Организация деятельности психолого-медико-педагогического
Администрация г.Челябинска
Управление образования Советского района г.Челябинска
Национальный проект - стратегический переход к современной модели образования Организация деятельности психолого-медико-педагогического консилиума в условиях ДОУ г. Челябинск | Сборник нормативно-правовых, организационно-распорядительных документов и методических рекомендаций |
Авторы - составители: О.А.Матвеева, руководитель отдела психолого-медико-педагогического сопровождения Службы СП и МПС
О.В Аляшева, педагог-психолог отдела психолого-медико-педагогического сопровождения Службы СП и МПС
Е.М. Сидельцева, учитель-дефектолог отдела психолого-медико-педагогического сопровождения Службы СП и МПС
О.В.Бикмурзина, учитель-логопед отдела психолого- медико-педагогического сопровождения Службы СП и МПС
Организация деятельности психолого-медико-педагогического
консилиума в условиях ДОУ. Сборник нормативно-правовых, организационно-распорядительных документов и методических рекомендаций/под редакцией В.В. Усынина. – Челябинск, 2008. – 40 с.
В настоящем сборнике представлены методические материалы о содержании, организации и направлениях деятельности психолого-медико-педагогического консилиума в условиях ДОУ.
Сборник содержит нормативно-правовые, организационно-распорядительные документы и методические разработки, регламентирующие работу психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ.
Материал предназначен для руководителей, для методистов, старших воспитателей, педагогов, узких специалистов образовательных учреждений.
СОДЕРЖАНИЕ
I. Консилиум в дошкольном образовательном учреждении…………………………..…4
II. Нормативно – правовые документы……………………………………………………..5
2.1. Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии
в дошкольных образовательных учреждениях……………………………………………………...6
2.2. О специфике деятельности специальных (коррекционных)
образовательных учреждений I-VIII видов (извлечения)………………………………10
2.3. Об организации в дошкольных образовательных учреждениях
групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии.............13
2.4. О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк)
образовательного учреждения (извлечения) Письмо МО РФ………………………….15
2.5. Государственные социальные стандарты (нормативы) в области
коррекционного образования (извлечения) …………………………………………16
2.6. Постановление Губернатора Челябинской области от 27.09.2007 № 309
«О воспитании и обучении детей – инвалидов»………………………………………...17
2.7. Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме
в ДОУ Советского района г. Челябинска………………………………………………..19
III. Организация работы ПМП-консилиума в условиях ДОУ………………………….22
3.1. Положение о ПМП-консилиуме ДОУ……………………………………………………22
3.2. Проект договора «О взаимодействии районного отдела ПМПС с ОУ №___»………...22
3.3. Проект приказа «О создании ПМП(к) в ДОУ»…………………………………………..23
3.4. Проект приказа «О деятельности ПМП(к) в ДОУ»……………………………………..24
3.5. Примерный план работы
психолого-медико-педагогического консилиума МДОУ № _____...............................25
3.6. Примерная циклограмма работы психолого-медико-педагогического
консилиума МДОУ д\с №______.......................................................................................25
3.7. Алгоритм ведения заседания ПМПк……………………………………………………..26
3.8. Рекомендации по составлению решений ПМПк………………………………………...26
3.9. . О порядке взаимодействия специалистов ДОУ № ______ с родителями
(законными представителями) воспитанника ДОУ №___...............................................26
3.10. Представления специалистов на консилиум…………………………………………....27
3.10.1. Общие сведения………………………………………………………………………...27
3.10.2. Медицинский статус……………………………………………………………………27
3.10.3. Социологический статус……………………………………………………………….28
3.10.4. Психологический статус……………………………………………………………….28
3.10.5. Логопедический статус………………………………………………………………...29
IV.Приложение………………………………………………………………………………..30
4.1. Журнал записи детей на ПМПк…………………………………………………………..30
4.2. Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов
и коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк ……………………………….30
4.3. Форма протокола заседания психолого-медико-педагогического консилиума
ДОУ №……………………………………………………………………………………..30
4.4. Индивидуальная коррекционно-развивающая программа……………………………..32
4.5. Мониторинг уровня речевого развития ………………………………………………...36
4.6. Педагогический мониторинг ……………………………………………………………..37
4.7. Психологическое обследование…………………………………………………………..38
4.8. Индивидуальная коррекционно-образовательная программа…………………………..39
4.9. Лист динамического наблюдения (200__- 200__ уч. год)……………………………...40
I. Консилиум в дошкольном образовательном учреждении
Современная ситуация в системе образования, в которой происходят изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, на его гуманизацию и индивидуализацию в подходах к решению проблем воспитания, обучения и адаптации детей с особенностями в развитии, побуждает к созданию новых технологий психолого-медико-педагогического сопровождения дошкольников.
В связи с этим год от года возрастает значимость психолого-медико-педагогического сопровождения, оказывающего комплексную системную помощь детям с особенностями в развитии в условиях дошкольного образовательного учреждения. Одной из таких моделей службы сопровождения воспитанников стал психолого-медико-педагогический консилиум.
Консилиум – это объединение специалистов разного профиля, осуществляющих процессы развития, обучения и адаптации детей с особенностями развития по разным направлениям.
В основе индивидуального психолого-медико-педагогического сопровождения детей с особенностями развития в условиях общеобразовательного класса лежат основные принципы общей и специальной педагогики:
· принцип научности;
· принцип связи теории и практики;
· принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему;
· принцип индивидуального подхода в обучении и воспитании;
· принцип систематичности и последовательности;
· принцип развития, комплексности, доступности в обучении и воспитании;
· принцип наглядности;
· принцип сотрудничества.
Л.М.Шипицина выделяет следующие принципы сопровождения детей, на которых основывается деятельность специалистов консилиума:
1. Непрерывность сопровождения. Ребенок с отклонениями в развитии испытывает потребность в получении помощи специалистов до тех пор, пока проблемы его обучения, развития и адаптации не будут решены или будет выбран очевидный подход к их решению.
2. Комплексность сопровождения. Принцип требует согласованной работы всей команды специалистов сопровождения, разделяющей общие взгляды, понимающей сущность проблем в развитии ребенка, владеющей методологическими основами проведения диагностической и коррекционной работы.
3. Принцип индивидуального сопровождения реализуется в определении той категории детей, которые больше всех нуждаются в помощи специалистов, в подборе специальных методик и приемов оказания специальной помощи.
4. Принцип системного сопровождения прослеживается в разработке индивидуальных коррекционно-образовательных программ для каждого ребенка с особенностями в развитии, поступившего в образовательное учреждение. Разработанные программы направлены на преодоление трудностей ребенка, связанных с его обучением, развитием и воспитанием.
ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА
1.1. Стороны договорились о сотрудничестве в целях своевременного выявления
детей с различными отклонениями в развитии и создания условий для успешного обучения и адаптации детей с учетом индивидуальных особенностей.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН
2.1. Во исполнение данного договора отдел ПМПС обязуется:
· проводить диагностику детей с целью выявления отклонений в физическом и психическом развитии4
· оказывать методическую и консультативную помощь:
- администрации образовательного учреждения в организации деятельности специалистов служб сопровождения по созданию условий адекватного обучения и воспитания детей с особенностями в развитии,
- узким специалистам в нормативно-правовом обеспечении, в документации по организации деятельности, программно-методическом обеспечении, создания условий адекватного обучения детей с особенностями в развитии,
- родителям по результатам комплексной диагностики, об особенностях психического и физического состояния и возможностях развития детей с отклонениями в развитии;
· осуществлять динамический контроль за эффективностью реализации рекомендаций по отношению к детям, прошедшим обследование на ПМПК, при необходимости вносить коррективы,
· осуществлять контрольно-инспекционную деятельность узких специалистов и ОУ в целом по созданию условий обучения и воспитания детей с особенностями в развитии,
· оказывать помощь в участии в городских и районных смотрах-конкурсах, в написании индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ, в подготовке научно-практических конференций.
2.2. Образовательное учреждение обязуется:
· содействовать выявлению детей с проблемами в развитии
· создать условия для обучения, воспитания детей со специальными образовательными потребностями;
· информировать родителей (законных представителей), либо о возможности прохождения диагностики в ПМПК и исполнения данных рекомендаций по созданию для своего ребенка коррекционно-компенсирующих условий дальнейшего обучения и воспитания в ОУ.
·
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН
3.1. Отдел ПМПС несет ответственность за качественную и полную диагностику.
3.2. Образовательное учреждение несет ответственность за:
· своевременное направление детей на ПМПК;
· создание условий обучения детей с отклонениями в развитии.
·
СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА
4.1. Настоящий договор вступает в силу со дня его подписания и действует до 200___ г.
4.2.Любые соглашения сторон по изменению либо дополнению условий настоящего договора имеют силу в том случае, если они оформлены в письменном виде подписаны сторонами договора и скреплены печатями сторон.
4.3. Договор составлен в двух экземплярах по одному для каждой из сторон, имеющих равную юридическую силу.
ПРИКАЗ
О создании психолого-медико-
педагогического консилиума
в МДОУ д\с № ___
В связи с необходимостью осуществления своевременной диагностики, создания адекватных условий для комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей, имеющих проблемы в развитии и эффективной работы по индивидуализации образовательного процесса
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Создать псхиолого-медико-педагогический консилиум на 200 - 200 учебный год в следующем составе:
председатель: заведующий МДОУ (Ф.И.О.)
члены консилиума:
- учитель-логопед (Ф.И.О.)
- учитель-дефектолог (Ф.И.О.)
- педагог-психолог (Ф.И.О.)
- воспитатель (Ф.И.О.)
- медицинский работник (Ф.И.О.)
- врач-психиатр (Ф.И.О.)
2. Утвердить функциональные обязанности членов психолого-медико-педагогического консилиума (приложение 1)
3. Осуществлять ведение документов, регламентирующих деятельность психолого-медико-педагогического консилиума, согласно положения (приложение 2)
4. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.
Заведующий МДОУ д/с № ____________________(Ф.И.О.)
ПРИКАЗ
О деятельности психолого-медико-
педагогического консилиума в МДОУ д\с № ___
В связи с необходимостью осуществления своевременной диагностики, создания адекватных условий для комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей, имеющих проблемы в развитии и эффективной работы по индивидуализации образовательного процесса
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить псхиолого-медико-педагогический консилиум на 200 - 200 учебный год в следующем составе:
председатель: заведующий МДОУ д\с № (Ф.И.О.)
члены консилиума:
- учитель-логопед (Ф.И.О.)
- учитель-дефектолог (Ф.И.О.)
- педагог-психолог (Ф.И.О.)
- воспитатель (Ф.И.О.)
- медицинский работник (Ф.И.О.)
- врач-психиатр (Ф.И.О.)
2. Утвердить план работы психолого-медико-педагогического консилиума МДОУ д/с № на 200 - 200 учебный год (приложение 1)
3. Обновить функциональные обязанности членов психолого-медико-педагогического консилиума (приложение 2)
4. Осуществлять ведение документов, регламентирующих деятельность психолого-медико-педагогического консилиума, согласно положения (приложение 3)
5. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.
Заведующий МДОУ д\с № ____________________(Ф.И.О.)
3.5. Примерный план работы психолого-медико-педагогического консилиума МДОУ № _____ на 200___-200___ уч. год.
Утверждаю:
Заведующий МДОУ №___
№ п/п | Вид консилиума | Цель консилиума | Сроки проведения |
1. | Первичный | Моделирование программы, сопровождающей деятельности | Сентябрь |
2. | Плановый | Выработка системы согласованных решений в выборе и определении направлений, форм и методов психолого-педагогической коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими низкие показатели готовности к школьному обучению | Октябрь |
3. | Контрольно-корректировочный | Анализ промежуточных результатов сопровождающей деятельности с целью коррекции программы сопровождения. Контроль за исполнением индивидуальной коррекционно-развивающей программы | Январь |
Срочный | Контроль за исполнением индивидуальной коррекционно-развивающей программы, внесение изменений в программу сопровождающей деятельности | По запросу специалистов | |
Итоговый | Анализ результатов сопровождающей деятельности. | Май |
3.6. Примерная циклограмма работы психолого-медико-педагогического консилиума МДОУ д/с №______
Задачи ПМПк:(задачи ПМПк формулируются ОУ)
№ п\п | Содержание | Сроки | Ответственный | Выход |
1. | · Внесение изменений в Положение о ПМПк (по необходимости) · Приказ о деятельности ПМПк | Сентябрь | Заведующий ДОУ | Положение, Приказ о деятельности ПМПк |
2. | Диагностика детей, имеющих проблемы в обучении | Сентябрь | Педагоги, специалисты ДОУ | Аналитические справки |
3. | Составление плана работы ПМПк на учебный год | Сентябрь | Методист ДОУ | План работы ПМПк |
4. | Заседание ПМПк в соответствии с годовым планом | В соответствии с годовым планом | Методист ДОУ | Протоколы ПМПк |
5. | Совершенствование научно-методического обеспечения деятельности ПМПк | В течение года | Методист ДОУ | Методические рекомендации специалистов |
6. | Определение направлений коррекционной работы на летний период | В течение года | Методист ДОУ | Планы работы специалистов и педагогов. |
Рекомендации по составлению решений ПМПк
Принимая решения ПМПк, специалистам следует ответить на вопросы:
1. Какая психологическая помощь и конкретно кому (какому ребенку) должна быть оказана?
2. Какие компоненты профессиональной квалификации педагогов следует развивать? Взять под контроль?
3. Какие знания о возрастных особенностях детей нужно иметь педагогам?
4. Требует ли уточнения содержание парциальных программ?
5. Требуется ли изменение в методико-дидактическом обеспечении?
6. Являются ли данные результатов диагностики следствием особенностей развития ребенка или качеством работы педагогов?
7. Соответствуют ли результаты диагностики специалистов данным диагностики педагогов?
8. Требуется ли отслеживать решения по направлению работы специалиста ПМПк в действиях и планах воспитательно-образовательной работы педагогов?
9. Требуется ли изменение, уточнение приемов в педагогической диагностике?
3.9. О порядке взаимодействия специалистов ДОУ № ______ с родителями
(законными представителями) воспитанника ДОУ №___.
Договормежду Муниципальным образовательным учреждением №____ (в лице руководителя образовательного учреждения) и родителями (законными представителями) воспитанника дошкольного образовательного учреждения о его психолого–медико–педагогическом обследовании и сопровождении на протяжении всего времени пребывания в ДОУ.
Руководитель МДОУ д\с № _____ Заведующий__________________________ (Ф.И.О.) Подпись________________________ | Родители (законные представители) воспитанника: ________________________________ ________________________________ (указать Ф.И.О. ребенка) ________________________________ ________________________________ ________________________________ ________________________________ (указать Ф.И.О. родителей (законных представителей в соответствии с паспортными данными) Подпись________________________ |
Информирует родителей (законных представителей) воспитанника об условиях его психолого-медико-педагогического обследования и сопровождения специалистами ДОУ. | Выражают согласие (в случае несогласия договор не подписывается) на психолого-медико-педагогическое обследование и сопровождение учащегося в соответствии с показаниями, в рамках профессиональной компетенции и этики специалистов МДОУ д\с № _____, обязуются оказывать содействие. |
Общие сведения.
1. Фамилия, имя, отчество.
2. Дата рождения.
3. Место рождения.
4. Домашний адрес, телефон.
Медицинский статус.
1. Наследственная отягощенность (указываются конкретные сведения).
2. Акушерский анамнез (указываются конкретные сведения).
3. Течение беременности (указываются конкретные сведения).
4. Особенности родов (указываются конкретные сведения).
5. Раннее развитие (указываются конкретные сведения).
6. Перенесенные заболевания (указываются конкретные сведения).
7. Диспансерный учет (указываются конкретные сведения).
8. Регулярность получения лечения:
· консультации специалистов,
· стационарное лечение,
· санаторное лечение.
9. Заключение невропатолога.
10. Заключение окулиста.
11. Заключение ЛОР – врача.
12. Заключение педиатра.
Ведущий патологический синдром.
Примечания:
Социологический статус.
1. Родители:
Мать:
· Фамилия, имя, отчество.
· Год рождения.
· Образование.
· Профессия, место работы.
· Особенности характера.
· Вредные привычки.
Отец:
· Фамилия, имя, отчество.
· Год рождения.
· Образование.
· Профессия, место работы.
· Особенности характера.
· Вредные привычки.
- Семья:
· Полная,
· Неполная,
· Др. (указать конкретные сведения)
· Старшинство данного ребенка, количество детей в семье.
- Совместное проживание с другими родственниками в одной квартире.
· Прародители,
· Другие родственники.
- Материальные условия семьи:
· Хорошие.
· Удовлетворительные.
· Неудовлетворительные.
- Бытовые условия семьи:
· 1 – комнатная квартира.
· 2 – комнатная квартира.
· 3 – комнатная квартира.
· 4 – комнатная квартира.
· Благоустроенный частный дом.
· Неблагоустроенный частный дом.
- (Легко, с трудом) устанавливает контакт со взрослыми.
· Не устанавливает контакт со взрослыми.
· 8. Взаимоотношения со сверстниками.
· (Не) является лидером.
· Относится к группе ... (предпочитаемых, отвергаемых).
· (Не) сформирована игровая деятельность (сюжетно-ролевая игра, предметная деятельность, манипулирование).
· Играет (не)продолжительное время. Отдает предпочтение коллективным играм. Играет один. Предпочитает ... (спокойные, подвижные) игры.
- Уровень сформированности психических процессов.
· Внимание ... (устойчивое, неустойчивое), объем ... (нормальный, сужен), концентрация ... (низкая, на среднем уровне), переключение ... (замедленное, в норме).
· Память. Новый материал запоминает ... (легко, с трудом), воспроизводит в (полном, неполном объеме).
· Мышление. Мыслительные операции: сравнение, обобщение, умение делать выводы, развиты на (не) достаточном уровне.
- Темп деятельности и особенности работоспособности.
· - медленное включение, постепенное ускорение;
· - стабильно высокий темп до конца работы;
· - умеренный темп до конца работы;
· - быстрый темп до конца в сочетании с хорошей продуктивностью;
· - быстрый темп в сочетании с неупорядоченной, хаотичной деятельностью;
· - быстрый темп, замедляющийся по мере утомления;
· - быстрый или умеренный темп, ухудшающийся по мере пресыщения;
· - крайне медленный темп на протяжении всей деятельности.
- Особенности усвоения программы.
· Программу по (развитию речи, математике, изодеятельности, конструированию) (не) усваивает. ПОДРОБНО по всем разделам.
Психологический статус.
- Особенности развития познавательных психических процессов.
· Восприятие.
· Мышление.
· Внимание.
· Память.
· Речь.
- Темп деятельности.
- Особенности работоспособности.
- Личностные особенности:
· Темперамент.
· Общение.
· Самооценка.
· Личностные особенности (тревожность, демонстративность, агрессивность).
- Особенности волевой сферы.
- Школьная зрелость (по достижении соответствующего возраста).
- Примечания.
- Заключение.
- Рекомендации.
Примечания:
Логопедический статус.
- Оказывалась ли логопедическая помощь (указать конкретные сведения).
- Состояние импрессивной речи.
- Словарь.
- Грамматическое структурирование высказывания.
- Звукопроизношение.
- Фонематический слух и восприятие.
- Примечания.
- Заключение.
- Рекомендации.
IV. ПРИЛОЖЕНИЕ
Журнал записи детей на ПМПк
№ п\п | Дата, время | Ф.И.О. ребенка | Дата рождения (число, месяц, год) | Пол | Инициатор обращения | Повод обращения | График консультирования специалистами |
4.2. Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов и коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк
№ п\п | Дата, время | Ф.И.О. ребенка | Возраст | Пол | Проблема | Заключение специалиста или колле-гиальное заключение ПМПк | Рекомендации | Специалист или состав ПМПк |
Повестка заседания
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Регламент: доклад ___ мин., выступления в прениях ___ мин., общее время ___ час.
Слушали информацию
_____________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Решили _____________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Слушали сообщение
_____________________________________________________________________________
Тема: _____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вопросы:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Прения по докладу:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Решили:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Слушали сообщение
_____________________________________________________________________________
Тема: _____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вопросы:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Прения по докладу:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Решили:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Слушали сообщение
_____________________________________________________________________________
Тема: _____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вопросы:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Прения по докладу:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Решили:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Решение ПМП-консилиума ДОУ № _____
1.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3.____________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Председатель ПМП консилиума Секретарь ПМП консилиума ____________________________ _________________________
Администрация г.Челябинска
Управление образования Советского района г.Челябинска
Национальный проект - стратегический переход к современной модели образования Организация деятельности психолого-медико-педагогического консилиума в условиях ДОУ г. Челябинск | Сборник нормативно-правовых, организационно-распорядительных документов и методических рекомендаций |
Авторы - составители: О.А.Матвеева, руководитель отдела психолого-медико-педагогического сопровождения Службы СП и МПС
О.В Аляшева, педагог-психолог отдела психолого-медико-педагогического сопровождения Службы СП и МПС
Е.М. Сидельцева, учитель-дефектолог отдела психолого-медико-педагогического сопровождения Службы СП и МПС
О.В.Бикмурзина, учитель-логопед отдела психолого- медико-педагогического сопровождения Службы СП и МПС
Организация деятельности психолого-медико-педагогического
консилиума в условиях ДОУ. Сборник нормативно-правовых, организационно-распорядительных документов и методических рекомендаций/под редакцией В.В. Усынина. – Челябинск, 2008. – 40 с.
В настоящем сборнике представлены методические материалы о содержании, организации и направлениях деятельности психолого-медико-педагогического консилиума в условиях ДОУ.
Сборник содержит нормативно-правовые, организационно-распорядительные документы и методические разработки, регламентирующие работу психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ.
Материал предназначен для руководителей, для методистов, старших воспитателей, педагогов, узких специалистов образовательных учреждений.
СОДЕРЖАНИЕ
I. Консилиум в дошкольном образовательном учреждении…………………………..…4
II. Нормативно – правовые документы……………………………………………………..5
2.1. Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии
в дошкольных образовательных учреждениях……………………………………………………...6
2.2. О специфике деятельности специальных (коррекционных)
образовательных учреждений I-VIII видов (извлечения)………………………………10
2.3. Об организации в дошкольных образовательных учреждениях
групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии.............13
2.4. О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк)
образовательного учреждения (извлечения) Письмо МО РФ………………………….15
2.5. Государственные социальные стандарты (нормативы) в области
коррекционного образования (извлечения) …………………………………………16
2.6. Постановление Губернатора Челябинской области от 27.09.2007 № 309
«О воспитании и обучении детей – инвалидов»………………………………………...17
2.7. Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме
в ДОУ Советского района г. Челябинска………………………………………………..19
III. Организация работы ПМП-консилиума в условиях ДОУ………………………….22
3.1. Положение о ПМП-консилиуме ДОУ……………………………………………………22
3.2. Проект договора «О взаимодействии районного отдела ПМПС с ОУ №___»………...22
3.3. Проект приказа «О создании ПМП(к) в ДОУ»…………………………………………..23
3.4. Проект приказа «О деятельности ПМП(к) в ДОУ»……………………………………..24
3.5. Примерный план работы
психолого-медико-педагогического консилиума МДОУ № _____...............................25
3.6. Примерная циклограмма работы психолого-медико-педагогического
консилиума МДОУ д\с №______.......................................................................................25
3.7. Алгоритм ведения заседания ПМПк……………………………………………………..26
3.8. Рекомендации по составлению решений ПМПк………………………………………...26
3.9. . О порядке взаимодействия специалистов ДОУ № ______ с родителями
(законными представителями) воспитанника ДОУ №___...............................................26
3.10. Представления специалистов на консилиум…………………………………………....27
3.10.1. Общие сведения………………………………………………………………………...27
3.10.2. Медицинский статус……………………………………………………………………27
3.10.3. Социологический статус……………………………………………………………….28
3.10.4. Психологический статус……………………………………………………………….28
3.10.5. Логопедический статус………………………………………………………………...29
IV.Приложение………………………………………………………………………………..30
4.1. Журнал записи детей на ПМПк…………………………………………………………..30
4.2. Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов
и коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк ……………………………….30
4.3. Форма протокола заседания психолого-медико-педагогического консилиума
ДОУ №……………………………………………………………………………………..30
4.4. Индивидуальная коррекционно-развивающая программа……………………………..32
4.5. Мониторинг уровня речевого развития ………………………………………………...36
4.6. Педагогический мониторинг ……………………………………………………………..37
4.7. Психологическое обследование…………………………………………………………..38
4.8. Индивидуальная коррекционно-образовательная программа…………………………..39
4.9. Лист динамического наблюдения (200__- 200__ уч. год)……………………………...40
I. Консилиум в дошкольном образовательном учреждении
Современная ситуация в системе образования, в которой происходят изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, на его гуманизацию и индивидуализацию в подходах к решению проблем воспитания, обучения и адаптации детей с особенностями в развитии, побуждает к созданию новых технологий психолого-медико-педагогического сопровождения дошкольников.
В связи с этим год от года возрастает значимость психолого-медико-педагогического сопровождения, оказывающего комплексную системную помощь детям с особенностями в развитии в условиях дошкольного образовательного учреждения. Одной из таких моделей службы сопровождения воспитанников стал психолого-медико-педагогический консилиум.
Консилиум – это объединение специалистов разного профиля, осуществляющих процессы развития, обучения и адаптации детей с особенностями развития по разным направлениям.
В основе индивидуального психолого-медико-педагогического сопровождения детей с особенностями развития в условиях общеобразовательного класса лежат основные принципы общей и специальной педагогики:
· принцип научности;
· принцип связи теории и практики;
· принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему;
· принцип индивидуального подхода в обучении и воспитании;
· принцип систематичности и последовательности;
· принцип развития, комплексности, доступности в обучении и воспитании;
· принцип наглядности;
· принцип сотрудничества.
Л.М.Шипицина выделяет следующие принципы сопровождения детей, на которых основывается деятельность специалистов консилиума:
1. Непрерывность сопровождения. Ребенок с отклонениями в развитии испытывает потребность в получении помощи специалистов до тех пор, пока проблемы его обучения, развития и адаптации не будут решены или будет выбран очевидный подход к их решению.
2. Комплексность сопровождения. Принцип требует согласованной работы всей команды специалистов сопровождения, разделяющей общие взгляды, понимающей сущность проблем в развитии ребенка, владеющей методологическими основами проведения диагностической и коррекционной работы.
3. Принцип индивидуального сопровождения реализуется в определении той категории детей, которые больше всех нуждаются в помощи специалистов, в подборе специальных методик и приемов оказания специальной помощи.
4. Принцип системного сопровождения прослеживается в разработке индивидуальных коррекционно-образовательных программ для каждого ребенка с особенностями в развитии, поступи