Томский государственный педагогический

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ (ТГПУ)

Е.Е. Сартакова, Г.А. Окушова

УПРАВЛЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ

СИСТЕМАМИ

Учебное пособие

ББК 74.0

Допущено учебно-методическим советом ТГПУ.

Учебное пособие разработано в рамках гранта РГНФ № 04-06-00284 а «Теоретико-методологическое обоснование технологии подготовки специалиста квалификации «Учитель малокомплектной школы»

Сартакова Е.Е., Окушова Г.А.

Управление образовательными системами: Учебное пособие. - Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2002. - 175 с.

Рецензент: д.п.н., профессор Ревякина В.И.

Корректор: Воронина М.А.

ÓТГПУ, 2004

Ó Сартакова Е.Е., Окушова Г.А., 2004

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1. Образовательная система: понятие и общая характеристика. 5

1.1 Понятие системы и системный подход в образовании. 5

1.2 Общая характеристика образовательной системы.. 9

1.3 Педагогический процесс как целостная динамическая система. 14

Глава 2. Система образования в России. 19

2.1 Понятие и структура системы образования. 19

2.2 Государственно-общественный характер управления системами образования 24

2.3 Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами. 26

Глава 3. Управление образованием: понятие и основные теоретико-методологические подходы.. 28

3.1 Управление образованием: развитие теории и характеристика понятия. 28

3.2 Научные подходы к управлению образованием. 30

3.3 Общие принципы управления образованием и педагогический менеджмент. 40

Главы 4. Школа как педагогическая система. 43

Глава 5. Характеристика моделей образовательных учреждений. 46

Глава 6. Основное содержание практической управленческой деятельности 71

6.1 Информационно-аналитическое обеспечение управлением образования. 71

6.2 Мотивационно-целевое управление. 72

6.3 Прогнозирование и планирование развития системы образования 77

6.4 Формирование организационных структур управления образованием 78

6.5 Контрольно-диагностическая деятельность управлением образования 78

Глава 7. Управление качеством образования. 82

7.1 О критериях качества образования. 82

7.2 Основные функции управления в области качества образования 85

7.3 Организационный механизм управления качеством образования 90

Глава 8. Научно-методическое обеспечение образовательной системы школы.. 98

8.1 Характеристика адаптивной системы управления научно-методической службой. 98

8.2 Формы и содержание методической работы.. 102

Глава 9. Инновационные процессы в образовании и современная школа. 107

9.1 Инновации в образовании: понятие, сущность, характеристика и классификация. 107

9.2 Педагогический эксперимент и инновационная деятельность 111

9.3 Особенности управления инновационным процессом. 116

Глава 10. Особенности деловой коммуникации в управлении школьным коллективом.. 122

10.1 Управление персоналом: общая характеристика вопроса. 122

10.2 Особенности школьного коллектива. 124

10.3 Деловая коммуникация в управлении школьным коллективом 127

Литература. 137

Приложение 1. 139

Приложение 2. 160

Приложение 3. 165

Приложение 4. 167

Глава 1. Образовательная система: понятие и общая характеристика

Вопросы:

1. Понятие системы и системный подход в образовании.

2. Общая характеристика образовательной системы.

3. Педагогический процесс как целостная динамическая система.

1.1 Понятие системы и системный подход в образовании

Понятия «система» и «системный подход» являются одними из наиболее часто используемых терминов в научном лексиконе. Системный подход или системный анализ в изучении явлений окружающего мира был разработан учеными еще в начале XX века. Как отмечает К.С. Гаджиев, изначально он был сформулирован и использовался исследователями из области естественных наук. Именно работа физиолога У. Кэннона «Мудрость тела» (1932) способствовала внедрению системного анализа в социальные науки. В ней было введено в научный оборот понятие «гомеостазис», означающее состояние равновесия в системе. Затем появились работы австрийского биолога-теоретика Л. Берталанфи, создавшего теорию открытых биологических систем существенно отличающихся от закрытых систем, изучаемых в физике. Л. Берталанфи выдвинул программу построения общей теории систем, задачами которой стало следующее: формулирование общих принципов и законов поведения систем независимо от их специального вида, природы составляющих их элементов и отношений между ними; установление точных и строгих законов в нефизических областях знания; создание основы для синтеза научного знания в результате выявления изоморфизма законов, относящихся к различным сферам реальности. Исследования по общей теории систем нашли отражение в трудах Р.Л. Акофа, А.И. Берга, Л. Берталанфи, К. Боулдинга, Н. Винера, У.Р. Эшби. Сравнительно недавно системный подход, разработанный в естественных науках, стал использоваться в социальных и гуманитарных отраслях знания.

Понятие «система» рассматривалось как тождественное понятию целого, состоящего из частей или элементов. В 50-х годах ХХ в. Д. Истон в своей книге «The Political System: An Inquiry info the State of Political Science». – N.Y., 1953 писал: «В самое последнее время понятие системы стало привлекать особое внимание, став основанием для определенной точки зрения на вещи: от рассмотрения мельчайшей клетки человеческого тела как системы до все более крупных и емких систем – самого человеческого существа как организма, человеческой личности, малых групп и крупных учреждений, обществ и совокупности обществ, таких как международная система».

В отечественной науке под системой понимается совокупность взаимодействующих элементов, составляющих целостное образование, имеющих новые свойства по отношению к ее элементам. Например, Ильина Т.А. в книге «Системно-структурный подход к организации обучения» дает следующее определение: «Система – выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления и выступающих во взаимодействии со средой как целостное явление». Каждый элемент системы может иметь собственное функциональное значение и на основе этого взаимодействовать с другими ее элементами. Способ связи элементов называют структурой и в связи с этим нередко для исследования особенностей деятельности системы используют структурно-функциональный подход.

Очень подробная характеристика системы приведена в работе В.П. Симонова «Педагогический менеджмент», изданной в 1999 году. Он выделяет следующие виды систем:

· естественные (подчиняются объективным законам природы) и искусственные (подчиняются законам, правилам, принципам, установленным человеком);

· закрытые и открытые (обмениваются энергией, информацией с окружающей средой);

· абстрактные и конкретные (хотя бы два их элемента - объекты);

· статические (неизменность свойств во времени) и динамические (изменение свойств во времени);

· без ведущего органа и централизованные;

· биологические, технические и социальные;

· простые (моноструктурные) и сложные (полиструктурные);

· суммативные (упорядоченность, последовательность чего-либо) и деятельностные (взаимодействие как минимум двух компонентов).

В назначении систем В.П. Симонов выделяет такие позиции как цель и целесообразный характер (то, к чему стремится); решаемые задачи и функции (что преодолевает, устраняет и для чего предназначена); функционирование, развитие и саморазвитие (как должна действовать и изменяться). Любая система имеет структуру и свойства, ее характеризующие. В.П. Симонов определяет следующую структуру системы: объекты (субъекты) – части или компоненты; атрибуты (свойства составляющих ее объектов); отношения или взаимодействия (объединяют систему в целое); наличие уровней иерархии и иерархия уровней. Свойствами (качествами, основными характеристиками) систем являются:

· целостность (суммативность плюс взаимообусловленность);

· совместимость или несовместимость с другими системами;

· стабильность (устойчивость обратной связи);

· адаптация (приспособление к окружающей среде, реакция на окружающую среду и ее воздействие);

· обучение, способность к самосовершенствованию.

В качестве законов существования и эволюции систем В.П. Симонов выделяет:

· Закон достижения цели системой как фактор ее перехода в иное состояние или преобразования в другую (новую) систему.

· Закон отрицания революции как фактора развития и существования системы вообще, так как революция, как минимум, нарушает ее стабильность, как максимум, разрушает систему.

· Закон эволюционного толчка (или периодического встряхивания) является условием эффективного и ускоренного развития системы.

· Закон доминирования асимметрии в системе как условие ее стабильности и выживания в неблагоприятных условиях до перехода в иную пространственно – временную направленность.

· Закон критической массы органа управления. Система функционирует эффективно и целесообразно до тех пор, пока масса органа управления на два порядка меньше массы управляемой системы.

Системный подход отражает всеобщую связь и взаимозависимость явлений и процессов окружающей среды. Его сущность заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи и движении. Системный подход позволяет выявить интегративные системные свойства и качественные характеристики, которые отсутствуют у составляющих систему компонентов. Предметный, функциональный и исторический аспекты системного подхода способствуют реализации в единстве таких принципов как конкретность, историзм и учет всесторонних связей.

Таким образом, весь окружающий мир можно рассматривать как явление системы. Также как пространство, время, движение, системность представляет собой всеобщее и неотъемлемое свойство материи. Исходя из того, что образование как социокультурный феномен, является частью социальной системы, то в его отношении вполне обоснованно можно использовать системный подход. Рассмотрение такого многомерного феномена как образование с позиций системного подхода имеет большие эвристические возможности. Он позволяет определить образование как систему, его структуру и особенности, принципы и законы развития. Кроме этого, системный подход дает возможность прогнозировать поведение образовательной системы в определенных социокультурных условиях, проектировать и реализовывать различные модели управления ею.

Один из известных представителей российской педагогической науки В.А. Сластенин отмечает, что системный подход в образовании ориентирует на выделение в педагогической системе и развивающейся личности интегративных инвариантных системообразующих связей и отношений; на изучение и формирование того, что в системе является устойчивым, а что переменным, что главным, а что второстепенным. Кроме того, системный подход позволяет выявить вклад отдельных компонентов в развитие личности как системного целого. Системный подход также предполагает реализацию в образовательном процессе принципа единства педагогической теории и практики.

С точки зрения В.П. Симонова при использовании системного подхода в образовании принципиально важно разграничивать суммативную, проявляющуюся в целостной и последовательной связи всех элементов, и деятельностную системы, так как в образовательном процессе они присутствуют обе. Неспособность различать их друг от друга ведет к неэффективному решению целей и задач педагогического менеджмента в учебно-воспитательных учреждениях.

Надо отметить, что для современных педагогических исследований характерно использование системного подхода в образовании с позиций синергетики. Термин «синергетика» имеет греческое происхождение и означает «содействие или сотрудничество». Синергетика представляет собой междисциплинарное направление научных исследований, появившееся в начале 70-х годов и ставящее в качестве своей главной цели изучение общих закономерностей и принципов, лежащих в основе процессов самоорганизации в системах различной природы: физических, биологических, технических и социальных. В совместном действии или когерентном поведении компонентов внутри систем и взаимодействии систем заключается та особенность, которая характеризует процессы самоорганизации.

Способность систем к самоорганизации и саморазвитию приобретает особое значение в образовании. С позиций синергетического принципа в воспитании и обучении ребенка знания и личный опыт могут формироваться не только с целенаправленной подачи педагога, но и спонтанно, субъективно и непредсказуемо, благодаря процессам открытия их самим учеником при поддержке педагога. Просчитать «с точностью до секунды» результат педагогической деятельности невозможно, так как для педагогической системы, как любой разновидности социальной, характерны нелинейные и многочисленные связи. Рассматривая образовательную систему, как систему открытого типа, способную к самоорганизации, необходимо учитывать относительность результата и избегать односторонности в выборе содержания, форм и методов организации педагогического процесса, и самое главное, в принятии управленческих решений. Использование же системного подхода как методологической основы управления образовательной системой способствует более эффективному и качественному функционированию образовательного процесса.

1.2 Общая характеристика образовательной системы

Педагогическая или образовательная система есть одна из разновидностей социальной системы. В связи с этим, она является открытой системой с внутренними многочисленными и нелинейными связями. Также для нее характерна инерционность, ее состояние меняется только в результате качественных сдвигов всей внутренней структуры, что требует длительности во времени и заинтересованности в изменениях всех ее составляющих компонентов.

Следует отметить, что в педагогической литературе часто понятия «педагогическая система», «образовательная система» и «система образования» используются как синонимы. Кроме этого, в педагогическом тезаурусе в последнее время активно используются такие понятия как «единое образовательное пространство», «территориальная образовательная система», «образовательный социокультурный комплекс». Данная ситуация требует четкого определения используемых понятий. Понятие «единое образовательное пространство» используется в педагогической литературе с подачи Е.А.Ямбурга («Каждое время рождает свои надежды. Оно же их испытывает» 1993г.). Оно предполагает «образование без границ», рассматривая в единстве процессы, происходящие как в рамках учреждений и организаций, так и в семье, и в других социальных институтах. Понятие «территориальная образовательная система» было введено В.С. Лазаревым и понимается как составляющая часть единого образовательного пространства и как совокупность связанных между собой образовательных и инновационных процессов (происходящих как в образовательных учреждениях, так и вне их) и деятельности образовательных учреждений, органов образования и других институтов на той или иной территории по управлению этими процессами. Центральным звеном территориальной образовательной системы является специально организованная относительно целостная система образовательных учреждений. Образовательный социокультурный комплекс также понимается как составляющая часть единого образовательного пространства и в содержательном аспекте очень близок к понятию «территориальная образовательная система».

С точки зрения таких теоретиков как Б.П. Беспалько, Н.В. Кузьминой, Ю.А. Конаржевского и других, главным элементом территориальных систем образования является организация образования в рамках учебно-воспитательного заведения – педагогическая система. Н.В. Кузьмина определяет педагогическую систему как «множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям образования, воспитания и обучения подрастающего поколения и взрослых людей» [5]. Более широкое определение педагогической системы предлагает П.И. Третьяков: «Это социально-обусловленная целостность взаимодействующих на основе сотрудничества между собой, окружающей средой и ее духовными и материальными ценностями участников педагогического процесса, направленная на формирование и развитие личности» [13]. В связи с этим, Е.Б. Куркин отмечает, что «в отличие от других образовательных систем, педагогические системы непосредственно организуют взаимодействие с обучающимися – педагогический процесс» [6].

Таким образом, педагогическая система является более узким понятием, чем образовательная система. В этих отношениях образовательная система выступает как наиболее общая педагогическая система, выстраиваемая соответственно предъявляемым к ней социальным требованиям. Социальные институты, выполняющие образовательные и учебно-воспита-тельные функции и объединенные в единое образовательное пространство, являются подсистемами образовательной системы.

Исходя из вышеназванных общих характеристик системы, можно сказать, что образовательная система является искусственной и подчиняется законам, правилам и принципам, установленным человеком. Являясь частью социальной системы, образовательная система отвечает интересам, требованиям и ценностям общества. В связи с этим, принято говорить о культурно – историческом характере образования.

Культурные ценности, доминирующие в определенную историческую эпоху, накладывают свой отпечаток на социально – политическую жизнь общества и, соответственно, на систему образования. Например, эпоха Средневековья – это время верховенства христианских ценностей, отразившихся на образовании, государственности и социальности европейского общества. Средневековое образование – это религиозное и духовное образование. В связи с этим, педагогическая система средневековья была ориентирована на духовно-нравственное воспитание личности. Для эпохи Просвещения характерна претензия Разума на господство и регламентирование социальной жизни, и как результат этого, особый акцент в образовательной системе ставится на развитие интеллектуальных сил человека. Педагогическая система Нового времени была направлена на воспитание «человека знающего». Современное же общество ученые называют постиндустриальным (понятие, введенное в научную лексику американским социологом Д. Беллом), его культуру – постмодернистской. Трудно категорично определить ценностные доминанты современной культуры, но четко прослеживается ориентация на гуманистические и нравственные, духовные и религиозные, либеральные и эстетические. Этот плюрализм своеобразно отразился на современном образовании. Педагогическая система современности ориентируется на человека знающего и творческого, способного к постоянной самоактуализации и самореализации. Таким образом, политические, культурные и социально-экономические изменения социальной системы обуславливают изменения образовательной и педагогической системы.

Система образования воплощает в себе состояние, тенденции и перспективы развития общества, либо воспроизводя и укрепляя сложившиеся в нем социальные образцы мышления и поведения, либо совершенствуя их. Общество задает определенный заказ образовательной системе, который, по сути, становится целью образовательного процесса и ее системообразующим фактором. Образовательная система со своей стороны формулирует свое понимание этого заказа и самоопределяется по отношению к нему, беря на себя выполнение некой его части, что не сказывается на ее самостоятельности и автономности. Главная цель образовательной системы заключается в целенаправленной подготовке молодого поколения к самостоятельной жизни в условиях современной реальности.

Социальный заказ определяется образовательной системой путем выявления: требований всех социальных заказчиков, в качестве которых выступают государство, общество, учебные заведения, учителя, родители и сами учащиеся. Требования к образовательной системе государства как одного из заказчиков изложены в Конституции РФ, федеральных законах «Об образовании», «О высшем и послевузовском образовании», в документах «Федеральная программа развития образования» и «Национальная доктрина образования в Российской Федерации». Рассматривая содержание этих документов, можно отметить, что «стратегические цели образования тесно увязаны с проблемами развития российского общества, включая … создание основы для устойчивого социально – экономического и духовного развития России». Такой подход созвучен с идеями теоретического обоснования реформ в сфере образования в США в 60-х годах. Там, в основу реформаторских процессов была положена концепция «человеческого капитала», разработанная американскими экономистами, согласно которой образование рассматривалось как гарант не только экономической устойчивости, но и социальной стабильности. В контексте российских реформ образовательная система рассматривается как один из важных факторов формирования российского общества, ориентированного на гражданские и демократические ценности. Ведь в качестве одной из главных целей в нормативных документах определяется «воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью». В требованиях общества сегодня наблюдается переход от знаниево-ориентированного подхода в образовании личности к компетентностному. В современных условиях недостаточно быть человеком знающим, нужно стремиться к творческому использованию этого знания. Традиционных ЗУНов (знаний, умений, навыков) как цели и результата функционирования образовательной системы уже недостаточно. Большую значимость приобретает формирование таких социально-значимых компетенций как коммуникация, критическое мышление, ответственность, гражданственность, самостоятельность.

Итак, условием возникновения образовательных систем является цель образования, концентрированно выраженная в социальном заказе. Исходя из особенностей социального заказа, формируется содержание образования и вырабатываются адекватные духу времени формы и методы организации образовательного процесса. Стремительно меняющийся облик современного общества способствует развитию динамичности и открытости образовательных систем, а также поиску новых образовательных стратегий в условиях новой социальности. Таким образом, цель является системообразующим фактором для рождения и развития педагогической системы.

Образовательная система – это искусственная, динамическая, открытая и деятельностная система. Она является конкретной и централизованной системой. Как централизованная система образовательный процесс характеризуется наличием одного доминирующего компонента. В образовательной системе как одной из разновидностей социальной таким компонентом является коммуникативный. Изменения, возникающие в образовательной коммуникации, обуславливают изменения в самой педагогической системе. Педагогическая система имеет функциональные компоненты: целевой, коммуникативный, содержательный или деятельностный (организационно-управленческий) и аналитико-результативный.

Целевой компонент представляет собой совокупность целей и задач педагогической деятельности, подчиненных главной – формированию разносторонне развитой личности. Исходя из этого, В.П. Симонов определяет основные цели педагогического менеджмента:

1) эффективное и планомерное использование сил, средств и времени всех представителей школьного коллектива: учителей, технический персонал, учащихся;

2) определение соответствия деятельности менеджеров образовательного процесса учебно-воспитательных заведений конкретным целям и требованиям социально-экономического и духовного развития общества;

3) полнота, сопоставимость, непротиворечивость, взаимосвязанность, конкретность и реальность определенных целей и их соподчиненность главной цели – разностороннему формированию личности.

Правильная постановка целей управления способствует достижению цели без потерь.

Коммуникативный компонент является вторым системообразующим фактором. Он включает в себя коммуникативные акты, реализующиеся в рамках педагогического процесса. Это взаимодействия внутри ученического и учительского коллективов, а также педагогов и учащихся, директора образовательного учреждения и педагогов.

Содержательно-организационный компонент представлен содержанием педагогической деятельности, формами и способами ее организации, которые реализуются на основе определенных принципов.

Аналитико-результативный компонент педагогического процесса отражает его эффективность, протекание, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью.

Для педагогической системы характерна взаимообусловленная связь. Все структурно-функциональные компоненты и системообразующие факторы системы взаимосвязаны с компонентами педагогического менеджмента. Все это можно отразить в виде таблицы 1.1.

Таблица 1.1

Функциональные компоненты системы Целевой Коммуника-тивный Содержательно-организационный Аналитико-результативный
Структурные компоненты и системообразующие факторы Цель деятельности Субъект-объект деятельности или субъект-субъект Содержание и способы деятельности Результат деятельности
Компоненты менеджмента Принятие решений (планирование)   Организация выполнения принятых решений и планов Контроль (самоконтроль) за выполнением

Образовательный процесс как система имеет конкретные цели и задачи, функции и свойства, которые существенно отличаются от целей, задач, функций и свойств составляющих его объектов, отношений и атрибутов.

С точки зрения В.А. Сластенина виды педагогических систем различаются по своему назначению и имеют в зависимости от этого особенности организации и функционирования. Например, можно выделить подсистемы образовательной системы, функционирующие в рамках более конкретных целей и задач: дошкольное, общее школьное и профессиональное образование. В каждой подсистеме имеются свои основные единицы. Например, в системе дошкольного образования основной является педагогическая система «детский сад», в системе общего образования – «школа» и т.д.

Очень часто понятие образовательная или педагогическая система встречается с прилагательным «альтернативная» или «авторская». К ним относятся те образовательные учреждения, в которых реализуются нетрадиционные подходы к образованию личности. В основе педагогического процесса находится оригинальная авторская концепция и, как следствие, альтернативные - содержание, методы и средства обучения и воспитания.

Таким образом, под образовательной (педагогической) системой понимается совокупность взаимосвязанных структурных компонентов, направленных на достижение единой образовательной цели – формирование личности в целостном педагогическом процессе. При этом педагогическая система является более узким понятием, чем образовательная система, и ориентирована на непосредственную организацию взаимодействия педагогов с воспитанниками, на педагогический процесс. Компоненты образовательной системы в своей основе адекватны компонентам педагогического процесса, который тоже рассматривается как система.

Вопросы

1. Понятие и структура системы образования.

2. Государственно-общественный характер управления системами образования.

3. Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами.

2.1 Понятие и структура системы образования

Сегодня в каждом развитом государстве существует устоявшаяся и стабильно функционирующая система образования, направленная на удовлетворение запросов государства, общества и личности. Функционирование этой системы регулируется законодательными документами. Система образования представляет собой совокупность образовательных учреждений различного уровня, обеспечивающих непрерывное образование личности.

Согласно Федеральному Закону «Об образовании» 1996 года система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих:

- преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

- сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;

- органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Функционирование системы образования в Российской Федерации определяется следующими принципами:

1. Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

2. Единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системы образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства.

3. Общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников.

4. Светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

5. Свобода и плюрализм в образовании.

6. Демократический, государственно-общественный характер управления образованием, автономность образовательных учреждений.

Содержание российского образования определяется образовательными программами двух видов: общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные). Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоение профессиональных образовательных программ. К ним относятся программы дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования. Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации. К профессиональным относятся программы начального профессионального образования, среднего профессионального образования, высшего и послевузовского. Образовательный минимум содержания каждой программы устанавливается соответствующим государственным стандартом. Они реализуются через следующую сеть учебно-воспитательных заведений:

- дошкольные: ясли, детские сады, детские центры;

- общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования): школы, гимназии, лицеи;

- профессионального образования (начального, среднего, высшего): училища, колледжи, техникумы, университеты;

- специальные (коррекционные) для детей с отклонениями в развитии: школы для слабовидящих, глухих и т.д.;

- учреждения дополнительного образования: музыкальные, спортивные, художественные школы, дома творчества юных и т.д.;

- учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: детские дома, интернаты;

- другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Дошкольные образовательные учреждения создаются для воспитания детей от одного года до шести лет, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции недостатков развития (ст.18. ФЗ РФ «Об образовании»). Они открываются в помощь семье, так как первыми и главными педагогами ребенка являются его родители. Основными типами дошкольных образовательных учреждений являются детские ясли – сад, детский сад, прогимназия, детский развивающий центр. Семьям, где дети дошкольного возраста воспитываются на дому, должна оказываться методическая, диагностическая и консультативная помощь, организуемая органами местного самоуправления.

Функционирование дошкольных образовательных учреждений регулируется Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, принятом в 1995 году. Согласно этому документу в задачи образовательных учреждений входит охрана жизни и здоровья детей, их интеллектуальное и физическое развитие, приобщение к общечеловеческим ценностям и взаимодействие с семьей в интересах полноценного развития ребенка. В условиях современного открытого образовательного пространства дошкольные образовательные учреждения свободны в выборе определенного направления учебно-воспитательного процесса, образовательных программ и методик. Исходя из этого, в российской практике встречаются разные виды детских садов. Например, детский сад компенсирующего вида с приоритетным направлением коррекции отклонений в физическом и психическом развитии ребенка или детский сад развивающего вида с приоритетным направлением интеллектуального, художественного или физического развития ребенка. С появлением альтернативных технологий в российском педагогическом пространстве были открыты детские сады, работающие по программам М. Монтессори и Р. Штайнера.

Надо отметить, что фактически вся сеть существующих дошкольных образовательных учреждений была создана еще в советский период и предусматривала уход за ребенком, питание, медицинское обслуживание, воспитание и обучение. В настоящий период в связи с изношенностью материально-технической базы, недостаточным финансированием бюджетной сферы наблюдается сокращение числа детских садов и снижение количества предлагаемых услуг. Актуальными проблемами являются для государства – проблема сохранения сети дошкольных образовательных учреждений и проблема преемственности дошкольного и начального школьного образования.

Общеобразовательные учреждения представлены в основном государственными общеобразовательными школами. Средняя общеобразовательная школа имеет три ступени: I ступень – начальная школа (3-4 года обучения), II ступень – основная школа (5 лет), III ступень – средняя школа (2-3 года). Ступени школы соответствуют трем основным этапам развития ребенка: детство, отрочество, юность.

Начальная школа предназначена для гармоничного вхождения ребенка в учебную деятельность. В задачи педагогов начальной школы входит формирование мотивации ребенка к учебе, умения и желания учиться. В начальной школе учащиеся получают элементарное образование: обучаются счету, чтению, письму, овладевают элементами теоретического мышления, культурной речи и поведения. Учебные дисциплины в начальной школе имеют интегрированный характер, они направлены на формирование первоначальных представлений ребенка о природе, обществе, человеке и его труде. Кроме этого, для учащихся учебным планом предусматриваются занятия по музыкальному, трудовому, физическому и эстетическому воспитанию.

Основная школа направлена на формирование прочного фундамента общеобразовательной подготовки учащихся и их включению в общественную жизнь.

Наши рекомендации