Мин) Беседа «Что мы не любим?»
– Мы узнали, кто что любит. А нужно ли знать, что вы не любите? Зачем?
– …
– Мы не будем говорить о том, что не любит каждый из вас отдельно. Давайте поговорим о том, что не любят все дети. Например, кому может понравиться, когда его дразнят? Или толкают? Или когда ему врут? Что еще не любят все дети?
– …
– Теперь мы знаем, что вы не любите. И постараемся, чтобы в нашем классе было только то, что вы любите.
Мин) Игра «Люблю – не люблю».
Правила игры.
Если ученик любит то, что называет учитель, он показывает зеленый цвет «светофора», если не любит – красный.
Слова для игры: мороженое; лук в супе; шоколад; пельмени; арбуз; смотреть телевизор; лягушки; день рождения; мыть посуду; кататься на качелях; стоять в углу; когда кто-то хвастается; выходной; петь; драться; бегать; ходить в гости; знакомиться; смеяться; читать сказки; проигрывать; цирк; плакать; слушаться взрослых; ходить в магазин; подарки; морозная зима.
Мин) Обсуждение противоречия «Люблю – не люблю».
Учитель выбирает из предложенных ситуаций такие, когда мнения детей разделились (например, лук в супе одни любят, другие – нет). И обращает внимание детей на то, что одно и то же одним может нравиться, а другим – нет. В подобных ситуациях «правы» оба, каждый со своей точки зрения: «На вкус и цвет товарища нет».
– А может ли быть еще что-нибудь такое, что одни любят, а другие нет? Приведите примеры.
– …
–Назовите то, что мальчики любят, а девочки нет?
– …
– А что нравится девочкам и не нравится мальчикам?
– …
–А можете ли вы сказать, что любят взрослые, а детям это не нравится?
– …
–А наоборот?
– …
–А сейчас послушайте стихотворение Михаила Яснова «Дождик»:
Дождик, дождик,
кап да кап!
Ты не капал бы на пап,
ты не капал бы на мам, –
приходил бы лучше к нам.
Папам – сыро,
мамам – грязно,
нам с тобою –
распрекрасно.
– А почему дети любят дождь, а взрослые – нет?
– Чтобы ваши мамы и папы не очень огорчались дождливой погоде, давайте выучим это стихотворение и вы расскажете его дома. Пусть вашим родителям тоже будет распрекрасно!
УРОК 3
ТЕМА: Умение выражать свои мысли.
ЦЕЛИ:
– учить четко и правильно выражать свои мысли;
– развивать речь, мышление, внимание, память;
– развивать мелкие движения руки.
ОБОРУДОВАНИЕ: учитель: фигурка (или рисунок) Карлсона; сигнальная карточка «Светофор»; 5–6 карточек с рисунками (см. текст ниже), ученики: тетрадь, ручка, цветные карандаши.
ХОД УРОКА
1. (5 мин) Работа по схеме дома.
Учитель кратко напоминает историю о Малыше и Карлсоне и открывает на доске схему дома Малыша:
– Чтобы прилететь к Малышу, Карлсон обычно облетал все окна дома по порядку. Это очень долго и опасно, ведь Карлсона могут заметить чужие. Посоветуйте, как можно запомнить окно Малыша?
(Правильный ответ: нужно запомнить этаж – ряд и окно по-порядку – столбик).
После обсуждения учитель «загадывает» на схеме окно Малыша и предлагает детям его найти, задавая вопросы. Причем учитель будет отвечать при помощи «светофора»: если «да» – зеленый цвет, «нет» – красный.
Если на вопрос нельзя ответить «да» или «нет», учитель вращает «светофор», и ученик должен задать свой вопрос по-другому (переформулировать его). Когда окно найдено, учитель показывает фигурку Карлсона, который прилетел в гости к Малышу.
В игру можно сыграть несколько раз.
Мин) Игра «Угадайка».
– Малыш и Карлсон очень любят играть в игру «Угадайка». Карлсон прячет в руке какой-нибудь предмет, и Малыш должен угадать, что там. Малыш может задавать любые вопросы, например: «Из чего это сделано?», «Какого оно цвета?», «Для чего это нужно?» и др. Нельзя только спрашивать: «Что это такое?» Малыш и Карлсон так хорошо научились играть в эту игру, что они могут угадать, что в руке, после 5–7 вопросов. Давайте и мы с вами поиграем в эту игру.
***
У учителя имеются карточки с рисунками предметов, имеющих отношение к сказке (например: щенок, булочка, кубики, варенье, краски, велосипед и т.д. – всего 5–6). Для игры в «Угадайку» учитель выбирает 2–3 карточки на разные темы, а остальные карточки используются для следующего этапа урока. После того как дети угадывают, учитель достает карточку с соответствующим изображением и ставит на доску.
3. (5 мин) Игра«Что изменилось?»
Учитель выставляет на доску еще несколько карточек, чтобы их стало четыре.
– Сейчас мы поиграем еще в одну игру, которую любят наши герои. Она называется «Что изменилось?». Посмотрите внимательно и постарайтесь запомнить, как стоят карточки.
***
– Положили голову на парту, закрыли глаза.
***
Учитель меняет расположение карточек, после чего дети должны восстановить первоначальный порядок. Игра проводится несколько раз. В процессе игры карточки могут заменяться на другие; некоторые карточки убираются или появляются дополнительные.
4. (7 мин) Рисованиепо инструкции.
– Сегодня на уроке мы играли в игры Малыша и Карлсона. Но еще Малыш очень любит играть со своим щенком. Давайте его нарисуем. Я буду рисовать на доске под вашим руководством. Итак, с чего мне начать?
Учитель своими рисунками специально провоцирует детей на высказывание конкретных, однозначных указаний. При этом подразумевается, что рисовать отдельные части учитель умеет, но ему нужно давать четкие рекомендации относительно их размера и местоположения. Например, команду «Нарисовать голову» учитель может выполнить так: нарисовать ее в самом нижнем углу доски очень маленького размера, либо на всю ширину доски. Команду «Нарисовать глаза» можно выполнить такими способами: рисовать глаза вне головы; рисовать один глаз под другим; рисовать их разного размера и др.
***
– Скажите хором, нравится ли вам щенок?
5. (9 мин) Рисование Малыша.
Учитель обращает внимание детей, что Карлсон (показывает фигурку) и щенок (на доске) есть, но нет Малыша. И предлагает его нарисовать по инструкции учителя.
Дети должны рисовать с закрытыми глазами. Учитель в случайном порядке диктует последовательность рисования отдельных частей: голова – ботинки – руки – рот – брюки и т.д.
По окончании работы дети открывают глаза и смотрят, что у них получилось: очень смешно, но совсем не похоже.
Учитель предлагает на следующей странице тетради нарисовать «настоящий» портрет Малыша и раскрасить его.
***
6. (2 мин).Подведение итогов.
Подведение итогов проводится в виде обсуждения: «Что сегодня было на уроке?»
ПЯТЫЙ ДЕНЬ |
УРОК 1
ТЕМА: Выходы из спорных ситуаций.
ЦЕЛИ:
– познакомить с различными способами решения спорных ситуаций;
– развивать речь, память, координацию движений;
– развивать мелкие движения руки.
ОБОРУДОВАНИЕ: учитель: фигурки (или рисунки) двух гномиков в колпачках разного цвета, ученики: тетрадь, цветные карандаши.
ХОД УРОКА
1. (25 мин) Знакомство с различными способами решения спорных ситуаций.
Работа строится следующим образом: учитель читает текст, задавая по ходу вопросы. В процессе обсуждения он «дожидается» нужного по сюжету ответа, благодарит этого ученика и продолжает читать дальше. При таком варианте организации работы дети несколько раз вслух проговаривают способы выхода из спорных ситуаций.
– За чистым-чистым полем, за дремучим-дремучим лесом, за дальней дорогой, за высокой горой есть город. Ах, если бы вы вдруг очутились в нем! Даже рот бы открыли от удивления. Дома тут сложены из шоколада. Крыши мармеладные. В каждом доме ставни из конфет и печенья. А остроконечные городские башни – пряничные!
Всех чудес в Сказочном городе не перечесть. В высокой-превысокой башне под говорящими часами в маленькой квартире за разноцветными окошками живет самая обыкновенная семейка самых настоящих гномиков. Мама, папа и два брата-близнеца... (Учитель показывает фигурки братьев-гномиков.)
Однажды вечером мама зашла в комнату к гномикам и спросила: – Дети, что вам завтра приготовить на завтрак: кашу или омлет? Договоритесь между собой и скажите мне.
Как только мама вышла, братья сразу же стали «договариваться»:
– Кашу!
– Омлет!
– Нет, кашу!
– Нет, омлет!
– Кашу, кашу, кашу!!!
– Омлет, твоя каша невкусная!
– А ты ничего не понимаешь!
– Ты сам ничего не понимаешь!
– А ты игрушки всегда разбрасываешь!
– А ты на велосипеде кататься не умеешь!
(Диалог произносится учителем с соответствующими интонациями и повышением голоса.)
– Стойте, ребята! (Учитель прячет гномиков за спину.)
– Не понимаю, какое отношение игрушки и велосипед имеют к каше и омлету. Как вы думаете, смогут ли гномики договориться между собой?
– …
– Как вы считаете, они спорят или ссорятся?
– …
–Конечно, они ссорятся: обзывают и обижают друг друга; забыли, из-за чего начался спор. А можно ли договориться и не поссориться, даже если разные мнения?
– …
– Посмотрим, а может, и гномики уже смогли договориться? (Учитель достает гномиков и показывает, как они дерутся).
– Какой ужас! Они уже дерутся!
На шум прибежала мама и развела гномиков в разные стороны:
– Вы не смогли договориться, поэтому на завтрак будут макароны...
Утром гномики встали и пошли умываться. Кто будет первым?
– Я!
– Нет, я!
Но туг же вспомнили вчерашний вечер. Как договориться гномикам, чтобы не поссориться?
– …
– Гномики решили умываться по очереди: сегодня один первый, завтра – другой. Когда стали одеваться, снова возник спор: какой колпачок нарядней: синий или желтый? Как вы думаете?
– …
Но тут вошла мама и сказала:
– Пусть каждый выбирает тот, который ему нравится. О вкусах не спорят.
По пути в садик гномики снова затеяли спор: на чем сегодня добираться – на автобусе или на трамвае?
Но тут подошел нужный троллейбус, и спор разрешился сам собой.
На прогулке в детском саду воспитательница предложила детям выбрать, во что поиграть. Одни закричали: «В кошки–мышки!», а другие: «В рыбака и рыбку!». Как договориться, в какую игру им играть?
– …
Большинством голосов дети выбрали игру «Кошки–мышки». Но опять возникла проблема: кому быть кошкой?
– Я быстрее бегаю! – начал спорить один гномик.
– Нет, я! – закричал второй.
Воспитательница предложила проверить, кто же из них быстрее бегает.
Игра-эстафета с гномиками.
Дети становятся в два звена. У каждого стоящего первым в колонне – фигурка гномика. По сигналу учителя «Вверх!» все поднимают руки вверх, на сигнал «Начали!» передают гномика двумя руками назад за головой. Как только последний получит фигурку, он становится впереди колонны и поднимает ее вверх. Игра окончена.
Когда пришло время идти в группу, воспитательница предложила построиться по парам. Гномики быстро встали первой парой. Но тут и другие дети захотели быть первыми. Гномики уже поняли, что не всегда нужно спорить и решили уступить.
Вечером мама опять спросила: «Так что же готовить на завтрак: кашу или омлет?»
– Омлет из каши! – дружно, в один голос сказали братья.
– Молодцы! Научились договариваться! Вот вам за это конфеты, – мама улыбнулась и протянула гномикам две... разные конфеты.
– Кому какую?
– ?..
– Очень просто! В какой руке? – мама спрятала конфеты за спину... Гномики поняли, что есть много способов договориться и не поссориться. Это:
ü установить очередность или бросить жребий;
ü уметь уступить или выбрать что-то другое, чтоб никому не было обидно;
ü можно проверить каким-нибудь способом, кто прав;
ü можно проголосовать или просто не спорить, а каждому остаться при своем мнении...
И фантики от конфет, которые гномики решили сохранить, будут им напоминать о том, как надо и как не надо спорить.
2. (7 мин) Рисование фантика.
- Пусть и у Вас на память об этом уроке останутся фантики, которые вы сейчас сами нарисуете и раскрасите. (Учитель может на доске показать, как рисовать фантик.)
Мин) Подведение итогов.
Подведение итогов рекомендуется провести в виде обсуждения: чем спор отличается от ссоры; какие способы решения спорных ситуаций дети знают (можно использовать игру с мячом).
УРОК 2
ТЕМА: Понятие содержательной оценки. Школьные принадлежности.
ЦЕЛИ:
– учить детей оценивать работу;
– обобщить знания о школьных принадлежностях;
– развивать речь, внимание, память, воображение;
– развивать мелкие движения руки;
– подвести итоги первой недели обучения.
ОБОРУДОВАНИЕ: учитель: тетрадь в клетку, в линейку, по рисованию, нотная; ученики: тетрадь, ручка.
ХОД УРОКА
1. (7 мин) Оценка работы.
На этом этапе урока учитель должен познакомить детей со своей системой оценивания.
Фрагмент урока, описанный в пособии, предусматривает безотметочное обучение.
Если учитель использует другие способы оценивания: оценку в виде рисунка, геометрических фигур, звездочек; пятибальную систему оценок или др., то он соответственно изменяет данный фрагмент в части оценивания работы.
– Посмотрите на эти рисунки и скажите, какой из них вам больше нравится?
– …
На доске заранее нарисованы два рисунка грузовика: один – со всеми необходимыми деталями, но нарисованными небрежно (кривые окна, недорисованные отдельные линии, исправления и т.д.) и второй, который нарисован очень тщательно и аккуратно, но с множеством неправильных деталей (отсутствие окна в кабине, треугольный кузов, колеса находятся сбоку и т.п.)
– Какой рисунок выполнен аккуратнее?
– …
– А какой – правильнее?
– …
– Итак, первый рисунок был правильный, но неаккуратный; а второй – аккуратный, но неправильный. И про один и про другой рисунок нельзя сказать, что он нарисован хорошо. Что нужно изменить в первом рисунке, чтобы так можно было сказать?
– …
– А во втором?
– …
– Я на доске, а вы в тетрадях постараемся нарисовать грузовик так, чтобы он был и правильным, и аккуратным.
***
(Учитель рисует на доске грузовик, а два первоначальных варианта стирает или закрывает.)
– Нравятся ли вам ваши рисунки?
– …