Сложноподчинённое предложение.

Учим правила

Вводные слова.

Значения Примеры вводных слов
1. Степень достоверности сообщения:
большая степень уверенности безусловно, разумеется, без сомнения, несомненно, конечно, бесспорно, действительно, само собой
меньшая степень уверенности, предположение вероятно, кажется, может, может быть, быть может, наверно, наверное, возможно, пожалуй, должно быть, думаю, надо полагать, очевидно, по-видимому, видимо, видно, не правда ли, в самом деле, по всей вероятности
2. Различные чувства:
радость, удовольствие к счастью, к радости, к общей радости, на радость, к удовольствию, на счастье
сожаление, огорчение к (большому, великому) огорчению, к прискорбию, к сожалению, жаль, к несчастью, на беду, как на беду, как нарочно, к великой досаде, как назло, к стыду, по несчастью, нечего греха таить
удивление к удивлению, к изумлению, странное дело, удивительное дело
страх, опасение ужас, чего доброго, неровен час, к ужасу
  1. Источник сообщения:
сам говорящий С моей точки зрения, по-моему, думаю, вижу, помнится, известно, на мой взгляд, по моему мнению
другие люди по-вашему, говорят, по слухам, по преданию, слышно, по наблюдению…, по выражению…, по мнению…, по словам…, с точки зрения…, по утверждению…, по рассказам…, по сообщению…, по сведениям…
  1. Обращение к собеседнику:
привлечение внимания Позвольте, помилуйте, поймите, послушайте, согласитесь, понимаете, знаете, видите ли, видишь ли, вообразите, заметьте (себе), помните
выражение вежливости извините, простите, пожалуйста, будьте добры, спасибо, будьте любезны
  1. Оформление мысли:
связь мыслей, порядок перечисление:например, во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, далее; противопоставление: напротив, наоборот, однако, с одной стороны, с другой стороны; следствие, вывод:значит, итак, следовательно, в общем, таким образом, стало быть
способ оформления мыслей другими словами, иначе говоря, короче, короче говоря, к слову сказать, кстати, лучше сказать, между нами говоря, так сказать, одним словом, проще говоря, подчёркиваю, по существу

Сложноподчинённое предложение.

Виды придаточных предложений.

Вид Вопросы Союзы Союзные слова Указательные слова
Определи- тельные какой? чей? ________   какой, который, каков, чей, кто, что, где тот, такой, таков, все, каждый, всякий, любой
Изъясни- тельные вопросы косвенных падежей: Р.п. кого? чего? Д.п. кому? чему? В.п. кого? что? Т.п. кем? чем? П.п. о ком? о чём? что, чтобы, как, будто, как будто, словно кто, что, чей, как, отчего, зачем, почему, где, когда, куда, сколько то, тот
Обстоятель- ственные места где? куда? откуда? ________ где, куда, откуда там, туда, оттуда, везде, всюду
Обстоятель- ственные времени когда? как долго? с каких пор? до каких пор? на сколько времени? когда, пока, как только, лишь только, едва, в то время как, прежде чем где, куда, откуда тогда, до тех пор
Обстоятель- ственные сравнения как? насколько? как, будто, как будто, словно, точно, подобно тому как, чем – тем _______ так, настолько
Обстоятель- ственные образа действия и степени как? каким образом? в какой мере? до какой степени? что, чтобы, как, будто, как будто, словно, точно как, насколько так, такой, таким образом, настолько
Обстоятель- ственные цели зачем? с какой целью? для чего? чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, дабы   ________ для того, затем, с тем
Обстоятель- ственные условия при каком условии? если, когда, кабы, ежели, коли (коль), как скоро   _________ в том случае, тогда
Обстоятель- ственные причины почему? отчего? по какой причине? потому что, оттого что, так как, ибо, затем что, благодаря тому что, ввиду того что ________ потому, оттого, ввиду того, вследствие того
Обстоятель- ственные следствия что из этого следует? так что ________ _________
Обстоятель- ственные уступки несмотря на что? вопреки чему? хотя, несмотря на то что, пусть, пускай ________ _________


Суффиксы: -я-, -е-, -и-

А 16.ВзлелеЯла, развеЯлся, затеЯли, отчаЯлись, понадеЯвшись, растаЯть

ЕзатмЕвать одолЕвать краешЕк отраслЕвой тканЕвый глянцЕвый верхушЕчный обидЕться ноздрЕватый фасолЕвый выкипЕть повелЕвать щавелЕвый замшЕвый зачервивЕвший эмалЕвый вылетЕвший заночЕвать кварцЕвый претерпЕвать алюминиЕвый уничтожЕнный бушЕвала продлЕвать корчЕвать преодолЕвать игрушЕчный молодцЕватый крошЕчный запечатлЕвать выгорЕв танцЕвать ненавидЕл каракулЕвый семЕна глянЕц крошЕчный затмЕвать багрянЕц тюлЕвый     И соломИнка подчёркИвать усидчИвый толщИна подрагИвать успокаИваться склеИвающий оклеИвать простаИвать приветлИвый благоустраИвать милостИвый выдёргИвая утаИвать назойлИвый прицелИвающийся засушлИвый разборчИвый успокаИвать обеспечИвать уступчИвый изменчИвый повизгИвая привередлИвый ускорИвшийся сбивчИвый наращИвать находчИвый обнаружИвать обманчИвый распилИвать задумчИвый допрашИвать устойчИвый рознИчный устанавлИвать предприимчИвый зависИмый выпячИвать доходчИвый изнашИвать пуговИчный прохажИваться неразборчИвый догадлИвый навесИть насмешлИвый зарумянИвшийся каракатИца проветрИвающий перестраИвать склеИвший книжИца доверчИвый  


Нормы управления.

Важное значение для построения предложений имеет правильный выбор падежной формы существительного, местоимения, а также правильный выбор предлога в словосочетаниях. Наиболее типичны следующие ошибки:

1.Предложное сочетание используется вместо беспредложной конструкции.

Например: разъяснение о смысле указа вместо разъяснение смысла указа.

2.Беспредложная конструкция употребляется вместо предложного сочетания.

Например: потребность знаний вместо потребность в знаниях.

3.В предложной конструкции используется неверный предлог.

Например: указал о том вместо указал на то.

ЗАПОМНИТЕ:

В – ИЗ, НА – С.

Например: поехал в Москву — приехал из Москвы; отправился на Кавказ — вернулся с Кавказа.

5. Неправильно используются конструкции со словами, близкими по значению, или однокоренными словами, требующими различного управления (разных падежей). Например: беспокоиться о ком-нибудь, но тревожиться за кого-нибудь.

Идентичный чему

Сходный с чем

Надеть что на что

Одеть кого во что

Обращать внимание на что

Уделять внимание чему

Отзыв о чем

Рецензия на что

Превосходство над чем

Преимущество перед чем

Предостеречь от чего

Предупредить о чем

Препятствовать чему

Тормозить что

Уверенность в чем

Вера во что

Уплатить за что

Оплатить что

Правописание частиц.

Раздельно Через дефис
1. Частицы будто, бы (б), же (ж), ли (ль). Прочитал бы, если бы, здесь же, какой же, однако ж, навряд ли, едва ль.     2. Частицы ведь, вон, вот, даже, мол. Так ведь, вон там, вот так, даже он. 1. Частицы де, ка, с, тка, тко; приставки: кое (кой); суффиксы: то, либо, нибудь. Она-де, нате-ка, кое-кто, кой-что, кто-либо, чей-нибудь, откуда-нибудь, да-с, ну-тка, где-то, что-то. Если между приставкой кое (кой) и местоимением есть предлог, то всё сочетание пишется в три слова: кое от кого, кое на чём, кой у кого, кое с чьим, кое к кому. 2. Частица такипосле глаголов, наречий, частиц: Отговорил-таки, опять-таки, всё-таки, довольно-таки, неужели-таки, вот-таки. Но: Дети таки пришли вовремя. Вы таки выздоровели.

Частицы.

  1. Формообразующие:

частицы, которые служат для образования наклонений глагола: условного – бы (б) и повелительного – да, давай, давайте, пусть, пускай.Частица бы (б) может стоять перед глаголом, к которому относится, после него и даже отделяться от него другими словами.

  1. Отрицательные:

к ним относятся частицы не и ни.Частица НЕпридаёт отрицательное значение всему предложению или его отдельным членам: Не бывать этому. За лесом не большой, а маленький овраг.

Предложение получает положительный смысл, если в нём две частицы НЕ, одна из которых стоит перед глаголом мочь, а вторая – перед неопределённой формой глагола: Я не мог не поехать.

Частица НИ служит:

1) для выражения отрицания в предложениях без подлежащего (в этом случае частица НИ употребляется при существительном в родительном падеже), например: Кругом ни деревца. Ни шагу назад!

2) для усиления отрицания, которое выражено частицей НЕ или словом НЕТ, например: Не слышно ни звука. Нет ни кустика.

3) Для выражения утверждения после слов кто, что, как, куда и т.п., например: Кто ни взглянет на Машино рукоделие, всякий залюбуется. Куда ни поеду, всюду встречаю друзей.

  1. Модальные:

Вносят различные смысловые оттенки в предложение, а также выражают чувства и отношение говорящего к тому, о чём говорится в предложении. Модальные частицы выражают:

вопрос:ли, разве, неужели;

восклицание:что за, как;

указание:вот (а вот), вон (а вон);

уточнение:именно, как раз;

сомнение:вряд ли, едва ли;

выделение, ограничение:только, лишь, исключительно, почти;

усиление: даже, даже и, ни, и, же, ведь, уж, всё, всё-таки, - то;

смягчение требования: - ка.

Придаточные изъяснительные в СПП:

прикрепляются к поясняемому слову тремя способами:

1) При помощи союзов что, как, будто, чтобы. Например: Я сказал мальчикам, что заблудился.

2) При помощи союзных слов. Например: Дети чувствуют, кто их любит.

3) При помощи частицы ЛИ, употреблённой в значении союза. Например: Я не знаю, буду ЛИ дома вечером.

Проверяемые ударением

словарные слова

надо запомнить

безударные гласные

в корне проверяем

ударением

а//о, е//и

лаг-лож, раст-ращ-рос,

кос-кас, гор-гар, зор-зар,

клон-клан, твар-твор,

пазд-позд, ровн-равн,

мак-мок, скак-скоч,

бер-бир, дер-дир, тер-тир,

стел-стил, пер-пир, мер-мир,

жег-жиг, блест-блист, чет-чит

Слова-исключения: полог, росток, отрасль, чета, сочетать, сочетание, подровняться (в шеренгах), поравняться (с кем-нибудь), равнина, поровну.

Члены предложения

Название, обозначение Вопросы Какими частями речи выражаются
Подлежащее Кто? Что? Имя существительное, местоимение, числительное, прилагательное, причастие в значении существительного, глагол в неопределённой форме (инфинитив), синтаксически неделимое словосочетание.
Простое глагольное сказуемое Что делает (делал) предмет? Что с ним делается, происходит?   Глагол любого наклонения
Составное глагольное сказуемое Что делает (делал) предмет? Что с ним делается, происходит? Вспомогательные глаголы (начать, перестать, прекратить, кончить, продолжать), глаголы или краткие прилагательные (мочь, смочь, хотеть, желать, рад, готов, должен, обязан, намерен) + неопределённая форма глагола
Составное именное сказуемое Каков предмет? Что он такое? Кто он такой? Глаголы – связки: быть, нулевая связка, делаться, становиться, являться, считаться, представляться, казаться, называться; прийти, приехать, вернуться и др., сидеть, стоять и др.
Дополнение: прямое; косвенное Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чём? Имя существительное, местоимение и другие части речи в роли существительного в косвенном падеже, глагол в неопределённой форме, синтаксически неделимое словосочетание
Определение: согласованное, несогласованное Какой? Чей? Имя существительное, прилагательное, причастие, местоимение, наречие, глагол в неопределённой форме, синтаксически неделимое словосочетание
Обстоятельство: места, времени, образа действия, степени, цели, причины Где? Когда? Откуда? Почему? Зачем? Как? Наречие, существительное с предлогом или без предлога, деепричастие или деепричастный оборот, глагол в неопределённой форме

Перечень правил для подготовки к ЕГЭ.

А1. Орфоэпия.

А2, А11, А30.

Лексика. Антонимы. Синонимы. Контекстные антонимы и синонимы.

А3, А5.

Чередующиеся гласные в корне слова: лаг-лож, раст-ращ-рос, кос-кас, гор-гар, зор-зар, клон-клан, твар-твор, пазд-позд, ровн-равн, мак-мок, скак-скоч, бер-бир, дер-дир, тер-тир, стел-стил, пер-пир, мер-мир, жег-жиг, блест-блист, чет-чит. Слова-исключения: полог, росток, отрасль, чета, сочетать, сочетание, подровняться (в шеренгах), поравняться (с кем-нибудь), равнина, поровну.

А14. Орфография: приставки ПРЕ и ПРИ, гласные и согласные в приставках, разделительные Ъ и Ь знаки, приставки на З и С, правописание И-Ы после приставки на согласный.

А15. Правописание Е-И в окончаниях глаголов и суффиксов причастий.

А16. Правописание Е, И, Я в суффиксах слов.

А17. НЕ с различными частями речи.

А18. Слитное и раздельное написание предлогов, союзов, частиц.

А19. Союз И при однородных членах предложения и в сложносочинённом предложении.

А20. Запятые при причастном и деепричастном оборотах.

А21. Запятые при вводных словах.

А22. Запятые при однородных членах предложения.

А23. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении, в простом с обобщающим словом при однородных членах предложения.

А24. Запятая в сложноподчинённом предложении с союзным словом КОТОРЫЙ.

А25. Сложная синтаксическая конструкция.

А26. Умение образовывать причастный оборот.

А27, А28. Умение находить главную информацию текста.

А29. Типы и стили речи.

В1. Способы словообразования.

В2. Самостоятельные и служебные части речи: краткое причастие, действительные и страдательные причастия, непроизводные и производные предлоги, частицы, сочинительные и подчинительные союзы, прилагательное в форме сравнительной степени, прилагательное в форме простой превосходной степени, наречия, наречие в сравнительной и превосходной степени, числительные, краткие прилагательные, местоимения.

В3. Виды подчинительной связи в словосочетаниях: согласование, управление, примыкание.

В4. Односоставные предложения: определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные. Предложения, в которых подлежащее и сказуемое выражены одной частью речи.

В5. Обособленные и необособленные члены предложения: обособленное распространённое определение, обособленное распространённое согласованное определение, необособленное распространённое определение, необособленное согласованное распространённое определение, обособленное обстоятельство, обособленные однородные обстоятельства, обособленное уточняющее обстоятельство, обособленное приложение, вводные слова, обособленное дополнение.

В6. Типы придаточных в сложноподчинённых предложениях: определительные, местоимённо-определительные, изъяснительные, обстоятельственные: образа действия и степени, места, времени, условия, уступки, причины, цели, сравнения, следствия.

Подчинение придаточных:однородное, последовательное, параллельное однородное (придаточные отвечают на один и тот же вопрос, который ставится от одного члена предложения), параллельное неоднородное (придаточные отвечают на разные вопросы, которые ставятся от разных членов предложения).

Учим правила

Вводные слова.

Значения Примеры вводных слов
1. Степень достоверности сообщения:
большая степень уверенности безусловно, разумеется, без сомнения, несомненно, конечно, бесспорно, действительно, само собой
меньшая степень уверенности, предположение вероятно, кажется, может, может быть, быть может, наверно, наверное, возможно, пожалуй, должно быть, думаю, надо полагать, очевидно, по-видимому, видимо, видно, не правда ли, в самом деле, по всей вероятности
2. Различные чувства:
радость, удовольствие к счастью, к радости, к общей радости, на радость, к удовольствию, на счастье
сожаление, огорчение к (большому, великому) огорчению, к прискорбию, к сожалению, жаль, к несчастью, на беду, как на беду, как нарочно, к великой досаде, как назло, к стыду, по несчастью, нечего греха таить
удивление к удивлению, к изумлению, странное дело, удивительное дело
страх, опасение ужас, чего доброго, неровен час, к ужасу
  1. Источник сообщения:
сам говорящий С моей точки зрения, по-моему, думаю, вижу, помнится, известно, на мой взгляд, по моему мнению
другие люди по-вашему, говорят, по слухам, по преданию, слышно, по наблюдению…, по выражению…, по мнению…, по словам…, с точки зрения…, по утверждению…, по рассказам…, по сообщению…, по сведениям…
  1. Обращение к собеседнику:
привлечение внимания Позвольте, помилуйте, поймите, послушайте, согласитесь, понимаете, знаете, видите ли, видишь ли, вообразите, заметьте (себе), помните
выражение вежливости извините, простите, пожалуйста, будьте добры, спасибо, будьте любезны
  1. Оформление мысли:
связь мыслей, порядок перечисление:например, во-первых, во-вторых, в-третьих, наконец, далее; противопоставление: напротив, наоборот, однако, с одной стороны, с другой стороны; следствие, вывод:значит, итак, следовательно, в общем, таким образом, стало быть
способ оформления мыслей другими словами, иначе говоря, короче, короче говоря, к слову сказать, кстати, лучше сказать, между нами говоря, так сказать, одним словом, проще говоря, подчёркиваю, по существу

Сложноподчинённое предложение.

Наши рекомендации