Дошкольная организация для детей с нарушениями слуха
6. Дошкольная организация для детей с нарушением слуха является учреждением для воспитания и образования неслышащих (глухих) и слабослышащих детей в возрасте от 2-3 до 7 лет.
7. Дошкольная организация для детей с нарушением слуха комплектуется:
1) группа первого года обучения – дети от 2 до 3 или от 3 до 4 лет;
2) группа второго года обучения – дети от 3 до 4 или от 4 до 5 лет, прошедшие программу первого года;
3) группа третьего года обучения – дети от 4 до 5 или от 5 до 6 лет, прошедшие программу второго года;
4) группа четвертого года обучения – дети от 5 до 6 или от 6 до 7 лет, прошедшие программу третьего года;
5) группа пятого года – дети от 6 до 7 лет, прошедшие программу четвертого года.
8. Группы для детей с нарушениями слуха комплектуются только одного или смежного возраста в зависимости от состояния речи детей.
Вновь поступающие дети, независимо от их возраста, определяются в группы первого года. Дети 5-6 лет, не прошедшие программу первого года, зачисляются в самостоятельные группы и в течение года проходят программу первых трех лет.
Все группы для детей с нарушениями слуха комплектуются с учетом возраста и при тщательном подборе по уровню речевого развития.
9. Предельная наполняемость устанавливается в зависимости от категории детей и их возраста (до 3-х лет и старше 3-х лет) и составляет соответственно:
1) группы для неслышащих (глухих) детей – для обеих возрастных групп – не более 8 детей;
2) группы для слабослышащих детей – до 3 лет – не более 10 детей; старше 3 лет – не более 12 детей.
10. В дошкольную организацию для неслышащих (глухих), слабослышащих и позднооглохших принимаются дети, имеющие потерю слуха, средняя величина которой в речевой области (частоты от 500 до 4000 герц) составляет от 40 до 80 децибел и выше. Состояние слуха определяется по данным восприятия разговорной и шепотной речи, учитываются (наряду с данными проверки слуха на речь) данные тональной аудиометрии.
Дети, имеющие потерю слуха от 30 до 40 децибел, направляются в дошкольные организации общего типа.
11. В группы дошкольных организаций для неслышащих (глухих) детей принимаются дети:
1) не реагирующие на громкий голос;
2) реагирующие на громкий голос, на голос разговорной громкости у ушной раковины, различающие некоторые речевые звуки (а, о, у, р), произнесенные около ушной раковины голосом повышенной громкости. Эти дети имеют среднюю потерю слуха в речевой области более 90 дб.
12. В группы дошкольных организаций для слабослышащих и позднооглохших принимаются дети:
оглохшие в школьном и дошкольном возрасте, но сохранившие речь, хотя бы со значительными нарушениями;
имеющие среднюю потерю слуха в речевой области от 40 до 80 дб, различающие речь (слова, фразы обычной разговорной громкости на расстоянии от ушной раковины до 3-х метров) и страдающие вследствие недостаточности слуха, различной степенью недоразвития речи.
Дети, имеющие потерю слуха в речевой области от 80 до 90дб, в качестве исключения могут приниматься на диагностическое (пробное) коррекционно-развивающее обучение;
страдающие речевыми нарушениями при легкой степени потери слуха от 40 до 80 дб (сенсоневральная тугоухость с сенсорным компонентом).
При определении условий и программы обучения детей с тугоухостью четвертой cтепени необходимо учитывать их различные возможности в зависимости от степени потери слуха:
1) группа 1а – потеря слуха на высокие частоты при сохранении слуховой чувствительности к низким частотам; понижение слуха на частотах на 250 гц не превышает 35 дб; при дальнейшем падении слуха до 20 дб в речевом диапазоне на всех частотах свыше 1000 гц и с потерей слуха не менее 80 дб. Дети данной группы имеют более широкий речевой диапазон и благоприятный прогноз для речевого развития. Они владеют простой фразовой речью и должны обучаться по программе для слабослышащих детей;
2) группа 1б – потеря слуха на высокие частоты при менее значительном снижении слуха к низким частотам; понижение слуха на частотах до 250 гц составляет 45-55 дб; в области высоких частот падение слуха более 80 дб. Обычно речь детей данной группы представлена словами и словосочетаниями, при наличии которых возможно обучение этих детей по программе для слабослышащих детей;
3) группа 2а - равномерная потеря слуха на всех частотах от 65 до 85 дб.
Речь представлена отдельными лепетными словами;
4) группа 2б – резкое равномерное снижение слуха свыше 90 дб, дети данной группы не имеют речи.
Дети с тугоухостью четвертой cтепени групп 2а-2б обучаются по программе для неслышащих (глухих) детей.
13. В ясли-сады для детей с нарушениями слуха принимаются дети с 2-летнего возраста. В детские сады, детские дома, школы-интернаты, имеющие дошкольные группы, принимаются дети с 3-летнего возраста.
Неслышащие (глухие) и слабослышащие дети 6-летнего возраста в дошкольные организации не принимаются.
Дети с нарушениями слуха в возрасте 6 лет, не получавшие дошкольной подготовки в специальных организациях, принимаются в подготовительные классы соответствующих специальных школ.
Дети, воспитывающиеся в специальных дошкольных организациях в течение 3-4 лет, не должны переводиться в подготовительные классы школ, а по достижении 7-летнего возраста поступают в первые классы специальной организации соответствующего профиля.
14. Дети с нарушениями слуха могут приниматься в специально организованные группы в составе дошкольных организаций общего типа с 2-3 летнего возраста.
15. Коррекционно-педагогическую помощь дети с нарушениями слуха могут получать в реабилитационных центрах, кабинетах психолого-педагогической коррекции, в сурдологопедических кабинетах учреждений системы здравоохранения, начиная с первого года жизни.
16. Дети, страдающие тяжелой и глубокой умственной отсталостью, тяжелыми нарушениями моторики, нуждающиеся в индивидуальном уходе, психопатоподобными расстройствами различного происхождения, частыми судорожными приступами (с противопоказаниями для поступающих в дошкольные организации общего типа), в зависимости от состояния, периодически направляются в детские психоневрологические стационары или в детские отделения психиатрических больниц.
При ремиссии и улучшении состояния ребенка для получения социальной и коррекционно-педагогической поддержки он направляется на надомное социальное обслуживание в отделы социально-педагогической помощи органов социальной защиты или другие учреждения системы социальной защиты, в реабилитационные центры, кабинеты психолого-педагогической коррекции по заключению психолого-медико-педагогической консультации (далее - ПМПК).
17. Неслышащим (глухим) и слабослышащим детям, имеющим нарушение интеллекта (легкая и умеренная умственная отсталость), негрубые нарушения опорно-двигательного аппарата или зрения, коррекционно-развивающая помощь оказывается на основе индивидуальной реабилитационной программы, составленной психолого-медико-педагогическим консилиумом дошкольной организации.