Тема 15. Глобальные и региональные конфликты.

Понятие и особенности глобальных и региональных конфликтов. Взаимосвязь глобальных и региональных конфликтов. Предупреждение глобальных и региональных конфликтов. Разрешение глобальных и региональных конфликтов.

Контрольные вопросы для освоения модуля

1. Понятие внутриличностных конфликтов.

  1. Виды внутриличностных конфликтов.
  2. Причины внутриличностных конфликтов.
  3. Последствия внутриличностных конфликтов.
  4. Механизмы разрешения внутриличностных конфликтов.
  5. Стратегии поведения в конфликте.
  6. Понятие межличностных конфликтов.
  7. Виды межличностных конфликтов.
  8. Причины межличностных конфликтов.
  9. Технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликте.
  10. Принципы конструктивной критики.
  11. Методики разрешения межличностного конфликта.
  12. Конфликты в семье.
  13. Классификация семейных конфликтов.
  14. Предупреждение конфликтов в семье.
  15. Разрешение конфликтов в семье.
  16. Конфликты руководитель-подчиненный.
  17. Конфликты в организациях: понятие и классификация.
  18. Конфликты в организациях: причины и последствия.
  19. Оценка результатов деятельности и профилактика конфликтов в организациях.
  20. Этнические конфликты: понятие, виды.
  21. Причины этнических конфликтов
  22. Экономические конфликты: понятие, виды.
  23. Экономические конфликты: причины и способы разрешения.
  24. Экономические конфликты в современной России.
  25. Политические конфликты: понятие, причины.
  26. Политические конфликты: классификация.
  27. Социальные конфликты: понятие, причины.
  28. Профилактика социальных конфликтов.
  29. Способы разрешения политических и социальных конфликтов.
  30. Последствия политических и социальных конфликтов.
  31. Взаимосвязь экономических, политических, социальных и духовных конфликтов в обществе.
  32. Конфликты в духовной сфере общества.
  33. Понятие и специфика юридического конфликта.
  34. Юридические способы разрешения конфликтов.
  35. Причины возникновения юридического конфликта.
  36. Педагогические конфликты: понятие и классификация.
  37. Причины педагогических конфликтов.
  38. Способы урегулирования педагогических конфликтов.
  39. Взаимосвязь глобальных и региональных конфликтов.
  40. Понятие и виды глобальных конфликтов.
  41. Предупреждение и регулирование глобальных и региональных конфликтов.

3. Задания, обеспечивающие достижение студентом комплексной цели модуля.

Проект «Подготовка эссе».

В рамках проекта студент на основании предложенных (или самостоятельно выбранных) преподавателем тем осуществляет подготовку учебного эссе, прежде всего, с самостоятельным (оригинальным) видением проблемы. Проект оформляется в соответствии с требованиями к составлению рефератов. Объем отчета по проекту должен составлять не менее 0,5 п.л. Результаты представляются для обсуждения на семинаре. Лучшие работы представляются на конференцию.

Примерная тематика эссе:

  1. История развития зарубежной конфликтологии
  2. История развития отечественной конфликтологии
  3. Современные концепции конфликта
  4. Функции конфликта, его позитивные и негативные проявления
  5. Методы изучения конфликта
  6. Понятие конфликта. Сложности определения
  7. Конфликтология и её связь с другими науками
  8. Системный подход в изучении конфликтов
  9. Этапы изучения конфликтов
  10. Понятие и сущность конфликта
  11. Элементы конфликта (Хасан Б.И.)
  12. Структура конфликта (Самоукина Н.В., Петровская Л.А.)
  13. Участники конфликта (прямые, косвенные, посредники)
  14. Ранги, статусы участников социального конфликта
  15. Причины конфликтов
  16. Конфликт, его виды
  17. Классификация социального конфликта
  18. Классификация конфликта по А.И. Шипилову
  19. Мотивация конфликтности
  20. Фазы и стадии развития конфликта
  21. Внутриличностный конфликт, его виды
  22. Причины возникновения внутриличностного конфликта
  23. Последствия внутриличностного конфликта
  24. Межличностный конфликт, его виды
  25. Виды разрешения межличностного конфликта
  26. Методы урегулирования конфликтов
  27. Межгрупповой конфликт, его характеристика
  28. Последствия групповых конфликтов
  29. Трудовой конфликт, его виды
  30. Конфликты в организации, их причины
  31. Виды конфликтов в организации
  32. Классификация конфликтов в организации по типу функциональной подсистемы
  33. Последствия конфликтов в организации
  34. Предупреждение, разрешение и управление конфликтами в организации
  35. Социально-экономические и социально-политические конфликты
  36. Стили конфликтного поведения и способы разрешения конфликтов
  37. Конфликты в духовной сфере общества.
  38. Понятие и специфика юридического конфликта.
  39. Педагогические конфликты: понятие и классификация.
  40. Понятие и виды глобальных конфликтов.

Формы рубежного контроля.

План итогового занятия (коллоквиума).

Данное занятие проводится как итоговое и включает в себя обсуждение всего комплекса вопросов и подготовленных студентами эссе для обсуждения ключевых проблем данного курса:

1. Объясните, как вы понимаете выражение: «Конфликт - осознанное противоречие».

2. Конфликтная ситуация и инцидент. Что выступает объектом и предметом конфликта?

3. Найдите методики разрешения конфликтов и попробуйте реализовать рекомендации на практике.

4. Опишите кризисные периоды в развитии семьи. Как вы преодолевали конфликты в системе «родители-дети» на своем опыте.

5. Как вы испытывали реформы системы образования в школе?

6. Особенности экономических конфликтов в России.

7. Особенности социальных конфликтов в российской истории.

8. В чем заключается взаимосвязь политических и социальных конфликтов?

9. Как вы понимаете сущность и особенности конфликтов в духовной сфере по сравнению с другими конфликтами в обществе?

10. Каковы на ваш взгляд, перспективы урегулирования этнических противоречий в принципе?

11. В чем заключается особенность широкого и узкого подходов к определению юридического конфликта?

12. Как вы понимаете взаимосвязь глобальных и региональных проблем и конфликтов в обществе?

По каждому вопросу, приведенному в плане коллоквиума, проводится дискуссия.

Кроме того, в ходе коллоквиума осуществляется проверка конспекта лекционных и практических занятий. Студенту предлагается ответить на два вопроса преподавателя. Вопросы задаются из числа тем, рассмотренных на лекционных и практических занятиях в течение периода освоения учебного модуля.

Максимальная оценка, которая может быть выставлена в рамках рубежной аттестации, составляет 10 баллов.

2 балла начисляются, если студентом представлен полный конспект лекционных и практических занятий, входящих в структуру учебного модуля. Конспект лекционного/практического занятия должен включать план занятия, содержание вопросов, рассматриваемых в ходе занятия.

1 балл начисляется, если студентом представлен полный конспект лекционных занятий.

4 балла начисляются за полный систематичный ответ на 1 вопрос преподавателя из числа тем, рассмотренных в течение периода освоения учебного модуля. Полный ответ на вопрос должен включать описание идейно-теоретических истоков обсуждаемой проблемы, раскрывать ее основное содержание, содержать интерпретацию данной проблемы в контексте современного научного дискурса, собственную оценку данной проблемы, данную студентом.

3 балла начисляется за содержательно корректный ответ на 1 вопрос, при этом ответ должен включать описание идейно-теоретических истоков обсуждаемой проблемы, раскрывать ее основное содержание, содержать интерпретацию данной проблемы в контексте современного научного дискурса.

2 балла начисляется за корректный ответ на 1 вопрос, при этом ответ должен включать описание идейно-теоретических истоков обсуждаемой проблемы, раскрывать ее основное содержание.

1 балл начисляется за корректный ответ на 1 вопрос, при этом ответ должен раскрывать основное содержание обсуждаемой научной проблемы.

5. Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям.

Приступая к освоению дисциплины, студент обязан ознакомиться с ее основным содержанием и требованиями к освоению данного содержания, представленными в настоящем учебно-методическом комплексе. Существенным элементом в освоении содержания дисциплины является работа в рамках практических занятий, проходящая как в аудиторном, так и во внеаудиторном форматах.

Внеаудиторная подготовка предполагает самостоятельную проработку студентом вопросов, вынесенных для рассмотрения на семинарском занятии. Для подготовки к практическому занятию студенту необходимо ознакомиться с предложенными к обсуждению темами, согласовать с преподавателем тему выбранного доклада, сообщения. Подготовка доклада с необходимостью предполагает знакомство с требованиями, предъявляемыми к данному виду работы. При подготовке доклада необходимо пользоваться актуальной научной литературой, не только учебно-методическими изданиями (учебниками, учебными и учебно-методическими пособиями), но и монографическими материалами, научной периодикой, официальной статистикой, аналитическими материалами, Интернет-ресурсами.

Необходимые материалы, источники информации (книги, публикации) представлены в электронном образовательном пространстве университета – Цифровом кампусе ЮФУ, а также в университетских библиотечных фондах.

Доклад, представляемый в устной форме, должен иметь печатную версию, которая помимо основного текста доклада снабжается стандартным титульным листом с указанием названия факультета, ФИО студента, темы доклада, а также перечнем использованной литературы.

Студенты, не участвующие в подготовке докладов к конкретному практическому занятию, также должны принимать в нем активное участие, в т.ч. в формате участия в коллективном обсуждении той или иной научной проблемы, формулирования вопросов для основных докладчиков.

В случае возникновения методических затруднений в ходе подготовки научных докладов, студенту необходимо обратиться за консультационной поддержкой к преподавателю, ведущему дисциплину. Сделать это можно, используя соответствующие интерактивные сервисы Цифрового кампуса ЮФУ (сервис онлайн-консультаций, обмена текстовыми сообщениями).

Доклад, сообщения оцениваются, исходя из нижеприведенных критериев.

Форма текущего контроля Критерий оценки Описание критерия
Презентация научного доклада по вопросу практического занятия Качество эмпирической (источниковой) базы (начисляется 1 балл) В ходе подготовки доклада должны быть использованы следующие материалы: не менее 2 монографических работ, не менее 3 учебно-методических изданий, не менее 2 периодических изданий
Логика изложения, ораторское мастерство (начисляется 1 балл) В докладе должны быть освещены идейно-теоретические истоки обсуждаемой проблемы, раскрыто ее теоретико-методологическое, теоретическое и теоретико-практическое содержание, представлена научная критика обсуждаемого вопроса, собственные оценки студента
Качество раскрытия темы доклада (начисляется 1 балл) Доклад должен освещать содержание обсуждаемого вопроса, соответствовать целям, задачам, теме занятия, учебного модуля, дисциплины
Аргументация позиции докладчика (начисляется 1 балл) Наличие собственной позиции докладчика по обсуждаемому вопросу, теоретическая и методологическая проработанность позиции
Использование средств визуализации (начисляется 1 балл) Демонстрация мультимедийной презентации, фото- и видеоматериалов, архивных документов, их копий, предоставление раздаточного материала
  1. Методические указания по подготовке эссе (рефератов)

Эссе или реферат включает обоснование актуальности выбранной Вами темы; краткий обзор литературы, первоисточников, которыми Вы пользовались, их анализ, сопоставление и самостоятельные выводы.

Подготовка эссе или доклада, реферата способствует развитию навыков самостоятельной работы с источниками, анализа различных точек зрения, обобщения материала, аргументации собственной позиции, выявления проблемы. Студент приобщается к публичному выступлению, отстаиванию своей позиции, отвечая на вопросы, либо вступая в диалог со своим оппонентом. Тем самым он учится использовать усвоенный теоретический материал практически.

Как правило, эссе, доклад (реферат) предусматривает введение (актуальность темы, ее анализ в литературе), основную часть (суть проблемы, ее содержание, пути решения), заключение (выводы, оценки, прогнозы), список использованной литературы, в том числе источников из Интернета.

Работа над эссе, докладом (рефератом) предусматривает разработку соответствующей компьютерной презентации, которая дополняет текст схемами, графиками, наглядными изображениями, обобщающими или конкретизирующими излагаемый материал. Предлагается подготовить от 5 до 10 слайдов, с помощью которых студент может более полно донести до аудитории свою позицию.

Выступление должно занимать не более 15-20 минут, включая ответы на вопросы. Независимо от того, в какой форме выполнена работа (эссе, доклад, реферат), в ней необходимо должным образом оформить научно-справочный аппарат (ссылки на источник информации с указанием имени автора, названия работы, места и года издания, номера страницы).

Наши рекомендации