Управление персоналом: общая характеристика вопроса

Вопросы управления персоналом являются составной частью проблематики общей теории управления. Очевидно, что в повышении эффективности деятельности любой организации большую роль играет высокопрофессиональная управленческая работа с персоналом. Процесс управления персоналом ориентирован на кадровое обеспечение эффективного достижения цели, которая поставлена перед данной социальной системой. В связи с этим, перед каждым руководителем стоят следующие задачи:

1) социально-психологическая диагностика состояния персонала организации;

2) анализ и регулирование межличностных, внутригрупповых и межгрупповых отношений и взаимодействий в кадровом составе организации;

3) изучение особенностей отношения руководства и подчинения (субординационных отношений), взаимодействия должностных лиц и их позиций в данной организации;

4) управление занятостью;

5) оценка и подбор кандидатов на вакантные должности;

6) анализ кадрового потенциала и потребностей в кадрах;

7) профессиональная и социально-психологическая адаптация работников;

8) психофизиология, экономика, социология и эстетика труда;

9) управление трудовой мотивацией;

10) планирование и контроль деловой карьеры;

11) правовые вопросы трудовых отношений;

12) информационное, техническое, нормативно-методическое обеспечение кадрового управления.

Широкий перечень управленческих задач в области работы с персоналом, многообразие и направленность их содержания обуславливают многоэтапность процесса управления персоналом. Среди этих этапов можно отметить: планирование ресурсов, набор и отбор кадров, управление трудовой мотивацией, адаптация и оценка работников, формирование социально-психологического климата, оценка трудовой деятельности, перемещения по служебной лестнице. Реализация каждого из этапов предполагает решение определенных задач.

Для правильного определения задач, функций и этапов управленческой работы с кадрами принципиальное значение имеет формирование концепции управления персоналом. Концепция управления персоналом – это система теоретико-методических подходов к определению сущности, содержания, целей, задач, критериев, принципов и методов управления трудовыми ресурсами, а также социально-экономических и психологических механизмов ее реализации в конкретных условиях функционирования социальной системы (организации). Надо отметить, что концепция управления персоналом должна учитывать воздействие на поведение членов коллектива шести активных факторов: технико-технологических факторов производства, административно-управленческих, социально-экономичес-ких, личностных, социально-культурных и факторов динамики рабочей силы, товаров и услуг.

Концепция управления персоналом структурно представлена тремя взаимосвязанными компонентами: методологией управления трудовыми ресурсами, системой управления персоналом и технологией управления персоналом. Каждый из этих компонентов концепции управления персоналом также имеет свою структуру, но более разветвленную.

Методология управления трудовыми ресурсами включает в себя определение сущности персонала организации как специфического и приоритетного объекта управления, процесс формирования поведения сотрудников, соответствующего целям и задачам организации, разработку принципов и методов управления персоналом.

Система управления персоналом включает в себя формирование целей организации, определение ее задач и функций, средств их успешного осуществления, путей побуждения персонала принимать их в качестве императивно необходимых для его деятельности, построение организационной структуры управления кадрами, системы повышения их квалификации и переквалификации, выявление и конструирование вертикальных и горизонтальных функциональных взаимодействий руководителей и подчиненных в процессе выработки, принятия и реализации управленческих решений.

Технология управления персоналом предполагает умение применять приемы и способы активного воздействия на кадровый потенциал организации с целью выявления и мобилизации его трудовых ресурсов и ориентации их на достижение сформулированных целей; организовать отбор и прием персонала на работу, дать ему квалификационную деловую оценку, осуществить его профориентацию и социальную адаптацию, обучение, управление его деловой карьерой и служебным продвижением; управление изменениями, конфликтами и стрессами; обеспечение социального развития организации и совершенствования ее деятельности.

Эффективность управления персоналом во многом зависит от используемых методов управленческой деятельности. Экономические методы направлены на материальное стимулирование эффективной деятельности сотрудников. Административные методы работы с персоналом представляют собой совокупность прямого воздействия на работников и ориентированы на формирование осознания необходимости дисциплины труда, чувства долга, стремления человека к овладению культурой труда. Социально-психологические методы связаны с использованием социального механизма управления, включающего в себя учет социальных потребностей, ожиданий и ориентаций работников, воздействие на систему межличностных, внутригрупповых и межгрупповых взаимодействий в организации, удовлетворение духовных потребностей, создание творческой атмосферы в коллективе, социальное стимулирование развития коллектива, формирование в нем сплоченности, сработанности, управление конфликтами и стрессами.

Таким образом, управление персоналом, являясь одним из важных направлений управленческой деятельности, требует от руководителя учреждения не только профессиональных знаний, но и высокого уровня психологической, коммуникативной и правовой компетентности. От грамотно и обоснованно сформированной концепции управления персоналом, реализуемой руководителем, зависит эффективность деятельности его организации.

Наши рекомендации