Коррекционная организация для детей с тяжелым нарушением речи

100. Коррекционная организация создается для обучения и воспитания детей с тяжелой речевой патологией, оказания им специализированной помощи, способствующей преодолению нарушений речи и связанных с ними особенностей психического развития, которая имеет в своем составе два отделения.

В зависимости от местных условий коррекционная организация для детей с тяжелой речевой патологией может иметь в своем составе два отделения.

В первое отделение принимаются дети, имеющие общее недоразвитие речи тяжелой степени (алалия, дизартрия, ринолалия, афазия), а также дети, страдающие общим недоразвитием речи, сопровождающимся заиканием.

Во второе отделение принимаются дети с тяжелой формой заикания при нормальном развитии речи.

В составе первого и второго отделений могут комплектоваться классы из детей, имеющих однородные дефекты речи с обязательным учетом уровня их речевого развития.

В случае устранения речевого дефекта дети коррекционной организации с согласия родителей (законных представителей) и на основании заключения ПМПК переводятся в образовательную школу.

101. Образовательный процесс осуществляется в соответствии с уровнями общеобразовательных программ двух ступеней общего образования:

в первом отделении:

начальное общее образование (нормативный срок освоения- 4-5 лет);

основное общее образование (нормативный срок освоения- 6 лет).

На первой ступени общего образования обеспечивается коррекция различных проявлений речевого дефекта (нарушения звукопроизношения, голоса, темпа речи, фонематического слуха, аграмматизмы, дисграфия, дислексия) и обусловленные ими отклонения в психическом развитии ребенка, первоначальное становление личности, выявление его способностей, формирование умения и желания учиться. Дети приобретают навыки фонематически правильной разговорной речи, расширяют лексический запас, учатся грамматически правильно оформлять высказывания.

На второй ступени общего образования развиваются полноценные навыки устной разговорной и письменной литературной речи, необходимые детям для их полноценного включения в жизнь общества.

102. В первое отделение принимаются дети, страдающие общим недоразвитием речи тяжелой степени (1-2 уровня), с алалией, афазией, дизартрией, ринолалией, ринофонией, дисграфией, дислексией, а также имеющие недоразвитие речи, сопровождающееся заиканием.

При зачислении в коррекционную организацию учитывается уровень речевого развития путем всестороннего обследования артикуляционного аппарата, произношения, голоса, фонематического восприятия, словарного запаса, грамматического строя, овладения самостоятельной развернутой (описательно-повествовательной) речью, а у ранее обучавшихся детей выявляется степень овладения навыками письма и чтения, учитываются данные о состоянии слуха, зрения, психического статуса.

В подготовительный класс принимаются дети с общим недоразвитием речи в возрасте 6-8 лет, имеющие элементарную фразовую речь, недостатки произношения, слоговой структуры слова, ограниченность словарного запаса, грамматически неправильное построение фразы.

Дети, получившие достаточную подготовку в специальной дошкольной организации, а также неуспевающие учащиеся с указанными дефектами речи, направляемые из общеобразовательной школы, зачисляются в 1-й или в другие классы коррекционной организации для детей с тяжелыми нарушениями речи соответственно уровню их речевого развития и общеобразовательных знаний.

При наличии достаточного контингента детей, страдающих алалией или афазией, осложненным заиканием, дизартрией или ринолалией, организуются отдельные классы по типу речевого дефекта.

Для детей со сложной структурой речевого дефекта открываются специальные классы с предельной наполняемостью не более 6 человек.

Во второе отделение зачисляются дети, страдающие тяжелой формой заикания при нормальном развитии речи.

Наполняемость класса (группы), группы продленного дня - не более 12 человек.

103. Коррекция речевых нарушений и связанных с ними особенностей развития ребенка осуществляется в процессе обучения и воспитания на всех уроках, внеклассных и других мероприятиях в условиях соблюдения речевого режима, обеспечивается формирование и полноценное развитие речи детей, устранение у них дефектов устной речи, письма, чтения.

104. Дети, имеющие речевые нарушения вследствие снижения слуха и с умственной отсталостью, направляются в специальные организации образования для детей с нарушением слуха и умственной отсталости.

Дети с дневными или частыми ночными судорожными приступами, со стойким энурезом и энкопрезом (для интернатных учреждений), с психопатоподобными расстройствами различного генеза, не обслуживающие себя в силу тяжести физических дефектов и требующие особого ухода, для получения социальной и коррекционно-педагогической поддержки направляются на надомное социальное обслуживание в отделы социально-педагогической помощи органов социальной защиты или другие учреждения системы социальной защиты, в реабилитационные центры, кабинеты психолого-педагогической коррекции по заключению ПМПК.

Социальная и коррекционно-педагогическая работа в условиях реабилитационных центров и кабинетов психолого-педагогической коррекции осуществляется на основе индивидуальных развивающих программ, составленных согласно междисциплинарной оценке психофизического развития ребенка.

Не принимаются в специальные организации образования для детей с тяжелыми нарушениями речи дети с речевыми нарушениями: общее недоразвитие речи 3 уровня, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, которые могут быть исправлены в логопедическом пункте.

105. В коррекционной организации для детей с нарушениями речи проводится медикоментозное и физиолечение, климатолечение и закаливание, лечебная физкультура, психотерапия.

10. Коррекционная организация образования с нарушением опорно-двигательного аппарата

106. Коррекционная организация создается для обучения и воспитания детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (далее – ОДА), восстановления, формирования и развития двигательных функций, коррекции недостатков психического и речевого развития детей, их социально-трудовой адаптации и интеграции в общество на основе специально организационного двигательного режима и предметно-практической деятельности.

107. Образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:

начальное общее образование (нормативный срок освоения - 4-5 лет);

основное общее образование (нормативный срок освоения - 6 лет);

среднее общее образование (нормативный срок освоения- 2 года).

На первой ступени общего образования решаются задачи комплексной коррекции, направленной на формирование всей двигательной сферы детей, их познавательной деятельности и речи.

На второй ступени общего образования закладывается фундамент общеобразовательной и трудовой подготовки, продолжается коррекционно- восстановительная работа по развитию двигательных, мыслительных, речевых навыков и умений, обеспечивающих социально-трудовую адаптацию детей.

На третьей ступени общего образования завершается обучение детей по общеобразовательным программам, создаются условия для сознательного и активного включения их в жизнь общества.

Количество детей в классе (группе), группе продленного дня - не более 10 человек.

108. В коррекционной организации для детей с нарушениями ОДА осуществляется систематическое психоневрологическое лечение, ортопедоневрологические мероприятия, лечебная физкультура, массаж, физиобальнеоклиматотерапия, протезно-ортопедическая помощь.

109. Приему в коррекционную организацию для детей с нарушением ОДА, специальные классы с группой продленного дня подлежат дети:

самостоятельно передвигающиеся, не требующие индивидуального ухода;

самостоятельно не передвигающиеся при обеспечении их специальными условиями для физического доступа в школу: наличие пандусов, широких дверных проемов, подъемника инвалидного кресла, подъемника вдоль лестницы, автоматических открывателей дверей.

Медицинскими показаниями к приему детей с нарушениями ОДА являются следующие заболевания:

1) детские церебральные параличи;

2) последствия полиомиелита в восстановительном и резидуальном периодах;

3) различные врожденные и приобретенные деформации опорно-двигательного аппарата;

4) последствия инфекционных артритов, артрогриппоз, хондродистрофия, миопатия;

5) тяжелые формы сколиоза.

110. Для детей, не прошедших специализированной дошкольной подготовки, а также для детей, не достигших функциональной зрелости, открываются подготовительные классы.

111. Дети, не обслуживающие себя в силу тяжести двигательных нарушений, требующие индивидуального ухода, страдающие частыми дневными судорожными приступами, со стойким энурезом и энкопрезом (для интернатных учреждений), с тяжелой и глубокой умственной отсталостью, с психопатоподобными расстройствами различного генеза, для получения социальной и коррекционно-педагогической поддержки направляются на надомное социальное обслуживание в отделы социально-педагогической помощи органов социальной защиты или другие учреждения системы социальной защиты, реабилитационные центры, кабинеты психолого-педагогической коррекции по заключению ПМПК.

Социальная и коррекционно-педагогическая работа осуществляется в условиях реабилитационных центров и кабинетов психолого-педагогической коррекции на основе индивидуальных развивающих программ, составленных согласно междисциплинарной оценке психофизического развития ребенка.

11. Коррекционная организация образования для детей с задержкой психического развития

112. Приему в коррекционную организацию, классы для детей с задержкой психического развития с продленным днем (далее - ЗПР) подлежат дети, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдаются нарушения умственной работоспособности, памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов.

Отклонения в познавательной сфере проявляются в недостаточной сформированности умственной деятельности, ограниченном запасе знаний и представлений, необходимых для усвоения школьных предметов.

Эмоционально-волевая сфера характеризуется недостаточной сформированностью учебных интересов, выраженностью игровой мотивации, недостаточной целенаправленностью деятельности. Вместе с тем отличается неравномерность в развитии познавательной деятельности: при выраженных затруднениях в решении словесно-логических задач дети относительно хорошо справляются с задачами наглядно-образного и наглядно-действенного характера, обобщением на наглядном уровне. Они хорошо используют помощь, осуществляют перенос усвоенных знаний и навыков на новый материал.

113. В коррекционную организацию для детей с ЗПР принимаются дети, как обучавшиеся в 1-2 классах общеобразовательной школы и испытывающие стойкие затруднения в усвоении школьной программы, так и дети, впервые поступающие в коррекционную организацию (классы), но ввиду указанных нарушений психического развития, не подготовленные к усвоению школьной программы.

114. Основным медицинским показанием к приему в коррекционные организации для детей с ЗПР является наличие задержки интеллектуального развития церебрально-органического генеза, при которой нарушения познавательной деятельности связаны с повышенной истощаемостью, низкой умственной работоспособностью, нарушениями внимания, негрубой степенью недоразвития отдельных корковых функций. Задержка интеллектуального развития выступает либо в чистом виде, либо в сочетании с явлениями эмоционально-волевой незрелости по типу органического инфантилизма, церебрастеническим, неврозоподобным синдромами, психомоторной расторможенностью, задержкой физического развития, либо общей соматической ослабленностью негрубой степени выраженности.

115. В коррекционную организацию для ЗПР направляются дети с ранним детским аутизмом, у которых нарушения эмоционально-волевой сферы сочетаются с задержкой психического развития.

116. Приему в коррекционную организацию (классы) для детей с ЗПР подлежат дети со следующими клиническими вариантами задержки психического развития:

1) задержка психического развития по типу конституционального (гармонического) психического и психофизического инфантилизма;

2) задержка психического развития соматогенного происхождения с явлениями стойкой соматической астении, соматогенной инфантилизацией;

3) задержка психического развития психогенного происхождения при патологическом развитии личности по невротическому типу с явлениями психического инфантилизма. Эти дети направляются в классы коррекционно-развивающего обучения при общеобразовательных организациях.

117. Противопоказанием к приему в коррекционную организацию для детей с ЗПР, специальные классы с продленным днем является наличие следующих клинических форм и состояний:

1) умственная отсталость;

2) органическое слабоумие;

3) эпилептическое слабоумие;

4) шизофреническое слабоумие;

5) выраженные нарушения слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата;

6) шизофрения со слабоумием и психопатоподобными расстройствами;

7) психопатия и психопатоподобные состояния различной природы;

8) судорожные приступы как дневные, так и ночные;

9) энурез (дневной и стойкий ночной), энкопрез (для интернатных учреждений);

10) дети с педагогической запущенностью, не сочетающейся с нарушениями познавательной деятельности, обусловленными недостаточностью нервной системы.

Социальная и коррекционно-педагогическая работа с этими детьми осуществляется в условиях реабилитационных центров и кабинетов психолого-педагогической коррекции на основе индивидуальных развивающих программ, составленных согласно междисциплинарной оценке психофизического развития ребенка.

12. Коррекционная организация образования для детей с интеллектуальными нарушениями (с умственной отсталостью)

118. Коррекционная организация создается для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции их в общество.

Сроки обучения в коррекционной организации - 9-11 лет.

Классы (группы) с углубленной трудовой подготовкой создаются в коррекционной организации, имеющей необходимую материальную базу для углубленной трудовой подготовки. В классы (группы) с углубленной трудовой подготовкой принимаются дети, окончившие 9 (10) класс.

119. В коррекционной организации организуется обучение разным по уровню сложности видам труда с учетом интересов детей и в соответствии с их психофизическими возможностями, с учетом местных условий, потребности в рабочих кадрах, возможностей трудоустройства выпускников, продолжения их обучения в специальных группах организаций начального профессионального образования.

120. В подготовительный класс принимаются дети с недостаточным уровнем подготовленности к обучению. Целью подготовительного класса является также уточнение диагноза ребенка в процессе образовательной и лечебной работы, определение адекватности форм организации его обучения и воспитания.

В первые четыре года осуществляется всестороннее психолого-медико-педагогическое изучение личности умственно отсталого школьника, выявление его возможностей и индивидуальных особенностей с целью выработки форм и методов организации образовательного процесса. Обучающимся прививается интерес к получению знаний, формируются у них навыки учебной деятельности, самостоятельности, проводится работа по общему и речевому развитию, коррекции нарушений моторики, отклонений в интеллектуальной и эмоционально-волевой сферах, поведении детей.

В старших классах дети получают знания по общеобразовательным предметам, имеющие практическую направленность и соответствующие их психофизическим возможностям, навыки по различным профилям труда.

121. Количество детей в классах, группах продленного дня не более 12 человек.

Для детей, имеющих специфические речевые нарушения, организуется групповое (2-4 человека) и индивидуальное логопедические занятия.

122. В коррекционной организации для умственно отсталых детей, специальных классах с продленным днем проводится медикаментозное и психотерапевтическое лечение, носящее дифференцированный характер, связанный с разнообразием клинических форм интеллектуального недоразвития, разной степенью выраженности эмоционально-волевых расстройств и нарушений поведения. При выборе методов терапии учитываются особенности клинической структуры умственной отсталости, наличие дополнительных осложняющих психопатологических симптомов, динамика патологических расстройств.

123. Приему в коррекционную организацию, специальные классы с продленным днем для детей с интеллектуальными нарушениями (умственно отсталых детей) подлежат умственно отсталые дети в возрасте 7-8 лет.

Учащиеся младших (1-3) классов общеобразовательных школ в возрасте 7-10 лет, испытывающие затруднения в обучении, а также дети 7-10 лет, ранее не обучавшиеся в школе, зачисляются по заключению ПМПК, класс определяется с учетом уровня подготовки.

Коррекционно-развивающее обучение строится на основе индивидуально-развивающих программ, которые составляются на основе междисциплинарной оценки психофизического развития обучающегося.

124. Медицинские показания по приему в коррекционную организацию для умственно отсталых детей:

1) легкая умственная отсталость, включающая неосложненные формы умственной отсталости;

2) интеллектуальная недостаточность, являющаяся следствием инфекционных, интоксикационных, травматических и других постнатальных поражений головного мозга, которая может быть приравнена к легкой умственной отсталости;

3) эпилептическая, шизофреническая деменция, ранний детский аутизм при отсутствии психопатических расстройств, интеллектуальная недостаточность, при которой соответствует легкой умственной отсталости.

Дети с указанными нарушениями обучаются по первому типу учебной программы (класс «А»);

4) легкая умственная отсталость, осложненная нарушениями умственной работоспособности, внимания, речи и других высших корковых функций;

5) легкая умственная отсталость с минимальными поведенческими нарушениями;

6) умеренная умственная отсталость.

Дети с указанными нарушениями обучаются по второму типу учебной программы (класс «Б»).

125. Дети, страдающие тяжелой и глубокой умственной отсталостью, органической деменцией с тяжелой и глубокой умственной отсталостью, психическими заболеваниями, при которых помимо слабоумия наблюдаются другие тяжелые нервно-психические нарушения, умственной отсталостью либо органической деменцией с выраженными и стойкими психопатоподобными расстройствами, дневными либо частыми судорожными припадками, шизофренией в фазе обострения и злокачественным течением, со стойким энурезом и энкопрезом (для интернатных учреждений), в зависимости от состояния, периодически направляются для лечения в детские психоневрологические стационары или в детские отделения психиатрических больниц. При длительной ремиссии и улучшении состояния эти дети, а также дети с тяжелой и глубокой умственной отсталостью для получения социальной и коррекционно-педагогической поддержки направляются на надомное социальное обслуживание в отделы социальной защиты, в реабилитационные центры, кабинеты психолого-педагогической коррекции по заключению ПМПК.

Социальная и коррекционно-педагогическая работа осуществляется в условиях реабилитационных центров, кабинетов психолого-педагогической коррекции и организаций социальной защиты в соответствии с третьим типом учебной программы на основе индивидуальных развивающих программ, разработанных междисциплинарной командой специалистов.

Дети, в состоянии которых различные отклонения в психическом развитии связаны с первичными нарушениями функции слуха, зрения, речи, моторики подлежат обучению в соответствующих специальных (коррекционных) организациях образования. Обучение детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, у которых первичный дефект указанных функций сочетается с умственной отсталостью, осуществляется во вспомогательных классах соответствующих специальных (коррекционных) организаций образования;

Дети с задержкой психического развития различного генеза подлежат обучению в соответствующей специальной коррекционной организации образования или специальных классах с продленным днем в общеобразовательных школах.

__________________________________________

Наши рекомендации