями рук (рис. 31), то следует воспользоваться механическим способом постановки к, от т с помощью шпателя.

Ребенка побуждают произнести слоги та-та-та. Пов­торному произнесению тех же слогов предшествует на­жим шпателем на переднюю часть спинки языка, удержа­ние ее за нижними резцами. При таких условиях вместо та получается тя. Далее упражнение проделывается при несколько более глубоком нажиме на язык, в результате чего вместо та должно получиться кя. Наконец шпатель продвигается еще глубже, благодаря чему получается чистое ка (рис.32).

Во время упражнений нельзя напоминать ребенку о фонеме к и тем более произносить ее в виде образца, так как это может вызвать у него возврат к привычной дефектной артикуляции.

В одних случаях указанные этапы постановки фоне­мы к могут быть пройдены в течение одного занятия, тогда как в других приходится задерживаться на первом (тя) и на втором (кя) этапах в течение нескольких за­нятий. Попытка сразу получить твердое к путем глубо­кого нажима на язык нередко приводит к тому, что ребе­нок оказывается не в состоянии образовать смычку языка с нёбом, в результате чего весь ход работы срывается.

Проделывая указанные упражнения, в дальнейшем полезно, чисто вымыв ребенку руки, предложить ему са­мому удержать переднюю часть спинки языка внизу, на­жав на нее указательным или средним и указательным пальцами.

После того как в результате серии упражнений новая артикуляция несколько укрепится, можно поставить ре­бенка в известность о том, что у него получается фонема к, и продолжать упражнения на материале простейших слогов типа ка, ака, ак, а также слов с фонемой к в на­чале (при сохранении механической помощи). В даль­нейшем делаются пробы произнесения слогов без нажи­ма на язык. Предложив ребенку произнести с пальцем три слога подряд и держа при этом его руку, логопед, неожиданно отводит ее, допустим на третьем слоге, в результате чего на известном этапе работы слог произ­носится по инерции, без механической помощи. Как толь­ко это окажется возможным, механическое воздействие на язык устраняется полностью.

Проделывая упражнения по закреплению фонемы к в слогах и словах, следует обращать внимание на то, что­бы перед гласными переднего ряда (ке, ки) смычка язы­ка с нёбом перемещалась вперед, без чего не может быть получено правильное звучание этих слогов, в которых твердая фонема к должна переходить в мягкую к'.

При соблюдении этого требования, добившись пра­вильного произношения фонемы к, можно без затраты каких-либо дополнительных усилий получить и ее мяг­кую пару—фонему к'. В тех случаях, когда исправляет­ся паракаппацизм, выражающийся в замене фонемы к на т или х, упражнения на материале слогов, слов и фраз должны быть направлены как на ее закрепление, так и на дифференциацию с ее прежним заменителем.

Недостатки произношения фонемы х могут прояв­ляться либо в нарушении нормального ее звучания (хитизм), либо в ее замене фонемой к (парахитизм). В пер­вом случае обычно слышится ослабленный гортанный шум, который возникает вследствие того, что выдыхае­мый воздух встречает на своем пути щель, образуемую не языком и нёбом, а сближенными голосовыми связка­ми. Вместо халва, муха, мох слышится «hалва», «муhа», «моh». Такое образование фонемы х, вполне нормальное для многих языков (в том числе украинского), не свой­ственно русскому языку. Во втором случае язык активно участвует в артикуляции, однако вместо щели образует с нёбом смычку. В обоих случаях следует прежде всего попытаться получить правильное произношение х исходя из фонемы к и сопровождая ее придыханием, в результате чего должна получиться своеобразная язычно-задненёбная аффриката, нечто вроде кх. В дальнейшем оста­ется лишь отделить фрикативную часть такого сочетания от взрывной и закрепить упражнениями полученную ар­тикуляцию.

­

Если такой прием не приведет к цели, то следует вос­пользоваться другим, не столь простым, но гарантирую­щим успех. Он состоит в постановке х от с механическим способом, аналогичным тому, с помощью которого ста­вится к от т (см. выше). Ребенка побуждают произнести слог с--а, протягивая согласную фонему. Повторному воспроизведению того же слога предшествует нажим шпателем на переднюю часть спинки языка, удержива­ние ее за нижними резцами. При таких условиях вместо са получится нечто среднее между ся и ща. Дальнейшее продвижение шпателя в глубь рта приводит к превра­щению слога са в хя, а при еще более глубоком нажиме получается ха. Как и в случае постановки фонемы к, ука­занные три этапа (ся — хя — ха) могут потребовать у разных детей затраты различного времени. С помощью собственного пальца (или двух) ребенок опять-таки мо­жет вскоре сам удерживать свой язык в требуемом поло­жении. За первичной постановкой фонемы х следуют упражнения на материале слогов, слов и фраз, которые в случае парахитизма, выражающегося в замене х фоне­мой к, должны быть направлены не только на закрепле­ние фонемы, но и на ее дифференциацию с прежним за­менителем.

Недостатки произношения фонемы г в общем анало­гичны рассмотренным выше разновидностям каппацизма и хитизма. В одних случаях вместо г слышится гор­танный щелчок, в других—звук у (южнорусское г, пред­ставляющее собой как бы озвонченное х), в третьих— гортанный, звонкий фрикативный звук, образуемый сбли­жением и вибрацией голосовых связок (украинское г}.

Встречается также, чаще у детей дошкольного возра­ста, парагаммацизм в виде замены г фонемой д («дуси», «рода» вместо гуси, рога).

Если правильно произносится фонема к (изначально или в результате исправления каппацизма), то первая попытка устранения гаммацизма должна состоять в по­казе и объяснении отличия фонемы г от ее глухой пары. При этом полезно приложить руку ребенка к шее (выше гортани) и дать возможность ощущать ее вибрацию и движение передней стенки глотки под давлением возду­ха, скапливающегося в ней до взрыва воздуха.

Можно привести в качестве аналогии такие пары сло­гов, как афа—ава, аса—аза, аша—ажа, апа—аба, ата—ада, и попытаться на ее основе получить пару ака—ага. Ребенок должен произнести эти слоги вслед за логопедом, контролируя и у него и у себя звонкость соответственных парных фонем с помощью руки, при­ложенной к шее.

Если эти приемы не приведут к цели, то следует вос­пользоваться механическим способом постановки фоне­мы г от д, аналогичным тому, который был указан выше для постановки фонемы к от т. На этот раз слог да после­довательно преобразуется в дя (первый этап), затем в гя (второй этап) и, наконец, в га (третий этап).

За первичной постановкой фонемы г следуют упраж­нения на материале слогов, слов и фраз, которые в слу­чае парагаммацизма, выражающегося в замене фонемы г на д, должны быть направлены как на закрепление фо­немы, так и на ее дифференциацию с прежним замените­лем.

Недостаток произношения фонемы j (й) встречается преимущественно у дошкольников и состоит обычно в ее замене фонемой л' («ляблоко», «обезляна», «трам-валь» вместо яблоко, обезьяна, трамвай; «лёжик», «ружлё» вместо ежик, ружье; «любка», «игралю» вместо юб­ка, играю).

Взамен артикуляции, присущей фонеме ] (й), исполь­зуется нижний или верхний вариант артикуляции фоне­мы л' (см. выше).

Исправление недостатка в простейших случаях мо­жет быть достигнуто путем временной замены фонемы j (й) гласной фонемой и. Ребенку предлагается произне­сти сочетания гласных типа иа, аиа, ио, аио; аи, ои и т. п., несколько протягивая фонему и. В таком же виде произносятся простейшие слова с восходящими и нисхо­дящими дифтонгами: иа, иаблоко; ио, иожик; аи, иг­раи; ои, стои и т. п. Далее включаются более трудные слова: маиак, смеиотся, играиут и т. п. Наконец следуют самые трудные: обезиана, пиот, шиут и т. п.

Постепенно длительность гласного и сокращается и из слогового звука он превращается в неслоговой.

Если указанный прием не приведет к цели, можно воспользоваться механическим способом постановки j (й) от фонемы з, аналогично тому как фонема х ставит­ся от с (см. выше), но с той разницей, что завершающим является в данном случае не третий, а второй этап рабо­ты. Ребенка побуждают произнести слог за (протягивая согласную фонему) и нажимают шпателем на самую пе­реднюю часть языка, в результате чего получается нечто среднее между з'а и ж'а. Затем шпатель продвигается несколько глубже, пока не послышится четкое jа.

Подобным же образом из сочетания аз—а получает­ся аjа. Далее из сочетаний зо, зу, зе, азо, азу, азе полу­чаются слоги jо(ё), jу(ю), jэ(е), аё, аю, ае и т. п.

Когда новая артикуляция несколько укрепится и ре­бенок сможет воспроизводить ее без механической помо­щи, можно воспользоваться простейшими словами с начальными восходящими дифтонгами (яма, елка, юбка, ест и т. п.), а затем перейти и к другим словам, включа­ющим дифтонги и в середине и в конце (маяк, поет, иг­рают, красная, мое, играю, свинья, пьет, шьют, съел и т. п.).

Усвоение восходящих дифтонгов создает почву для нисходящих (ай, ой и т. п.), которые уже не представля­ют трудностей и легко воспроизводятся как в конце слов (трамвай, мой, улей), так и в середине (зайка, лейка и т. п.)

Этапы механической постановки язычно-нёбных сог­ласных могут быть представлены в сводной таблице 4.

Таб.4 Этапы механической постановки фонем к, г, х, j (й)

Формируемая фонема Исходный слог 1-й этап 2-й этап 3-й этап
К Г Х J (й) Та Да Са за Тя Дя Ща Ж(мягк)а Кя Гя Хя jа Ка га ха -

Наши рекомендации