Донецкий республиканский институт

ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Методические рекомендации

для педагогических работников образовательных организаций, педагогов-воспитателей организаций для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, педагогов дополнительного образования детей по организации профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в образовательных организациях Донецкой Народной Республики

Настоящие рекомендации подготовлены на основе законодательства Донецкой Народной Республики в области профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в целях упорядочения деятельности образовательных организаций по решению проблем безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.

Содержание

1. Понятия, употребляемые в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.

2. Основные задачи, принципы и функции образовательной организации в системе работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

3. Организация и порядок, ответственность и контроль ведения в образовательной организации учета обучающихся (воспитанников), находящихся в социально опасном положении.

4. Функции педагогов-воспитателей в организации деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся (воспитанников), учета обучающихся (воспитанников), находящихся в социально опасном положении в образовательной организации.

5. Профилактика самовольных уходов несовершеннолетних из детских учреждений.

6. Меры по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию несовершеннолетних.

7. Список рекомендованной литературы по профилактике безнадзорности, беспризорности, правонарушений среди несовершеннолетних.

8. Приложения.

Понятия, употребляемые в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних

В соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики в системе профилактики безнадзорности и правонарушений употребляются следующие основные понятия:

Несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.

Безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц.

Беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.

Несовершеннолетние с девиантным поведением – несовершеннолетние, имеющие отклоняющееся от нормы общественно опасное поведение.

Самовольный уход несовершеннолетнего - под самовольным уходом понимается тайное или явное оставление детского учреждения, при котором ребенок отсутствует в учреждении более 2-х часов без предупреждения, с ребенком нет связи, или информация о местонахождении ребенка известна, но разрешение на уход ребенком не было получено.

Меры по содействию физическому, интеллектуальному,

Психическому, духовному и нравственному развитию

Несовершеннолетних

Образовательные организации при проведении образовательных, культурно-массовых, спортивных, туристических и иных мероприятий с участием детей, организации детских оздоровительных лагерей разной направленности, досуговых площадок и других форм организации детского досуга, применяя меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, должны содействовать физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, руководствуясь статьей 7 Закона Донецкой Народной Республики «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», а именно следующими положениями:

1. На территории Донецкой Народной Республики не допускается:

Ø нахождение несовершеннолетних в местах, пребывание в которых может причинить вред здоровью несовершеннолетних, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию;

Ø нахождение несовершеннолетних в ночное время в общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), ответственных лиц.

Ø нахождение несовершеннолетних, обучающихся в образовательной организации, без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) в учебное время в местах, предназначенных для обеспечения доступа к сети Интернет, а также для развлечений, досуга, и других местах общего пользования, за исключением посещения указанных учреждений в рамках образовательной деятельности или проводимого образовательным учреждением мероприятия;

Ø употребление несовершеннолетними наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, курения табака;

Ø совершение несовершеннолетними правонарушений и антиобщественных действий.

2. Родители (лица, их заменяющие), ответственные лица принимают меры по недопущению нахождения в общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), родственников или ответственных лиц:

Ø несовершеннолетних в возрасте до 7 лет – круглосуточно;

Ø несовершеннолетних в возрасте от 7 до 14 лет – с 21 часа до 6 часов;

Ø несовершеннолетних в возрасте от 14 лет до достижения совершеннолетия – с 22 часов до 6 часов.

3. Родители (лица, их заменяющие), ответственные лица принимают меры по недопущению нахождения несовершеннолетних на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для реализации товаров сексуального характера, распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.

6. Родители (лица, их заменяющие), ответственные лица принимают меры по недопущению нахождения несовершеннолетних в местах, предназначенных для реализации только алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, и в иных местах, определенных с учетом культурных и местных традиций, пребывание в которых может причинить вред здоровью несовершеннолетних, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию.

7. Образовательные организации, иные органы и учреждения, осуществляющие профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также мероприятия по образованию, воспитанию, развитию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию несовершеннолетних, содействию их социальной адаптации и социальной реабилитации, при проведении образовательных, культурно-массовых, спортивных, туристических и иных мероприятий с участием детей письменно уполномочивают ответственных лиц на сопровождение несовершеннолетнего (группы несовершеннолетних).

Приложение 1

Законодательные и нормативно-правовые документы, регламентирующие вопросы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в Донецкой Народной Республике:

· Законы Донецкой Народной Республики «Об образовании» (постановление № Ш-233П-НС, опубликован 11.08.2015 г.), «О внесении изменений в Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» (постановление Народного Совета 04.03.2016 г.), «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (постановление № 36-ІНС, опубликован 30.04.2015 г., действующая редакция по состоянию на 20.05.2015 г.), «О противодействии экстремистской деятельности» (постановление №I-185П-НС, опубликован 25.06.2015 г.), «О противодействии терроризму» (постановление № І-183П-НС, опубликован 25.06.2015 г.), «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию (постановление № №I-367П-НС, опубликован 04.11.2015 г.);

· Инструкция об организации и порядке ведения в образовательных организациях учета обучающихся (воспитанников), находящихся в социально опасном положении, утверждённая приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 15.12.2015 г. № 905;

· Концепция формирования здорового образа жизни детей и молодёжи Донецкой Народной Республики, утверждённая приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 03 августа 2016 года № 815;

· Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённая приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 04 апреля 2016 г. № 310;

· Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодёжи Донецкой Народной Республики, утверждённая приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 22.06.2015 г. № 94;

· План мероприятий Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики по противодействию терроризму и экстремизму в образовательных организациях, утверждённый приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 16.09.2016 г. № 931;

· План мероприятий Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики по профилактике правонарушений среди обучающихся, утверждённый приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 13.01.2017 года № 11;

· Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденное приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 07.04.2016 №338;

· Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дополнительного образования детей, утверждённый приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 26 июля 2016 г. № 793;

· Порядок проведения республиканских мероприятий с участием детей и обучающихся образовательных организаций, утверждённый приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 19.04.2016 г. № 379;

· Порядок организации профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием детей, лагерей с круглосуточным пребыванием детей, лагерей труда и отдыха и площадок досуга детей, утверждённый приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 19 апреля 2016 г. № 378;

· Рекомендации к ведению журнала планирования и учёта работы кружка образовательной организации (письмо Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 09 сентября 2016 г. № 4144 «О рекомендациях»);

· Временные гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима отдыха детей в лагерях с дневным пребыванием в период каникул, утверждённые приказом Министерства здравоохранения Донецкой Народной Республики от 18.05.2015 г. № 50;

· Письмо Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 21 декабря 2016 г. № 6309 «О направлении методических рекомендаций по применению экспертного инструментария оценки результатов практической деятельности педагогических работников организаций, осуществляющих и обеспечивающих образовательную деятельность».

Приложение 2

Форма 1-у

В Совет профилактики ________________

(название образовательной организации)

Представление

На постановку на учет

Фамилия___________________________

Имя _____________________ Отчество_________________________

Год рождения ________________________

Обучающийся (воспитанник) _____________ класса

За_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

а также по представлению____________________________________________

(соответствующих органов )

_________________________________________________________________

считаем необходимым

Ф.И.О. _________________________________________________________ обучающегося (воспитанника)_____ класса поставить на учет

Социальный педагог   /   /
Классный руководитель   /   /
Заместитель директора   /   /

«_____»__________20 г.

ОЗНАКОМЛЕН:

_____________________________________/_____________/____________/

ФИО родителя (законного представителя) (подпись) (дата)

Форма 2-у

Учетная карточка обучающегося (воспитанника),

Форма 3-у

Утверждаю:

Заместитель директора по ВР

«__»____________20 г.

Индивидуальная программа

Форма 4-у

Индивидуальная карточка

социально-психологического сопровождения обучающегося (воспитанника) состоящего на учете

_________ класс Дата постановки на учет ______________________

ФИО _____________________________________________________________

Дата рождения ____________________ полных лет ______________________

Адрес места проживания ____________________________________________

__________________________________________________________________

Родители (ФИО, место работы):

Мать - ______________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________

Отец - ______________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Социальный статус (ребенка, семьи)__________________________________

_________________________________________________________________

Условия проживания ребенка ______________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В семье также проживают___________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________

(братья, сестры, бабушка, дедушка и т.д.)

Занятие обучающегося (воспитанника) в неурочное время (посещение кружков, хобби и т.д.) ____________________________________________

________________________________________________________________

Причина взятия на учет: ___________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Состоит ли на учете (в отделе по делам семьи и детей, подразделении органов внутренних дел и по какой причине, с какого времени) ___________

__________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Проводимая работа:

Дата Описание проводимой работы С кем проводилась работа (ребенок, члены семьи, педагоги)
     
     
     

ПРИМЕЧАНИЕ:

Форма 5-у

В Совет профилактики

___________________________________ (название образовательного учреждения)

Представление

На снятие с учета

Фамилия ________________имя _____________отчество_______________

Год рождения _______________

обучающейся (воспитанник) _____________ класса

состоящего на учете_________________________________

(дата постановки, основание, причины)

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

В ходе проведения коррекционно-воспитательных мероприятий:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

с учетом мнения___________________________________________________

(ОВД, КДН, опеки и попечительства)

_______________________________________________________________________________________

считаем необходимым

Ф.И.О. ___________________________________________________________ обучающегося (воспитанника) _____ класса с внутришкольного учета снять.

ПРИЛОЖЕНИЕ: характеристика

Социальный педагог   /   /
Классный руководитель   /   /
Заместитель директора   /   /

«_____»__________20 г.

ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Методические рекомендации

для педагогических работников образовательных организаций, педагогов-воспитателей организаций для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, педагогов дополнительного образования детей по организации профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в образовательных организациях Донецкой Народной Республики

Настоящие рекомендации подготовлены на основе законодательства Донецкой Народной Республики в области профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних в целях упорядочения деятельности образовательных организаций по решению проблем безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.

Содержание

1. Понятия, употребляемые в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.

2. Основные задачи, принципы и функции образовательной организации в системе работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

3. Организация и порядок, ответственность и контроль ведения в образовательной организации учета обучающихся (воспитанников), находящихся в социально опасном положении.

4. Функции педагогов-воспитателей в организации деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся (воспитанников), учета обучающихся (воспитанников), находящихся в социально опасном положении в образовательной организации.

5. Профилактика самовольных уходов несовершеннолетних из детских учреждений.

6. Меры по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию несовершеннолетних.

7. Список рекомендованной литературы по профилактике безнадзорности, беспризорности, правонарушений среди несовершеннолетних.

8. Приложения.

Наши рекомендации