Схема №7 - Структура профессиональной методической компетентности педагога

Педагогическая направленность деятельности Общая культура и кругозор
Способности
Дидактические Организационно-аналитические Личностные
Профессиональные знания Профессиональные умения Личностные качества
       

На основе подходов к педагогическому проектированию формируется модель методической службы, в которой выделяется ряд подсистем: информационный, учебно-методический, научно-методический, аттестационно-диагностический, нормативно-правовой, материально-техничес-кий, социально-психологогический.

В каждом ОУ большую роль в формировании методической службы играет информационный банк, который отражает как инновационную деятельность всех категорий педагогов школы, так и концентрирует передовой опыт и достижения в образовательной практике. Эти данные становятся доступными для самого широкого круга потребителей школы. Наличие банка инновационных данных позволяет более четко определить степень инновации, выстроить историко-педагогические преемственные связи, более логично спроектировать развитие инновации.

Аттестационно-диагностическое обеспечение представляет поле для совместных действий как администрации, районной аттестационной комиссии, различных общественных организаций по качеству образования, так и методических служб. Процедуры диагностики сопровождают деятельность педагога на всем этапе жизнедеятельности. Это и проблемно-диагнотический подход, и рефлексия собственной деятельности. В рамках научно-методической работы школы все диагностические процедуры можно рязделить на следующие:

- диагностика педагогических затруднений;

- диагностическое сопровождение профессионального роста педагога;

- диагностика эффективности педагогической деятельности.

Над методиками диагностик в настоящее время работает несколько крупных научно-педагогических коллективов, в частности В.М. Лизинского, который предлагает ряд анкет для анализа и самоанализа затруднений педагога (см. приложение).

Подсистемы учебно- и научно-методического обеспечения являются ведущими для любого уровня методической службы, так как в этих модулях сконцентрировано основное содержание, формы, методы работы по совершенствованию методической культуры учителя. В любом ОУ структура организации методической службы представлена следующим образом:

1 уровень - научно-методический совет во главе с директором или с заместителем директора школы; экспертно-аналитический совет;

2 уровень - методическая служба школы в составе руководителя, кафедр (методических объединений (МО), межшкольных методических объединений (ММО)) проблем образования, воспитательной деятельности, предметных кафедр (МО, ММО, школьного научного общества и педагогического клуба);

3 уровень - различные творческие объединения педагогов.

Отправной точкой при проектировании организационной структуры является формулировка целей. Следует также учитывать особенности ОУ, традиции в организации научно-методической деятельности. При проектировании большую роль играет организационная структура методических служб. Большинство из них имеют функциональную структуру. Для такой системы характерна линейная модель управления, при которой полномочия передаются от директора школы к его заместителю по научно-методической работе и далее к руководителям МО, ММО, зав. кафедрам и т.д. Штабные полномочия возлагаются на педагогический или научно-методический совет. При этом все виды работ могут быть разделены на учебно-методическую и научно-исследовательскую. Учебно-методический модуль объединяет руководителей МО (кафедр) и обеспечивает связь с соответствующими подразделениями муниципальной методической службы.

Научно-исследовательский модуль обьединяет руководителей по межпредметному или проблемному признаку для совместной деятельности с консультантами или подразделениями более высокого уровня. В зависимости от размера методической службы и объема работ создаются ученый и редакционно-издательский советы.

Фактически доказано, что линейно-функциональная структура затрудняет реализацию комплексных проектов, так как отсутствует определенная гибкость в использовании ресурсов, дробиться ответственность между подразделениями, долго идет согласование точек зрения функциональных и линейных служб. Наиболее эффективны модели матричных или модульных методических служб, которые представлены в схеме №8.

Наши рекомендации