Тема «Осенняя ярмарка. Сад-огород»

Тема «Осенняя ярмарка. Сад-огород»

Задание 1.Родителям рекомендуется:

рассмотреть с ребенком натуральные овощи, фрукты, ягоды;

повторить обобщающие слова — «овощи», «фрукты», «ягоды»;

обратить внимание на их форму, размер, цвет, запах и вкус;

рассказать, где и как растут овощи, фрукты и ягоды (в саду, в огороде, на земле, в земле, на кустах, на деревьях);

по возможности сходить вместе с ребенком на овощной рынок и посмотреть, какие овощи, фрукты и ягоды там продают;

рассказать ребенку, какие блюда можно приготовить из овощей, фруктов и ягод;

поговорить с ребенком о труде колхозников на полях осенью.

Задание2. Дидактическая игра «Четвертый лишний». Яблоко, груша, картошка, лимон. Морковь, слива, капуста, горох. Малина, клубника, апельсин, черника.

Задание 3.Дидактическая игра «Подбери признак»:

яблоко (какое?) — ..., клюква (какая?) — ..., помидор (какой?) - ....

Задание 4.«Назови, какие ты знаешь фрукты на звук а» (ананас, апельсин, абрикос).

Задание5. Дидактическая игра «Узнай по описанию» попросить ребенка самостоятельно составить описательную загадку об овоще, фрукте или ягоде):

«Овальный, твердый, желтый, кислый, кладут в чай» (Лимон).

Задание 6.Вспомнить вместе с ребенком известные ему загадки об овощах, фруктах и ягодах.

Задание7. Дидактические игры «Узнай на ощупь», «Узнай по запаху» (предложить ребенку узнать овощи, фрукты, ягоды на ощупь с закрытыми глазами, по запаху).

Задание 8. Ответить на вопрос:

Что едят с сырым, жареным, вареным? (овощи, фрукты, ягоды)

Задание 9.Образование относительных прилагательных (по темам «овощи, фрукты, ягоды»): сок из яблок — яблочный, варенье из яблок — яблочное, начинка для пирога из яблок — яблочная и т. д.

Задание 10.Составить описательные рассказы об овощах, фруктах и ягодах по плану:

Что это?

Где растет? Внешний вид.

Каков на вкус? Что из него готовят?

Задание 11. Составить сравнительные рассказы о клюкве и малине, о яблоке и лимоне, об огурце и помидоре.

Задание 12.Составить предложение из слов.:

Яблоко, лежать, яблоня, под.

Картошка, расти, огород, в.

Клубника, тарелка, лежать, на.

Задание 13.Закончить предложения (составление сложноподчиненных предложений).

Мама почистила картошку, чтобы... . Мама помыла овощи, чтобы... . Мама собрала в саду малину, чтобы... . Мама купила в магазине яблоки, чтобы... .

Задание 14.Составить как можно больше сложносочиненных предложений по схеме и образцу.

Морковь — овощ, а яблоко — фрукт. Морковь растет в огороде, а яблоко — в саду. Из моркови делают салат, а из яблок — компот.

Задание 15.Дидактическая игра «Подскажи словечко» (тема «Овощи»).

Поздним летом в огород собирается народ.

Зрел все лето урожай, что собрали? Отгадай!

Здесь весною было пусто.

Летом выросла... (капуста).

Солнышко светило, чтоб ярче зеленел... (укроп).

Собираем мы в лукошко очень крупную... (картошку).

От дождя земля намокла — вылезай, толстушка...(свекла).

Из земли — за чуб плутовку! Тянем сочную...(морковку).

Надо поклониться низко, чтобы вытащить...(редиску).

Помогает деду внук — собирает с грядок... (лук).

Просит дедушка Федюшку: «Собери еще...(петрушку)».

Вот зеленый толстячок — крупный, гладкий...(кабачок). ;

И красавец-великан темно-синий... (баклажан).

Вот и все! Хоть и устали, урожай мы весь собрали.

Задание 16.Прослушать рассказ и ответить на вопросы.

Работа на огороде

Наступила осень. Колхозники выкопали картофель. Они убрали с колхозных полей лук, свеклу, морковь, огурцы и репу. Пусто стало на полях. Колхозники собрали большой

урожай овощей.

•Как одним словом можно назвать лук, морковь, свеклу, картофель, огурцы?

•Где растут овощи?

• Что делают колхозники на огороде осенью?

Задание 17. Объяснить ребенку значение пословицы «Летний день год кормит».

Тема «Откуда хлеб пришел»

Задание 1.Родителям рекомендуется:

рассказать детям, какое значение для всех людей имеет хлеб, как много людей разных профессий трудятся, чтобы у нас на столе появился хлеб, что хлеб надо беречь;

объяснить детям выражение «Хлеб — всему голова»;

вместе с ребенком сходить в булочную, посмотреть, какие есть хлебобулочные изделия;

купив хлеб, обратить внимание на его вкус, запах, рассказать, из чего пекут хлеб;

рассмотреть пшеничное зерно, муку;

поговорить с ребенком о труде колхозников, которые выращивают хлеб.

Задание2. Дидактическая игра «Откуда хлеб пришел». (Взрослый задает вопрос, а ребенок отвечает.)

Откуда хлеб пришел? — Из магазина.

А в магазин как попал? —

Что делают в пекарне? —

Из чего? —

Из чего мука? —

Откуда зерно? —

Откуда пшеница? —

Кто ее посеял? —

Задание3. Объяснить ребенку значение слов:

выращивать, пахать, сеять, молотить, косить, убирать, жать, молоть, печь.

Задание 4.Подобрать родственные слова к слову хлеб. (Хлебница, хлебный, хлебушек.)

Задание5. Дидактическая игра «Подбери признак»:

хлеб (какой?) — ..., булка (какая?) — ... . , и

Задание 6.Составить предложение из слов.

Хлеб, печь, мука, из.

Задание 7.Изменить слово хлеб в контексте предложения (упражнение в падежном и предложном согласовании).

Я знаю пословицу о ... . Мама купила пшеничный... . Дети едят суп с... . Ваня пошел в магазин за... . Я не люблю есть суп без... . У меня дома нет... .

Задание 8.На какую из геометрических форм похожи хлебобулочные изделия?

Хлеб, батон, круглый хлеб, пирог (овал, прямоугольник, круг).

Задание 9.Выложить из спичек фигурку по образцу

Мельница крыльями машет вдали.

Будет мука, чтоб пирог испекли.

Задание 10.Отгадать загадки.

© Без рук, без ног, а в гору лезет. (Тесто)

© Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый. (Хлеб) ;

Задание 11.Выучить стихотворение. ; ,

Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют.

(Объяснить ребенку выражение «Люди хлеб в полях лелеют»

Тема «Осень»

Задание 1.Родителям рекомендуется:

вспомнить с ребенком, какое сейчас время года, назвать осенние месяцы по порядку;

обратить внимание ребенка на то, какие изменения произошли в живой и неживой природе;

сравнить природу ранней и поздней осенью;

рассказать о том, что происходит с деревьями осенью, как звери и птицы готовятся к зиме;

вспомнить названия перелетных птиц, почему они так

называются;

перечислить как можно больше признаков осени;

рассказать о труде колхозников на полях осенью.

Задание 2.Дидактическая игра «Когда это бывает?»

Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает. — Когда это бывает?

Задание 3.Прочитать стихотворения, обсудить, одно из них выучить по выбору. Спросить у ребенка, какие чувства вызывают у него эти стихи.

Осень

Опустел скворечник, улетели птицы,

Листьям на деревьях тоже не сидится.

Целый день сегодня все летят, летят...

Видно тоже в Африку улететь хотят.

(И. Токмакова)

Осень

Скучная картина! Тучи без конца,

Дождик так и льется, лужи у крыльца.

Что ты рано, осень, в гости к нам пришла?

Еще просит сердце света и тепла. (А. Плещеев)

Задание 4.Подобрать как можно больше признаков к слову осень. осень (какая?) — золотая, дождливая ... .

Задание5. «Подбери предметы к признакам».

Осенний — день, .... Осенняя — погода, ... . Осеннее — небо, .... Осенние — дожди, ....

Задание 6.Дидактическая игра «Правильно — неправильно» (понимание причинно-следственных связей).

© Я взял зонт, потому что пошел дождь. Пошел дождь потому, что я взял зонт.

© Птицы улетели на юг, потому что наступила осень. Осень наступила потому, что птицы улетели на юг.

Задание7. Ответить на вопросы по теме «Осень».

• Какая погода осенью? Какой идет дождик осенью?

• Где цветы завяли? Листья падают откуда?

• Какие птицы улетели? Куда? Что собрали колхозники? '

Задание 8.Объяснить ребенку значение словосочетаний: «моросит дождь», «серые тучи», «желтеют листья», «исчезают цветы», «наступила осень», «ранняя (поздняя) осень».

Задание 9.Составить рассказ об осени по следующему плану:

Когда наступает осень? Назови осенние месяцы. Приметы ранней осени в природе. Красота золотой осени.

Какие стихи об осени ты знаешь?

Приметы поздней осени.

Труд человека в осенний период.

Задание 10.Объяснить ребенку пословицы об осени.

© Лето — со снопами, осень — с пирогами.

© В ноябре зима с осенью борется.

© Холоден сентябрь, да сыт.

Тема «Домашние животные»

Задание 1.Родителям рекомендуется:

рассмотреть с ребенком иллюстрации с изображением домашних животных и их детенышей, картинки на тему «Скотный двор»;

вспомнить названия домашних животных и их детенышей, их внешний вид, повадки, где они живут, как за ними ухаживает человек, какую пользу они приносят, почему называются домашними;

рассказать о профессии пастуха, скотника.

Задание2. Вспомнить загадки о домашних животных.

Задание 3.Прочитать стихи, обсудить их с ребенком, назвать домашних животных и их детенышей.

Недовольна мама-Жучка: дождик капает из тучки,

И, наверно, весь промок где-то бегавший щенок.

Мама-кошка на окошке моет с головы до пят непоседливых котят.

Вот пасутся на лужайке и резвятся как хотят

Мама-козочка и с нею двое беленьких козлят.

Знают, верно, все ребята: дети у коров — телята,

И у лошади ребенок — тонконогий жеребенок.

А у свинки есть хотят десять славных поросят.

Кто что любит

Всыпем зерен петушку, бросим косточку Дружку,

Кролику — листок капусты, а корове — травки вкусной.

Мышке мы оставим корку, пойло вынесем теленку.

Сварим каши всем цыплятам, яблоко дадим ежатам,

Отнесем овса коню, нарвем овцам лебеду.

Молока дадим мы кошке, купим шоколад Алешке.

Кто как голос подает?

Лает громко пес лохматый, во дворе свистят ребята,

Жук над головой жужжит, телка рыжая мычит,

Прочирикал воробей песенку про сто червей.

Промурлыкал в кресле кот, а в лесу медведь ревет.

Квакает в лесу лягушка, на суку кричит кукушка,

В луже хрюкает свинья, собралась ее семья.

Кукарекает петух, в дудочку дудит пастух.

Конь неудержимо ржет, рыба голос бережет.

На лугу мычит корова, воет волк в овраге строго,

Белый гусь гогочет, Оленька хохочет.

У кого кто есть

У верблюда есть горбатый верблюжонок.

У серой мышки — маленький мышонок.

У кошки — пушистые котята,

У белки — рыжие бельчата.

У крольчихи — пуховые крольчата,

У собаки — шаловливые щенята,

У коровы — ласковый теленок,

У свиньи — веселый поросенок,

У лошади есть жеребенок,

У козы — смешной козленок,

У овцы — кудрявые ягнята,

А у мамы — конопатые ребята.

Задание 4.Дидактическая игра «Назови семью». Он — кот, она — кошка, детеныш(и) — котенок (котята). Он — конь, она — лошадь, детеныш(и) — жеребенок, (жеребята).

Задание5. Дидактическая игра «Кто где живет», Корова живет в коровнике, свинья — в свинарнике, лошадь — ... , (собака).

Задание 6.Дидактическая игра «Отгадай, кто это?»

(Взрослый загадывает загадку, а ребенок ее отгадывает.)

Сторожит, грызет, лает? — ....

Хрюкает, роет? — ... .

Ржет, бегает, скачет? — ....

Мяукает, лакает, царапается? — ....

Мычит, жует, ходит? — ....

(Затем аналогичные загадки загадывает ребенок.)

Задание7. Упражнение в понимании функции суффиксов в словообразовании

«Два брата Ик и Ищ».

Стоял дом. В нем жил кот. У кота был рот, нос, хвост, усы, глаза. Но вот однажды к дому кота пришли два брата — звали одного Ик, а другого — Ищ. Икбыл маленький и ласковый, он превратил дом в домик. А Ищ был очень большой, он превратил дом в домище, В домике стал жить котик, а в домище — котище. У котика был ротик, носик, лобик, хвостик, усики, глазки. А у кота был ротище, носище, лбище, хвостище, усищи и глазищи. (Обратить внимание ребенка на то, что если в слове слышится ик,значит предмет маленький, а если в слове слышится ищ,то значит предмет большой.)

Задание 8.Подобрать как можно больше действий к предмету: кошка — лакает, мяукает, царапается, мурлыкает, ласкается, облизывается ... ; собака — сторожит, лает, кусает, охраняет, бросается, ласкается, воет, бегает ... .

Задание 9.Дидактическая игра «Чей хвост, чье туловище, чья голова, чьи уши?» (образование притяжательных прилагательных).

Хвост (чей?) — кошачий ....

Туловище (чье?) — кошачье ... . : Голова (чья?) — кошачья ... .

Задание 10.Пересказать рассказ

Кошка

(рассказ-описание)

У кошки мягкая, гладкая шерсть и большой пушистый хвост. На мордочке у нее большие круглые глаза, которые светятся в темноте, чуткие ушки и длинные усы. Кошка крадется мягко, осторожно, когда идет за добычей. Кошка — домашнее животное, живет рядом с человеком, ловит мышей и крыс.

Дружок

Пастух пас стадо овец у леса. Пастух заснул. Волк вышел из леса и схватил овечку. У пастуха была собака Дружок. Дружок погнался за волком и отбил овечку.

(Объяснить ребенку значение словосочетаний: «стадо овец», «отбил овечку».)

Тема «Дикие животные»

Задание 1. Родителям рекомендуется: поговорить с ребенком о том, какие дикие животные живут в наших лесах;

вспомнить их названия, внешние признаки, повадки, детенышей, чем питаются, как добывают себе пищу, как называется их жилище;

рассмотреть иллюстрации с изображением этих животных; вспомнить загадки о зверях наших лесов.

Задание2. Почему эти животные называются дикими?

Задание3. Подобрать как можно больше признаков к предмету: (согласование прилагательных с существительными):

волк (какой?) — ..., медведь (какой?) — ..., лиса (какая?) — ..., еж (какой?) — ..., заяц (какой?) — ..., белка (какая?) — ... ,

Задание4. Подобрать как можно больше действий к предмету:

медведь (что делает?) — ..., лиса (что делает?) — ....

Задание5. Дидактическая игра «Чей, чья, чье?» (образование притяжательных прилагательных). След (чей?) — лисий, волчий .... Уши (чьи?) — лисьи, волчьи ... . .-; Голова (чья?) — лисья, волчья ....

Задание 6.Дидактическая игра «Чей хвост?» (образование притяжательных прилагательных).

Однажды утром лесные звери проснулись и видят, что у всех хвосты перепутаны: у зайца — хвост волка, у волка — хвост лисы, у лисы — хвост медведя... . Расстроились звери, Разве подходит зайцу хвост волка? Помоги зверям найти свои хвосты, ответив на вопрос «Чей это хвост?» Вот хвост волка. Какой он? (серый, длинный). Чей это хвост? — волчий. А это чей такой хвост — маленький, пушистый, белый? — зайца ... и т.д. Теперь все звери нашли свои хвосты.

Задание7. Подобрать родственные слова. Медведь — медведица, медвежонок, медвежий, медведушка (волк, лиса ...).

Задание 8.Дидактическая игра «Кто сидит в клетке? Кого не стало?» (употребление родительного падежа имен существительных во множественном числе).

Медвежата Медвежат

Волчата Волчат

Задание 9.Дидактическая игра «Кто где живет» (употребление предложного падежа существительного).

Лиса живет в норе. Медведь зимует в ... . Волк живет в ... . Белка живет в ... . Ежик живет в ... .

Задание 10.Пересчитать животных (согласование числительных с существительными).

Первый заяц, второй заяц ... пятый заяц. Один заяц, два зайца ... пять зайцев.

Задание 11.Прослушать рассказ.

У зайца длинные уши и вытянутая мордочка. Задние лапы у него намного длиннее, чем передние. Поэтому заяц очень быстро бегает и скачет. Шкурка у зайчика мягкая, теплая. Зимой она белая, а летом серая: так ему легче скрываться от врагов. Заяц вместе с зайчатами живет в лесу в норе.

Составить самостоятельно описательный рассказ об одном из животных наших лесов, придерживаясь следующего плана: Название. Где живет? Внешний вид (размер, окраска, шерсть).

Повадки. Чем питается? Как добывает корм? Враги. Как защищается? Детеныши.

Тема «Дом. Мебель»

Задание 1.Родителям рекомендуется:

во время совместной прогулки по городу (поселку) рассмотреть с ребенком жилые дома, обратив внимание на то, что дома бывают разные: одноэтажные и многоэтажные, ка-менные и деревянные;

внимательно рассмотреть дом, в котором проживает ребенок, сосчитать сколько в нем этажей, на каком этаже он живет, есть ли в доме лифт и для чего он нужен, вспомнить домашний адрес;

на иллюстрациях рассмотреть дома, которые построены в крупных городах и в сельской местности; ; совершить с ребенком «экскурсию» по своей квартире, обратив внимание на то, сколько каких в ней комнат (кухня, ванная комната, туалетная комната, прихожая, подсобные помещения), объяснив их назначение;

рассмотреть мебель в каждой из этих комнат, вспомнив ее особенности и предназначение;

загадать ребенку загадки о мебели.

Задание2. Выучить стихотворение.

Новый дом

Против школы новый дом.

В новом доме мы живем,

Мы по лестнице бежим и считаем этажи:

Раз — этаж, два — этаж, три, четыре — мы

в квартире.

Задание 3. Дидактическая игра «Назови, какой дом» (образование сложных слов):

дом — одноэтажный, двухэтажный, трехэтажный ... многоэтажный. (Объяснить ребенку значение словосочетания «высотный дом».)

Задание4. Изменить слово «окно» в контексте предложения (упражнение в падежном и предложном согласовании).

В доме большое ... . В доме нет ... . Я подошел к ... . Я мечтаю о большом ... . У меня растут цветы под ... .

Задание5. Отгадать загадку.

© Кто уходит, кто приходит — все ее за ручку водят. (Дверь)

Задание6. Рассказать, какая мебель есть на кухне в спальне, в гостиной. (Составить описательный рассказ о каком-нибудь виде мебели по выбору.)

Это диван. Он стоит в гостиной. Он мягкий, красивый, удобный. У него деревянные полированные ручки и ножки. На диване можно сидеть, лежать.

Задание7. Дидактическая игра «Четвертый лишний».

Кухонный стол, табуретки, буфет, кровать.

Задание 8. Подобрать родственные слова.

Стол — столешница, столовый, столоваться, столик, на-стольная (лампа).

Задание 9.Дидактическая игра «Назови, какой...» (образование относительных прилагательных).

Шкаф сделан из дерева, значит

Кровать сделана из железа, ... .

Диван сделан из кожи, .... , :

Стул сделан из пластмассы, ....

Задание 10.Составить предложения со словом стол, употребляя «маленькие» слова (предлоги) в, на, под, у, за, из, к, между.

Задание 11.Выложить из спичек фигурки по образцу.

© На табуретке сидят за столом, и без нее не уютен наш дом.

© Поставим в спальню мы кроватку и спать на ней мы будем сладко.

© В комнате нашей большое окно, вижу лужайку " я из него.

Задание 12.Пересчитать различные виды мебели (согласование числительных с существительными): один стул, два стула ... пять стульев.

Задание 13.Из букв составить слово, отгадать, что спрятано в нарисованном предмете.

Задание 14. Прочитать изограф (Дом).

Тема «Транспорт.

Правила дорожного движения»

Задание 1.Родителям рекомендуется:

понаблюдать с ребенком на улице за движением различного транспорта;

закрепить названия видов транспорта;

спросить у ребенка, какие виды транспорта он знает, какой транспорт относится к наземному, подземному, железнодорожному, воздушному, водному;

спросить, на какие две группы можно разделить наземный транспорт (легковой и грузовой), почему они так называются;

вспомнить, люди каких профессий работают на различных видах транспорта;

провести с ребенком беседу о правилах уличного движения, показать во время прогулки светофор, обратив внимание на его свет и уточнив, когда можно переходить улицу, а когда — нет;

рассказать ребенку о профессии регулировщика.

Задание2. Совместно с ребенком рассмотреть на иллюстрациях различные виды транспорта.

Задание 3.Вспомнить загадку о транспорте.

Задание 4.Составить описательную загадку о каком-либо виде транспорта (по выбору).

Задание5. Дидактическая игра «Подбери признак»:

машина (какая?) — ..., самолет (какой?) — ... .

Задание 6.Дидактическая игра «Почему так называются?» (образование сложных слов): самолет (сам летает), вездеход, паровоз, пароход, самосвал, самокат.

Задание7. Дидактическая игра «Подбери предмет к признаку»:

старый ... , новый ... , маленькая ... , мощный ... , длинный ... , грузовой ... ,

трехколесный ... , быстроходный ... , летящий ... .

Задание 8. Подобрать синонимы к словам:

ехать, мчаться, нестись, гнать, тащиться, передвигаться.

Задание 9.Подобрать антонимы к словам:

взлет — посадка, взлетать — приземляться, приезжать — ..., приплыть —.....

Задание 10.Составить предложение из слов. Машина, мост, ехать, под.

; Задание 11.Дидактическая игра «Четвертый лишний».

Самолет, лодка, пароход, корабль.

Задание 12.Подобрать подходящий по смыслу глагол с приставкой от глагола ехать.

Машина из гаража .... Машина к дому .... Машина от дома .... Машина в ворота .... Машина до дома .... Машина с моста ....

Задание 13.Выучить стихотворение.

Шла по улице машина, шла машина без бензина,

Шла машина без шофера, без сигнала светофора,

Шла, сама куда не зная, шла машина заводная.

Задание 14.Отгадать загадку и объяснить значение цветов светофора.

Если свет зажегся красный, значит двигаться опасно.

Желтый — предупрежденье, а зеленый говорит: «Проходите, путь открыт». (Светофор)

Задание 15.Дидактическая игра «Кто на какой машине работает».

На «скорой помощи» работает врач. На пожарной ... .

Задание 16.Выложить из спичек фигуру по образцу:

Самолет я в небе чистом увидал.

Жалко, я ни разу на нем не летал.

Пароход большой плывет, капитан его ведет.

Машина по улицам мчится, из-под колес пыль клубится.

Лодка у берега речки стоит, с лодки рыбак рыбу удит.

Лодка с парусом плывет, путешествовать зовет.

Тема «Перелетные птицы»

Задание 1.Родителям рекомендуется:

вспомнить вместе с ребенком, какое сейчас время года, какие изменения произошли в природе, почему птицы улетают в теплые края на зиму;

назвать птиц, которые улетают на юг, объяснить, почему они улетают и называются перелетными;

рассмотреть иллюстрации с изображением перелетных птиц.

Задание2. Дидактическая игра «Четвертый лишний»: ворона, утка, голубь, воробей.

Задание 3.Дидактическая игра «Улетает — не улетает». (Взрослый называет птицу, а ребенок говорит, перелетная она или зимующая.)

Задание 4.Дидактическая игра «Кто больше назовет перелетных птиц».

Задание5. Составить описательные рассказы о перелетных птицах (по выбору).

Задание 6.Дидактическая игра «Один — много» (образование множественного числа имен существительных): утка — утки, лебедь — лебеди ....

Задание7. Дидактическая игра «Улетели птицы» (упражнение в словоизменении: употребление родительного падежа имен существительных в единственном и множественном числе).

Нет (кого?) — нет лебедя, утки... .

Нет (кого?) — нет лебедей, уток... .

Задание 8.Дидактическая игра «Подбери предмет к признаку»: лебединое (озеро), лебединая (шея), лебединый (клин).

Задание 9.Выучить стихотворение.

Птичка летает, птичка играет, птичка поет.

Птичка летала, птичка играла, птички уж нет.

Где же ты, птичка, где ты, певичка?

В дальнем краю гнездышко вьешь ты,

Там и поешь ты песню свою.

(И. Токмакова)

Задание 10. Вспомнить стихотворение И. Токмаковой «Десять птичек — стайка» (см. 2-ю неделю ноября, ст. гр.) и назвать перелетных и зимующих птиц.

Тема «Зимующие птицы»

Задание 1.Родителям рекомендуется:

рассмотреть с ребенком на иллюстрациях зимующих птиц, вспомнить их названия, характерные внешние признаки (хвост, клюв, расцветка перьев, величина), где они живут, чем питаются, почему называются зимующими;

во время совместной прогулки в парке или на улице рассмотреть встретившихся зимующих птиц, обратить внимание на то, какие птицы часто прилетают во двор;

провести беседу с ребенком о бережном отношении к птицам, о необходимости помощи птицам зимой;

изготовить совместно с ребенком кормушку и повесить ее на улице.

Задание2. Вспомнить загадки о зимующих птицах.

Задание 3. Составить сравнительный рассказ о снегире и синице.

Задание4. Составить описательные загадки о зимующих птицах.

Эта птица маленькая. У нее короткие крылышки, короткие ножки, спинка коричневая, на крыльях светлые полоски. Целый день чирикает и прыгает. — Воробей.

Задание 5.Дидактическая игра «Четвертый лишний».

Синица, воробей, грач, снегирь.

Задание 6. Дидактическая игра «Подбери признак» (согласование имен существительных с прилагательными): синица (какая?) — ..., голубь (какой?) — ... .

Задание 7. Пересказ рассказа «Кормушка».

Увидали дети зимой у школы птиц. Кинули им крошки хлеба. Птицы сначала боялись, а потом склевали весь хлеб. На другой день птицы опять прилетели. Дети взяли ящик, повесили на сук и насыпали зерен. Вышла кормушка. Дети кормили птичек до весны.

Задание 8.Подобрать родственные слова: корм — кормить, кормушка, накормленный, кормление (птица).

Задание 9.Рассказать, как ребенок помогает птицам зимой (рассказ из личного опыта).

Тема «Зима»

Задание 1.Родителям рекомендуется:

побеседовать с ребенком о том, какие изменения произошли в живой и неживой природе зимой;

во время прогулки в парке обратить внимание на признаки зимы;

вспомнить названия времен года и зимних месяцев;

объяснить, какое время года самое холодное и почему;

напомнить ребенку о жизни птиц и зверей зимой, о том, как они зимуют;

назвать зимующих птиц, рассказать о том, как человек помогает птицам зимой;

вспомнить, какие зимние виды спорта и зимний спортивный инвентарь ребенок знает;

назвать пословицы и поговорки о зиме, зимние приметы.

Задание2. Вспомнить совместно с ребенком стихи и загадки о зиме.

Задание 3.Вспомнить совместно с ребенком названия зимних месяцев.

Задание 4.Дидактическая игра «До — между — после».

Какой месяц перед январем, после января ... .

Задание5. Объяснить ребенку пословицы:

© Декабрь год кончает, а зиму начинает.

© В феврале зима с весной встречаются.

Задание 6.Дидактическая игра «Назови как можно больше признаков зимы».

Задание7. Прочитать ребенку стихотворение, обсудитьего, найти в нем признаки зимы.

Зимние картинки

Солнце землю греет слабо, по ночам трещит мороз.

Во дворе у снежной бабы побелел морковный нос.

Под березой на пригорке старый еж устроил норку,

А под листьями лежат двое маленьких ежат.

Белка спряталась в дупло — в нем и сухо и тепло,

Запасла грибов и ягод столько, что не съешь и за год.

Под корягой в буреломе спит медведь, как будто в доме.

Положил он лапу в рот и, как маленький, сосет.

Осторожная лисица подошла к ручью напиться.

Наклонилась, а вода неподвижна и тверда.

У косого нет берлоги, не нужна ему нора:

От врагов спасают ноги, от бескормицы — кора.

(Г. Ладонщиков)

Задание 8.Предложить ребенку распространить предложение по образцу.

Наступила зима. Наступила холодная зима. Наступила холодная вьюжная зима.

Задание 9.Дидактическая игра «Подбери родственные слова».

Снег — снежок, снежинка, снежный, Снегурочка, снеговик ....

Зима — зимушка, зимний, зимовать, зимовье ... .

Мороз — морозный, морозить, замораживать ....

Лед — ледокол, льдина, ледовый, ледник, гололед ... .

Задание 10.Дидактическая игра «Подбери признак к предмету» (тема «Зима»): солнце (какое?) — ..., лед (какой?) — ..., мороз (какой?) — ... .

Задание 11.Дидактическая игра «Подбери предмет к признаку»:

снежный — ком ..., снежная — ..., снежные — заносы ..., снежное — поле ... .

Задание 12.Дидактическая игра «Четвертый лишний».

Коньки, скакалка, лыжи, санки.

Ворона, голубь, воробей, ласточка. э

Лиса, волк, медведь, жираф.

Шуба, шапка, купальник, шарф.

Задание 13.Составить рассказ о зиме по плану.

Как ты заметил наступление зимы?

Назови ее первые приметы в природе.

Зимние месяцы. Признаки зимы.

Повадки зверей и птиц зимой.

Зимующие птицы.

Зимние забавы и развлечения.

Тема «Как звери зимуют»

Задание 1.Родителям рекомендуется: ' поговорить с ребенком о том, какое сейчас время года; обратить внимание на природные условия зимой; вспомнить знакомых ребенку диких животных, которые проживают в наших лесах, как они добывают себе пищу, чем они питаются, как называется их жилище;

рассказать ребенку о том, как звери зимуют в лесу, какие изменения произошли в их внешнем виде к зиме.

Задание2. Прочитайте ребенку стихотворения, обсудите их. Назовите животных наших лесов, про которых говорится в стихотворении.

Кто где живет

Зимой в берлоге мишка спит,

Под крышей воробей сидит.

Лиска рыжая — в норе,

Жучка — в теплой конуре.

В логове лежит волчиха,

Под кустом дрожит зайчиха.

Белка спряталась в дупле,

Ежик спит в сухой траве.

Белочка — хозяйка

Ветер гонит по земле мерзлых листьев стайку.

Приготовилась к зиме белочка-хозяйка.

В срок она ушанку сшила, серым мехом опушила.

Примеряла боты собственной работы.

Заготовленные впрок шишки спрятала в мешок.

И колоть без спешки принялась орешки.

Славно в белкином жилище — в нем порядок, тишина.

Пусть холодный ветер свищет, белке вьюга не страшна.

Задание 3.Прочитать ребенку рассказы о животных, обсудить их, попросить ребенка пересказать их (по выбору).

Лиса

Лисичка зимой мышкует — мышей ловит. Она встала на пенек, чтобы подальше было видно, и слушает, и слушает, и смотрит: где под снегом мышь пискнет, где снег чуть-чуть шевельнется. Услышит, заметит — кинется. Готово, попалась мышь в зубы рыжей пушистой охотнице!

Белка

Не страшен белке холод. У нее серенькая шубка теплая. А лето пришло, белка шубку переменила — теперь и холода нет, и прятаться не от кого: не нужен охотникам тонкий рыжий мех. Белка грибы сушит, шишки шелушит.

Волк

Летом ходит волк сытый. Дичи много. Придет зимнее время, птицы улетят, звери спрячутся, нечего есть волку. Злые, голодные ходят волки, ищут добычу. К деревне подойдут... Где сторожа нет да запоры плохи — несдобровать овце.

Медведь

Медведь имеет теплую мохнатую шубу. Морда у него вытянутая. Ходит медведь тяжело, переставляя лапы как-то вкось, поэтому его и назвали косолапым. Но он может быстро бегать. Он очень ловко лазает по деревьям. Медведь ест ягоды, мед. Медведь на холодные месяцы забирается в берлогу, спит и сосет лапу.

Задание 4.Упражнение на координацию речи с движениями.

Зайки белые сидят и ушами

шевелят,

Вот так, вот так, — и ушами

шевелят. Зайкам холодно сидеть, надо

лапки им погреть. Вот так, вот так, — надо

лапки им погреть. Зайкам холодно стоять, надо

зайкам поскакать. Вот так, вот так, — надо

зайкам поскакать.

Ребенок приседает, держа ладони у головы. Имитирует шевеление ушками.

Ребенок встает и потирает кисти рук — «греет лапки».

Ребенок прыгает на месте, держа руки на поясе.

Тема «Наш город. Дом»

Задание 1.Родителям рекомендуется:

- рассказать ребенку, как называется город (поселок), где он живет, в честь кого назван город (поселок), чем он знаменит;

- рассмотреть иллюстрации, фотографии и открытки с изображением нашего города (поселка);

- обратить внимание на главную улицу города (поселка), какие на ней построены дома;

- во время прогулки по городу (поселку) обратить внимание на различные строения, дома (одноэтажные, многоэтажные, каменные, деревянные), а также на памятники архитектуры;

- объяснить ребенку понятие «улица», рассказать, что каждая улица имеет свое название, а каждый дом — свой номер;

- выучить с ребенком свой домашний адрес.

Задание 2.Составить рассказ «Дом, в котором я живу» (произвольный рассказ ребенка).

Задание 3.Нарисовать картину «Дома на моей улице».

Задание 4.Дидактическая игра «Один – много» (образование родительного падежа множественного числа имени существительного): один дом – много домов, одна улица… (поселок, город…).

Задание 5.Упражнение в словообразовании с помощью суффиксов.

Дом – домик, домишко, домище.

Город – городок, городишко, городище.

Задание 6.Упражнение для пальчиков «Дом и ворота».

На поляне дом стоит, «Дом» изобразить двумя руками,

крышу дома — пальцы левой и правой рук

соприкасаются друг с другом.

Ну а к дому путь закрыт. Правая и левая руки повернуты ладонями к себе, средние

пальцы соприкасаются друг с другом, большие пальцы —

вверх («ворота»).

Мы ворота открываем, Ладони разворачиваются параллельно друг другу.

В этот домик приглашаем. «Дом».

Задание7. Построить из строительного материала (кубиков) город.

Тема «Новый год»

Задание1. Родителям рекомендуется:

рассказать ребенку о том, какой праздник скоро наступит; обратить внимание на отрывной календарь, на его последние страницы;

рассмотреть дома новогоднюю елку, совместно с ребенком ее украсить, рассказать о елочных игрушках, обратить внимание на их внешний вид и материал, из которого они сделаны, назвать их, сравнить игрушки по величине и цвету; посмотреть на большую елку, установленную на центральной улице города;

вспомнить, кто приходит в гости к ребятам на Новый год и приносит подарки.

Задание 2. Отгадать загадку.

© На первую ступеньку встал парень молодой,

К двенадцатой ступеньке пришел старик седой. (Новый год)

Задание 3.Совместно с ребенком вспомнить, сколько месяцев в году, и повторить их названия.

Задание4. Составить рассказ (из личного опыта) «Как я украшал новогоднюю елку»

Задание5. Дидактическая игра «Подбери признак к предмету»:

елка (какая?) — ..., праздник (какой?) — ..., елочные

игрушки (какие?) - ..., Дед Мороз (какой?) - ..., Снегурочка (какая?) - ..., ребята (какие?) - ..., подарки (какие?) - ... .

Задание6. Пересказать рассказ.

Елка

В детском саду елка. У елки стоит Дед Мороз, большой, седой, в красной шубе, в меховой шапке, в белых валенках,' с палкой в руке. Он очень понравился ребятам. Саша на него смотрел, смотрел, подошел и тронул. Дед Мороз зашевелился, голову поднял и громко спросил:

— Кто меня разбудил?

— Это я, Саша.

— Спасибо, Саша, а то я чуть пр

Наши рекомендации