Управление реализацией программы.
Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Навлинская средняя
общеобразовательная школа»
На 2017-2018 учебный год
Навля
Содержание
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.2. Характеристика школы и принципов ее образовательной политики.
1.3. Условия осуществления образовательного процесса:
1.3.1. Управление реализацией программы
1.3.2. Режим работы
1.3.3. Материально-техническая база
1.3.4. Информационно-коммуникационная инфраструктура
1.3.5. Кадровое обеспечение учебного процесса
II. Содержательный раздел
2.1. Аналитическое обоснование программы:
а) Результаты учебной деятельности школы
за 2016-2017 учебный год:
2.1.2. Анализ качества знаний по предметам учебного плана
2.1.3. Результаты ГИА в 9 классах
2.1.4. Участие в олимпиадах
2.1.5. Предпрофильная подготовка
2.1.6. Работа со способными обучающимися
2.1.7. Условия для обучения учащихся с ограниченными
возможностями здоровья.
б) Результаты воспитательной деятельности школы
за 2016-2017 учебный год:
2.2. Результаты участия в районных смотрах, конкурсах, соревнованиях.
2.3. Достижения учащихся и их коллективов.
III. Организационный раздел
3.1. Учебный план.
3.2. Характеристика особенностей организации педагогического процесса в школе.
3.3. Ожидаемый результат реализации образовательной программы.
Приложения 1,2
Пояснительная записка
Образовательная программа школы является нормативно-управленческим документом Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Навлинская средняя общеобразовательная школа №2», характеризует специфику содержания образования и особенности организации учебно-воспитательного процесса.
Программа разработана в соответствии с Законом «Об образовании РФ», нормативными документами по образованию, методическими рекомендациями по разработке образовательных программ образовательных учреждений, Уставом МБОУ «Навлинская СОШ №2».
Настоящаяобразовательная программа является содержательной и организационной основой образовательной политики школы.
Являясь локальным актом общеобразовательного учреждения, она создана для реализации образовательного заказа государства, содержащегося в соответствующих документах, социального заказа родителей учащихся и самих учащихся, с учетом реальной социальной ситуации, материальных и кадровых возможностей школы.
Образовательная программа школы создана с учетом примерных рекомендаций по формированию образовательной программы общеобразовательного учреждения и рассчитана на 2017 -2018 учебный год.
Миссия школы:
- создание наиболее благоприятных условий развития для всех учащихся, с учетом различий их склонностей и способностей, использование возможностей модульной технологии обучения, развитие дополнительного образования;
- адаптация учащихся к быстро изменяющейся жизни;
- создание условия для саморазвития и самореализации каждого ученика.
Цель образовательной программы школы:
Регламентировать перспективы развития школы в соответствии с социальным образовательным заказом государства с учетом контингента обучающихся, материально-техническими и кадровыми возможностями школы.
Для достижения цели образовательной программы, были поставлены следующие задачи:
1. Реализовать права учащихся на получение образования;
2. Соблюсти соответствие локальных актов (устава школы, рабочих программ, учебного плана школы и пр.) государственным документам, регламентирующим образовательный процесс для реализации государственной программы образования;
3. Проанализировать материально-техническое оснащение школы и определить пути улучшения его для наилучшей реализации Образовательной Программы школы;
4. Проанализировать педагогические возможности школы и определить пути повышения квалификации учителей, способствующие наиболее полной реализации цели Образовательной Программы;
5. Определить предпочтения учащихся и родителей в получении образования базового или профильного уровней в рамках образовательного пространства учебного учреждения;
6. Определить приоритетные пути развития школы с учетом интересов всех сторон, задействованных в образовательном процессе;
7. Продолжить формирование нормативно-правовой базы по методической работе (положения, приказы, локальные акты);
8. Продолжить внедрение в практику работы педагогов школы модульной технологии обучения.
9. Усилить работу по сохранению здоровья школьников.
1.2. Характеристика школы и принципов ее образовательной политики.
Юридическое обоснование функционирования учреждения.
Функционирование Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Навлинская средняя общеобразовательная школа №2» Навлинского района Брянской области обеспечивается следующей нормативно-правовой базой:
-Уставом школы;
договором с учредителем – Администрацией Навлинского района; лицензией № 3486 от 19.02.2015 года, выданой Департаментом образования и науки Брянской области бессрочно.
Деятельность МБОУ «Навлинская СОШ №2» регламентируется:
· Конституцией Российской Федерации;
· Международными нормативными правовыми актами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации;
· Законом РФ «Об образовании»;
· Типовым положением об общеобразовательных учреждениях;
· Нормативными и распорядительными актами Министерства образования Российской Федерации;
· Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
· Приказом Минобразования РФ от 09.03.04 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
· иными нормативными правовыми актами Брянской области, администрации Навлинского района, отдела образования администрации Навлинского района;
· Уставом школы;
· локальными актами школы.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Навлинская средняя общеобразовательная школа №2» открыта в 1952 году. Здание школы типовое, имеет центральное отопление, канализацию. В школе имеется спортивный зал, учебные кабинеты по всем предметам, буфет, медпункт, библиотека.
В соответствии со ст. 32 Типового положения об общеобразовательном учреждении Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Навлинская средняя общеобразовательная школа №2» осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями образовательных программ трех ступеней образования:
- начальное общее образование;
- основное общее образование;
- среднее общее образование.
Назначение каждой ступени обучения определяется пунктами 33, 34, 35 Типового положения об общеобразовательном учреждении.
На 1 сентября 2017-2018 учебного года в школе обучается 483 учащихся 1-11 классов.
Режим работы школы - односменный. Продолжительность уроков - 45 минут.
Основным средством реализации предназначения школы является освоение учащимися обязательного минимума содержания образовательных программ. Кроме того, школа располагает дополнительными средствами реализации своего предназначения:
-введение в учебный план предметов и курсов, способствующих общекультурному развитию личности и формирующих гуманистическое мировоззрение;
-предоставление учащимся возможности попробовать себя в различных видах деятельности (интеллектуальной, трудовой, художественно-эстетической и т. д.).
Образовательная программа школы направлена на:
-формирование у обучающихся современной научной картины мира;
-воспитание трудолюбия, любви к окружающей среде;
-развитие у учащихся национального самосознания;
-формирование человека и гражданина, нацеленного на совершенствование и преобразование общества;
-решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе;
-воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, уважение к культурным традициям и особенностям других народов в условиях многонационального государства;
-создание основы для осознанного ответственного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ;
-формирование у учащихся потребности к самообразованию, саморазвитию, самосовершенствованию и т. д.
Цели и задачи образовательного процесса школы:
-обеспечить усвоение учащимися обязательного минимума содержания начального, основного, среднего общего образования на уровне требований государственного образовательного стандарта;
-гарантировать преемственность образовательных программ всех уровней;
-создать основу для адаптации учащихся к жизни в обществе, для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ;
-формировать позитивную мотивацию учащихся к учебной деятельности;
-обеспечить социально-педагогические отношения, сохраняющие физическое, психическое и социальное здоровье учащихся.
Принципы образовательной политики школы.
Школа призвана давать универсальное образование, которое должно быть ориентированным на обучение, воспитание и развитие всех учащихся 1-11 классов. Для учащихся создаются условия, обеспечивающие каждому ребенку оптимальные возможности для развития индивидуальных способностей и самореализации, вне зависимости от его психофизиологических особенностей, способностей и склонностей.
Основными принципами являются:
-гуманистический характер обучения;
-свобода выбора форм образования;
-общедоступность образования;
-воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
-демократический характер управления образованием.
-
1.3. Условия осуществления образовательного процесса
Режим работы
Начальная школа | Основная школа | Средняя школа | ||
Продолжительность учебной недели (дней) | 5 дней | 6 дней | 6 дней | |
Продолжительность уроков (мин.) | 45 минут 1 классы 35 минут (1 полугодие) | 45 минут | 45 минут | |
Продолжительность перерывов (мин.) | Минимальная 10 минут Максимальная 20 минут | Минимальная 10 минут Максимальная 20 минут | Минимальная 10 минут Максимальная 20 минут | |
Периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся | четверть триместр полугодие | четверть триместр полугодие | четверть триместр полугодие |
А) Результаты учебной деятельности школы
За 2016-2017 учебный год
Результаты ГИА в 9 классах
Итоговая аттестация в 2017 году в 9-х классах проходила в форме письменных экзаменов. Обучающиеся 9-х классов сдавали 4 обязательных экзамена: русский язык , математику и два экзамена по выбору в зависимости от профиля дальнейшего обучения. На конец учебного года в 9 классе в школе обучалось 46 учащихся. Все сдавали экзамены в форме ОГЭ.
Назаров Владимир обучался на дому по общеобразовательной программе и сдавал 2 экзамена (русский язык и математика) за курс основной общеобразовательной школы в форме ГВЭ, получил оценку «4» по обоим предметам.
Нужно отметить, что выбор экзаменов и у обучающихся 9 классов довольно осознанный, так как в этом плане классным руководителем и администрацией школы была проведена большая работа.. Обществознание - 34 обучающихся, химию -9, историю -14, биологию -12, географию-16, физику-2, литературу-3, английский язык-2.
Школьный этап
Согласно положению о проведении всероссийской предметной олимпиады мы проводим школьный этап олимпиады ежегодно в единые дни проведения в октябре-ноябре месяцах. В этом учебном году все школьные олимпиады были проведены в сентябре-октябре месяцах в единые дни. Директором был издан приказ о проведении школьного этапа в установленные сроки, назначено жюри для проверки олимпиадных работ, протоколы жюри и списки участников представлены оргкомитету олимпиады.
К участию в школьном этапе Всероссийской олимпиады привлекались уч-ся 3-11х классов.
В среднем и старшем звене школьные олимпиады, как и на протяжении предыдущих лет, прошли достаточно успешно. В среднем и старшем звене школьные олимпиады, как и на протяжении предыдущих лет, прошли достаточно успешно. Проводились олимпиады по 17/15 предметам, что больше прошлогоднего участия на 2 предмета. Не проводились олимпиады по астрономии и экономике.
В школьных олимпиадах принимали участие уч-ся 3-11х классов, всего 627/604 человеко – участий, что больше показателей прошлых лет 604/476/383 , из них 169 стали победителями и призерами, что больше прошлогоднего количества 155 уч-ся на 14чел. Победителями школьного этапа стали 35 учащихся (в прошлом году 44/48/45 обучающихся), им вручены школьные грамоты. Причем 17 учащихся стали победителями по двум и более предметам (в прошлом году 15/16/11чел.). Это:
- Сидорова Ксения 8а класс – по 5 предметам;
- Евсеев Алексей 11а, Лутова Ольга 7а , Камозина Екатерина 5а- по 4 предметам;
-– Лагуткина Д.-10а, Киселев А. 9б - по 3 предметам;
-Варичев А., Хроменков В., Шлыкова М.- 11а кл., Игнашкова Д., Мурзюкова А., Сороченко В.- 10а кл., Тумакова Е., Огурцова Е.-7а, Комлев А., Тищенко П., Юрковская Д. 6а, и Кузнецов Сергей 4а -по 2 предметам;
- 17 учащихся по одному предмету.
Из приведенных результатов видно, что количество участия уч-ся школы в школьных олимпиадах выше по сравнению с прошлым годом на 23 чел., наблюдается рост уч-ся, желающих участвовать в школьных олимпиадах и уч-ся, претендующих на участие в районных олимпиадах.
Необходимо отметить работу учителей математики, русского языка и литературы, английского языка, истории, обществознания, биологии географии по наибольшему количеству участников школьного этапа.
Муниципальный этап
Для участия в муниципальном этапе были приглашены 102 учащихся школы. Организаторами на предметных олимпиадах выступали учителя начальной школы в целях повышения объективности и независимости результатов проведения олимпиад, в том числе 11 наших учителей. Экспертные группы по проверке работали после окончания олимпиады. Для участия в проверке в составе экспертных групп принимали участие 17 учителей школы.
В этом году учащиеся школы в районных олимпиадах показали хорошие результаты.
В муниципальном этапе всероссийской олимпиады от школы приняло участие 102/97/96\112\107\56\44\23 уч-ся. Результаты для сравнения с предыдущими учебными годами сведены в таблицу:
год | Кол – во участников | Всего призеров | мест | мест | 2 мест | мест | Кол учит. |
2009-10 | |||||||
2010-11 | |||||||
2011-12 | |||||||
2012-13 | Призеры-13 | ||||||
2013-14 | Призеры-10 | ||||||
17спец.д. | спец. Дипломы-17 | ||||||
2014-15 | Призеры-9 | ||||||
2015-2016 | Призеры-11 | ||||||
2016-2017 | Призеры-17 |
Исходя из приведенной таблицы видно, что, несмотря на почти равное количество участников 102\97/96\112, качество участия уч-ся в районных предметных олимпиадах повысилось по сравнению с прошлым годом на 10 человек (в прошлом году понизилось на 8 человек), эффективность участия составила 27,5%\19%\27%\17%\22%, с учетом количества школьников, выполнивших задания на 50% и выше, эффективность составила всего 36%\23%\48%\32%. Наша школа по количеству победителей и призеров на 2 месте – 28\18\27\19 призовых мест, и по эффективности участия мы на также на 2\6\3\7 месте в районе 36%\23%\48%\ 32%. Данные показатели свидетельствуют о повышении качества участия школы по сравнению с прошлым годом, на что необходимо ориентироваться как минимум в следующем учебном году.
Анализируя результаты участия среднего и старшего звена в районных олимпиадах, необходимо отметить, что:
1) наиболее успешно в районных предметных олимпиадах выступили учащиеся 10а (8чел.) и 7а (7чел.), по 3 призера в 11а, 9а, 2 призера в 8а и 7б классах, 1 призер в 9б классе.
2) наиболее качественно выступили учащиеся по литературе – 10 призеров, обществознанию – 5 призеров, истории и физкультуре– 3 призера, биологии – 2 призера.
Необходимо отметить работу учителей, подготовивших победителей и призеров районных олимпиад:
Логутовой Г.Ф. (3 победителя),
Сережкиной Е.П.(1победитель, 2 призера),
Малахова А.В. (2 победителя, 2призера),
Кретининой Е.Ю. (1 победитель, 4 призера),
Парахиной И.В. ( 3 призера),
Гаврилюк С.С. (3призера)
Васильевой М.В. (1 победитель, 1 призер).
По 1 победителю у учителя Кузнецова В.Т., Чесноковой Т.П., Сагайдак Г.А. и 1 призер у Курилко Н.И.
3) учитывая то, что в текущем году на муниципальном этапе олимпиады не были завоеваны призовые места по физике, химии, экологии, английскому и немецкому языкам, а по информатике и МХК и экономике мы не принимали участие, необходимо повысить эффективность работы со способными учащимися при подготовке к районным олимпиадам по данным предметам.
В этом учебном году на областную олимпиаду не были приглашены наши учащиеся, и на это следует обратить внимание в следующем году.
Уже 2 года наряду с 5-11 классами также проводились и районные олимпиады в начальной школе в 3-4 классах по математике и русскому языку. По результатам участия наша школа по эффективности опять заняла 1 место в районе 41,7%/53%/66%, и по количеству призовых мест мы на 1месте – 5 призовых мест из 12 участников (1победитель и 4 призера). Приятно отметить, что два призовых места у нашего учащегося 3б класса Изотова Никиты: по русскому языку и математике (учитель Захаренкова И.А.), а Гальцев Максим из 3а класса стал победителем по математике (учитель Чернышева Е.В.) Также два призера по двум предметам у учителя Страусовой Т.Е.
Такие высокие результаты уже второй год подряд свидетельствуют о высоком потенциале учащихся начальной школы и будущем резерве призеров муниципальных этапов в средней ступени обучения.
2.1.5. Предпрофильная подготовка
Предпрофильное обучение
Работа по предпрофильному обучению строилась в соответствии с концепцией профильного обучения и положением об организации предпрофильной подготовки в школе, Программы развития школы.
Перед нами стояли следующие задачи:
- распределить элективные курсы равномерно в течение года;
-расширить перечень элективных курсов для наиболее полного удовлетворения запросов учащихся;
- ориентировать учащихся классными руководителями 9 класса и учителями-предметниками по выбору профиля в течение учебного года;
- ввести портфолио в виде зачетных книжек в начале учебного года и фиксировать в них все достижения учащихся;
- разработать новые рабочие программы или использовать ранее утверждённые или заимствованные.
В 2016-2017учебном году мы продолжали работать по совершенствованию предпрофильного обучения. В 9 классах были введены 7 элективных курсов по пяти предметам: русский язык- 2 курса, математика – 2 курса, химия- 1 курс, биология- 1 курс, профессиональная подготовка - 1 курс. Курсы носили углубляющий и ориентирующий характер.
№ | Название курса | Кол-во часов | Кол-во обуч-ся |
1. | Профессиональная подготовка | ||
2. | Решение задач по химии повышенного уровня сложности | ||
3. | Практикум по общей биологии | ||
4. | Русское правописание: орфография | ||
Квадратный трехчлен и его приложение |
Авторских курсов не разрабатывалось, использовались заимствованные.
Для проведения элективных курсов выделено время в расписании восьми- и девятиклассников. Сами курсы расписаны по срокам проведения в течение года. Данная информация была доведена до уч-ся, что позволило им более качественно отнестись к выбору необходимых для них курсов и оказало положительное влияние на их посещаемость.
Для решения проблемы, связанной с ориентировкой учащихся по выбору профиля, проводились классные часы и родительские собрания с привлечением администрации школы. Профилактическая работа проводилась по диагностике предпочтений уч-ся психологом школы. В настоящее время проведены анкетирования по удовлетворенности образовательными услугами школы и по проблемам предпрофильного обучения (8-е и 9-е классы). Выявлены предпочтения учащихся ориентировочно по профилям социально-гуманитарный, физико-математический, химико-биологический.
В соответствии с положением о профильном обучении в школе учащимся 9-х классов были предложены для ознакомления учебные планы разных профилей. На основании своего выбора учащиеся сдавали соответствующие экзамены по профильным предметам, в этом году 3 экзамена по выбору в форме ОГЭ. Радует то, что учащиеся выбирают для сдачи экзамена предметы, относящиеся к выбранному профилю.
По результатам учебного года необходимо отметить работу по формированию предпрофильного обучения следующих учителей: Сережкиной Е.П., Офицеровой Т.В., Сагайдак Г.А., Комлевой Е. А., Логутовой Г.Ф., Чесноковой Т.П.
Таким образом, система работы по предпрофильному обучению уч-ся в школе сформировалась и дает положительные результаты.
2.1.6. Работа со способными обучающимися
В 2016-2017 учебном году мы продолжали работу со способными и отстающими учащимися в соответствии с Программой развития школы и планом работы со способными обучающимися. Согласно данному плану целью ставилось повышение эффективности работы со способными учащимися. Для достижения данной цели были определены следующие задачи: 1. Совершенствование методов и форм работы со способными и отстающими учащимися.
2. Оказание помощи учителям в работе с отстающими детьми.
3. Повышение эффективности научно-исследовательской работы с способными обучающимися.
Основными направлениями по реализации поставленных задач были:
1. Выявление способных учащихся через мониторинг психологической службы школы.
2. Работа со способными и отстающими на уроке и на дополнительных занятиях.
3. Индивидуальное консультирование способных и дифференцированный подход к отстающим детям.
4. Совершенствование системы мотивации деятельности учителей и учащихся по работе над данной проблемой.
Согласно плану работа велась по следующим направлениям:
1) участие в школьных, районных, областных предметных олимпиадах;
2) участие в районной научно-практической конференции и школьном Фестивале наук;
3) участие в апробации модульных программ по собственной траектории работы;
4) участие в творческих конкурсах по предметам;
5) защита творческих проектов по предметам;
6) участие в дистанционных и очных олимпиадах, конкурсах, играх и др.
Работа по всем направлениям реализации велась эффективно, о чем говорят успехи учащихся, принимавших участие в предметных олимпиадах, выставках, соревнованиях, конкурсах.
Качество работы со способными уч-ся можно оценить, основываясь на результатах их участия в районных и областных олимпиадах, НПК и дистанционных конкурсах.
Одним из новых форм работы по выявлению способных учащихся стало проведение в честь Дня российской науки и районной научно-практической конференции «Старт в науку» школьного Фестиваля наук.
В этом учебном году 17 февраля 2017г. в четвертый раз был проведен школьный Фестиваль наук.
Целью проведения данного мероприятия была активизация научно-исследовательской и методической работы учащихся и учителей, вовлечение обучающихся в самостоятельную творческую деятельность, повышение их интереса к изучаемым учебным дисциплинам, выявление обучающихся, которые обладают творческими способностями, стремятся к углубленному изучению определенной учебной дисциплины или образовательной области. Был создан оргкомитет фестиваля, в состав которого вошли руководители школьных методических объединений и зам. директора по научно-методической работе, составлена программа фестиваля, распределены заседания секций, разработаны критерии определения победителей, призеров и участников фестиваля. В фестивале приняли участие учащиеся 1-11 классов, из 25 участников 12 стали победителями, призерами 13 учащихся. Научно-исследовательские и проектные работы победителей и призеров были рекомендованы к участию в районной научно-практической конференции «Старт в науку».
Фестиваль наук показал высокий уровень подготовки участников, привлек интерес учащихся школы к научно-исследовательской и творческой работе, повысил количество учащихся, принимавших участие во внеурочной деятельности учителей по предметам.
Необходимо отметить высокую эффективность такого вида методической работы. Благодаря школьному фестивалю учащиеся имеют возможность более качественной подготовки к районному НПК с учетом всех недочетов и доработок своих исследований.
Результатом такой подготовки является первое место школы в районной НПК «Старт в науку» (17 призовых мест: 11 победителей и 6 призеров, что выше прошлогоднего результата, где школа также была первой).
Результаты участия
Б) Результаты воспитательной деятельности школы
За 2016-2017 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к учебному плану МБОУ «Навлинская СОШ № 2»
На 2017 - 2018 учебный год
Учебный план призван обеспечить реализацию целей и задач образования, которые определены Федеральным Законом №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», - приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года № 1015 «О порядке организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями);
- приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312 « Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» (с изменениями);
- приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 года № 373;
- приказом Минобрнауки России от 22 сентября 2011 года № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 года № 373;
- приказом Минобрнауки России от 18 декабря 2012 года № 1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 года № 373;
- приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года № 1643 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования» утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 года № 373;
- приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- приказом Минобрнауки РФ от 29 декабря 2014 года №1644 «О внесении изменений в приказ Минобрнауки от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
-приказом департамента образования и науки Брянской области №482 от 20 апреля 2007 года «Об утверждении примерного положения об организации профильного обучения в общеобразовательных учреждениях Брянской области», положением об организации профильного обучения в МБОУ «Навлинская СОШ №2», Программой развития МБОУ «Навлинская СОШ №2» на 2015-2019 гг.
Учебный план МБОУ «Навлинская СОШ №2» составлен в соответствии с требованиями Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях» постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189.
Основой для разработки Учебного плана образовательного учреждения на 2017-2018 учебный год являются следующие нормативные документы:
- Приказ департамента образования и науки Брянской области № 680 от 12.04.2017 г. «О базисном учебном плане общеобразовательных организаций Брянской области на 2017-2018 учебный год»;
- письмо департамента образования и науки Брянской области № 2500-04-О от 12.04. 2017 г. «О примерном учебном плане 1-4 классов общеобразовательных организаций Брянской области на 2017-2018 учебный год»;
- письмо департамента образования и науки Брянской области №2501-04-О от 12.04 2017 г. «О примерном учебном плане 5-9 классов общеобразовательных организаций Брянской области на 2017-2018 учебный год».
Учебный план МОУ Навлинская СОШ №2 является нормативным документом, в нем:
¨ Определен состав и последовательность изучения образовательных областей и учебных предметов.
¨ Определена обязательная и максимальная нагрузка учащихся начальной школы, 5-10-х классов при 5ти дневной, 11 класса при 6-дневной учебной неделе.
¨ Определены линии преемственности в содержании образования между ступенями образования.
¨ Сохранены все образовательные области и учебные предметы инвариантной части областного базисного учебного плана.
.. Определены формы промежуточной аттестации.
¨ Содержание образования регионального компонента реализуется в рамках учебных предметов и составляет 10-15 % учебного времени.
Учебный план МОУ Навлинская СОШ № 2 состоит из 2-х взаимосвязанных частей: инвариантной и вариативно-индивидуальной. Инвариантная часть реализует функцию образовательного стандарта, обеспечивает право на полноценное образование в соответствии с целями и задачами «Программы развития ОУ». Вариативно – индивидуальная часть учебного плана (УП) позволяет удовлетворить образовательные потребности социума.
Инвариантная частьучебного плана МОУ Навлинская СОШ № 2 по количественному и качественному составу образовательных и учебных предметов соответствует инвариантной части Базисного учебного плана Брянской области. Инвариантная часть учебного плана содержит в себе федеральный и региональный компоненты. Инвариантная часть обеспечивает изучение учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования, право на полноценное образование, вариативность и свободу выбора в образовании обучающихся и их родителей, сохраняет единое региональное образовательное пространство Брянской области, обеспечивает готовность обучающихся использовать полученные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности для решения практических и теоретических задач и возможность дальнейшего продолжения образования.
Региональный компонент инвариантной части УП отражает социально-экономические, природно-климатические, географические, культурно-исторические особенности Брянской области. Изучение этих вопросов определено в виде отдельных предметов (профильные классы) либо реализуется в рамках учебных предметов и составляет 10-15% учебного времени от общего количества часов инвариантной части УП.
Вариативная часть обеспечивает реализацию школьного и индивидуального компонентов образования. Вариативная часть сформирована в соответствии с Программой развития школы. Вариативная часть УП приведена в соответствие с образовательными потребностями учащихся и запросами социума. Использование часов вариативной части учебного плана нацелено на:
- решение проблем, выявленных в процессе обучения и направленных на обеспечение достижений учащимися уровня государственных образовательных стандартов;
- создание условий для развития познавательных интересов обучающихся, готовности к социальной адаптации, профессиональной ориентации;
- дальнейшее самообразование, саморазвитие и самосовершенствование учащихся.
Исходя из вышесказанного, часы школьного компонента использованы:
· на введение новых учебных предметов и дополнительных образовательных модулей;
· на профильное изучение предметов областного компонента базисного УП;
· на предпрофильную подготовку учащихся 8-9-х классов;
· профильную подготовку учащихся на старшей ступени обучения;
· на организацию индивидуальных и групповых занятий;
· на занятия со слабоуспевающими и одаренными учащимися;
Базовое образование обеспечивает общественно-необходимый уровень общего среднего образования учащихся.
При разработке содержания образования на различных ступенях обучения важным является выбор приоритетов, основанных на следующих принципиальных установках:
- единая основа учебных планов всех ступеней школы, т.е. осуществление принципа преемственности и непрерывности;
- возможность оказания образовательных услуг учащимся на основе учета их склонностей и обеспечивающих дальнейшее развитие и самоопределение личности;
- гуманизация образования: ориентация на общечеловеческие ценности, формирование у школьника установки на здоровый образ жизни, свободного развития личности.
Учебный план 8-9 классов охватывает 3 класса.
Учебный план состоит из 2 частей:
Инвариантная часть составлена в полном соответствии областным базисным учебным планом. В 8,9 классах предметы Федерального компонента «Музыка» и «Изобразительное искусство» объединены в интегрированный курс.
Вариативная часть на II ступени обучения направлена на реализацию следующих целей:
- Достижение государственных образовательных стандартов;
- Развитие личности ребенка, его познавательных интересов;
- Выполнение социального заказа родителей, удовлетворение образовательных потребностей учащихся;
- Подготовка к выбору предпрофильной направленности образования в основной школе;
- Подготовка к ситуации выбора профиля обучения в старшей школе.
Исходя из вышеизложенных целей, за счет вариативной части вводятся часы на изучение следующих учебных предметов:
- Региональный компонент «Модуль «История Брянского края» 8,9 классы по 1 часу, Технология 9 класс 0,5 часа для преподавания курса «Самоопределение».
- Компонент образовательной организации Технология по 1 часу в 8 классах, черчение в 9 кл