Упражнение «Профессия на букву»
Цель: расширение у участников знаний о мире профессий, актуализация уже имеющихся знаний.
1 вариант проведения упражнения
Инструкция
Работа в кругу. Называется буква. Каждый по кругу называет по одной профессии на данную букву.
Задача — показать, что участники знают много профессий, начинающихся с этой буквы. Если называется непонятная профессия, педагог просит пояснить, о чем идет речь. Если участник не может это объяснить, то считается, что профессия не названа и ход передастся следующему (по более жестким правилам, тот, кто не смог назвать профессию, выбывает и выходит на время из круга).
2 вариант проведения упражнения
Инструкция
Работа в парах. Каждая пара выбирает листочки с буквами. Нужно вспомнить все профессии, названия которых начинаются с этих букв.
Например, буквы: П, М, С, Э, В, А.
П – повар, пилот, писатель, пожарный, пастух, прокурор, плотник, продавец, программист, почтальон и т. д.
М – машинист, методист, маляр, музыкант, матрос, милиционер, мельник, модельер, массажист, монтажник и т. д.
С – строитель, судья, спасатель, сталевар, стюардесса, сапожник, слесарь, сантехник и т. д.
Э – электросварщик, экскаваторщик, электрик, эколог, экономист и т. д.
В – врач, водолаз, водитель, ветеринар, водопроводчик, воспитатель, вратарь и т. д.
А – артист, агроном, адвокат, архитектор, актер, астроном и т. д.
Упражнение «Цепочка профессий»
Цель: актуализация знаний участников о профессиях.
1 вариант проведения упражнения
Инструкция
Кто-то из участников (по желанию) называет первую профессию, например, металлург. Следующий называет профессию, в чем-то близкую металлургу, например, повар. Следующий называет профессию, близкую к повару и т. д. Важно, чтобы каждый сумел объяснить, в чем сходство названных профессий. Например, и металлург, и повар имеют дело с огнем, с высокими температурами, с печами.
Определяя сходство между разными профессиями, можно вспомнить схему анализа профессии, например, сходство по условиям труда, по средствам и т. д.
Окончательное решение о том, удачно названа профессия или нет, принимает группа.
Вывод, сделанный педагогом-тренером: «Хочу обратить ваше внимание на то, что между самыми разными профессиями иногда могут обнаруживаться интереснейшие общие линии сходства. К примеру, если в начале цепочки называются профессии, связанные с металлообработкой (как в нашем примере), в середине — с автотранспортом, а в конце — с балетом (для подтверждения сказанного приводим пример подобной цепочки: металлург - повар - мясник - слесарь (тоже рубит, но металл) - автослесарь - таксист – сатирик эстрадный (тоже "зубы заговаривает") - артист драмтеатра - артист балета и т. д.).
Такие неожиданные связи между самыми разными профессиями свидетельствуют о том, что не следует ограничиваться только одним профессиональным выбором, ведь очень часто то, что вы ищите в одной (только в одной!?) профессии, может оказаться в других, более доступных профессиях».
2 вариант проведения упражнения
Инструкция
Называется профессия, следующему участнику необходимо на последнюю букву профессии назвать следующую профессию. Например: педагог – геолог – географ – фельдшер – регистратор и т. д.
Упражнение «Как ты думаешь?»
Цель: соотнесение потребностей человека с профессиями, их обеспечивающими.
Инструкция
Педагог-тренер предлагает участникам объединиться в группы и раздаёт карточки для раскрашивания, на которых изображены потребности, присущие всем людям. Каждая группа коллективно выполняет работу, а затем объясняет выбор своей потребности и от какой профессии она зависит.
Подводя итоги игры, педагог акцентирует внимание детей на том, что удовлетворение наших потребностей зависит от той или иной профессии людей: «Все мы нуждаемся в питании, одежде. Но без рук швеи, портнихи и модельера не пошили бы платья и брюки. А для того, чтобы мы их купили, водитель доставляет одежду в магазин, продавцы аккуратно и красиво развешивают ее, и только потом мы видим и покупаем эти вещи в магазине. Вот как много профессий задействовано в одной цепочке. Поэтому чтобы удовлетворить те или иные наши потребности, необходима работа многих людей».
Упражнение «Аукцион»
Цель: расширение знаний участников о мире профессий.
Инструкция
Педагог-тренер объединяет участников в подгруппы (например, «компот», состоящий из «яблок», «груш», «слив» и т. д.. «Яблоки» идут в одну группу, «груши» – во вторую и т. д.).
Каждой подгруппе нужно написать в отдельных колонках как можно больше профессий по пяти типам: «человек – человек», «человек - природа», «человек - знак», «человек - художественный образ», «человек - техника» (см. Приложение 1)). На эту работу дается 4-5 минут.
Та группа, у которой большее количество вариантов в названной педагогом колонке, зачитывает профессии. Другие группы называют те профессии, которые не были озвучены. Педагог дополняет перечень профессий.
Может возникнуть вопрос об отнесении некоторых современных профессий к разным типам. Комментарий педагога: «Некоторые профессии можно отнести к разным типам, так как это профессии смешанного типа. Таких профессий сейчас очень много. Вообще, сегодня наиболее востребованы специалисты, имеющие смежные профессии, или которым легко переучиться на близкую к их специальности профессию».
Далее участникам предлагается найти профессии, в которых бы предметы труда (см. Приложение 2) из разных сфер деятельности совмещались. Участники из разных подгрупп называют варианты, педагог корректирует ответы. Например: предметы труда «человек - человек» (клиент) и «человек - знак» (знаковый материал) совмещаются в сфере деятельности программиста-консультанта. Такому человеку необходимо быть профессионалом в области программирования и уметь общаться с людьми.
Вопросы для обсуждения:
– Какие новые профессии вы открыли для себя?
– Что вам дают знания о мире профессий?
Приложение 1
«Человек - природа» — все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством;
«Человек - техника» — все технические профессии;
«Человек - человек» — все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением;
«Человек - знак» — все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности;
«Человек - художественный образ» — все творческие специальности.
Приложение 2
Предмет труда это то, с чем или с кем человек имеет дело в процессе работы. Выделяют пять предметов труда: человек, техника, знак, художественный образ, природа. Каждому из них соответствует определенный тип профессий.
Один работает преимущественно с людьми (обучает, воспитывает, управляет). Это профессии типа «человек – человек». Другие работают с техникой, механизмами, устройствами, различными материалами. Этот тип называется «человек – техника». Есть люди, преимущественно занятые в процессе своей работы с различными чертежами, знаками, таблицами, схемами, программами. Это профессии типа «человек – знак». Особенно одаренные художественными способностями каждодневно имеют дело с построением образов, композиций, произведений искусства – «человек – художественный образ». А если человек работает с животными, микроорганизмами, с почвой, словом, с природой, то его тип профессий называется «человек – природа». Таким образом, существует пять предметов труда и соответствующих им пять сфер деятельности.