Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме в ДОУ.

Практическое решение проблемы предупреждения и преодоления дезадаптации, проявляющейся в слабом усвоении программы дошколь­ного учреждения и отклоняющемся поведении, требует создания норма­тивной базы и четкой регламентации совместной деятельности педагогов и служб сопровождения воспитательно-образовательного процесса ДОУ. Центральное место в этой работе занимает педагогический консилиум.

Педагогический консилиум - это совещание лиц, участвующих в воспитательно-образовательном процессе, для постановки педагогиче­ского диагноза, выработки коллективного решения о мерах педагогического воздействия на ребенка. Педагогический консилиум – систематически действующее совещание участников воспитательно-образовательного процесса, наделенное правом рекомендовать и контролировать.

Задачи консилиума.

1. Выявление характера и причин слабого усвоения программного материала.

2. Выявление характера и причин отклоняющегося поведения.

3. Разработка программы педагогических мер в целях коррекции откло­няющегося развития.

4. Координация деятельности педагогов и служб сопровождения педагогического процесса в реализации коррекционных программ.

5. Консультации в решении сложных или конфликтных ситуаций.

Основополагающим принципом работы педагогического консилиума является общепедагогический принцип уважения к личности и опоры на положительное. Собеседование ведется диагностически симметрично, т.е. нацелено на распознавание в равноодинаковой степени, как недостатков развития, так и положительного потенциала воспитанников.

Принцип максимальной педагогизации диагностики определяет приоритет педагогических задач консилиума и предполагает, что смысл консилиума - в интеграции психологического и педагогического знания. Каждая выявленная особенность развития должна быть последовательно осмыслена с точки зрения тенденций ее ближайшего развития и трансформирована в конкретную воспитательную меру.

Принцип закрытости информации предполагает строгое соблюде­ние этических принципов участниками совещания. Психолого-педагогическая диагностика должна осуществляться в игровой форме, с учетом особенностей возраста, должна быть интересной и доступной ребенку. Постановка диагноза не должна наносить морального ущерба личности. Конкретизация и обнажение противоречий и трудностей развития не должно привести к снижению самооценки ребенка, углубить трения и разрушить взаимоотношения со сверстниками и родителями. Безукоризненно должна соблюдаться тайна психолого-педагогического диагноза. Информация о психической патологии, неблагоприятном ста­тусе в коллективе и пр. не подлежит публичному разглашению и обсуж­дению, особенно в коллективе сверстников.

Функции консилиума

Диагностическая функция консилиума включает:

• распознавание причин слабого усвоения программного материала, выявление разделов программы, наиболее трудных конкретному воспитаннику;

• распознавание причин и характера отклонений в поведении;

• изучение социальной ситуации развития, положения в коллективе;

• определение потенциальных возможностей и способностей воспитанника.

Реабилитирующая функция консилиума:

• защита интересов ребенка, попавшего в неблагоприятные воспитательно-образовательные или семейные условия;

• выбор наиболее оптимальных форм обучения, коррекционного воздействия;

• выработка рекомендаций по медицинской реабилитации воспитанников;

· семейная реабилитация, смысл которой состоит в повышении статуса ребенка в глазах родителей, повышении его ценности как члена семьи. Здесь же вырабатываются рекомендации для эффективных занятий с ребенком, развития его потенциальных возможностей методами семейного воспитания, запрещаются или предупреждаются родительские репрессии;

• педагогическая реабилитация направлена на разрушение отрицательного стереотипа воспитанника, сложившегося у воспитателей, выявление и выработка мер по развитию его потенциальных возможностей.

Воспитательная функция консилиума:

• разработка стратегии педагогического воздействия на воспитанников "группы риска";

• интеграция воспитательных воздействий педколлектива, родителей и др. на воспитанника ДОУ; обеспечение преемственности педагогических воздействий.

Состав консилиума.

Для эффективной и компетентной работы состав консилиума должен быть достаточно гибок. Он включает в себя постоянных и временных членов. Постоянные члены присутствуют на каждом заседании, участвуют в его подготовке, последующем контроле за выполнением рекомендаций.

Постоянные члены.

Руководитель (председатель) консилиума - методист (заведующий) ДОУ:

• организует работу педагогического консилиума;

• обеспечивает систематичность заседаний;

• формирует состав членов для очередного заседания;

• формирует состав воспитанников, обсуждаемых на заседании;

• координирует связи консилиума с другими звеньями воспитательно-образовательного процесса;

• организует контроль за выполнением рекомендаций консилиума.

Психолог ДОУ:

• организует сбор диагностических данных на подготовительном этапе;

• обобщает, систематизирует полученные диагностические данные;

• формулирует диагностические выводы, диагностические гипотезы;

• формулирует предварительные рекомендации;

• проводит диагностические собеседования с воспитанниками и их родителями.

Логопед ДОУ:

• организует сбор диагностических данных о речевом недоразвитии на
подготовительном этапе;

• обобщает, систематизирует полученные диагностические данные;

• формулирует диагностические выводы, диагностические гипотезы;

• формулирует предварительные рекомендации;

· проводит диагностические собеседования с воспитанниками и их родителями.

Медсестра ДОУ:

· информирует о состоянии здоровья ребенка;

· дает рекомендации по режиму жизнедеятельности ребенка;

· обеспечивает направление на консультацию к медицинскому специалисту (по рекомендации консилиума или по мере необходимости)

Воспитатели ДОУ:

• отслеживают успешность усвоения программы данным ребенком;

• анализируют характер "продвижения", обучаемость ребенка;

• анализируют проблемы обучения ребенка;

• формулируют педагогические гипотезы;

• формулируют педагогические выводы, рекомендации.

Музыкальный руководитель:

• организует сбор диагностических данных на подготовительном этапе;

• обобщает, систематизирует полученные диагностические данные;

• формулирует диагностические выводы, диагностические гипотезы;

• формулирует предварительные рекомендации;

• проводит диагностические собеседования с воспитанниками и их роди­телями.

Инструктор по физической культуре:

• организует сбор диагностических данных на подготовительном этапе;

• обобщает, систематизирует полученные диагностические данные;

• формулирует диагностические выводы, диагностические гипотезы;

• формулирует предварительные рекомендации;

• проводит диагностические собеседования с воспитанниками и их роди­телями.

Временные члены.

Приглашаются на заседание ПМПк (по мере необходимости) для повышения эффективности работы и успешности в постановке диагноза и выработке коллективных рекомендаций.

Специалист-консультант:

• уточняет, конкретизирует диагноз, рекомендации;

• выступает в качестве эксперта.

Инспектор отдела опеки над несовершеннолетними:

• дает характеристику неблагополучным семьям, стоящим на учете;

• консультирует конфликтные случаи;

• выступает в качестве эксперта в конфликтных ситуациях.

Организация работы консилиума.

Заседания консилиума подразделяются на плановые и внеплановые проводятся под руководством председателя.

Периодичность проведения - по мере необходимости, но не менее трех обсуждений каждого ребенка в период учебного года. Наиболее целесообразно проводить заседания, посвященные воспитанникам одной группы ДОУ. Совещание может быть так же созвано в экстренном порядке.

Организация заседаний проводится в два этапа.

На первом, подготовительном, этапе осуществляется сбор, обобщение диагностических данных, формулируются предварительные выводы и рекомендации. Диагностика проводится каждым специалистом ПМПк с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на ребенка.

На втором, основном этапе, проводится обсуждение по итогам диагностики, вырабатывается коллегиальное заключение, обсуждаются и утверждаются приемы и методы коллективного воздействия на данных воспитанников дошкольного учреждения.

Наши рекомендации