Донецкий республиканский институт
ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Методические рекомендации
для педагогических работников образовательных организаций, педагогов-воспитателей организаций для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, педагогов дополнительного образования детей по организации профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в образовательных организациях Донецкой Народной Республики
Настоящие рекомендации подготовлены на основе законодательства Донецкой Народной Республики в области профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в целях упорядочения деятельности образовательных организаций по решению проблем безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
Содержание
1. Понятия, употребляемые в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
2. Основные задачи, принципы и функции образовательной организации в системе работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
3. Организация и порядок, ответственность и контроль ведения в образовательной организации учета обучающихся (воспитанников), находящихся в социально опасном положении.
4. Функции педагогов-воспитателей в организации деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся (воспитанников), учета обучающихся (воспитанников), находящихся в социально опасном положении в образовательной организации.
5. Профилактика самовольных уходов несовершеннолетних из детских учреждений.
6. Меры по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию несовершеннолетних.
7. Список рекомендованной литературы по профилактике безнадзорности, беспризорности, правонарушений среди несовершеннолетних.
8. Приложения.
Понятия, употребляемые в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних
В соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики в системе профилактики безнадзорности и правонарушений употребляются следующие основные понятия:
Несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.
Безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц.
Беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.
Несовершеннолетние с девиантным поведением – несовершеннолетние, имеющие отклоняющееся от нормы общественно опасное поведение.
Самовольный уход несовершеннолетнего - под самовольным уходом понимается тайное или явное оставление детского учреждения, при котором ребенок отсутствует в учреждении более 2-х часов без предупреждения, с ребенком нет связи, или информация о местонахождении ребенка известна, но разрешение на уход ребенком не было получено.
Меры по содействию физическому, интеллектуальному,
Психическому, духовному и нравственному развитию
Несовершеннолетних
Образовательные организации при проведении образовательных, культурно-массовых, спортивных, туристических и иных мероприятий с участием детей, организации детских оздоровительных лагерей разной направленности, досуговых площадок и других форм организации детского досуга, применяя меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, должны содействовать физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, руководствуясь статьей 7 Закона Донецкой Народной Республики «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», а именно следующими положениями:
1. На территории Донецкой Народной Республики не допускается:
Ø нахождение несовершеннолетних в местах, пребывание в которых может причинить вред здоровью несовершеннолетних, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию;
Ø нахождение несовершеннолетних в ночное время в общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), ответственных лиц.
Ø нахождение несовершеннолетних, обучающихся в образовательной организации, без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) в учебное время в местах, предназначенных для обеспечения доступа к сети Интернет, а также для развлечений, досуга, и других местах общего пользования, за исключением посещения указанных учреждений в рамках образовательной деятельности или проводимого образовательным учреждением мероприятия;
Ø употребление несовершеннолетними наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, курения табака;
Ø совершение несовершеннолетними правонарушений и антиобщественных действий.
2. Родители (лица, их заменяющие), ответственные лица принимают меры по недопущению нахождения в общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), родственников или ответственных лиц:
Ø несовершеннолетних в возрасте до 7 лет – круглосуточно;
Ø несовершеннолетних в возрасте от 7 до 14 лет – с 21 часа до 6 часов;
Ø несовершеннолетних в возрасте от 14 лет до достижения совершеннолетия – с 22 часов до 6 часов.
3. Родители (лица, их заменяющие), ответственные лица принимают меры по недопущению нахождения несовершеннолетних на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для реализации товаров сексуального характера, распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.
6. Родители (лица, их заменяющие), ответственные лица принимают меры по недопущению нахождения несовершеннолетних в местах, предназначенных для реализации только алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, и в иных местах, определенных с учетом культурных и местных традиций, пребывание в которых может причинить вред здоровью несовершеннолетних, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию.
7. Образовательные организации, иные органы и учреждения, осуществляющие профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также мероприятия по образованию, воспитанию, развитию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию несовершеннолетних, содействию их социальной адаптации и социальной реабилитации, при проведении образовательных, культурно-массовых, спортивных, туристических и иных мероприятий с участием детей письменно уполномочивают ответственных лиц на сопровождение несовершеннолетнего (группы несовершеннолетних).
Приложение 1
Законодательные и нормативно-правовые документы, регламентирующие вопросы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в Донецкой Народной Республике:
· Законы Донецкой Народной Республики «Об образовании» (постановление № Ш-233П-НС, опубликован 11.08.2015 г.), «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» (постановление Народного Совета 04.03.2016 г.), «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (постановление № 36-ІНС, опубликован 30.04.2015 г., действующая редакция по состоянию на 20.05.2015 г.), «О противодействии экстремистской деятельности» (постановление №I-185П-НС, опубликован 25.06.2015 г.), «О противодействии терроризму» (постановление № І-183П-НС, опубликован 25.06.2015 г.), «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию (постановление № №I-367П-НС, опубликован 04.11.2015 г.);
· Инструкция об организации и порядке ведения в образовательных организациях учета обучающихся (воспитанников), находящихся в социально опасном положении, утверждённая приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 15.12.2015 г. № 905;
· Концепция формирования здорового образа жизни детей и молодёжи Донецкой Народной Республики, утверждённая приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 03 августа 2016 года № 815;
· Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённая приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 04 апреля 2016 г. № 310;
· Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики, утверждённая приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 22.06.2015 г. № 94;
· План мероприятий Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики по противодействию терроризму и экстремизму в образовательных организациях, утверждённый приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 16.09.2016 г. № 931;
· План мероприятий Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики по профилактике правонарушений среди обучающихся, утверждённый приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 13.01.2017 года № 11;
· Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденное приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.04.2016 №338;
· Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дополнительного образования детей, утверждённый приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 26 июля 2016 г. № 793;
· Порядок проведения республиканских мероприятий с участием детей и обучающихся образовательных организаций, утверждённый приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 19.04.2016 г. № 379;
· Порядок организации профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием детей, лагерей с круглосуточным пребыванием детей, лагерей труда и отдыха и площадок досуга детей, утверждённый приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 19 апреля 2016 г. № 378;
· Рекомендации к ведению журнала планирования и учёта работы кружка образовательной организации (письмо Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 09 сентября 2016 г. № 4144 «О рекомендациях»);
· Временные гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима отдыха детей в лагерях с дневным пребыванием в период каникул, утверждённые приказом Министерства здравоохранения Донецкой Народной Республики от 18.05.2015 г. № 50;
· Письмо Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 21 декабря 2016 г. № 6309 «О направлении методических рекомендаций по применению экспертного инструментария оценки результатов практической деятельности педагогических работников организаций, осуществляющих и обеспечивающих образовательную деятельность».
Приложение 2
Форма 1-у
В Совет профилактики ________________
(название образовательной организации)
Представление
На постановку на учет
Фамилия___________________________
Имя _____________________ Отчество_________________________
Год рождения ________________________
Обучающийся (воспитанник) _____________ класса
За_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
а также по представлению____________________________________________
(соответствующих органов )
_________________________________________________________________
считаем необходимым
Ф.И.О. _________________________________________________________ обучающегося (воспитанника)_____ класса поставить на учет
Социальный педагог | / | / | ||
Классный руководитель | / | / | ||
Заместитель директора | / | / |
«_____»__________20 г.
ОЗНАКОМЛЕН:
_____________________________________/_____________/____________/
ФИО родителя (законного представителя) (подпись) (дата)
Форма 2-у
Учетная карточка обучающегося (воспитанника),
Форма 3-у
Утверждаю:
Заместитель директора по ВР
«__»____________20 г.
Индивидуальная программа
Форма 4-у
Индивидуальная карточка
социально-психологического сопровождения обучающегося (воспитанника) состоящего на учете
_________ класс Дата постановки на учет ______________________
ФИО _____________________________________________________________
Дата рождения ____________________ полных лет ______________________
Адрес места проживания ____________________________________________
__________________________________________________________________
Родители (ФИО, место работы):
Мать - ______________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________
Отец - ______________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Социальный статус (ребенка, семьи)__________________________________
_________________________________________________________________
Условия проживания ребенка ______________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В семье также проживают___________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________
(братья, сестры, бабушка, дедушка и т.д.)
Занятие обучающегося (воспитанника) в неурочное время (посещение кружков, хобби и т.д.) ____________________________________________
________________________________________________________________
Причина взятия на учет: ___________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Состоит ли на учете (в отделе по делам семьи и детей, подразделении органов внутренних дел и по какой причине, с какого времени) ___________
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Проводимая работа:
Дата | Описание проводимой работы | С кем проводилась работа (ребенок, члены семьи, педагоги) |
ПРИМЕЧАНИЕ:
Форма 5-у
В Совет профилактики
___________________________________ (название образовательного учреждения)
Представление
На снятие с учета
Фамилия ________________имя _____________отчество_______________
Год рождения _______________
обучающейся (воспитанник) _____________ класса
состоящего на учете_________________________________
(дата постановки, основание, причины)
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
В ходе проведения коррекционно-воспитательных мероприятий:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
с учетом мнения___________________________________________________
(ОВД, КДН, опеки и попечительства)
_______________________________________________________________________________________
считаем необходимым
Ф.И.О. ___________________________________________________________ обучающегося (воспитанника) _____ класса с внутришкольного учета снять.
ПРИЛОЖЕНИЕ: характеристика
Социальный педагог | / | / | ||
Классный руководитель | / | / | ||
Заместитель директора | / | / |
«_____»__________20 г.
ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Методические рекомендации
для педагогических работников образовательных организаций, педагогов-воспитателей организаций для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, педагогов дополнительного образования детей по организации профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в образовательных организациях Донецкой Народной Республики
Настоящие рекомендации подготовлены на основе законодательства Донецкой Народной Республики в области профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в целях упорядочения деятельности образовательных организаций по решению проблем безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
Содержание
1. Понятия, употребляемые в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
2. Основные задачи, принципы и функции образовательной организации в системе работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
3. Организация и порядок, ответственность и контроль ведения в образовательной организации учета обучающихся (воспитанников), находящихся в социально опасном положении.
4. Функции педагогов-воспитателей в организации деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся (воспитанников), учета обучающихся (воспитанников), находящихся в социально опасном положении в образовательной организации.
5. Профилактика самовольных уходов несовершеннолетних из детских учреждений.
6. Меры по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию несовершеннолетних.
7. Список рекомендованной литературы по профилактике безнадзорности, беспризорности, правонарушений среди несовершеннолетних.
8. Приложения.