Составление аннотированного списка по теме
«Проблемы культурной адаптации мусульман в западном мире»
(от 1 до 4 рейтинговых баллов)
Подготовка аннотированного списка является заданием дополнительной части рейтинг-плана, студенты определяют необходимость выполнения задания самостоятельно.
Составление аннотированного списка направлено на тренинг у студентов навыков работы с библиографическими источниками разных видов (статьи, монографии, эссе, диссертации, авторефераты), их обобщения и классификации. Студенту предлагается самостоятельно определить ракурс исследуемой проблематики в рамках заявленной темы и отобрать 5-6 работ для аннотирования. (Направление избранного аспекта проблемы согласуется с преподавателем). Каждая аннотация должна раскрывать содержание работы и основные положения авторских выводов. Список сдается в печатном или электронном виде (объем 1-2 стр. печатного текста на каждую аннотация, формат А-4, 14 кегль, интервал 1,5).
Критерии рейтинговой оценки
1-2 балла: список не полностью соответствует предъявляемым требованиям; имеет описательный характер (не выявлены ключевые положения авторской концепции); отобранная литература не соответствует ракурсу избранной проблемы; при оформлении обзора допущены погрешности.
3-4 баллов: в списке полно и объективно изложены факты и концепции, отраженные в литературе; отобранная литература соответствует ракурсу избранной проблемы; использованы материалы всех видов, оформление обзора без погрешностей.
Разработчик: О.А. Никонов, доктор исторических наук, профессор кафедры Новой и Новейшей истории МПГУ.
Учебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры Новой и Новейшей истории МПГУ (протокол № 1 от 30 августа 2017 г.).
Оценочное средство утверждено на заседании кафедры Новой и Новейшей истории МПГУ (протокол № 1 от 30 августа 2017 г.).
Зав. кафедрой Новой и Новейшей истории А.М. Родригес-Фернандес
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Московский педагогический государственный университет» (МПГУ)
Институт истории и политики
Кафедра Новой и Новейшей истории
2017-2018 учебный год, 5 семестр
44.03.01 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
Профиль образовательной программы:
История
Уровень образования:
бакалавриат
Очно-заочная форма обучения
Дополнительное рейтинговое задание
Написание научно-аналитического обзора по проблемному направлению «Основные проблемы интеграции стран Азии и Африки в мировую экономику и политику»
(от 1 до 6 рейтинговых баллов)
Подготовка научно-аналитического обзора является заданием дополнительной части рейтинг-плана, студенты определяют необходимость выполнения задания самостоятельно.
Научно-аналитический обзор-это информационное произведение, создаваемое путем логической переработки документальной информации в целях получения необходимого выводного знания о состоянии, развития и возможных путях решения имеющейся проблемы. Написание научно аналитического обзора направлено на выработку у студентов не только навыков отбора, систематизации и обобщения научной литературы, но и критического анализа различных точек зрения, существующих в исторической науке по предложенной проблеме. Студенту предлагается самостоятельно определить аспект изучения темы «Основные проблемы интеграции стран Азии и Африки в мировую экономику и политику» и на основании 7-8 источников дать сводную характеристику вопроса, рассмотренного в первичных документах. Цель обзора литературы, - сформулировать, какие спорные вопросы существуют в этой предметной области. Обзор сдается в печатном или электронном виде (объем 8-10 стр. печатного текста, формат А-4, 14 кегль, интервал 1,5).
Критерии рейтинговой оценки
1-2 балла: обзор не полностью соответствует предъявляемым требованиям; имеет описательный характер (не выявлены ключевые (проблемные, спорные) вопросы; отобранная литература не раскрывает основную проблему, при оформлении обзора допущены погрешности.
3-4 баллов: в обзоре достаточно полно раскрыта тема, полно и объективно изложены факты и концепции, отраженные в литературе. В процессе обзорного реферирования не используются документы и материалы всех видов, содержащие новейшие сведения, факты и идеи. (т.е, только статьи, только монографии и т.п.).
5-6 баллов: в обзоре определены тематические и временные рамки, полно и объективно изложены факты и концепции, отраженные в литературе, определены ключевые спорные вопросы, существующие в отечественной науке по предложенной проблематике. Использованы материалы всех видов, оформление обзора без погрешностей.
Разработчик: О.А. Никонов, доктор исторических наук, профессор кафедры Новой и Новейшей истории МПГУ.
Учебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры Новой и Новейшей истории МПГУ (протокол № 1 от 30 августа 2017 г.).
Зав. кафедрой Новой и Новейшей истории А.М. Родригес-Фернандес
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Московский педагогический государственный университет» (МПГУ)
Институт истории и политики
Кафедра Новой и Новейшей истории
2017-2018 учебный год, 5 семестр
44.03.01 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
Профиль образовательной программы:
История
Уровень образования:
бакалавриат
Очно-заочная форма обучения
Дополнительное рейтинговое задание
Подготовка публичного выступления (доклада) на семинарском занятии
(от 2 до 4 рейтинговых баллов)
Подготовка публичного выступления является заданием дополнительной части рейтинг-плана, студенты определяют необходимость выполнения задания самостоятельно.
Темы для выступлений
Армия и флот Османской империи накануне младотурецкой революции.
Египет в составе Османской империи
Национальная интеллигенция в иранской революции 1905-1911 гг.
Кан Ю Вей и неоконфуцианство
Традиции Японии и менталитет японца в условиях развития буржуазного общества
Религиозно-философское наследие М. Икбала
Основные идеи в творчестве Р. Тагора
Х. аль Банна, С. Кутб и «Братья мусульмане»
Иностранные нефтяные концессии на Б. Востоке в межвоенный период
Восстание шейха Хазаля в Иране.
Военная компания США во Вьетнаме.
Хо Ши Мин – политический портрет.
Шейх Омар и Усама бен Ладен
Наркоторговля в Афганистане.
Аятолла Р.Хомейни основные вехи политической деятельности.
Ирано-Иракская война 1980-1988.
Исламский «социализм».
Цели и задачи «белой революции» в Иране
Чан Кай ши – политический портрет
Мао Цзе Дун и И.В. Сталин
Арабский социализм Г.А.Насера
Кемп-Девидские соглашения 1978 г. Итоги и последствия.
Критерии рейтинговой оценки
2 балла: доклад не полностью соответствует предъявляемым требованиям; имеет описательный характер (не выявлены ключевые (проблемные, спорные) вопросы, выводы автора не аргументированы.
3 балла: в докладе достаточно полно раскрыта тема, полно и объективно изложены факты, авторские выводы аргументированы. В процессе подготовки к докладу автор использовал ограниченное количество источников.
4 балла: в докладе определены тематические и временные рамки, полно и объективно изложены факты и концепции, определены ключевые спорные вопросы. Авторская позиция аргументирована, использованы материалы различных видов.
Разработчик: О.А. Никонов, доктор исторических наук, профессор кафедры Новой и Новейшей истории МПГУ.
Учебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры Новой и Новейшей истории МПГУ (протокол № 1 от 30 августа 2017 г.).
Зав. кафедрой Новой и Новейшей истории А.М. Родригес-Фернандес
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Московский педагогический государственный университет» (МПГУ)
Институт истории и политики
Кафедра Новой и Новейшей истории
2017-2018 учебный год, 5 семестр
44.03.01 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
Профиль образовательной программы:
История
Уровень образования:
бакалавриат
Очно-заочная форма обучения
Примерный перечень вопросов к экзамену
(1-30 баллов)
1. Младотурецкое движение: этапы становления, идеология, цели, лидеры.
2. Революция 1908-1909 гг. в Османской империи. Национальная и внешняя политика младотурок.
3. Синьхайская революция в Китае. Сунь Ятсен.
4. Буржуазная революция 1905-1911 гг. в Иране: причины и итоги.
5. Т.Герцль и создание ВСО. Цели и методы ВСО.
6. Октябрьская революция в России и страны Востока. Национально-колониальный вопрос.
7. Основные этапы и специфика фашизации Японии.
8. Становление мандатной системы в странах Востока.
9. Тенденции социально-экономического и политического развития подмандатных стран в межвоенный период.
10. Кемализм, как идейно политическое течение. Этатизм.
11. Кризис монархии Каджаров в Иране. Государственный переворот «3 хута» и его значение.
12. Государственный реформизм Реза Пехлеви.
13. Специфика становления государственности в Саудовской Аравии.
14. Страны Азии и Африки в годы второй мировой войны.
15. Политика фашистской Германии в отношении стран Востока.
16. Итало-эфиопские войны.
17. Конференция в Бандунге. Движение неприсоединения.
18. Французский неоколониализм в Индокитае и Северной Африке.
19. США и война во Вьетнаме: причины и последствия.
20. Экономическое развитие стран Азии и Африки. Многоукладность. Модели развития.
21. Нефтяной фактор в государственном строительстве стран Персидского залива.
22. Революция 1952 г. в Египте. Внешняя и внутренняя политика Г.А. Насера.
23. Государство «Новой демократии» в Китае (1949 - 1956 гг.)
24. Постиндустриальное общество в Японии. Эволюция политической власти.
25. Японское «экономическое чудо». Тенденции и противоречия экономического развития Японии второй полвины XX - начала XXI в.
26. Завоевание независимости Индией. Роль партии ИНК. Курс Дж. Неру в 50-ые гг.
27. Основные этапы политического развития Индии в последней четверти XX в.
28. Межконфессиональные и межэтнические проблемы в Индии.
29. Южная Корея: специфика экономического и политического развития.
30. Социальные и политические последствия «политики реформ» и «открытости» в Китае.
31. Революция в Иране (1978 - 1979 гг.): причины и последствия.
32. Исламская модель экономики на примере Ирана и Судана.
33. Национально-освободительные движения в арабских странах после второй мировой войны (Египет, Ливия, Алжир): общее и особенное.
34. Апрельская революция 1978 г. в Афганистане.
35. Исламское движение Талибан в Афганистане: цели, задачи, методы.
36. Раздел Палестины. Резолюция Ген. Асс. ООН (1947 г.). Арабо-израильские войны.
37. Становление и деятельность ООП, Фатх и Хамас в Палестине.
38. Социально-экономическое и политическое развитие Эфиопии после II мировой войны.
39. Основные тенденции и проблемы развития стран Африки в постколониальный период.
40. Политический ислам на Востоке: этапы становления и сущностные характеристики.
Разработчик: О.А. Никонов, доктор исторических наук, профессор кафедры Новой и Новейшей истории МПГУ.
Учебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры Новой и Новейшей истории МПГУ (протокол № 1 от 30 августа 2017 г.).
Зав. кафедрой Новой и Новейшей истории А.М. Родригес-Фернандес
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«Московский педагогический государственный университет» (МПГУ)
Институт истории и политики
Кафедра Новой и Новейшей истории
РЕЙТИНГ ПЛАН
по модулю «Новейшая история стран Азии и Африки»
дисциплины «История стран Азии и Африки»
2017-2018 учебный год, 3 курс, 5 семестр
Профиль - история
Бакалавриат 44.03.01- Педагогическое образование
Очно-заочная форма обучения
Базовая часть рейтинговой системы | |||
Виды контроля | Тема / форма аттестационной работы | Мин. Кол-во баллов | Макс. кол-во баллов |
Контроль посещаемости занятий | |||
Посещение лекционных занятий | |||
Посещение семинарских и практических занятий | - | - | |
Текущий контроль работы на семинарских и практических занятиях | |||
1. Раннебуржуазные революции на Востоке в начале XXв. | |||
2. Буржуазные преобразования в Турции и Иране в межвоенный период | |||
3. Основные вехи государственного строительства КНР | |||
4. Основные тенденции и проблемы развития Афганистана во второй половине XX в. | |||
5. Развитие Ирана после II мировой войны | |||
6. « Северная Африка во второй половине XX в.» | |||
Рубежный контроль | |||
1. Коллоквиум по теме «СССР и страны Востока в первой половине XX в. (в документах и фактах)». | |||
2. Информационный проект по проблемному направлению «Основные тенденции и проблемы социально-экономического и политического развития стран Азии и Африки во второй половине XX в.». | |||
Промежуточная аттестация | |||
Экзамен | |||
Выполнение любого задания на уровне ниже «удовлетворительного» = 0 рейтинговых баллов | |||
Минимальные баллы за посещение лекций и работу на семинарских занятиях начисляются в том случае, когда студент посетил не менее 50% лекций и не менее 50% семинарских занятий. Контроль посещаемости лекционных и семинарских занятий осуществляется на каждом занятии. | |||
Обязательным условием получения итоговой оценки по дисциплине (вне зависимости от количества набранных баллов) является накопление в течение семестра не менее 35 баллов | |||
Обязательным условием получения итоговой оценки по дисциплине (вне зависимости от количества набранных баллов) является выполнение заданий рубежного контроля на уровне не ниже «удовлетворительного» | |||
Рейтинговые бонусы в сумме до 10 баллов начисляются за креативное участие в семинарских занятиях и демонстрацию углубленных знаний по проблематике курса. Рейтинговые штрафы до 10 баллов начисляются при сдаче учебных заданий с текстом, заимствованным из Интернета (без оформления цитат и ссылок) или из коллекции учебных заданий прошлых лет, сдаче двумя и более студентами одинакового текста задания. | |||
Дополнительные (компенсирующие) учебные задания выполняются: – в ходе семестра: если студент стремится компенсировать отсутствие на занятиях или недостаточно успешное участие в процедурах рубежного контроля (выполняются задания по проблематике соответствующего раздела); – в период сессии (до дня экзамена): если студент в ходе семестра не набрал необходимое количество баллов (свободный выбор заданий из дополнительной части рейтинг-плана); – в порядке академической задолженности – до 28 февраля (выбор заданий согласуется с преподавателем). |
Расчет итоговой рейтинговой оценки | |
до 49 баллов | «неудовлетворительно» |
от 50 до 65 баллов | «удовлетворительно» |
от 66 до 85 балов | «хорошо» |
от 86 до 100 баллов | «отлично» |
дополнительная часть | ||||
№ задания и форма аттестационной работы | Тема | Мин. кол-во баллов | Макс. кол-во баллов | |
Раздел 1 «Социально-экономическое и политическое развитие стран Азии и Африки в начале XX в» | ||||
1. Подготовка эссе | «Основные тенденции экономического и политического развития стран Азии и Африки в впервой половине XX в.». | |||
2.Составление реферативного обзора | «Пан-идеологии на Востоке в первой половине XX в | |||
3. Подготовка рецензии | Социально-экономическое и политическое развитие стран Азии и Африки в начале XX в. | |||
4. Составление тематического глоссария | Общественно-политические организации и лидеры антиколониальной борьбы народов Азии и Африки первой четверти XX в. | |||
5.Подготовка рецензии | Модернизационные процессы на Востоке в первой половине XX в. | |||
6. Составление аннотированного списка | Иностранная политика на Востоке между двумя мировыми войнами | |||
Раздел 2 «Основные тенденции социально-экономического и политического развития стран Азии и Африки во второй половине XX в.» | ||||
7. Подготовка рецензии | Основные тенденции социально-экономического и политического развития стран Азии и Африки во второй половине XX в. | |||
8. Составление аннотированного списка | Проблемы культурной адаптации мусульман в западном мире | |||
9. Написание научно-аналитического обзора | Основные проблемы интеграции стран Азии и Африки в мировую экономику и политику | |||
10.Подготовка доклада | По темам семинарских занятий | |||
11. Курсовая работа по дисциплине | ||||
Разработчик: О.А. Никонов, доктор исторических наук, профессор кафедры Новой и Новейшей истории.
Рейтинг-план утвержден на заседании кафедры Новой и Новейшей истории, Института истории и политики МПГУ (протокол № 1 от 30 августа 2017 г.).
Зав. кафедрой Новой и Новейшей истории А.М. Родригес-Фернандес
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.
а) основная литература:
Новейшая история стран Азии и Африки. XХ вв.: Учеб. для вузов. В 3 ч. / Под ред. А.М. Родригеса. – М.: Владос, 2012.
б) дополнительная литература:
1. Авторитаризм и демократия в развивающихся странах. – М.: Наука, 1996.
2. Алиев С.М. История Ирана. XX век. – М.: ИВ РАН: Крафт +, 2004.
3. Арабский мир в конце XX в. – М., Просвещение, 1996.
4. Арин О. Азиатско-тихоокеанский регион: мифы, иллюзии и реальность. – М.: Наука, 1997.
5. АСЕАН в системе международных политических отношений. – М.: Наука, 1993.
6. Афганистан. Война и проблемы мира. – М.: ИВ РАН,1998.
7. Африка в меняющемся мире. Глобальные и региональные аспекты экономических, социальных и экологических проблем. Сб. ст. – М.: Изд. Ин-та Африки, 1995.
8. Африка: кланы, классы, общество. Социальные мутации на исходе XX в. – М.: Наука, 1994.
9. Березной А. В.Транснациональные корпорации на рынках развивающихся стран. – М.: Наука, 1997.
10. Буров В. Г. Модернизация тайваньского общества. – М.: Изд. ИФ РАН,1998.
11. Васильев А. М. История Саудовской Аравии. 1745- конец XX в. – М.: Наука, 2001.
12. Васильев А., Петров Н. Рецепты арабской весны. – М.: Алгоритм, 2012.
13. Внешняя политика и дипломатия стран Азиатско-Тихоокеанского региона. – М.: Науч. кн., 1998.
14. Воробьев В. П. Государство Израиль: правовые основы возникновения и статус личности. – М.: ИД Национальное образование, 2001.
15. Гасратян С. М. Религиозные партии в государстве Израиль. – М.: ИИИиБВ, 1996.
16. Глобализация и поиски национальной идентичности в странах Востока. – М.: Изд. МГИМО, 1999.
17. Государственность и модернизация в странах ЮВА. – М.: Изд. ИВ РАН,1997.
18. Гусаров В. И. Реколонизация Африки: опасность или спасение? – М.: Изд. Ин-та Африки, 1999.
19. Делюсин JI. П. Китай: полвека - две эпохи. – М.: Изд. ИВ РАН, 2001.
20. Деопик Д. В. Вьетнам: История. Традиции. Современность. – М.: Изд. Вост. лит. 2002.
21. Дзасохов А. С. Становление и эволюция постколониального мира: вторая половина XX в. – М.: Международные отношения, 1997.
22. Дорошенко Е. А. Шиитское духовенство в двух революциях 1905 - 1911 и 1978 - 1979 гг. – М.:, Изд. ИВ РАН, 1998.
23. Дружиловский С. Б. Проблемы эволюции исламского региона. Особенности иранской государственности. – М.: ИИИиБВ, 1998.
24. Дэвидсон Ф. Б. Война во Вьетнаме (1946 - 1975). – М.: Изографус, Эксмо, 2002.
25. Егорин А. 3. Египет нашего времени. – М.: Изд. ИВ РАН, 1998.
26. Ефимов Д. Б. Вторая мировая война и судьбы народов Азии и Африки. – М.: Наука, 1990.
27. Иргебаев А. Т. , Осипов В. И. Южная Корея. – М.: Знание, 1990.
28. История Востока. Восток в новейшее время (1914-1945 гг.). – М.: Вост.лит., 2006.
29. История государства и права зарубежных стран. Учебник / Под редакцией К. И. Батыра. – М.: Проспект, 2011.
30. История Индонезии./В.А.Тюрин. – М.: Изд. Вост. Ун-т, 2004.
31. История мировой экономики. учебник / Под ред. Г. Поляка, А. Марковой. – М.: Юнити-Дана, 2010.
32. Капитализм и Восток во второй половине XX в. – М.: Наука, 1995.
33. Кинрос Л. Расцвет и упадок Османской империи. – М.: Крон-пресс, 1999.
34. КНР. История Китая/Под ред. А. В. Меликсетова. – М.: Высшая школа, 1998.
35. Конотопов М.В., Сметанин С.И. История экономики зарубежных стран. Учебник. – М.: КноРус, 2007.
36. Коптевский В. Н. Россия-Турция: этапы торгово-экономического сотрудничества. – М.: Изд ИВ РАН, 2003.
37. Коргун В. Г. История Афганистана. XX век. – М.: ИВ РАН: Крафт +, 2004.
38. Курицин В. М. Конституционный строй Японии. – М.: Изд. МЮИ МВД РФ,1998.
39. Ланда Р. Г. История арабских стран. – М.: Изд. ИВ РАН, 2005.
40. Левин 3. И. Общественная жизнь на Востоке.Постколониальный период. – М.: Изд. Вост. Лит,1999.
41. Мазуров И. В. Японский фашизм. – М.: Наука, 1996.
42. Мамедова Н. М. Иран в XX в. Роль государства в экономическом развитии. – М.: ИИИиБВ,1997.
43. Мельянцев В.А. Восточно-азиатская модель экономического роста: важнейшие составляющие. – М.: Изд. МГУ, 1998.
44. Миллер А.Ф. Турция. Актуальные проблемы новой и новейшей истории. – М.: Наука, 1983.
45. Мосяков Д. В., Тюрин В. А. История ЮВА. – М.: Изд. Вост. Ун-т, 2004.
46. Новейшая история арабских стран Африки (1917-1987). – М.: Наука, 1990.
47. Особенности модернизации на мусульманском Востоке. Опыт Турции, Ирана, Афганистана, Пакистана. /под ред. М.Я. Белокреницкого. – М.: Изд. ИВ РАН, 1997.
48. Родригес А.М. История стран Азии и Африки в новейшее время в вопросах и ответах: Учебное пособие. – М.: Проспект, 2010.
49. Родригес А.М., Леонов С.В., Пономарев М.В. История ХХ века: Россия – Запад – Восток: Учебное пособие.– М.: Дрофа, 2008.
50. Родригес А.М. История стран Азии и Африки в новейшее время: Учебник. – М., Изд-во Проспект, 2010.
51. Розалиев Ю. Н. Мустафа Кемаль Ататюрк. Очерки жизни и деятельности. – М.: Изд. Вост. Лит, 1995.
52. Рубаник В.Е. История государства и права зарубежных стран. Учебник. – СПб.: Питер, 2011.
53. Сигов Ю.И. Южно-Африканская республика наших дней. – М.: Знание, 1991.
54. Сикоев Р. Р. Талибы: религиозно - политические портреты. – М.: Крафт +, 2004.
55. Системная история международных отношений. В 2 т. События 1918-2003 годов. Учебник / Под ред. А. Богатурова. – М.: Культурная Революция, 2006.
56. Смирнов А. И. Арабо-израильские войны. – М.: Вече, 2003.
57. Стрыгин А.В. История мировой экономики. Учебное пособие. – М.: КноРус, 2009.
58. Усов В. Н. КНР. От большого скачка к реформам и открытости (1976 - 1984). – М.: Изд. ИДВ РАН, 2003.
59. Ушаков А. Феномен Ататюрка. Турецкий правитель, творец и диктатор. – М.: Центрполиграф, 2002.
60. Фадеева И.Л. Официальные доктрины в идеологии и политике Османской империи: османизм-панславизм. XIX- начало XX в. – М.: Наука, . 1985.
61. Южная Азия: Конфликты и геополитика. – М.: Изд. ИВ РАН, 1999.
62. Юрьев М. Ф. История стран Азии и Северной Африки после II мировой войны. – М.: Изд. МГУ, 1994.
в) мультимедийные средства:
Microsoft Office (Word, Power Point).
г) Интернет-ресурсы
1. Азиатский сетевой журнал // http://asiainfo.narod.ru/
2. Вторая мировая война 1939 – 1945 // http://19391945.net/main.shtml
3. «Мир истории» - российский электронный журнал // http://historia.ru
4. Электронные ресурсы по истории http://hist.msu.ru
5. Новостной портал inoСМИ.Ru // www.inosmi.ru
6. Новостной портал News-ru // http://www.newsru.com/
7. Новостной сайт Novo-teka // http://www.novoteka.ru/r/Все об Афганистане // http://www.afghanistan.ru/
8. Электронная библиотека исторической и философской литературы // http://istmat.ru/
9. Федеральный образовательный портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование» // http://www.humanities.edu.ru/