Правописание гласных в корне
Проверяемые безударные гласные
Безударные гласные корня проверяются ударением, т. е. в неударяемом слоге пишется та же гласная, что и в соответствующем ударяемом слоге однокоренного слова, например: примерять(мéрить) костюм – примирять (мир) соседей; развевается (вéять) флаг –развивается (развитие) промышленность. Ср. различное написание безударных гласных корня в близких по звучанию словах: залезать(в карман) – зализать (раны), отварить (картофель) - отворить (дверь), поласкать (кошку)– полоскать рот, пристежной (воротник)– пристяжной (о лошади), разредить (всходы) – разрядить (ружье), умалять (значение) – умолять (о пощаде) и т. п. Примечание 1. Гласные о – а в неударяемых корнях глаголов совершенного вида нельзя проверять формами несовершенного вида на -ывать (-ивать), например: опоздать (пóздний, хотя опáздывать), раскроить (крóйка, хотя раскрáивать). Примечание 2. В некоторых словах иноязычного происхождения с выделяемым только этимологически суффиксом написание безударной гласной нельзя проверять однокоренным словом, если проверяемая и проверочная гласные входят в состав суффиксов различного происхождения, например: абонемент (-емент восходит к французскому суффиксу), хотя абонировать (-ировать восходит к немецкому суффиксу); аккомпанемент, хотя аккомпанировать; ангажемент, хотя ангажировать. Ср. также аналогичное явление в составе иноязычного корня: апперципировать, хотя апперцепция; дезинфицировать, хотя дезинфекция. Сохраняется гласная корня в словах инъекция – инъецировать, проекция – проецировать и некоторых других.
Непроверяемые безударные гласные
Написание безударных гласных, которые не могут быть проверены ударением, определяется по орфографическому словарю, например: бадминтон, бетон, бечёвка, бидон, бодяга, бриолин, валидол, ватрушка, вентиляция, вестибюль, ветчина, винегрет, дизентерия, дрочёна, интеллигенция, каламянка, калач, каморка, каравай, каракатица, кобура, компоновка, конфорка, кочан, кощей, ладанка, магарыч, мадаполам, наваждение, палисадник, пантопон, паром, периферия, пескарь, пигалица, пластилин, привилегия, ромштекс, ротапринт, снегирь, снеток, стипендия, тормоз, тороватый, эликсир, эстакада и многие другие.
Чередующиеся гласные
1) В корне гар- – гор- под ударением пишется а, без ударения – о: загáр – загорéлый, угорéть. Исключения: вы́гарки, úзгарь, прúгарь (специальные и диалектные слова).
2) В корне зар- – зор- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения – а: зáрево, зóрька – зарнúца, озарять. Исключения: зорянка, зоревáть.
3) В корне кас- – кос-пишется о, если дальше следует согласная н, в остальных случаях –а: касаться, касательная – коснуться, прикосновение.
4) В корне клан- – клон- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения – о: клáняться, поклóн – поклонúться, поклонéние.
5) В безударном корне лаг- – лож- перед г пишется а, перед ж –о: предлагáть, прилагáтельное – предложúть, обложéние. Исключение: пóлог (семантически уже не связывается с корнем лаг-–лож-).
6) Корень мак- содержится в глаголах, имеющих значение «погружать в жидкость»: макать сухарь в чай, обмакнуть перо в чернила. Корень мок- содержится в глаголах со значением «пропускать жидкость»: вымокнуть под дождём, промокнуть написанное. Правило распространяется на производные слова: макание, промокательная бумага, непромокаемый плащ.
7) В корне плав- гласный звук может быть ударяемым и безударным: плáвать, плавýчесть, поплавóк. Корень плов- содержится в словах пловец и пловчиха; корень плыв- – в слове плывуны.
8) Корень равн- имеется в словах со значением «равный, одинаковый, наравне»: уравнение, сравнить, поравняться (стать наравне). Корень ровн- – в словах со значением «ровный, прямой, гладкий»: заровнять, ровесник, сровнять, уровень. Ср.: подравнять (сделать равным) –подровнять (сделать ровным); выравнен (сделан равным) – выровнен (сделан ровным).
9) В корне рас- – рос- пишется а, если дальше следует согласная т (также перед щ); в остальных случаях пишется о: расти, наращение – выросший, заросль, поросль.Исключения: отрасль, росток, выросток, ростовщик, Ростов и др.
10) В безударном корне скак- – скоч- перед к пишется а, передч – о: подскакáть – подскочúть. Исключения: скачóк, скачý.
11) В корне твар- – твор- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения – о: твáрь, твóрчество – творить, творец. Исключение: ýтварь (семантически уже не связывается с корнем твар- – твор-).
12) В корнях бер- – бир-, дер- – дир-, мер- – мир-, пер- – пир-, тер- – тир-, блест- – блист-, жег- – жиг-, стел- – стил-, чет- – чит-пишется и, если дальше следует суффикс -а-: собирать, задирать, замирать, запирать, стирать, блистать, сжигать, вычитать, расстилать; в остальных случаях пишется е: беру, деру, умереть, запереть, стереть, блестеть, выжегший, вычет, расстелить. Исключения: сочетать, сочетание.
13) В корнях с чередованием а(я) – им, а(я) – инпишутся им и ин, если дальше следует суффикс-а-: сжать – сжимать, прижать – прижимать, разнять – разнимать, поднять – поднимать, подмять – подминать, пожать – пожимать, понять – понимать, начать – начинать. Ср. :внимательный, заклинать, напоминать, приминать и др. В производных формах сохраняется им, даже если дальше и не следует суффикс -а-, например: сниму, сними, подниму, подними т. д.
Упражнение 1. Вставьте безударные гласные, найдите проверочные слова.
Объед...нение, вопл...щение, обог...щение, прод...лжение, уд...вление; р...скошный, разъ...ренный, пренебр...жительный, уж...сающий, ст...снительный; разоч...ровать, исс...кать, распор...диться, возр...дить, изм...нить; скр...пить листы — скр...петь перьями; раск...лить железо — раск...лоть полено; не об...жать слабых — об...жать всю территорию; овл...деть знаниями, любимый препод...ватель, пол...тический компромисс, всеобщее пок...яние, ч...столюбивый человек, за...вление правительства, озн...меновать событие, российское гр...жданство.
Упражнение 2. Объясните правописание безударных гласных в корнях слов, обращая внимание на их значение.
Ч...стота эксперимента разр...дить атмосферу спл...тить единомышленников спуститься в цветущую д...лину сп...шите видеть
обл...ченный властью ч...стота волн разр...дить посевы запл...тить долг
быть вд...леке от дома сп...шите данные обл...ченный судом.
Запомните: слова с полногласными сочетаниями -оро-/-оло- следует проверять родственными словами с полногласием, например:сторожить — сторож, сторожка; похолодание — холод. Слова с неполногласными сочетаниями -ра-/-ла- надо проверять словами с неполногласием, например: преградить — преграда; огласить — огласка.
Упражнение 3. Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочные слова.
Охр...нять (склад), вл...стелин, ук...р...тить (платье), кр...тчайший, сокр...щение, прохл...дительные (напитки), г...л...вной (отряд), з...лотая (цепочка), поздр...вление, чер...довать, (выглядеть) пом...л...девшим, пост...ронние, подб...родок, загр...дительные (сооружения).
Запомните: правописание безударных гласных в корне нельзя проверять при помощи глаголов с суффиксами -ыва-, -ива-, так как в этих глаголах вместо корневого О часто бывает А. Например, слово выработать нельзя проверять словом вырабатывать (проверочными словами могут быть работа, работать).
Упражнение 4. Вставьте пропущенные буквы, найдите проверочные слова. Выясните, в каких родственных словах происходит чередование гласныхо — а в корне. Объясните, почему эти слова нельзя использовать в качестве проверочных.
Оп...здать, укор...тить, разбр...сать, вопл...щать, выр...внять, отк...пать, выд...лбить, раскр...ить.
Упражнение 5. Вставьте непроверяемые безударные гласные.
В...стибюль, акк...мп...немент, об...яние, нав...ждение, возр...жать, пан...рама, п...риферия, ув...ртюра, эксп...римент, импр...визация, к...мб...незон, экстрав...гантный.
Упражнение 6. Вставьте пропущенные буквы и объясните их правописание.
Прик...снуться к двери, пол...жить на стол, зам...рать от восторга, несг...раемый ящик, свет з...рницы, точность изложения, оз...ренный молнией, широкая р...внина, выр...вненная дорога, бл...стеть на солнце, соб...раться в дорогу, откл...нение в сторону, изл...гать факты, выр...щенный плод, вск...чить на ходу, нар...стающий шум, накл...ниться к земле, соприк...саться с огнем, высказанное предпол...жение, изб...рательная кампания, прятаться в зар...слях, выск...чить из кустов, прил...гать усилия, непром...каемый плащ, ур...внять в правах, бл...стящий оратор, борьба за р...вноправие, прекл...нение перед авторитетом, неук...снительное исполнение.
Упражнение 7. Выпишите слова, вставляя пропущенные буквы, в три колонки: а) слова с проверяемыми безударными гласными (укажите проверочные слова); б) слова с чередующимися гласными (подчеркните их); в) слова с непроверяемыми гласными (приведите в скобках одно родственное слово).
Провозгл...шать, бл...стательный, бл...снуть, об...ятельный, насл...ждение, предпол...гать, предпол...жить, тр...диция, объед...нение, к...сается, прик...снувшийся, благосл...влять, тв...рец, претв...рить, утв...рь, просв...щать, накл...ниться, б...гряный, пл...нительный, несг...раемый, к...нфликт, оч...рование, оз...ривший, ижд...венец, впеч...тляющий, выпл...вка, пл...вец, к...варство, сож...ление, нар...щение, р...стущий, выр...сший, выск...чка, на ск...ку, ск...чок, ар...мат, б...чевать, вым...кший, ав...нгард, погл...тить, ув...дание, р...вномерный, ур...вновешенный, р...весник, инт...лл...гентный, напр...женность.
Упражнение 8. Спишите текст, выделяя орфограммы с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне слова. Выделенные слова замените синонимами - словами с чередующимися гласными в корне.
Заря засияла. Луч солнца пробежал по земле, и деревья, трава весело засверкали. Спортсмены встают, быстро одеваются и выбегают на утреннюю разминку. Трибуны непривычно пусты. На мгновение все спортсмены застыли. Но вот по команде тренера разминка началась. В воздухе замелькали загорелые руки, головы опускаются всё ниже, кончики пальцев притрагиваются к шелковой траве. Затем пробежка по стадиону, работа с мячом. Сегодня матч.
Слова для справок: накл...няются, заг...рается, р...стительность, забл...стела, соб...раются, зам...рли, подн...маются, к...саются, к...снулся земли.
Упражнение 9.Придумать заголовок и написать сочинение-миниатюру, используя данные опорные слова.
Сл…гали, прекл…нялись, тв…рил, выб…рал, к…снулся, с зам…ранием, зан…мал, прил…гать (усилия), бл…стательный.