Занятие № 7 «Ориентировка детей по дням недели и временам года»
Ориентировка во времени
Цель занятия
Упражнять в ориентировке на листе бумаги; учить задавать вопросы, используя слова: «сколько», «слева», «справа», «внизу», «вверху»; упражнять в счете в пределах десяти; в названии последовательности дней недели; познакомить с названием следующего месяца.
Материалы
Для воспитателя: набор карточек с цифрами и набор карточек с кружками в пределах семи, листочки от календаря за предыдущий месяц, сложенные по неделям.
Для детей: по одной карточке, на которой в ряд изображены три картинки с предметами, по-разному расположенными, набор фишек.
Ход занятия
Сидя за столом
Перед детьми (разбиты на пары) карточка, фишки. Воспитатель предлагает сначала рассмотреть картинки: «Представьте себе, что один из вас „учитель". Он будет задавать вопросы, а другой отвечать на них. Сначала выберем „учителя". Потрите свои руки, сожмите их в кулаки и на счет „три" покажите пальцы, десять пальцев показывать нельзя.
Кто больше покажет пальчиков, тот начинает задавать вопросы по картинке. Раз, два, три».
Дети прикладывают пальцы друг к другу и определяют, кто их них начинает. Воспитатель, подходя к паре детей, выясняет, насколько у кого больше.
После этого напоминает, какие слова должны быть в вопросах: «На какой картинке слева находятся...? На какой картинке справа находятся...? Что слева от...?»
За каждый вопрос дети получают фишку. Воспитатель подходит к детям, уточняет их вопросы и ответы. Подбадривает тех, кто испытывает затруднения. В конце работы спрашивает, кто задал больше вопросов.
Поиграем
«Отгадай число»
Дети сидят на стульях, стоящих полукругом. По считалке выбирается ведущий.
На златом крыльце сидели: Царь, царевич, Король, королевич, Сапожник, портной. Кто ты будешь такой?
Ведущий задумывает любое число в пределах десяти и на ухо говорит его воспитателю. Играющие при помощи вопросов, на которые ведущий может ответить только «да» или «нет», должны отгадать это число. Например, задумано число пять. «Оно больше четырех?» - «Да». - «Оно меньше шести?» - «Да». - «Это число пять?» - «Да».
После того как число отгадано, ведущим становится игрок, который его отгадал.
«Неделька, стройся» (усложненный вариант)
На столе в беспорядке лежат перевернутые карточки с кружками. Дети по сигналу берут карточки со стола. Ищут своих партнеров, т. е. подбирают карточку с кружками к цифре, выстраиваются по порядку. Дети, которые остались без карточек, проверяют, правильно ли подобраны пары, и дают им задания:
выходят дни недели, которые стоят после четверга (выходят дети с цифрами пять, шесть, семь);
выходит день, который обозначает понедельник;
выходит день, который стоит после вторника. Игра проходит в быстром темпе.
Воспитатель. Какой месяц сейчас? (Февраль.) Правильно. Мы прожили еще один месяц в новом году. (Показывает листочки календаря.) Покажите, сколько дней в неделе?
А сколько дней в месяце? (Дети разводят руки в стороны.)
Давайте посчитаем, сколько недель в этом месяце. (Четыре недели.) «А в каком месяце больше дней: в январе или в феврале? Как узнать? Что для этого нужно сделать?»
Это делается без счета. Выкладываются листочки календаря: один месяц под другим. И таким образом, определяется, в каком месяце больше дней. Затем воспитатель предлагает вспомнить пословицы про февраль. Если дети затрудняются, сам называет их.
«В феврале зима с весной встретятся впервой.
Как февраль ни злись, а ты, март, ни хмурься, а весною пахнет!»
Воспитатель. Кто знает, как называется следующий месяц?
Если дети испытывают затруднения, спросите у них, в каком месяце отмечают женский день. (В марте.) Значит, какой месяц следующий? (Март.)
Советы воспитателю
Внесите в игровой уголок волчки. Пусть дети учатся их раскручивать сначала одной рукой, потом другой. Проведите игру «Чей волчок дольше крутится».
С помощью оригами сделайте птичку, она понадобится на следующем занятии.
Дидактический материал
Игры и упражнения для формирования представлений о времени.
Части суток.