Логические значения утверждений
Истинные и ложные утверждения. Утверждения, истинность которых невозможно определить для данного объекта. Утверждения, которые для данного объекта не имеют смысла.
Учащиеся должны знать и понимать:
· понимать различия логических значений утверждений: истинно, ложно, неизвестно.
Учащиеся должны уметь:
§ определять значения истинности утверждений для данного объекта;
§ выделять объект, соответствующий данным значениям истинности нескольких утверждений;
§ строить объект, соответствующий данным значениям истинности нескольких утверждений;
§ анализировать текст математического содержания (в том числе, использующий конструкции «каждый / все», «есть / нет / есть всего», «не»);
§ анализировать с логической точки зрения учебные и иные тексты.
Язык
Русские и латинские буквы. Алфавитная цепочка (русский и латинский алфавиты), алфавитная линейка. Слово как цепочка букв. Именование. Буквы и знаки в русском тексте: прописные и строчные буквы, знаки препинания, внутрисловные знаки (дефис и апостроф). Словарный (лексикографический) порядок. Учебный словарик и настоящие словари. Толковый словарь. Понятие толкования слова. Полное, неполное и избыточное толкование. Решение лингвистических задач.
Учащиеся должны знать и понимать:
§ знать русские и латинские буквы и их русские названия;
§ уверенно ориентироваться в русской алфавитной цепочке;
§ иметь представление о слове как о цепочке букв;
§ иметь представление об имени как о цепочке букв и цифр;
§ иметь представление о знаках, используемых в русских текстах (знаки препинания и внутрисловные знаки);
§ понимать правила лексикографического (словарного) порядка;
§ иметь представление о толковании слова;
§ иметь представление о лингвистических задачах.
§ *иметь представление о расположении буквенных, цифровых клавишах и клавишах со знаками препинания в русской раскладке на клавиатуре компьютера.
Учащиеся должны уметь:
§ правильно называть русские и латинские буквы в именах объектов;
§ использовать имена для различных объектов;
§ сортировать слова в словарном порядке;
§ сопоставлять толкование слова со словарным, определять его истинность.
§ вводить текст небольшого объёма с клавиатуры компьютера.
Алгоритмы. Исполнитель Робик
Инструкция. Исполнитель Робик. Поле и команды (вверх, вниз, вправо, влево) Робика. Программа как цепочка команд. Выполнение программ Робиком. Построение / восстановление программы по результату ее выполнения. Использование конструкции повторения в программах для Робика. Цепочка выполнения программы. Дерево выполнения программ.
Учащиеся должны знать и понимать:
§ знать команды Робика и понимать систему его ограничений;
§ иметь представление о конструкции повторения;
§ иметь представление о цепочке выполнения программы исполнителем Робик;
§ иметь представление о дереве выполнения всех возможных программ для Робика.
Учащиеся должны уметь:
§ планировать последовательность действий,
§ выполнять инструкции длиной до 10 пунктов;
§ последовательно выполнять указания инструкции, содержащейся в условии задачи (и не выделенные специально в тексте задания).
§ выполнять простейшие линейные программы для Робика;
§ строить / восстанавливать программу для Робика по результату ее выполнения;
§ выполнять и строить программы для Робика с конструкцией повторения;
§ строить цепочку выполнения программы Робиком;
§ строить дерево выполнения всех возможных программ (длиной до 3 команд) для Робика.
Дерево
Понятие дерева как конечного направленного графа. Понятия следующий и предыдущий для вершин дерева. Понятие корневой вершины. Понятие листа дерева. Понятие уровня вершин дерева. Понятие пути дерева. Мешок всех путей дерева. Дерево перебора. Дерево вычисления арифметического выражения.
Учащиеся должны знать и понимать:
§ иметь представление о дереве;
§ понимать отличия дерева от цепочки и мешка;
§ иметь представление о структуре дерева – его вершинах (в том числе корневых и листьях), уровнях, путях;
§ знать алгоритм построения мешка всех путей дерева.
Учащиеся должны уметь:
§ оперировать понятиями, относящимися к структуре дерева: предыдущая / следующие вершины, корневая вершина,лист дерева, уровень вершин дерева, путь дерева;
§ строить небольшие деревья по инструкции и описанию;
§ использовать деревья для классификации, выбора действия, описания родственных связей;
§ строить мешок всех путей дерева, строить дерево по мешку всех его путей и дополнительным условиям;
§ строить дерево перебора (дерево всех возможных вариантов) небольшого объёма;
§ строить дерево вычисления арифметического выражения, в том числе со скобками; вычислять значение арифметического выражения при помощи дерева вычисления;
§ в компьютерных задачах: решать задачи по построению дерева при помощи инструментов «дерево», «лапка» и библиотеки бусин.
Игры с полной информацией
Турниры и соревнования – правила кругового и кубкового турнира. Игры с полной информацией. Понятия: правила игры, ход и позиция игры. Цепочка позиций игры. Примеры игр с полной информацией: Крестики-нолики, Камешки, Ползунок, Сим. Выигрышные и проигрышные позиции в игре. Существование, построение и использование выигрышных стратегий в реальной игре. Дерево игры, ветка из дерева игры.
Учащиеся должны знать и понимать:
§ иметь представление об играх с полной информацией;
§ знать примеры игр с полной информацией (знать правила этих игр);
§ понимать и составлять описания правил игры;
§ понимать правила построения дерева игры;
§ знать определение выигрышной и проигрышной позиции;
§ иметь представление о выигрышной стратегии.
Учащиеся должны уметь:
§ оперировать понятиями, относящимися к описанию игр с полной информацией: правила игры, позиция игры (в том числе начальная и заключительная), ход игры;
§ строить цепочку позиций партии для игры с полной информацией (крестики-нолики, сим, камешки, ползунок);
§ играть в игры с полной информацией: камешки, крестики-нолики, сим, ползунок; соблюдать правила игры, понимать результат игры (кто победил);
§ проводить мини-турниры по играм с полной информацией, заполнять таблицу турнира;
§ строить дерево игры или фрагмент (ветку) из дерева игры для игр с небольшим числом вариантов позиций;
§ описывать выигрышную стратегию для различных вариантов игры камешки.