Логические значения утверждений

Истинные и ложные утверждения. Утверждения, истинность которых невозможно определить для данного объекта. Утверждения, которые для данного объекта не имеют смысла.

Учащиеся должны знать и понимать:

· понимать различия логических значений утверждений: истинно, ложно, неизвестно.

Учащиеся должны уметь:

§ определять значения истинности утверждений для данного объекта;

§ выделять объект, соответствующий данным значениям истинности нескольких утверждений;

§ строить объект, соответствующий данным значениям истинности нескольких утверждений;

§ анализировать текст математического содержания (в том числе, использующий конструкции «каждый / все», «есть / нет / есть всего», «не»);

§ анализировать с логической точки зрения учебные и иные тексты.

Язык

Русские и латинские буквы. Алфавитная цепочка (русский и латинский алфавиты), алфавитная линейка. Слово как цепочка букв. Именование. Буквы и знаки в русском тексте: прописные и строчные буквы, знаки препинания, внутрисловные знаки (дефис и апостроф). Словарный (лексикографический) порядок. Учебный словарик и настоящие словари. Толковый словарь. Понятие толкования слова. Полное, неполное и избыточное толкование. Решение лингвистических задач.

Учащиеся должны знать и понимать:

§ знать русские и латинские буквы и их русские названия;

§ уверенно ориентироваться в русской алфавитной цепочке;

§ иметь представление о слове как о цепочке букв;

§ иметь представление об имени как о цепочке букв и цифр;

§ иметь представление о знаках, используемых в русских текстах (знаки препинания и внутрисловные знаки);

§ понимать правила лексикографического (словарного) порядка;

§ иметь представление о толковании слова;

§ иметь представление о лингвистических задачах.

§ *иметь представление о расположении буквенных, цифровых клавишах и клавишах со знаками препинания в русской раскладке на клавиатуре компьютера.

Учащиеся должны уметь:

§ правильно называть русские и латинские буквы в именах объектов;

§ использовать имена для различных объектов;

§ сортировать слова в словарном порядке;

§ сопоставлять толкование слова со словарным, определять его истинность.

§ вводить текст небольшого объёма с клавиатуры компьютера.

Алгоритмы. Исполнитель Робик

Инструкция. Исполнитель Робик. Поле и команды (вверх, вниз, вправо, влево) Робика. Программа как цепочка команд. Выполнение программ Робиком. Построение / восстановление программы по результату ее выполнения. Использование конструкции повторения в программах для Робика. Цепочка выполнения программы. Дерево выполнения программ.

Учащиеся должны знать и понимать:

§ знать команды Робика и понимать систему его ограничений;

§ иметь представление о конструкции повторения;

§ иметь представление о цепочке выполнения программы исполнителем Робик;

§ иметь представление о дереве выполнения всех возможных программ для Робика.

Учащиеся должны уметь:

§ планировать последовательность действий,

§ выполнять инструкции длиной до 10 пунктов;

§ последовательно выполнять указания инструкции, содержащейся в условии задачи (и не выделенные специально в тексте задания).

§ выполнять простейшие линейные программы для Робика;

§ строить / восстанавливать программу для Робика по результату ее выполнения;

§ выполнять и строить программы для Робика с конструкцией повторения;

§ строить цепочку выполнения программы Робиком;

§ строить дерево выполнения всех возможных программ (длиной до 3 команд) для Робика.

Дерево

Понятие дерева как конечного направленного графа. Понятия следующий и предыдущий для вершин дерева. Понятие корневой вершины. Понятие листа дерева. Понятие уровня вершин дерева. Понятие пути дерева. Мешок всех путей дерева. Дерево перебора. Дерево вычисления арифметического выражения.

Учащиеся должны знать и понимать:

§ иметь представление о дереве;

§ понимать отличия дерева от цепочки и мешка;

§ иметь представление о структуре дерева – его вершинах (в том числе корневых и листьях), уровнях, путях;

§ знать алгоритм построения мешка всех путей дерева.

Учащиеся должны уметь:

§ оперировать понятиями, относящимися к структуре дерева: предыдущая / следующие вершины, корневая вершина,лист дерева, уровень вершин дерева, путь дерева;

§ строить небольшие деревья по инструкции и описанию;

§ использовать деревья для классификации, выбора действия, описания родственных связей;

§ строить мешок всех путей дерева, строить дерево по мешку всех его путей и дополнительным условиям;

§ строить дерево перебора (дерево всех возможных вариантов) небольшого объёма;

§ строить дерево вычисления арифметического выражения, в том числе со скобками; вычислять значение арифметического выражения при помощи дерева вычисления;

§ в компьютерных задачах: решать задачи по построению дерева при помощи инструментов «дерево», «лапка» и библиотеки бусин.

Игры с полной информацией

Турниры и соревнования – правила кругового и кубкового турнира. Игры с полной информацией. Понятия: правила игры, ход и позиция игры. Цепочка позиций игры. Примеры игр с полной информацией: Крестики-нолики, Камешки, Ползунок, Сим. Выигрышные и проигрышные позиции в игре. Существование, построение и использование выигрышных стратегий в реальной игре. Дерево игры, ветка из дерева игры.

Учащиеся должны знать и понимать:

§ иметь представление об играх с полной информацией;

§ знать примеры игр с полной информацией (знать правила этих игр);

§ понимать и составлять описания правил игры;

§ понимать правила построения дерева игры;

§ знать определение выигрышной и проигрышной позиции;

§ иметь представление о выигрышной стратегии.

Учащиеся должны уметь:

§ оперировать понятиями, относящимися к описанию игр с полной информацией: правила игры, позиция игры (в том числе начальная и заключительная), ход игры;

§ строить цепочку позиций партии для игры с полной информацией (крестики-нолики, сим, камешки, ползунок);

§ играть в игры с полной информацией: камешки, крестики-нолики, сим, ползунок; соблюдать правила игры, понимать результат игры (кто победил);

§ проводить мини-турниры по играм с полной информацией, заполнять таблицу турнира;

§ строить дерево игры или фрагмент (ветку) из дерева игры для игр с небольшим числом вариантов позиций;

§ описывать выигрышную стратегию для различных вариантов игры камешки.

Наши рекомендации