Параметры печатного (рукописного) листа

Страницы текста самостоятельной работы, и включенные в неё приложения, таблицы и распечатки должны соответствовать стандартному формату листа А4 (210 х 297 мм).

Самостоятельная работа может быть выполнена, либо рукописным (допускается написание от руки пастой синего цвета), либо машинописным способом на одной стороне листа белой бумаги через полтора интервала и 14 кеглем, шрифтом Times New Roman. Работа должна иметь равномерную плотность, контрастность и чёткость по всему документу. Названия глав, разделов допускается делать 16 кеглем. В таблицах допускается 12 кегль.

Самостоятельную работу следует печатать, соблюдая следующие параметры страницы, см: левое – 3 см, правое – 1,5 см, верхнее – 2 см, нижнее – 2. Отступы основного текста работы «слева» и «справа», а также интервал «перед» и «после» должны соответствовать «0».

Красная строка (абзацный отступ) должен составлять 1,25 см от края листа. Не допускается оформление абзацного отступа табулятором или пробелами.

На страницах самостоятельной работы необходимо использовать книжную ориентацию текста. Исключения допускаются лишь при объемных таблицах, которые никак нельзя разместить в книжном варианте и в данном случае применяется альбомная ориентация страницы. Выравнивание основного текста по ширине.

Объем самостоятельной работы: 20–25 страниц. Титульная страница размещается на 1 странице. Содержание желательно умещать также на 1 странице. Введение и заключение составляют до 20% от общего объёма работы, т.е. введение и заключение должно быть в пределах 0,5–1 страницы от общего объема работы. Основная часть самостоятельной работы составляет до 80% от общего объема работы, а в страницах объем составляет 12 и более страниц. Список литературы, с учетом количества источников может быть от 1 до 2 страниц от общего объема работы. В конце самостоятельной работы желательно включать приложения, и от общего объема работы они могут составлять до 3 страниц.

Листы самостоятельной работы должны быть скреплены надлежащим образом. Допускается брошюровка, скрепление скоросшивателем, использование папок с файлами и т.д.

Нумерация листов

Все страницы самостоятельной работы нумеруются, начиная с титульного листа, номер на титульной странице при этом не ставится, но титульный лист включают в общую нумерацию страниц реферата.

Страницы реферата следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту отчета. Номер страницы проставляют справа листа в нижнем поле без точки в конце. По согласованию с ведущим преподавателем или с преподавателем, от которого получено задание, студент может проставлять нумерацию по центру листа.

Нумерация делается следующим образом: «Вставка», «Номер страницы», «Внизу страницы», «Простой номер 2», нумерация внизу справа (или «Простой номер 3» посередине).

Нумерация библиографического списка — сплошная от первого до последнего названия.

Цитирование

При изложении материала обязательно должны следовать ссылки на авторов, чьи данные приводите в тексте. При ссылке на какой-нибудь источник литературы необходимо указывать фамилию автора и в скобках год издания литературного источника. Например, «по данным Хомякова В.М. (2013), аналогичные данные приводит Крикунов И.М. (1993)». Возможен и другой вариант ссылок: вначале автор самостоятельной работы печатает текст из литературного источника, а в конце в скобках указывает автора и год издания литературного источника. Например, «Самые частые ошибки в основной части доклада — выход за пределы рассматриваемых вопросов (Иванов И.И., 2004)». Подробно описывать методику проведения тех или иных опытов и наблюдений не следует.

В случае если автор самостоятельной работы использует цитаты из литературных источников, то он должен выполнять следующие требования:

— текст цитаты заключается в кавычки;

— цитирование должно быть полным без произвольного сокращения;

— каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник.

Библиография

Список использованной литературы или библиографический список оформляется в соответствии с ГОСТом 7.1–2003, введенным в действие с 1 июля 2004 года.

Используются следующие способы построения библиографических списков: по алфавиту фамилий авторов или заглавий, по тематике, по видам изданий, по характеру содержания, списки смешанного построения.

Список литературы оформляется в алфавитной последовательности и включает весь объём изученных автором статей, справочных и иных материалов. Все цитаты и любые сведения (мнения специалистов, цифры, факты, и пр.), почерпнутые из литературных источников, должны иметь свои ссылки или сноски.

При выполнении реферата по источнику на иностранном языке фамилии, названия учреждений, организаций, фирм, названия изделий и другие собственные имена в тексте реферата приводят на языке оригинала.

Библиографическое описание представляет собой составленный по определенным правилам перечень сведений о каждом источнике. К этим сведениям при описании книги относятся:

• фамилия и инициалы автора (авторов);

• заглавие;

• вид литературного источника (учебник, учебное пособие, монография);

• место издания, издательство, год издания;

• количество страниц.

При описании статьи из периодического издания (журнала, газеты) необходимы следующие сведения:

• фамилия и инициалы автора статьи (авторов, если они указаны);

• заглавие статьи;

• название периодического издания;

• год выпуска периодического издания, его номер;

• страницы, на которых помещена статья.

Приложение

Материал, дополняющий текст реферата, допускается помещать в приложении. Приложение оформляют как продолжение данного документа, на последующих его листах.

В тексте документа на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте реферата, за исключением информационного приложения «Библиография», которое располагается последним.

Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху страницы права слова «Приложение» и его обозначение.

Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.

Сокращения

В целях обеспечения компактности реферата можно применять сокращение слов и словосочетаний, пропуск части элемента, объединение различных записей в одну запись и другие приемы сокращения.

Сокращению подлежат различные части речи. При сокращении слов применяют усечение, стяжение или сочетание этих приемов. Вне зависимости от используемого приема при сокращении должно оставаться не менее двух букв. Сокращение слова до одной начальной буквы допускается только для общепринятых сокращений и отдельных слов. В общепринятых сокращениях физических величин и аббревиатур точка в конце не ставится. В остальных случаях в конце сокращения ставится точка.

Допускаются следующие сокращения в самостоятельной работе: год — г, то есть – т.е., и так далее – и т.д., и другие – и др., смотри – см., годы – гг., страница – с, область – обл., таблица – табл., рисунок – рис., высшее учебное заведение – вуз, сантиметр – см, килограмм – кг, век – в.

Внутри предложений не сокращают слова «и другие», «так как».

Главным условием сокращения слов является однозначность их понимания и обеспечение расшифровки сокращенных слов. Не следует сокращать слова в тех случаях, когда это может исказить или сделать неясным смысл текста описания, затруднить его понимание. Не допускается сокращать любые заглавия в любой области и общее обозначение материала.

В случае необходимости обозначения своего сложного термина аббревиатурой, ее следует указывать сразу же после данного термина в скобках, например, бюджетно-налоговая политика (БНП). Сокращения слов в библиографическом описании оформляют в соответствии с ГОСТ Р 7.0.12–2011, который устанавливает общие требования и правила сокращения слов и словосочетаний, а также особые случаи сокращения слов, часто встречающихся в библиографической записи.

РАЗДЕЛ 3.

3. Порядок защиты самостоятельной работы

Самостоятельная работа рецензируется преподавателем с целью определения умения излагать концептуальное видение проблемы по заданной тематике. При рецензировании самостоятельной работы выявляется степень обоснованности аргументов и обобщений (полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы, логичность и последовательность изложения материала, конкретность аргументации и системы доказательств, характер и достоверность примеров, иллюстрированного материала, широта кругозора автора, наличие знаний интегрированного характера, способность к общению). Объективность оценки предусматривает отражение как положительных, так и отрицательных сторон работы. Работа сдается в срок, определяемый научным руководителем (преподавателем), с учетом графика учебного процесса. При оценке работы как «неудовлетворительно» она возвращается студенту на доработку с замечаниями и указаниями преподавателя.

3.1. Критерии оценки самостоятельной работы по разделам

Защита самостоятельной работы проходит во время семинарского (практического) занятия в академической группе. После обсуждения на занятии самостоятельной работы, она оценивается преподавателем.

Рассмотрим основные критерии оценки самостоятельной работы.

Введение. Критериями оценки введения служат: наличие обоснования выбора темы, её актуальности; наличие сформулированных целей и задач работы; наличие характеристики первоисточников.

Основная часть. В основной части рецензент обращает внимание на такие критерии, как структурирование материала по разделам, параграфам, абзацам; наличие заголовков к частям текста и их удачность; проблемность и разносторонность в изложении материала; выделение в тексте основных понятий и терминов, их толкование; наличие примеров, иллюстрирующих творческие положения.

Заключение. В заключении актуальными для рецензирования критериями являются наличие выводов по результатам анализа и выражение своего мнения по проблеме.

Кроме основных критериев оценки самостоятельной работы, при оценке работы учитывают ее оформление, а также характер защиты.

Оформление работы складывается из следующих параметров:

– соответствие темы работы содержанию;

– наличие чётких целей и задач;

– новизна взгляда;

– достаточность и современность привлечённых к рассмотрению источников;

– актуальность;

– логичность построения;

– анализ работы;

– методическая корректность;

– нетривиальность суждений;

– раскрытие темы в содержании работы;

– практическая значимость;

– правильность оформления;

– стиль работы и оформление.

3.2. Защита самостоятельной работы

Важным моментом в работе с самостоятельной работой является ее защита. Время защиты 5–10 минут. Защита начинается с формулировки темы. Тема выступления не должна быть перегруженной, так как охват большого количества вопросов приведет к их беглому перечислению, к декларативности вместо глубокого анализа.

Защита самостоятельной работы основана на свободном владении материалом; глубине знаний по теме; наличие наглядного материала; умение отвечать на вопросы преподавателя; использование широкого понятийного аппарата; ораторское искусство и артистизм докладчика; обоснованность выводов.

В ходе выступления участник обосновывает выбор темы, информирует о целях и задачах работы, знакомит с теоретическими и практическими исследованиями по данной проблеме, излагает собственное ведение решения проблемы, делает аргументированные выводы, отвечает на поставленные вопросы. Достоинством к защите самостоятельной работы служат наглядные материала (компьютерные презентации, иллюстрации, схемы, таблицы, диаграммы).

Само выступление должно состоять из трех частей — вступления (10–15% общего времени), основной части (70–80%) и заключения (10–15%).

Вступление включает в себя представление авторов (фамилия, имя отчество, при необходимости место учебы/работы, статус), название работы, расшифровку подзаголовка с целью точного определения содержания выступления, четкое определение стержневой идеи. Стержневая идея работы понимается как основной тезис, ключевое положение. Стержневая идея дает возможность задать определенную тональность выступлению.

Сформулировать основной тезис означает ответить на вопрос, зачем говорить (цель) и о чем говорить (средства достижения цели).

Требования к основному тезису выступления:

– фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели выступления;

– суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться в кратковременной памяти;

– мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия.

План развития основной части должен быть ясным. Должно быть отобрано оптимальное количество фактов и необходимых примеров.

Если использование специальных терминов и слов, которые часть аудитории может не понять, необходимо, дать их краткую характеристику каждому из них, когда они употребляется в процессе презентации впервые.

В заключении необходимо сформулировать выводы, которые следуют из основной идеи (идей) выступления. Правильно построенное заключение способствует хорошему впечатлению от выступления в целом. В заключении имеет смысл повторить стержневую идею и, кроме того, вновь (в кратком виде) вернуться к тем моментам основной части, которые вызвали интерес слушателей.

После защиты рукописи и электронные версии самостоятельных работ сдаются преподавателю и хранятся на кафедре до конца семестра.

Оценка, полученная за самостоятельную работу, может быть учтена преподавателем при приёме экзаменов, зачётов.

Лучшие самостоятельные работы могут быть рекомендованы на студенческие конкурсы и конференции, для дальнейшей разработки этой темы с целью выполнения курсовой работы (проекта) и др.

РАЗДЕЛ 4.

4. Примерные фразы (клише) и темы для самостоятельных работ

4.1. Примерные фразы (клише) для самостоятельных работ

В тексте самостоятельной работы желательно использование некоторые фразы или «клише». Например, наиболее характерные клише:

Тема.

Самостоятельная работа посвящена такому актуальному вопросу, как…

Самостоятельная работа посвящена характеристике проблемы...

Самостоятельная работа посвящена анализу литературы...

В самостоятельной работе рассматривается (что?), говорится (о чем?), дается оценка, анализ (чего?), обобщается (что?).

Проблема.

В центре внимания автора находятся...

На первый план автором выдвигаются...

В своей работе автор ставит, затрагивает, освещает (следующие проблемы)... останавливается на следующих проблемах и т.д.

Актуальность темы.

Данная тема (проблема) представляет особую актуальность, так как...

Данная тема (проблема) чрезвычайно актуальна в последние годы...

Данная тема (проблема) привлекает внимание многих ученых…

Наши рекомендации