Контрольно – оценочные средства текущего контроля

ДОМАШНЯЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Тема 1.2. Особенности дошкольного образования за рубежом

Задание:Выполните домашнюю контрольную работу в соответствии с предложенным планом

Содержание.

Введение.

Глава 1. Теоретические основы тенденций развития дошкольного образования за рубежом.

1.1.Детские сады в образовательной системе Германии .

1.2.Дошкольное образование Японии

1.3. Дошкольное образование в Китие.

1.4. Дошкольное образование в США

Глава 2. Сравнительный анализ российского и зарубежного опыта дошкольного воспитания по одному из направлений развития

Заключение

Список литературы

Рекомендуемая литература

1.Веракса А.н. Английская система дошкольного образования // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2008. № 1. С. 121-125

2. За знаниями - по миру. Дошкольное образование в Японии // Дошкольное образование. - 2010. - №1. - с. 13-18.

3. Зебзеева В.А. Дошкольное образование за рубежом. История и современность. М.: Сфера, 2007. 123 с.

4. Калина И.И. Проблемы и перспективы развития дошкольного образования в Российской Федерации // Дошкольное воспитание. 2006. № 9.

5. В.А. Маркова. Модели и основные тенденции развития дошкольного образования за рубежом [сайт]. URL:http://do.gendocs.ru/docs/index-576.html

6. Микляева Н.В. Современные системы дошкольного образования за рубежом. М. 2011.- 103с. .

7. Мисару Ибука. После трех уже поздно// Дошкольное воспитание. - 1995. - №3.

8. Парамонова Л.А., Протасова Е.Ю. Дошкольное и начальное образование за рубежом. История и современность - М., Академия, 2008. - 240 с.

9. Система образования стран запада: Справочник. Ч. II. - М.: РУДН, 2009. - 192 с.

10. Турченко В. Из опыта работы в немецком детском саду // Дошкольное воспитание. 2006. № 6. С. 117-120

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Тема 1.2. Особенности дошкольного образования за рубежом

Цель: Изучение опыта работы ДОУ, внедряющих систему Марии Монтессори и вальдорфскую педагогику.

Оборудование: видеоматериалы, конспекты упражнений, статья.

Ход работы

1 этап. Актуализация знаний и способов деятельности

Выполните тестовое задание:

1. Найдите две воспитательные системы в Древней Греции

А) рыцарская система

Б) спартанская система

В) гуманистическая система

Г) афинская система.

2. Кто из педагогов прошлого написал произведение «Материнская школа»?

А) Аристотель

Б) Я.А. Коменский

В) Р.Оуэн

Г) И.Г. Песталоцци

Д) М. Монтессори.

3. Какова цель воспитания в первобытном обществе?

А) подготовка воинов

Б) воспитание здоровых людей, обладающих многосторонними интересами

В) формирование жизненных навыков.

4. Закончите предложение.

А) Первые дидактические принципы были предложены чешским педагогом …

Б) Первая возрастная периодизация детства была предложена философом …

В) Первый детский сад был создан немецким педагогом …

5. Выберите из списка фамилий педагогов, чьи воспитательные системы популярны в современном дошкольном образовании.

Демокрит, Платон, Аристотель, Т. Мор, Т. Компанелла, Я.А. Коменский, Р.Оуэн, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель, М. Монтессори, Р. Штайнер.

6. В какой современной зарубежной системе дошкольного образования приняты принципы свободы выбора и потенциального равенства возможностей?

А) Великобритания

Б) США

В) Япония

Г) Китай.

2 этап. Формирование умений и навыков

Задание 1.

Посмотрите видеофильм о методике работы с дидактическим материалом Монтессори и ответьте на вопросы:

1. По каким группам классифицируется дидактический материал?

2. Назовите не менее 5 дидактических пособий, созданных Монтессори.

3. Сформулируйте отличительные признаки Монтессори – материала.

4. Какие приемы руководства использует педагог в обучении по системе Монтессори?

Задание 2.

Познакомьтесь с конспектом дидактического упражнения с материалом Монтессори. Выделите приемы руководства, усложнение заданий. Объясните содержание данного упражнения в группе.

Упражнения в практической жизни

Упражнения в тишине

Материал:

для этого упражнения не нужно никакого особенного материала. В упражнении могут быть использованы мебель и предметы, находящиеся в комнате.

Цель:

ощутить полную тишину. Тренировка умения соразмерять свои действия и владеть собой. Восприятие слабого шума.

Возраст:

около трех лет.

Как работать с материалом.

Учитель предлагает ребенку удобно сесть и не двигаться. Он говорит примерно следующее: «Все мы абсолютно безмолвны; рот закрыт; мы не двигаемся; руки остаются в покое». Упражнение непригодно для мгновенного преодоления сиюминутной тревоги или беспокойства. Учитель ждет, пока все, в том числе и он сам, расслабятся. Предпосылка состоит в том, что ребенок, приобретая в других упражнениях навыки, полезные для повседневной жизни, уже отчасти научился владеть собой. Через несколько минут учитель зовет к себе детей по одному, называя каждого ребенка по имени тихим голосом. Ребенок встает и как можно тише идет к учителю. Для детей очень важно, чтобы их называли по именам. Им приходится слушать внимательно, чтобы расслышать свое имя.

Контроль над ошибками:

кто-то из детей шумит.

Дальнейшие упражнения:

в тишине дети слушают отдельный шум или звук, на который раньше не обращали внимания: тиканье часов, пение птиц, шум дождя. Упражнения полезны только тогда, когда дети делают их совершенно добровольно. Учитель тихим голосом дает поручение одному из детей, которого он назвал. Для детей лучше, когда комната немного затемнена. При этом внимание и концентрация смещаются со зрительного восприятия на слуховое. Посредством упражнений в тишине можно создать совершенно особую атмосферу. Учитель должен использовать возрастающую способность к восприятию у детей: предложить им рассказ, рассматривание картинок, песню, молитву.

Розовая башня

Материал:

Контрольно – оценочные средства текущего контроля - student2.ru
 

розовая башня состоит из 10 кубиков (тяжелое дерево, розовый цвет) разных размеров. Длина ребра наименьшего кубика 1 см, длина ребра наибольшего кубика— 10 см.

Прямая цель:

формирование понятий «большой» —«маленький».

Косвенная цель:

развитие моторики, координации движений, умения упорядочивать предметы.

Возраст:

около трех лет.

Как работать с материалом.

Место для работы — ковер, на котором лежат в

беспорядке кубики. Ковер должен отличаться по цвету

от материала. Учитель берет одной рукой самый большой куб и ставит его перед ребенком, берет следующий по величине куб и ставит точно сверху на первый. Младшие дети берут большой куб обеими руками. Обхватывая и сжимая кубики в руках, дети учатся различать размеры. При этом надо обратить их внимание на равные промежутки между боковыми гранями меньшего и большего кубов и на целенаправленность действий при построении башни. Так, по порядку уменьшения размеров, кубики ставятся друг на друга, и получается башня. Мы можем руками провести по боковым граням башни снизу вверх и сверху вниз. После этого ребенку становится понятной закономерность изменения величин. Башню разбирают кубик за кубиком. Ребенок может повторить упражнение. Этим завершается весь ход упражнения. Оно закончено, когда материал возвращен на свое место.

Контроль за ошибками:

если заданный порядок построения башни не соблюден, то ошибка определяется зрительно или с помощью рук.

Дальнейшие упражнения:

- вариации основного упражнения в вертикальном и горизонтальном направлениях;

- кубики нужно так поставить друг на друга или положить друг за другом, чтобы угол и две
стороны каждого кубика совпали. Самый маленький кубик ставится на образовавшееся
свободное место. Самый маленький кубик можно считать воплощенной мерой изменения
величин;

- кубики так раскладывают один за другим, чтобы последующий меньший куб приставлялся к
середине грани предыдущего поочередно то слева, то справа от ее средней линии. При этом
будет понятна статическая закономерность;

- кубики ставятся друг за другом по диагонали;

- изменение заданного порядка 10—1 с учетом гармонии, в вертикальном и горизонтальном
направлениях:

10-5-9-4-8-3-7-2-6-1

или

10-1-9-2-8-3-7-4-6-5.

Через подобную закономерность ребенок может найти много вариаций работы с материалом. — Ряд кубиков прерывают, вынимая из него один кубик, и ребенку становится очевидной дисгармония.

- Башня строится с закрытыми глазами.

- Комбинационные игры с Коричневой лестницей, Красными штангами, Коричневой лестницей и Красными штангами одновременно.

Коричневая лестница

Материал:

коричневая лестница состоит из 10 деревянных призм, каждая длиной 20 см. Боковые стороны их— квадраты. Длины ребер квадратов уменьшаются от 10 см до 1 см;

Прямая цель:

формирование понятия «толстый —тонкий».

Косвенная цель:

развитие моторики, координации движений, формирование порядковых структур.

Возраст:

Контрольно – оценочные средства текущего контроля - student2.ru около трех лет.

Как работать с материалом.

Рабочее место — ковер, на котором в беспорядке лежат призмы. Материал должен четко выделяться по цвету на фоне ковра. Учитель охватывает рукой самую толстую призму, кладет ее перед ребенком, берет следующую, более тонкую, и кладет ее точно перед первой, так чтобы длинные стороны обеих призм соприкасались друг с другом. Так призмы прикладываются друг к другу одна за другой при соблюдении заданной закономерности построения ряда. Через охватывание рукой или руками ребенок «понимает» различие величин. Возникает ступенчатая структура— лестница. Можно провести рукой по лестнице, начиная с самой высокой и кончая самой низкой ступенью или наоборот. Таким образом ребенок понимает закономерность изменения величин. Лестница разбирается призма за призмой. Ребенок может повторить упражнение. Этим завершается ход упражнения. Оно полностью закончено, когда материал снова возвращен на свое место.

Контроль над ошибками:

если заданный порядок построения лестницы не соблюдается, то ошибку можно увидеть и ощутить руками.

Дальнейшие упражнения:

- лестница строится по тому же закону, как и прежде, но начиная с самой тонкой призмы;

- призмы нужно так положить друг за другом, чтобы они соприкасались квадратными
сторонами;

- упорядочить призмы, ставя их вертикально и соблюдая тот же закон построения ряда;

- призмы кладут друг за другом так, чтобы следующая более тонкая призма доходила до
середины грани предыдущей, располагая их попеременно то слева, то справа от средней линии
грани предшествующей призмы.

- Изменение заданного порядка призм 10—1 с учетом гармонии в вертикальном и
горизонтальном направлениях:

10-5-94-8-3-7-2-6-1

или

10-1-9-2-8-3-7-4-6-5.

Через такие закономерности ребенок может найти много вариаций работы с материалом.

- Построение лестницы, если мера изменена. Например, пусть порядковой мерой является
призма 2: 10-8-6-4-2 или 1-3-5-7-9.

- Порядковая мера —призма 3, тогда возможны лестницы: 1-4-7-10 или 3-6-9 другими словами, меняется «шаг» лестницы);

- ряд призм 10—1 прерывают, вынимая из него какую-либо призму, и ребенок должен указать,
в каком месте гармония нарушена. Если устный урок уже прошел, то ребенок может объяснить
взаимосвязь с другими призмами;

- лестницу можно построить с закрытыми глазами;

- комбинационная игра с Розовой башней, с Красными штангами, с Розовой башней и
Красными штангами одновременно.

Применение:

- перенос понятия «толстый — тонкий» на другие предметы;

- измерить и сравнить толщину предметов одинаковой формы, например, карандашей,газетных пачек.

- Материалы для различения размеров

Красные штанги

Материал:

10 красных деревянных штанг, Самая короткая штанга имеет длину 10 см. Каждая следующая штанга длиннее предыдущей на 10 см. Самая длинная штанга длиной 1 метр. Все штанги по 2,5 см шириной и высотой.

Прямая цель:

формирование понятий «длинный-короткий».

Косвенная цель:

развитие моторики, координации движений, формирование порядковых структур, подготовка к работе с числовыми штангами.

Возраст:

около трех лет.

Как работать с материалом.

Штанги лежат в беспорядке на ковре. Ковер должен достаточно отличаться по цвету от материала. Учитель берет самую длинную штангу, охватывает ее руками за концы и кладет у верхнего края ковра. Он проводит правой рукой по всей длине штанги. Таким образом, у ребенка возникает впечатление о длине штанги. Затем он берет более короткую штангу и кладет ее перед первой. При этом обращает внимание на то, чтобы левые концы штанг лежали на одной прямой. Когда все штанги упорядочены, учитель проводит рукой по ступенькам получившейся лестницы. Так ребенок интуитивно постигает различие длин. Перед тем, как ребенок повторит упражнение, штанги нужно снова разложить поодиночке в беспорядке на ковре.

Контроль за ошибками:

равномерность ряда нарушена (визуальный контроль). Правильность промежутков между длинами ступеней «лестницы» проверяется самой короткой штангой (механический контроль).

Дальнейшие упражнения:

- упорядочивание штанг в виде ступенчатой фигуры;

- данное приращение длин штанг нужно измерить самой короткой штангой;

- упорядочивание штанг в обратной последовательности;

- штанги кладут друг за другом так, чтобы конец следующей более короткой штанги
находился на середине предыдущей, попеременно то слева, то справа от нее;

- штанги кладут друг на друга, чтобы получилась стена;

- штанги упорядочивают, складывая друг на друга «крестом», Стараясь сбалансировать
штанги, ребенок обращает внимание на их центр;

- штанги упорядочивают с закрытыми глазами;

- заданный порядок 10—1 меняют, учитывая гармонию: 10-5-9-4-8-3-7-2-6-1 или 10-1-9-2-8-3-7-4-6-5.

Через такую закономерность можно найти множество различных вариантов работы

с материалом:

Контрольно – оценочные средства текущего контроля - student2.ru

- из ряда, упорядоченного 10—1, вынимают одну штангу, а остальные сдвигают, закрывая
промежуток. Ребенок должен указать место нарушения гармонии. Это упражнение проводится
как игра партнеров;

- упорядочить штанги, приставляя каждую следующую к правому углу предыдущей;

- упорядочивание штанг при измененной мере, то есть с измененным «шагом» лестницы при
порядковой мере 2. Например: 24-6-8-10;

- ребенку показывают штангу. Он оценивает ее длину, касаясь штанги рукой через
промежутки,—тренируется глазомер;

- складывая друг с другом соответствующие штанги, получить соответствующие штанги
одинаковой длины;

- построить равносторонний пятиугольник, используя все штанги;

- измерить штангами длину. Этим подготавливается дальнейшая работа со стандартными
единицами измерения.

Комбинационные игры:

с Розовой башней, с Коричневой лестницей, с Розовой башней и Коричневой лестницей одновременно.

Применение:

- перенос понятия «длинный —короткий» на другие предметы;

- нахождение предметов равной длины;

- измерение и сравнение длин предметов одинаковой формы, например, ниток, картонных
катушек.

Конструктивные треугольники

Материал:

состоит из 5 ящиков с треугольниками.

Прямоугольный ящик 1

Содержит 2 равносторонних треугольника желтого цвета, по 2 прямоугольных равнобедренных треугольника желтого и зеленого цвета, по 2 прямоугольных неравносторонних треугольника серого, зеленого и желтого цветов, 1 неравносторонний прямоугольный треугольник красного цвета и 1 неравносторонний тупоугольный треугольник красного цвета.

Прямоугольный ящик 2

Содержит только голубые треугольники: 2 равносторонних треугольника, 2 прямоугольных равнобедренных треугольника, 2 больших прямоугольных неравносторонних треугольника, 1 маленький прямоугольный неравносторонний треугольник, 1 маленький тупоугольный неравносторонний треугольник.

Треугольный ящик

Содержит серый равносторонний треугольник, 4 равносторонних красных треугольника, 2 прямоугольных неравносторонних треугольника зеленого цвета, 3 тупоугольных равнобедренных треугольника желтого цвета.

Большой шестиугольный ящик

Содержит равносторонний треугольник желтого цвета, 6 равнобедренных тупоугольных треугольников желтого цвета, по 2 равнобедренных тупоугольных треугольника красного и серого цветов.

Маленький шестиугольный ящик

Содержит большой равносторонний треугольник желтого цвета^ 6 равносторонних треугольников серого цвета, 2 равносторонних треугольника красного цвета, 6 равнобедренных тупоугольных треугольников красного цвета:

На всех цветных треугольниках имеется одна или несколько черных линий, кроме голубых треугольников из прямоугольного ящика 2, большого серого треугольника из треугольного ящика, желтого треугольника из большого шестиугольного ящика. У всех треугольников, которые лежат в одном и том же ящике, на обратной стороне имеется отметка, указывающая на соответствующий ящик.

Прямая цель:

узнать о взаимосвязи геометрических фигур друг с другом. Составлять из одних геометрических фигур другие фигуры.

Косвенная цель:

подготовка к геометрии.

Возраст:

около трех лет.

Прямоугольные ящики 1 и 2.

Как работать с материалом.

Треугольники вынуты из ящика, перемешаны и лежат по отдельности на ковре. Учитель берет треугольник и просит ребенка найти другой треугольник той же формы. Ребенок кладет друг на друга соответствующие друг другу треугольники и по возможности при этом упорядочивает их одновременно по цвету и величине. Лишними остаются два красных треугольника, которые различаются и по форме, и по величине. Теперь учитель показывает ребенку, как приложить друг к другу красные треугольники вдоль черных линий и получить таким образом новую форму. Он проводит пальцем по черной линии. Ребенок складывает по черным линиям остальные треугольники. Так из треугольников получаются четырехугольники. Получается несколько фигур, равных по площади, но различных по форме. Учитель приносит прямоугольный ящик 2. Ребенок кладет голубые треугольники на ковер. Учитель предлагает ребенку накрывать голубыми треугольниками другие фигуры. Здесь голубых треугольников недостаточно. Теперь учитель побуждает ребенка снять голубые треугольники с одной фигуры и накрыть ими поочередно фигуры равной величины. Найденные фигуры равной площади придвигают друг к другу. Через повторное сравнение устанавливается равенство их площадей. Ребенок повторяет упражнение.

Контроль над ошибками.

При основном упражнении —черные линии. При сравнении фигур — площади голубых фигур.

Дальнейшие упражнения:

- равные фигуры складывают, используя одновременно и голубые треугольники, и треугольники других цветов. Помощь черных линий невелика;

Контрольно – оценочные средства текущего контроля - student2.ru

- голубые фигуры и фигуры других цветов упорядочивают, располагая рядом друг с другом;

- фигуры равной площади располагают рядом друг с другом и окружают их границей из
тесемки, отделяя таким образом от других фигур. Подходящие тесемки находятся в корзинках
в ящиках с конструктивными треугольниками;

- посредством передвижения и опрокидывания фигур найти другие формы;

- из всех треугольников складывать произвольные геометрические фигуры;

- сложить геометрическую фигуру возможно большей площади;

- образовать сколь возможно меньшее количество четырехугольников. Занятия с
треугольниками дают широкие возможности для познания благодаря многочисленным
взаимосвязям отдельных фигур друг с другом;

- рисование, раскрашивание, вырезание фигур;

- упорядочивание фигур, имеющих равную площадь;

- упорядочивание фигур, имеющих одинаковый цвет или форму;

- цветные треугольники кладут на соседний стол, голубые лежат на ковре. Ребенок оставляет
метку рядом с каким-нибудь голубым треугольником и приносит соответствующий цветной
треугольник.

Применение:

- проводится известная коллективная игра с другими заданиями, например: «Я вижу то, что
ты не видишь. Оно треугольное, оно квадратное, оно прямоугольное»;

- ребенок выбирает четырехугольник и ищет предмет похожей формы в своем окружении,
например, он берет прямоугольник и находит прямоугольную поверхность стола;

- плоская фигура при помощи тесемок разбивается на треугольники. Ребенок понимает, что
прямоугольник можно составить из двух треугольников. Подобные упражнения нужно
проводить с фигурами из всех остальных ящиков.

Треугольный ящик.

Как работать с материалом.

Треугольники лежат вперемешку на ковре. Учитель кладет серый равносторонний треугольник перед ребенком. Он предлагает ребенку из оставшихся треугольников выбрать те, которые одинаковы по цвету и форме, и сложить их друг с другом. Учитель берет два зеленых треугольника и складывает их черными линиями друг к другу. Затем поступает так же с желтыми и красными треугольниками. Ребенок узнает, как построить равносторонний треугольник из прямоугольных, тупоугольных и равносторонних треугольников. Наконец, он кладет серый треугольник на каждый из построенных треугольников и показывает этим, что все они равны.

Контроль над ошибками.

Контрольно – оценочные средства текущего контроля - student2.ru

Черные линии и серый равносторонний треугольник.

Дальнейшие упражнения: сложить из всех треугольников один большой равносторонний треугольник;

- сложить другие большие фигуры, например, трапецию, ромб, параллелограмм;

- составной треугольник положить на цветную и обвести, убирая затем поочередно маленькие треугольники, из которых он состоит. Проводить карандашом каждый раз вдоль освободившихся сторон. Полученные треугольники вырезать;

- серый равносторонний треугольник обвести и вырезать. Отдельные части, например, красные треугольники, обвести и вырезать. Поэкспериментировать с ними и найти при этом фигуры, имеющие равные площади, но различную форму.

Большой шестиугольный ящик.

Как работать с материалом.

Все треугольники лежат вперемешку на столе. Учитель кладет перед ребенком большой желтый треугольник. Он проводит по черным линиям и просит ребенка приложить к большому треугольнику другие желтые треугольники соответственно черным линиям. Получается шестиугольник. Затем учитель убирает большой желтый треугольник. Ребенок кладет на освободившееся место другие желтые треугольники. Красные треугольники складываются друг с другом. Получается ромб. Ребенок старается различными способами наложить его на шестиугольник. Затем ребенок кладет вплотную друг к другу серые треугольники так, чтобы получился параллелограмм. Его можно сравнить с ромбом и шестиугольником. Построение шестиугольника из треугольников и ромбов.

Контроль над ошибками.

Черные линии и сравнение с составными фигурами.

Дальнейшие упражнения:

- сложить большие фигуры, например, треугольник, трапецию;

- комбинации с фигурами из треугольного ящика;

- при помощи переворачивания и наложения друг на друга найти фигуры, имеющие равные площади, но различную форму.

Маленький шестиугольный ящик

Как работать с материалом.

Треугольники лежат вперемешку на ковре. Ребенок сортирует их по цвету и форме. Учитель кладет желтый треугольник на середину ковра. Он предлагает приложить к этому треугольнику три красных треугольника. Так получается шестиугольник. Затем учитель убирает желтый треугольник. Освободившееся место ребенок заполняет другими красными треугольниками. Потом учитель предлагает ребенку сложить друг с другом серые треугольники. Ребенок сравнивает два шестиугольника. Наконец, ребенок складывает друг с другом зеленые треугольники по черным линиям так, чтобы получилась трапеция. Ребенок пробует всевозможными способами наложить эту трапецию на красный и серый шестиугольники. Из равносторонних красных треугольников ребенок составляет ромб и различными способами накладывает его на красный и серый шестиугольники.

Контроль над ошибками.

Черные линии и сравнение с составными шестиугольниками.

Дальнейшие упражнения:

- комбинации со всеми ящиками. Составить возможно большее число фигур одинаковой формы, например, шестиугольников, квадратов, прямоугольников. Построение шестиугольников из треугольников, трапеций.

Ящик с кусочками тканей

Материал:

в ящике находится некоторое количество кусочков тканей, одинаковых попарно. Они отличаются по качеству ткани, по цвету или по рисунку. Повязка на глаза.

Прямая цель:

развитие осязания.

Косвенная цель:

развитие тонкой моторики.

Возраст:

около трех лет.

Как работать с материалом.

Учитель берет кусочки тканей из ящика и кладет их на стол, попарно упорядочивая. Он кладет перед ребенком две пары сильно отличных друг от друга тканей, берет поочередно кусочки в руку и ощупывает их большим и указательным пальцами. Предлагает ребенку поступить так же. Теперь он перемешивает кусочки, дает один из них в руки ребенку, ребенок должен его ощупать и выбрать такой же среди остальных кусочков. Постепенно одна за другой вводятся другие пары. Ткани также можно отличить визуально. Ребенок должен быстро выполнить упражнение с закрытыми глазами. Это приводит к лучшей концентрации на осязании.

Контрольно – оценочные средства текущего контроля - student2.ru

Контроль над ошибками:

через повторное сравнение кусочков тканей с помощью осязания и визуально.

Дальнейшие упражнения:

- ребенку предлагают сложить вместе пары тканей, похожих на ощупь;

- ребенок упорядочивает ткани по типу их тканья.

Применение:

- ребенок исследует свойства тканей, из которых сшита его одежда (гладкая — шершавая,
толстая — тонкая и т. д.);

- ребенок проверяет, из какого материала сшита его одежда;

- ребенок пытается определить свойства других текстильных вещей в комнате.

- Материалы для различения шумов и звуков

Шумящие коробки

Материал.

Он состоит из двух ящиков по 6 коробочек в каждом. Шумовая шкала коробочек охватывает шумы от тихого до громкого. С одной стороны эти коробочки имеют красную или голубую крышку. Они заполнены различными материалами и при сотрясении издают разные шумы. Каждая коробочка с красной крышкой идентична некоторой коробочке с голубой крышкой.

Прямая цель:

восприятие и дифференциация шумовых различий.

Косвенная цель:

тренировка моторики, развитие слуховой памяти, подготовка к восприятию музыки. Во время этой подготовки нужно обратить внимание на различные шумы в окружающем мире.

Возраст:

около трех лет.

Как работать с материалом.

Коробочки одной серии вынуты из ящика и поставлены на стол. Учитель берет коробочку, трясет ее вверх и вниз и внимательно прислушивается к шуму. Так ребенка обучают технике сотрясения. При повторении он закрывает глаза. Интерес ребенка будет привлечен к действию. Теперь учитель берет коробочки из другого ящика. Коробочки с красными крышками ставят с одной стороны стола, серию с голубыми крышками —с другой стороны. Так достигается более высокая концентрация. Он берет в руки по одной коробочке из каждой серии. Через поочередное сотрясение сравнивает их между собой. Выполнение задания. Если шумы обеих коробочек не совпадают, он ставит назад одну коробочку несколько в стороне от остальных. Упражнение повторяется с другими коробочками той же серии. Это продолжается до тех пор, пока не будет найдена коробочка с таким же шумом. Ставит пару выбранных так коробочек посредине между двумя сериями. Учитель продолжает, пока все коробочки не будут спарены. Учитель побуждает ребенка повторить упражнение, смешивает коробочки и затем предлагает ребенку работать, в то время как сам внимательно наблюдает за ним. Установление заключительной ситуации носит характер побуждения. С нетренированным ребенком упражнение ограничивают двумя, тремя или четырьмя парами.

Контроль над ошибками:

акустический или по маркировкам на нижней стороне коробочек.

Дальнейшие упражнения:

- отмечают одну коробочку. Ребенок выбирает из другой серии коробочку с таким же шумом;

- ребенок ставит серии коробочек на двух разных столах, берет одну коробочку, трясет ее и
ставит немного в стороне от серии. С помощью слуховой памяти он находит на другом столе
подходящую коробочку и упорядочивает их. Эту игру можно также провести как игру
партнеров друг с другом;

- коробочки одной серии раздают шести детям. Учитель трясет какую-либо коробочку из
другой серии. Ребенок, который держит коробочку с тем же шумом, приносит ее учителю;

- все 12 коробочек раздаются. Каждый ребенок слушает шум своей коробочки. Он старается
найти ребенка, у которого коробочка шумит точно так же;

— учитель выбирает из какой-либо серии коробочку с самым тихим, самым громким и промежуточным шумом. Он ставит их друг рядом с другом на стол. Добиваясь отчетливого звучания и сравнивая шумы, демонстрирует градации громкости. Следующие упражнения являются упражнениями на составление рядов. Прежде всего он ищет самый громкий, затем самый тихий шум и определяет средний, сравнивая его с двумя первыми шумами. Постоянное сравнение важно для понимания задачи. Оно предотвращает чисто механическое упорядочивание. Учитель проверяет еще раз, мешает коробочки снова и предлагает ребенку повторить показанное упражнение. Если ребенок научился классифицировать 3 коробочки, то можно одну за другой ввести остальные коробочки. Каждую новую коробочку сравнивают со всеми уже расклассифицированными коробочками и упорядочивают относительно них. Число коробочек для классификации определяется в зависимости от способностей и интереса ребенка;

- градация другой серии и сравнение ее с первой серией.

Контроль нал ошибками:

- построение ряда от громкого к тихому шуму;

- построение ряда от тихого к громкому шуму;

- построение ряда, начиная со среднего шума;

- в ряду две коробочки меняются местами друг с другом. Ребенок должен найти ошибку и восстановить нарушенный порядок.

Упражнение можно также провести как игру партнеров;

- коробочки расставляют по комнате. Учитель трясет какую-либо коробочку и просит ребенка принести ту, шум которой тише или громче;

- коробочки раздают шести детям. Ребенок, у которого коробочка с самым громким шумом, встает. Ребенок, шум коробочки которого несколько тише, встает рядом. Упражнение продолжается, пока не будет таким образом выстроен весь ряд,

Применение:

- игра, в которой ребенок с завязанными глазами должен угадать голос другого;

- игра, в которой нужно угадать направление, откуда исходит звук;

- ребенок издает шум руками, ногами или ртом. Другой ребенок должен угадать, чем именно первый издал шум. Ответ можно дать также через подражание. Эти упражнения дают возможность расширить словарный запас и узнать слова: шептать, прищелкивать, скрипеть, свистеть;

- учитель берет вещи из различных материалов. Он или ребенок с помощью этих вещей издают шум или звук. Другой ребенок должен угадать, чем и как произведен этот шум или звук.

Коробочки с запахами

Материал:

2 ящика, в каждом по 6 коробочек. Они наполнены остро пахнущими веществами, например, кофе, какао, приправами из гвоздики, корицы, аниса. Содержимое обоих ящиков соответствует друг другу.

Цель:

дифференциация с помощью обоняния.

Возраст:

около трех лет.

Как работать с материалом.

Учитель вынимает все коробочки из ящика, отвинчивает крышки и кладет их рядом. Затем берет коробочку в руку и четко показывает, как ее нюхают, вдыхая через нос. Ребенок повторяет действие учителя. Затем он нюхает все остальные коробочки, Учитель вынимает коробочки из второго ящика. Он держит в руках по одной коробочке из каждой серии, нюхает и сравнивает запахи, побуждает ребенка нюхать и сравнивать подобным же образом. Если запахи в двух коробочках различны, он отставляет одну коробочку в сторону и ищет до тех пор, пока не найдет коробочку с таким же запахом, что и во второй. Подходящие коробочки ставятся рядом друг с другом попарно. Так одна за другой спариваются все коробочки. Ребенок повторяет упражнение. При возвращении коробочек на место учитель показывает, какая крышка от какой коробочки. Чтобы не перепутать крышки, коробочки и крышки помечают. Этим можно предотвратить изменение запаха, которое происходит при перепутывании крышек.

Контроль над ошибками:

происходит при повторном сравнении.

Дальнейшие упражнения:

- позже можно проделать подобное упражнение с закрытыми глазами. При отсутствии зрительного восприятия возможности восприятия других органов чувств усиливаются;

- коробочки из одного ящика ставят на другой стол. Ребенок отмечает одну коробочку и приносит соответствующую коробочку с другого стола.

Применение:

- наполнить мешочки остро пахнущими травами, например, лавандой, тмином;

- во время спокойных игр или на прогулке определить, какие цветы пахнут, а какие нет;

- узнать по, внешнему виду растения, которые в высушенном виде находились в коробочках или в мешочках и с запахами которых дети ознакомились;

- разбить клумбу из трав;

- засушить травы;

- заварить чай из разных трав.

Ходьба по линии

Материал:

линия (полоса) шириной 3—4 сантиметра в форме эллипса, наклеенная или нарисованная на полу. Большой диаметр эллипса должен быть не менее 4 метров длиной. Подходящие предметы для ношения: наполненная подкрашенной водой бутылка или стакан, колокольчик, свеча, лучина, цветы. Проигрыватель, пластинка с музыкой без выраженного ритма.

Цель:

координация движений, тренировка равновесия. Сознательно прочувствовать собственное тело, испытать состояние внутреннего покоя через концентрацию.

Возраст:

около 3—6 лет.

Как работать с материалом.

Дети сидят вокруг эллипса. Они удалены от него настолько, чтобы не касаться его ногами. Упражнение предлагается детям, которые в этом заинтересованы и своим поведением выражают готовность к покою. На ногах у них легкая обувь или гимнастические тапочки. Сапоги или тяжелые ботинки мешают ребенку при целенаправленной ходьбе. Предметы для ношения видны детям и находятся поблизости от эллипса. Учитель один раз проходит по линии, стараясь при этом обратить внимание ребенка на постановку всей ступни вдоль линии и на естественность ходьбы. Пальцы ступни и каблук находятся на линии. На этом примере ребенок понимает ход упражнения. Затем учитель одного за другим называет детей по имени и просит каждого начать упражнение. Постепенно все дети группы принимают участие в упражнении. Наблюдая, учитель замечает трудности отдель

Наши рекомендации