Модуль «Имя существительное»
Модуль «Имя существительное»
Дидактический материал для организации коллективных учебных занятий по русскому языку в 6 классе в школе с государственным языком обучения.
Павлодар, 2013
Рекомендовано экспертным советом областного института повышения квалификации педагогических кадров
Автор:
Аринова Д.Х.,учитель русского языка и литературы Кенжекольской СОШ г. Павлодара
Научный руководитель и рецензент:
Серёменко Н.П., член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук (Россия), Главный специалист отдела инновационного развития Павлодарского ИПК ПР
В пособии представлен дидактический материал в системе методик коллективного способа обучения для организации коллективных учебных занятий по русскому языку в 6 классе в школе с государственным языком обучения.
Введение
Переход образования от знаниецентрического обучения к компетентностному подходу требует формирования у учащихся не только ЗУНов по предмету, но и ключевых компетенций. Ключевые компетенции не передаются информативно, их возможно развивать только в деятельности. Поскольку язык является основным средством общения для людей, то базовой компетенцией является коммуникативная компетенция. Для того, чтобы её сформировать, учителю необходимо включать учащихся в различные виды взаимодействия. Дидактический материал в системе методик КСО решает эту проблему, так как каждая методика предполагает включение каждого учащегося в диалоговое или групповое общение.
Мы обнаружили также противоречие между требованиями ГОСО и материалами учебника, т.е. учебник не в полном объеме содержит материал, позволяющий сформировать у учащихся ЗУНы, требуемые ГОСО. Решением этой проблемы стало составление данного дидактического материала в системе методик КСО
Пособие содержит стандарт модуля «Имя существительное» календарно-тематическое планирование с контролирующими заданиями по каждой теме, дидактический материал для организации учебной деятельности по методикам ВОЗ, Ривина-Баженова, взаимотренажа по специальным алгоритмам (описание этих методик см. в книге М.А. Мкртчяна «Общие методики КУЗ», Красноярск, 2002), а также разработку урока по теме «Правописание имен существительных».
Модуль «Имя существительное как часть речи и член предложения»
Стандарт модуля.
Языковой материал.
№ п/п | Обязательный уровень | Базовый уровень |
Имеет понятие о 3-х типах склонения имен существительных. | Имя существительное как часть речи. Морфологические признаки имени существительного. Синтаксическая роль имени существительного. Типы склонения имен существительных. | |
Определяет тип склонения имен существительных и склоняет их (в форме единственного числа). | ||
Различает существительные, имеющие форму только единственного числа, существительные, имеющие форму только множественного числа. | ||
Производит морфологический разбор имени существительного. | ||
Имеет понятие о грамматической основе предложения. | ||
Знает и использует при написании орфографические правила: - употребление Ьна конце существительных 3 скл.; - неупотреблениеЬ после шипящих у сущ-х в род.п. множ.ч.; - неупотребление Ь после шипящих у сущ. м.р. 2 скл.; - буквы е и и в падежных окончаниях имен существительных; - буквы щ и ч в суффиксе –чик- (-щик-); - гласные в суффиксах существительных –ек-и –ик-; - гласные ои епосле шипящих в суффиксах существительных. |
Речевая деятельность.
Аудирование.
- Понимать речь учителя, одноклассников в процессе урока, по теме, по учебному тексту.
Чтение.
- Использовать виды изучающего и поискового чтения для выявления и передачи лингвистической информации об имени существительном.
Говорение.
Устная монологическая речь.
- Составлять ответы на специальные и общие вопросы (с вопросительным и без вопросительного слова) по разделу «Имя существительное».
Диалогическая речь.
- Составлять развернутый диалог по теме «Имя существительное» (7-8 реплик).
Письменная речь.
- Составлять письменные ответы на вопросы.
- Письменно переводить текст.
|
|
| |||||||
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема | Кол-во часов | Дата | Примечание | Новые понятия | Цель урока | Контролирующие задания | |||||||||
Имя существительное как часть речи. Суффиксы имен существительных мужского рода: –тель, -ник, -чик-,-щик-, -ист-; женского рода: -ниц-, -к-, -ость и др. | Суффиксы имен существительных мужского рода –тель, -ник, -чик-, -ист-; суффиксы имен существительных женского рода -ниц-, -к-, -ость. | Сформировать умение образовывать новые слова при помощи данных суффиксов. | 1. Выпишите из данных предложений имена существительные женского рода с суффиксами -ниц-, -к-, -ость. 1. Привязанность, молодость, дружба промчались – развеялись сном (А.Белый). 2. Научный центр ЮНЕСКО находится в десяти минутах ходьбы от гостиницы (В. Весенский). 3. Мы идем по освобожденной земле, и особой нежностью я смотрю на колокольчики и ромашки (И.Эренбург). 2. Образуйте от данных глаголов сущ-ые мужского рода при помощи суффиксов –тель, -ник, -чик-, -щик-, -ист-. Писать, читать, барабанить, переписывать, будить, преступить. | |||||||||||||
Склонение имен существительных. Понятие о трех типах склонения имен существительных. | Три типа склонения имен существительных. | Сформировать у учащихся умение определять тип склонения имен существительных. | 1. Классифицируйте слова: дочь, сестра, ночь, друг, папа, рожь, внучка, мастер, дядя, облако, сияние, мышь. Запиши в три столбика:
2. Просклоняйте имена существительные: книга, яблоко, мышь. | |||||||||||||
Существительные, имеющие форму только единственного числа. Склонение существительных в единственном числе. | Существительные, имеющие форму только единственного числа. | Сформировать у учащихся умение распознавать имена сущ-ые, имеющие форму только ед. числа, умение склонять данные сущ-ые. | 1. Выпишите существительные, которые имеют форму только единственного числа. Печенье, лампа, сказка, молоко, сахар, нефть, цемент, железо, кефир. 2. Просклоняйте слово кефир. | |||||||||||||
Существительные, имеющие форму только множественного числа. Склонение существительных во множественном числе. | Существительные, имеющие форму только множественного числа. | Сформировать у учащихся умение распознавать имена сущ-ые, имеющих форму только множественного числа. | 1. Выберите из ряда слов су-ществительные, имеющие форму только множественного числа. Опилки, листва, деньги, грабли, цветы, сахар, нефть. 2. Просклоняй слово именины. | |||||||||||||
Синтаксическая роль имен существительных в предложении. | Роль существительных в предложении. | Сформировать у учащихся умение определять синтаксическую роль имени существительного в предложении. | 1. Определите роль каждого существительного в предложениях. Лайка Тайга любила осеннюю охоту. Над болотом стелется дым от выстрелов. Тайга бросается отыскивать упавших птиц. * 2. Составьте предложения со словом дом, где данное слово будет выполнять роль: а) подлежащего б) дополнения в) обстоятельства | |||||||||||||
Сочинение-повествование. | Сформировать у учащихся умение писать сочинение по готовому плану. | Сочинение. | ||||||||||||||
Употребление иь после шипящих у существительных 3-го склонения (мышь); неупотребление ь после шипящих у имен существительных мужского рода 2-го склонения (нож). Неупотребление ьпосле шипящих у сущ-х в родительном падеже. множ. числа (туч). | Правописание ь в именах существительных. | Сформировать у учащихся умение правильно употреблять ь в именах существительных. | 1. Запишите данные ниже слова в 2 столбика:
Грач_, мышь_, товарищ_, врач_, дрож_, багаж_, доч_, рож_, ковш_, вещ_, реч_, луч_, овощ_, тиш_, карандаш_. 2. Выпишите имена существительные множественного числа в родительном падеже. Грач, туч, ковш, рощ, врач. | |||||||||||||
Падежные окончания имен существительных. Буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. | Правописание падежных окончаний имен существительных. | Сформировать у учащихся умения орфографической грамотности. | 1. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Составь 3 предложения. Просить о помощ_, идти по дорог_, писать в тетрад_, гулять на площад_, лежать в кроватк_, искать на сайте_ . 2. Запиши сущ-ые в творительном падеже, используя предлоги над, под, перед, с. Свеча, ключ, роща, туча, матч, клатч, граница, полотенце, конец. | |||||||||||||
Буквы ч и щв суффиксе –чик(-щик).Гласные в суффиксах сущ-ых -ек и –ик. Гласныео и е после шипящих в суффиксах сущ-х. Суффиксы имен существительных. | Правописание суффиксов имен сущее твительных. | Сформировать у учащихся умения орфографической грамотности | 1. Распредели в два столбика следующие слова. Буфет_ица, копиров_ик, перепис_ик, лет_ик, свар_ик, автомат_ик, опрессов_ик, леп_ик, пулемет_ик. 2. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Сыноч_к, мяч_к, самолет_к, звоноч_к, кусоч_к. 3. Спиши, распределяя в два столбика. Друж_к, жуч_к, замоч_к, человеч_к, ореш_к, волч_нок, собач_нка. | |||||||||||||
Контрольный диктант № 4 по разделу «Имя существительное». «Зимние постельки». |
Задания для работы по методике "Взаимообмен заданиями" (ВОЗ)
Алгоритм для работы по методике "Взаимообмен заданиями" (ВОЗ)
1) получи карточку;
а) постарайся усвоить содержание своей карточки, выполнив первое и второе задание; после проверки учителем карточка считается введенной в работу;
3) приступай к работе с первым партнером;
4) сядьте рядом, решите, кто первым начнет объяснять;
5) объясни партнеру первое задание карточки и сделай необходимые записи в его тетрадь;
6) выслушай объяснение товарища по заданию первой части его карточки, проверь, как он сделал записи в твою тетрадь;
7) после того, как вы объяснили друг другу содержание первого задания карточки, и ответили на вопросы друг друга, обменяйтесь карточками и выполните каждый второе задание новой для себя карточки;
8) сверьте вторые задания и обсудите свои ответы на них, оцените работу друг друга, выставьте оценки в листок учета;
9) поблагодарите друг друга за совместную работу;
10) при наличии свободного времени прочитай по учебнику или конспекту материал, которому ты будешь обучать нового партнера;
11) найди нового партнера в своей группе и работай с ним так, как указано в алгоритме, начиная с п.4.
Задания для работы по методике ВПЗ по теме «Имя существительное»
Задания для работы по методике тренажа
Маршрутный лист.
1. Работа по методике ВОЗ (работа в паре, обмен заданиями).
2. Взаимотренаж
3. Контрольные вопросы (ответить в группе, сдать учителю).
4. Выполнение теста (взаимопроверка).
5. Домашнее задание
Табло учёта.
ФИО | ВОЗ - 1 | ВОЗ-2 | ВОЗ-3 | ВОЗ-4 | ВОЗ-5 | ВОЗ-6 | Взаимотренаж | Контрольные вопросы | Тест |
Карточки ВОЗ.
ВОЗ -1. Буквы Ч и Щ в суффиксе – ЧИК-ЩИК.
1. Ч или Щ? Вставь пропущенную букву:
Алгоритм.
Выдели суффикс.
А) если перед суффиксом стоят буквы Д-Т, З-С, пиши–ЧИК-
Б) если перед суффиксом нет Д-Т, З-С, пиши –ЩИК.
Упаков…ик, развед…ик, вклад…ик, обид…ик, ракет...ик, постанов…ик, перевод…ик, застрой…ик, извоз…ик, бомбардиров…ик.
2. Ч или Щ? Вставь пропущенную букву:
Контор..ик, автомат…ик, свар…ик, мебель…ик, обман…ик, заговор…ик, дрессиров…ик, газет…ик, рассказ…ик, ответ…ик.
Тренаж
Карточка 1 Врачом Перцем Малышом Оконцем Тучей | Карточка 2 Нет собаки В клетке На ватке Без бумажки Дам пичуге |
Карточка 3 Объездчик Прокатчик Сортировщик Рассказчик Экскаваторщик | Карточка 4 Сыночек Мячик Замочек Носик Карандашик |
Карточка 5 Снежок горошек лужок ручонка зайчонок | Карточка 6 Обогреватель Связист Грабитель Скотник Помощник |
Контрольные вопросы.
1. Какие существительные относятся к 1-му, 2-му и 3-му склонениям?
2. Объясните правописание суффикса – чик (-щик)?
3. Как определить когда писать Е , а когда И в падежных окончаниях существительных?
4. В каком случае с суффиксе –ЕК, -ИК мы пишем Е и И?
5. Что нужно сделать, если затрудняешься в выборе гласной при написании суффиксов после шипящих?
6. Что нужно сделать, чтобы не допустить ошибки при написании окончаний существительных после шипящих и Ц?
Тест.
Карточка № 1
1. Выпиши словосочетания, в которых существительное имеет окончание –е. Составь 3-4 словосочетания из слов, которые имеют окончание –и в данных падежах.
Просить о помощ…, идти по дорог…, писать в тетрад…, гулять по площад…, лежать в кроватк…, искать на сайт… .
2. Запиши существительное в именительном и творительном падежах единственного числа. Используй предлоги над, под, перед, с.
Свечи, ключи, рощи, тучи, матчи, клатчи, граница, полотенце, конец.
Карточка № 2
1. Распредели в два столбика.
ч | щ |
Буфет…ица, копиров…к, перепис…к, лет…к, свар…к, автомат…ик, опрессов…ик, леп…ик, пулемет…ик..
2. Спиши, вставляя пропущенные буквы.
Сыноч…к, мяч…к, самолет…к,звоноч…к, кусоч…к.
3. Спиши, распредели в два столбика:
о | е |
Друж…к, жуч…к, ореш…к, волчон…к, собач…нка, реч…нька, горош…к.
Список литературы.
1. Мкртчян М.А. Общие методики коллективных учебных занятий. - Красноярск, 2002.
2. Мкртчян М.А Коллективный способ обучения. Практический курс. - Саяногорск, 1990.
3. Серёменко Н.П. Особенности планирования учебных достижений учащихся. - Педагогикалык альманах. Павлодар, 2007.
4. Руколеева Л.В. Методические рекомендации к организации работы по методике ВОЗ (КСО). – Павлодар, 2009.
5. Руколеева Л.В. Методические рекомендации к организации работы по методике тренажа. – Павлодар, 2006.
6. Руколеева Л.В. Методические рекомендации к организации работы по методике Ривина-Баженова. – Павлодар, 2009.
Модуль «Имя существительное»