Тема 2.4. Использование многообразия средств, форм, приемов и методов при обучении и воспитании дошкольников

Цель: знакомство с организацией педагогического процесса. Анализ содержания программ. Определение педагогических возможностей различных методов, приемов, методик, форм организации обучения и воспитания дошкольников.

Оборудование: компьютер, тексты образовательных программ.

Норма времени: 4 часа.

Ход работы:

Этап: Актуализация знаний и способов деятельности

Ответьте на вопросы:

1. Что такое образовательная программа?

2. Каково назначение программы?

3. Какова структура программы?

4. Чем отличаются комплексные и парциальные программы?

Этап: Формирование умений и навыков

Задание1.

Подготовьте компьютерную презентацию одной из образовательных программ дошкольного образования. Подготовьте сообщение и выступите в группе. Дайте оценку работы своих товарищей. Сообщение должно включать:

1. Теоретические основы (концептуальные положения) изучаемой программы.

2. Задачи развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

3. Принципы построения программы.

4. Структура программы, характеристика её основных разделов.

5. Методическое обеспечение программы, его характеристика (сделать выставку литературы по программе).

6. Отличительные особенности изучаемой программы.

7. Субъективная оценка достоинств и спорных позиций программы.

Задание 2.

Познакомьтесь с аннотацией вариативных программ дошкольного образования. Проанализируйте каждую из них и напишите отчет по следующему плану:

1. Название и авторы программы.

2. Вид программы (комплексная или парциальная).

3. Задачи развития, воспитания и обучения, определенные в программе.

4. Структура и программы.

5. Отличительные особенности изучаемой программы.

6. Субъективная оценка достоинств и спорных позиций программы.

Программа «Дружные ребята»

Автор: Р.С.Буре

Программа посвящена одной из наиболее актуальных проблем современной дошкольной педагогики - нравственному воспитанию ребенка в детском саду. На первый план авторами выдвигается задача создания в группах детского сада оптимальных условий для развития у детей гуманного отношения к окружающему миру, активного проявления доброжелательности, отзывчивости, сочувствия, формирования навыков положительных взаимоотношений со сверстниками. Как показали многочисленные исследования в этой области, возникновение взаимоотношения между сверстниками формируется уже у детей 3 – 4 лет через осуществление совместной деятельности. По мнению педагогов и психологов, именно совместная деятельность и вызывает необходимость в установлении взаимоотношений. Сначала эти взаимоотношения выступают в пассивной форме (умении не мешать другому ребенку, не нарушать его деятельность, не отнимать предметов и пр.), а затем принимают активную форму (умение установить контакт, соотнести свои действия с действиями другого ребенка и т.д.). На следующих этапах начинают формироваться моральные нормы взаимоотношений, которые обусловлены постоянно изменяющимися жизненными ситуациями. Особенно хорошо это проявляется в процессе выполнения заданий, ставящих детей в условия необходимости распределения общего задания и совместного достижения общего результата.

В основе концепции программы лежит научное положение А.В. Запорожца о роли социальных эмоций в нравственном воспитания детей. Отмечается, что нередко ребенок дошкольного возраста игнорирует требования педагога не потому, что не хочет или не знает, как их выполнять, а потому, что не ориентируется на состояние окружающих людей, не учитывает их интересов и желаний. Напротив, установление в группе определенных жестких правил поведения и формальное выполнение их ребенком являются лишь внешним организующим фактором его поведения, и не означают понимания дошкольником их нравственной ценности. Только постепенное осознание ребенком личной значимости поступков способствует воспитанию отзывчивости, доброжелательности, сочувствия к сверстникам, испытывающим эмоциональный дискомфорт, а также умению действовать в интересах других, воздерживаться от эгоистических проявлений. Для решения проблемы правильного формирования эмоциональной сферы ребенка была выбрана совместная продуктивная деятельность, которая заключает в себе большие возможности для формирования у детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов позиции активного участника общего дела.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: развитие эмоционально-нравственной сферы ребенка средствами совместной продуктивной деятельности.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

Выявить индивидуальные особенности психоэмоционального развития ребенка.

Разработать личностно – ориентированные занятия по развитию и коррекции социально – значимых эмоций.

Сформировать позицию партнерских взаимоотношений детей друг с другом через их совместную продуктивную деятельность.

Обучить воспитателей, учителей, родителей эффективным способам взаимодействия с детьми.

В программе определены главные условия, обеспечивающие эффективность работы по воспитанию у детей гуманных чувств и отношений:

· особая роль педагога как организатора жизни детей в группе детского сада;

· уважительное общение педагога с ребенком;

· удовлетворение потребности каждого ребенка в общении с воспитателем;

· организация совместной содержательной деятельности детей, направленной на достижение общего результата;

· создание в группе обстановки эмоционального комфорта для каждого ребенка, обеспечение благоприятного, равного положения каждого ребенка в группе сверстников.

Программа имеет возрастной принцип построения, содержит целостную систему формирования гуманных чувств у детей дошкольного возраста. Задачи, содержание и методика работы последовательно представлены, начиная со второй младшей группы, с поэтапным их усложнением в соответствии с развитием практического опыта общения детей при учете обязательного индивидуального подхода к каждому ребенку.

Во второй младшей группе основным содержательным компонентом воспитания является формирование у ребенка отзывчивости на конкретную ситуацию эмоционального неблагополучия сверстника, а в методических рекомендациях раскрыты методы и приемы, позволяющие педагогу в наглядной форме демонстрировать поступки, отражающие отзывчивое отношение детей к нему.

В средней группе ведущей задачей становится развитие обобщенных представлений о проявлении сочувствия к сверстнику, способности проникать в его эмоциональное состояние, что побуждает к взаимному адекватному поведению. Методические приемы направлены на формирование у ребенка умения проявлять гуманное отношение к сверстнику в соответствии со складывающейся ситуацией, а также на осознание моральных норм, понимание их справедливости и личной значимости.

В старших группах детского сада (старшая и подготовительная) центральной задачей становится формирование доброжелательного отношения к сверстникам в условиях совместной деятельности детей, наиболее существенной стороной которой является общественная устремленность. Методические приемы раскрывают, как обеспечить каждому ребенку возможность реализовать свои желания и интересы, как способствовать формированию у детей дружеских отношений, а также социально-общественных качеств, основанных на уважении.

Программа «Золотой ключик»

Наши рекомендации