Занятие 4. Информационное моделирование

Форма: семинар - практикум.

Количество часов: 4 часа.

Вопросы для обсуждения

1. Моделирование сложных систем.

2. Моделирование образовательных процессов и систем.

3. Информационное моделирование.

Литература

1. Акулова, Е.Ф.Современные проблемы науки и образования : учеб.- метод. пособие / Е.Ф. Акулова; ТГУ ; Пед. фак. ; каф. «Дошк. педагогика и психология». - ТГУ. - Тольятти : ТГУ, 2009. - 51 с.

2. Гусинский, Э.Н. Современные образовательные теории: учеб.-метод. пособие для вузов / Э.Н. Гусинский, Ю.И. Турчанинова ; редсовет: Т. Шанин (пред.) [и др.]. - М.: Унив. книга, 2004. - 255 с.

3. Езопова, С.А. Менеджмент в дошкольном образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений./ С.А. Езопова - М: Изд.центр «Академия», 2003. -320 с.

4. Ильина, Н.Ф. Современные проблемы науки и образования Учебно-методическое пособие. / Н.Ф. Ильина - Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева; ККИПК РО, 2012. - 97 с.

5. Муравьева, Г.Е. Современные проблемы науки и образования: учеб. пособие для магистрантов направления подготовки Педагогическое образование. / Г.Е. Муравьева. – Шуя: Изд.-во Шуйского филиала ИВгу, 2014.

6. Педагогика : Педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для вузов / И. Б. Котова [и др.] ; под ред. С. А. Смирнова. - 4-е изд., испр. ; Гриф МО. - М. : Академия, 2003. - 510 с. - (Высш. образование).

7. Педагогика: Педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для вузов / И.Б. Котова [и др.] ; Под ред. С. А. Смирнова. - 4-е изд., испр. - М. : Академия, 2001. - 511 с.

8. Педагогическое образование в университете: Контекстно-биограф. подход: Монография / А.Л. Гавриков и др.; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород : НовГУ , 2001. - 299 с.

Учебно-исследовательские задания

Задание 1. Подготовьте доклад по теме: «Основные понятия информационного моделирования, его структура и элементы. При подготовке докладов необходимо, раскрыть следующие вопросы:Моделирование какхарактерная черта теоретического мышления. Виды моделей (материальные (вещественные, реальные); образные; знаковые (математические формулы и др.). Процесс моделирования и его элементы (субъект, объект исследования, модель, определяющая отношения познающего субъекта и познаваемого объекта). Этапы построения модели.

Задание 2. Подготовьте доклад с презентацией в рамках проблемы «Взаимодействие функциональной, прикладной и вузовской науки». В докладе необходимо раскрыть сущность науки и высшего образования; роль науки в обществе; основные тенденции взаимодействия науки; взаимодействие как категория.

Занятие 5. Международная стандартная классификация образования и сущностное определение высшего образования

Форма: проблемный семинар.

Количество часов: 2 часа.

Вопросы для обсуждения

1. Тенденции развития образования в мире.

2. Болонская декларация как построение единого европейского образовательного пространства всех стран.

3. Европейская квалификационная рамка.

4. Стандарты профессиональной деятельности в области образования.

Литература

1. Байденко, В.И. Болонский процесс: Структурная реформа высшего образования Европы. / В.И. Байденко. – М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. – 128 с.

2. Богословский, В.И. Академическая мобильность: реализация в Болонском процессе. Методическое пособие для студентов. / В.И. Богословский, С.А. Писарева, А.П. Тряпицына - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007.

3. Богословский, В.И. Академические степени в странах – участницах Болонского процесса: Информационные материалы для студентов. / В.И. Богословский, С.А. Писарева, А.П. Тряпицына - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007.

4. Вульфсон, Б.Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века. / Б.Л. Вульфсон - М.: Издательство УРАО, 1999.

5. Гретченко, А.И. Болонский процесс: интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство. / А.И. Гретченко, А.А. Гретченко. – М.: КНОРУС, 2009.

6. Ильина, Н.Ф. Современные проблемы науки и образования Учебно-методическое пособие. / Н.Ф. Ильина - Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева; ККИПК РО, 2012. - 97 с.

7. Муравьева, Г.Е. Современные проблемы науки и образования: учеб. пособие для магистрантов направления подготовки Педагогическое образование. / Г.Е. Муравьева. – Шуя: Изд.-во Шуйского филиала ИВгу, 2014.

8. Салми, Дж. Создание университетов мирового класса. / Дж. Салми – М.: Изд-во «Весь мир», 2009.

9. Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. / В.В. Сериков. – М., 1999.

10. Шпаковская, Л.Л. Политика высшего образования в Европе и России. / Л.Л. Шпаковская – СПб.: Норма, 2007

Учебно-исследовательские задания

Задание 1. Составьте аннотированный каталог литературы по теме: «Модернизация российского образования и реализация мероприятий Болонского процесса. Каталог литературы представляется строго по алфавиту, оформляется в соответствии с ГОСТом, основная часть литературы должна быть издана в течение последних 5 лет. К каждому источнику каталога должна прилагаться краткая аннотация содержания предлагаемого источника.

Задание 2. Подготовьте доклад с презентацией по теме «Меморандум непрерывного образования Европейского Союза» (приложение 2.) В презентации следует отразить цель Меморандума; главную идея нового подхода; цели непрерывного образования; виды образовательной деятельности; шесть ключевых принципов непрерывного образования.

Занятие 6. Современная стратегия обновления и развития образования. Вхождение России в мировое образовательное пространство

Форма: семинар - практикум.

Количество часов: 2 часа.

Вопросы для обсуждения

1. Стратегия развития современной российской образовательной политики.

2. Национальные проекты в области образования.

3. Образовательные стандарты общего среднего и высшего образования.

Литература

1. Бегун, В. .Образование в России : Словарь-справочник / В. Бегун, Г. Ляйкауф. - М.: Флинта : Наука, 2001. - 110 с. 1

2. Белозерцев, Е.П. Образование : историко-культурный феномен: курс лекций / Е.П. Белозерцев. - СПб. : Юрид. центр Пресс, 2004. - 702 с.

3. Ильина, Н.Ф. Современные проблемы науки и образования Учебно-методическое пособие. / Н.Ф. Ильина - Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева; ККИПК РО, 2012. - 97 с.

4. Кондракова, И.Э. Гуманитарные ориентиры образовательной политики и государственно-общественного управления в сфере школьного образования: научно-методические материалы. / И.Э. Кондракова, Н.М. Федорова – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008.

5. Купцов, В.И. Образование, наука, мировоззрение и глобальные вызовы XXI века. / В.И. Купцов – СПб.: Алетейя, 2009.

6. Муравьева, Г.Е. Современные проблемы науки и образования: учеб. пособие для магистрантов направления подготовки Педагогическое образование. / Г.Е. Муравьева. – Шуя: Изд.-во Шуйского филиала ИВгу, 2014.

7. Новиков, А.П. Профессиональное образование в России. / А.П. Новиков - М., 1997.

8. Российский вуз в европейском образовательном пространстве. Методическое пособие по организации опытно-экспериментальной работы в контексте идей Болонской декларации / Под ред. А.П. Тряпицыной. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007.

9. Шпаковская, Л.Л. Политика высшего образования в Европе и России. / Л.Л. Шпаковская – СПб.: Норма, 2007

Учебно-исследовательские задания

Задание 1. Разработайте презентацию по проблеме: «Национальные проекты в области образования». Тематика презентации может быть различной: «Национальный проект «Образование»; «Реализация национального проекта «Образование» на региональном уровне»; «Реализация национального проекта «Образование» на муниципальном уровне».

Занятие 7. Интеграция отечественной системы образования с мировым образовательным пространством

Форма: проблемный семинар.

Количество часов: 2 часа.

Вопросы для обсуждения

1. Модернизация российского образования и реализация мероприятий Болонского процесса.

2. Теория поликультурного образовательного пространства, сопряжение жизнедеятельности и образования.

3. Взаимосвязь основного и дополнительного образования.

4. Проблемы развития образовательной среды.

5. Сетевое взаимодействие учреждений.

Литература

1. Бегун, В. .Образование в России : Словарь-справочник / В. Бегун, Г. Ляйкауф. - М.: Флинта : Наука, 2001. - 110 с. 1

2. Белозерцев, Е.П. Образование : историко-культурный феномен: курс лекций / Е.П. Белозерцев. - СПб. : Юрид. центр Пресс, 2004. - 702 с.

3. Ильина, Н.Ф. Современные проблемы науки и образования Учебно-методическое пособие. / Н.Ф. Ильина - Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева; ККИПК РО, 2012. - 97 с.

4. Кондракова, И.Э. Гуманитарные ориентиры образовательной политики и государственно-общественного управления в сфере школьного образования: научно-методические материалы. / И.Э. Кондракова, Н.М. Федорова – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008.

5. Купцов, В.И. Образование, наука, мировоззрение и глобальные вызовы XXI века. / В.И. Купцов – СПб.: Алетейя, 2009.

6. Муравьева, Г.Е. Современные проблемы науки и образования: учеб. пособие для магистрантов направления подготовки Педагогическое образование. / Г.Е. Муравьева. – Шуя: Изд.-во Шуйского филиала ИВгу, 2014.

7. Новиков, А.П. Профессиональное образование в России. / А.П. Новиков - М., 1997.

8. Российский вуз в европейском образовательном пространстве. Методическое пособие по организации опытно-экспериментальной работы в контексте идей Болонской декларации / Под ред. А.П. Тряпицыной. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007.

9. Шпаковская, Л.Л. Политика высшего образования в Европе и России. / Л.Л. Шпаковская – СПб.: Норма, 2007

Учебно-исследовательские задания

Задание 1. Разработайте презентацию по теме «Концепция модернизация российского образования». В презентации необходимо отразить стратегическую цель государственной политики в области образования; задачи концепции; целевые ориентиры развития системы образования по годам.

Задание 2. Законспектируйте основные положения концепции сетевого взаимодействия учреждений общего, профессионального и дополнительного образования по обеспечению элективных и профильных курсов в системе профильного обучения.

Занятие 8. Международные системы оценки качества образования

Форма: семинар – «круглый стол».

Количество часов: 2 часа.

Вопросы для обсуждения

1. Сравнительный обзор международного опыта оценки качества высшего образования.

2. Система оценки качества российского образования.

3. Единый государственный экзамен.

Литература

1. Богословский, В.И. Академическая мобильность: реализация в Болонском процессе. Методическое пособие для студентов. / В.И. Богословский, С.А. Писарева, А.П. Тряпицына - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007.

2. Богословский, В.И. Академические степени в странах – участницах Болонского процесса: Информационные материалы для студентов. / В.И. Богословский, С.А. Писарева, А.П. Тряпицына - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007.

3. Ильина, Н.Ф. Современные проблемы науки и образования Учебно-методическое пособие. / Н.Ф. Ильина - Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева; ККИПК РО, 2012. - 97 с.

4. Муравьева, Г.Е. Современные проблемы науки и образования: учеб. пособие для магистрантов направления подготовки Педагогическое образование. / Г.Е. Муравьева. – Шуя: Изд.-во Шуйского филиала ИВгу, 2014.

Учебно-исследовательские задания

Задание 1.Разработайте доклад по проблеме «Единый государственный экзамен». В докладе представьте основные сведения о ЕГЭ: определение; участники ЕГЭ; предметы ЕГЭ; сроки проведения; предметы ЕГЭ; результаты проведения; положительные и отрицательные стороны ЕГЭ.

Задание 2. В таблице представьте системы оценки качества образования стран Европы и Азии.

Занятие 9. Новые формы обучения в контексте с мировым образовательным стандартом

Форма: семинар - диспут.

Количество часов: 2 часа.

Вопросы для обсуждения

1. Характеристика международного образовательного пространства.

2. Новые формы обучения в контексте с мировым образовательным стандартом.

3. Дистанционное образование.

Литература

1. Бегун, В. .Образование в России : Словарь-справочник / В. Бегун, Г. Ляйкауф. - М.: Флинта : Наука, 2001. - 110 с.

2. Белозерцев, Е.П. Образование : историко-культурный феномен: курс лекций / Е.П. Белозерцев. - СПб. : Юрид. центр Пресс, 2004. - 702 с.

3. Богословский, В.И. Управление знаниями в образовательном процессе современного университета: Научно-методические материалы. / В.И. Богословский, Е.Н. Глубокова – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008.

4. Гретченко, А.И. Болонский процесс: интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство. / А.И. Гретченко, А.А. Гретченко. – М.: КНОРУС, 2009.

5. Ильина, Н.Ф. Современные проблемы науки и образования Учебно-методическое пособие. / Н.Ф. Ильина - Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева; ККИПК РО, 2012. - 97 с.

6. Муравьева, Г.Е. Современные проблемы науки и образования: учеб. пособие для магистрантов направления подготовки Педагогическое образование. / Г.Е. Муравьева. – Шуя: Изд.-во Шуйского филиала ИВгу, 2014.

Учебно-исследовательские задания

Разработайте схему «Новые формы организации образовательного процесса». В схеме следует отразить в том числе: организационные системы обучения; формы организации образовательного процесса; организационные формы деятельности учащихся.

Занятие 10. Проектирование путей развития открытого гражданского образования

Форма: семинар - диспут.

Количество часов: 2 часа.

Вопросы для обсуждения

1. Педагогическое проектирование.

2. Проектирование путей развития образования.

3. Целевые проекты (программы) по приоритетным направлениям развития образовательных систем и комплексов.

4. Управление педагогическим проектом.

Литература

1. Адольф, В.А. Инновационная деятельность педагога в процессе его профессионального становления: Монография / В.А. Адольф, Н.Ф. Ильина. - Красноярск: 2007. - 204 с.

2. Анисимова, О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. / О.С. Анисимова. – М. : Экономика, 1991.

3. Богословский, В.И. Интеграционные процессы и гуманитарные технологии: междисциплинарный аспект исследования научного образования в европейских университетах. Научно-методические материалы. / В.И. Богословский, В.В. Лаптев, С.А. Писарева, А.П. Тряпицына – СПб., ООО «Книжный дом», 2007.

4. Ильина, Н.Ф. Современные проблемы науки и образования Учебно-методическое пособие. / Н.Ф. Ильина - Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева; ККИПК РО, 2012. - 97 с.

5. Муравьева, Г.Е. Современные проблемы науки и образования: учеб. пособие для магистрантов направления подготовки Педагогическое образование. / Г.Е. Муравьева. – Шуя: Изд.-во Шуйского филиала ИВгу, 2014.

6. Новиков, А.М. Методология образования. Издание второе. / А.М. Новиков. – М. : «Эгвес», 2006.

7. Проектирование в образовательном процессе вуза: гуманитарные технологии: Научно-методическое пособие / Под ред. Н.Ф. Радионовой. – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008.

8. Рудакова, И. А. Основы управления педагогическими системами: учебное пособие / И. А. Рудакова. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005. -280 с.

9. Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика. / А.В. Хуторской. – М., 2008.

10. Шамова, Т.И. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова / Под ред. Т.И. Шамовой. - 2-е изд., стер. - М.: Изд.центр «Академия», 2005. - 384 с.

Учебно-исследовательские задания

Задание 1. Разработайте схему на тему: «Обеспечение разработки нового содержания образования в контексте образовательного проектирования». При разработке схемы следует обратить внимание на содержательную сторону изучаемой проблемы. Должно быть подробно раскрыто содержание проблемы, представлены все элементы.

Задание 2. Представьте аннотированный каталог литературы по теме: «Формирование проектной культуры, как ключевой компетенции современного педагога». Каталог литературы представляется строго по алфавиту, оформляется в соответствии с ГОСТом, основная часть литературы должна быть издана в течение последних 5 лет. К каждому источнику каталога должна прилагаться краткая аннотация содержания предлагаемого источника.

Занятие 11. Проектирование и реализация программ в образовании

Форма: проблемный семинар.

Количество часов: 2 часа.

Вопросы для обсуждения

1. Проектирование и программирование развития образования.

2. Создание проектов развития образования.

3. Обеспечение разработки нового содержания образования в контексте образовательного проектирования.

4. Формирование проектной культуры, как ключевой компетенции современного педагога.

Литература

1. Адольф, В.А. Инновационная деятельность педагога в процессе его профессионального становления: Монография / В.А. Адольф, Н.Ф. Ильина. - Красноярск: 2007. - 204 с.

2. Анисимова, О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. / О.С. Анисимова. – М. : Экономика, 1991.

3. Богословский, В.И. Интеграционные процессы и гуманитарные технологии: междисциплинарный аспект исследования научного образования в европейских университетах. Научно-методические материалы. / В.И. Богословский, В.В. Лаптев, С.А. Писарева, А.П. Тряпицына – СПб., ООО «Книжный дом», 2007.

4. Ильина, Н.Ф. Современные проблемы науки и образования Учебно-методическое пособие. / Н.Ф. Ильина - Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева; ККИПК РО, 2012. - 97 с.

5. Муравьева, Г.Е. Современные проблемы науки и образования: учеб. пособие для магистрантов направления подготовки Педагогическое образование. / Г.Е. Муравьева. – Шуя: Изд.-во Шуйского филиала ИВгу, 2014.

6. Новиков, А.М. Методология образования. Издание второе. / А.М. Новиков. – М. : «Эгвес», 2006.

7. Проектирование в образовательном процессе вуза: гуманитарные технологии: Научно-методическое пособие / Под ред. Н.Ф. Радионовой. – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008.

8. Рудакова, И. А. Основы управления педагогическими системами: учебное пособие / И. А. Рудакова. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005. -280 с.

9. Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика. / А.В. Хуторской. – М., 2008.

10. Шамова, Т.И. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова / Под ред. Т.И. Шамовой. - 2-е изд., стер. - М.: Изд.центр «Академия», 2005. - 384 с.

Учебно-исследовательские задания

Разработайте проект «Рациональное питание как фактор укрепления здоровья детей дошкольного и младшего школьного возрастов».

При разработке проекта «Рациональное питание как фактор укрепления здоровья детей дошкольного и младшего школьного возрастов» следует определить актуальность проекта; цели и задачи; пошаговый алгоритм реализации проекта; риски и ограничения при реализации проекта; результативность и уровень апробации проекта.

Каждую задачу представить в таблице.

Таблица 1. – Задачи реализации проекта

Задачи - ожидаемые результаты Индикаторы (показатели) достижения ожидаемых результатов Динамика индикаторов (показателей)
2015 г. 2016 г. 2017 г.
         

Далее в таблицах предложить пошаговый алгоритм реализации проекта и риски и ограничения при реализации проекта.

Таблица 2. - Пошаговый алгоритм реализации проекта

№ п/п Цель Мероприятия Результат продукт
       

Таблица 3. - Риски и ограничения реализации проекта

№ п/п Риски и ограничения Мероприятия по снижению и устранению рисков
     

Занятие 12. Стратегия развития индивидуального образования

Форма: проблемный семинар.

Количество часов: 2 часа.

Вопросы для обсуждения

1. Стратегия развития индивидуального образования.

2. Индивидуализация в образовании.

3. Модели индивидуализации обучения.

Литература

1. Адольф, В.А. Инновационная деятельность педагога в процессе его профессионального становления: Монография / В.А. Адольф, Н.Ф. Ильина. - Красноярск: 2007. - 204 с.

2. Богословский, В.И. Интеграционные процессы и гуманитарные технологии: междисциплинарный аспект исследования научного образования в европейских университетах. Научно-методические материалы. / В.И. Богословский, В.В. Лаптев, С.А. Писарева, А.П. Тряпицына – СПб., ООО «Книжный дом», 2007.

3. Ильина, Н.Ф. Современные проблемы науки и образования Учебно-методическое пособие. / Н.Ф. Ильина - Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева; ККИПК РО, 2012. - 97 с.

4. Муравьева, Г.Е. Современные проблемы науки и образования: учеб. пособие для магистрантов направления подготовки Педагогическое образование. / Г.Е. Муравьева. – Шуя: Изд.-во Шуйского филиала ИВгу, 2014.

Учебно-исследовательские задания

Разработайте презентацию на тему: «Индивидуальное обучение: концепция непрерывного образования». При разработке презентации раскрыть стратегию развития индивидуального образования с опорой на современную концепцию непрерывного образования. Охарактеризовать модели индивидуализации обучения (педагогическая поддержка; адаптация; компенсация; коррекция; дифференциация).

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Объективная реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности отражает (воспроизводит) закономерные связи реального мира, трактуется как:

а) познание;

б) знание;

в) наука.

2. К основным характеристикам современной постнеклассической науки не относится:

а) широкое распространение идей синергетики

б) распространение парадигмы целостности

в) следование идеи линейности эволюции научного знания

3. Ориентация личности учащегося на социально значимые ценности определяет сущность _______ подхода в образовании:

а) целостного;

б) аксиологического;

в) гуманистического

4. Одним из качественных отличий информации как продукта производства от других видов производимой человеком продукции является:

а) возможность одновременного использования небольшой группой потребителей

б) ограничение роста потребности в информации

в) невозможность уменьшения при потреблении

5. Наличие различных типов государственных, муниципальных и частных образовательных учреждений представляет собой ________ категорию образовательной системы:

а) структурную

б) пространственную

в) институционализированную

6. Обусловленный прежде всего общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, называется:

а) наука

б) познание

в) исследование

7. Необходимость антропологической ориентации науки, направленной на преодоление идеала деперсонализированного научного знания, обосновал:

а) Т. Кун

б) М. Полани

в) К. Поппер

8. Разделение научного знания на естественно-научной и гуманитарное произошло в эпоху:

а) Средневековья

б) Нового времени

в) Возрождения

9. Одной из сущностных характеристик педагогического процесса является:

а) цель

б) педагогическая задача

в) педагогическое взаимодействие

10. Одним из источников педагогического творчества является:

а) изучение личности учащегося

б) изучение личности педагога

в) практическая образовательная деятельность

11. Форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи, для того чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать ее изменению, определяется как:

а) познание

б) наука

в) мышление

12. Наиболее сложная и развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности, определяется как:

а) концепция

б) теория

в) методология

13. Построение теории обучения, ориентированной на вхождение России в единое европейское образовательное пространство, определяет_______ основы дидактики:

а) нормативны

б) социокультурные

в) информационные

14. Образовательный процесс традиционно рассматривается как взаимосвязь:

а) обучения и воспитания

б) воспитания и развития

в) обучения, воспитания и развития

15. В прогрессивной педагогике определение целей образования, его содержания и структуры происходит на основе:

а) индивидуальных запросов личности

б) потребностей общества

в) современной концепции человека

16. К функциям науки не относится:

а) культурная функция

б) проективно-конструктивная функция

в) самоорганизующая функция

17. Форма теоретического знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве, трактуется как:

а) прогноз

б) проблема

в) гипотеза

18. Осваивая социум и собственное положение в нем, человек в процессе образования получает возможность:

а) самореализации в обществе

б) знакомства с различными общественными организациями

в) изменения своего социального статуса

19. Деятельность, результатом которой является создание новых, оригинальных и более совершенных материальных и духовных ценностей, есть:

а) открытие

б) творчество

в) изобретение

20. Познание объективного мира и приобретение навыков для его преобразования, характеризует ______ аспект образования:

а) экологический

б) мировоззренческий

в) предметный

21. Характерной чертой теоретического познания является:

а) систематизация фактов

б) эксперимент

в) внутринаучная рефлексия

22. Форма теоретического знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но нужно познать, определяется как:

а) задача

б) проблема

в) прогноз

23. Современные изменения системы отечественного образования детерминированы:

а) вхождением России в мировое общекультурное пространство

б) возрождением идей классической русской педагогики

в) нормативными государственными документами

24. Определенная совокупность сведений об окружающем мире, событиях, чьей-то деятельности есть:

а) база данных

б) информация

в) факты

25. К характеристикам эмпирического знания не относится положение:

а) вырабатывается в сравнении предметов, представлений о них

б) формально общее свойство рядополагается с особенным и единичным

в) в процессе анализа раскрывается генетически исходное отношение, всеобщее основание, сущность целостной системы

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Определение качества педагогической теории.

2. Социально-гуманитарные науки: становление, особенности, методология.

3. Синергетика как стратегия научного поиска.

4. Особенности современного этапа развития науки.

5. Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого.

6. Динамика науки как процесс порождения нового знания.

7. Наука как объективное и предметное знание.

8. Научные традиции и научные революции.

9. Общие закономерности развития науки. Структура научного знания.

10. Формы организации научного знания.

11. Наука как специфическая деятельность людей. Характеристики научной деятельности.

12. Проблема методов получения нового знания. Специфика гуманитарного научного исследования.

13. Современные представления о предмете и структуре педагогической науки. Классификации педагогических наук.

14. Основные направления развития современной педагогической науки.

15. Типы научных исследований в педагогической науке.

16. Модели образования. Основные теории образования как основа государственной политики.

17. Компетентностный подход к построению образования в зарубежных странах и в России.

18. Болонский процесс.

19. Современные парадигмы образования.

20. Основные тенденции развития образования в России.

21. Сравнительный анализ тенденций развития образования в России и за рубежом.

22. Проблемы педагогического образования в России и за рубежом.

23. Становление и развитие университетского образования на современном этапе в Европе.

24. Подготовка педагогов к педагогической деятельности в европейских странах.

25. Модернизация российского образования.

26. Проблемы развития современной образовательной среды.

27. Проблемы реформирования образования на разных ступенях в современной России.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ЭКЗАМЕНУ

1. Научные понятия и процедура их объяснения. Развитие житейских и научных понятий.

2. Научное объяснение, его структура и разновидности.

3. Динамика науки как процесс порождения нового знания.

4. Особенности современного этапа развития науки.

5. Моделирование сложных систем.

6. Моделирование образовательных процессов и систем.

7. Основные педагогические парадигмы.

8. Полипарадигмальность как теоретико-методологический аспект модернизации профессионального образования.

9. Полипарадигмальность как методологический принцип современной педагогики.

10. Теория и метод. Диалектика взаимосвязи теории и практики.

11. Проблема обоснования в научном познании.

12. Цели. Цели – Виды целей (оперативные, тактические, стратегические цели). Свойства целей.

13. Процесс постановки целей – целеполагание. Смысл целеполагания. Отказ от целеполагания. Методы постановки целей и принципы целеполагания.

14. Человек как субъект образования. Человек как цель образования.

15. Управление качеством образования в системе общего образования. Базовые принципы системы управления качеством образования.

16. Оценка качества образования в рамках Федеральных образовательных стандартов нового поколения.

17. Понятие моделирования, его сущность и особенности.

18. Классификация идеальных моделей, их разновидности и характеристика.

19. Основные понятия информационного моделирования, его структура и элементы.

20. Виды и сущность связей между моделируемыми объектами.

21. Критерии практики деятельности образовательного учреждения

22. Диагностика как инструмент мониторинга.

23. Педагогический мониторинг и мониторинг качества.

24. Задачи и функции мониторинга. Методы и формы мониторинга.

25. Элементы системы мониторинга качества: стандарты и операционализация (определение стандартов; операционализация стандартов в индикаторах), сбор данных и оценка результатов, действия (принятие соответствующих мер).

26. Система оценки качества российского образования.

27. Сравнительный обзор международного опыта оценки качества высшего образования.

28. Управления образовательными системами.

29. Особенности руководства и лидерства в российском образовании.

30. Двухуровневые модели управления образовательной системой.

31. Сущность непрерывного образования.

32. Методологическая сущность идеи непрерывного образования.

33. Индивидуальное обучение: концепция непрерывного образования.

34. Использование понятия «единое образовательное пространство России».

35. Модернизация российского образования и реализация мероприятий Болонского процесса.

36. Меморандум непрерывного образования Европейского Союза.

37. Проектирование и программирование развития образования.

38. Создание конкретных проектов развития образования.

39. Формирование проектной культуры, как ключевой компетенции современного педагога.

40. Обеспечение разработки нового содержания образования в контексте образовательного проектирования.

Практические задания

1. Разработать схему «Понятие моделирования, его сущность и особенности».

2. Разработать основные дидактические единицы по теме: «Особенности руководства и лидерства в российском образовании».

3. Разработать схему «Управление образовательными системами».

4. Предложите критерии оценки качества российского образования.

5. Разработайте схему «Методы и формы мониторинга».

6. Сделать сравнительный обзор международного опыта оценки качества высшего образования.

7. Разработать критерии практики деятельности образовательного учреждения.

8. Составить таблицу сравнения в рамках проблемы «Новые концептуальные идеи и направления развития наук».

9. Составить аннотации на публикации по теме «Научное понятие, научный закон, предмет науки».

10. Предложить проект реализации программы «Здоровье» в образовании.

11. Разработать основные дидактические единицы по теме: «Модернизация российского образования и реализация мероприятий Болонского процесса».

12. Разработать схему «Система оценки качества российского образования».

13. Сделать сравнительный обзор качества образования в рамках Федеральных образовательных стандартов нового поколения.

14. Представить в виде таблицы основные педагогические парадигмы.

15. Представить в виде схемы развитие житейских и научных понятий.

16. Представить в виде схемы сущность непрерывного образования.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Адольф, В.А. Инновационная деятельность педагога в процессе его профессионального становления: Монография / В.А. Адольф, Н.Ф. Ильина. - Красноярск: 2007. - 204 с.

2. Алексеева, Т.Б. Культурологический подход в современном образовании: научно-методическое пособие. / Т.Б. Алексеева – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008.

3. Анисимова, О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. / О.С. Анисимова. – М. : Экономика, 1991.

4. Байденко, В.И. Болонский процесс: Структурная реформа высшего образования Европы. / В.И. Байденко. – М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. – 128 с.

5. Бегун, В. .Образование в России : Словарь-справочник / В. Бегун, Г. Ляйкауф. - М.: Флинта : Наука, 2001. - 110 с.

6. Белозерцев, Е.П. Образование : историко-культурный феномен: курс лекций / Е.П. Белозерцев. - СПб. : Юрид. центр Пресс, 2004. - 702 с.

7. Богословский, В.И. Академическая мобильность: реализация в Болонском процессе. Методическое пособие для студентов. / В.И. Богословский, С.А. Писарева, А.П. Тряпицына - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007.

8. Богословский, В.И. Академические степени в странах – участницах Болонского процесса: Информационные материалы для студентов. / В.И. Богословский, С.А. Писарева, А.П. Тряпицына - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007.

9. Богословский, В.И. Интеграционные процессы и гуманитарные технологии: междисциплинарный аспект исследования научного образования в европейских университетах. Научно-методические материалы. / В.И. Богословский, В.В. Лаптев, С.А. Писарева, А.П. Тряпицына – СПб., ООО «Книжный дом», 2007.

10. Богословский, В.И. Управление знаниями в образовательном процессе современного университета: Научно-методические материалы. / В.И. Богословский, Е.Н. Глубокова – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008.

11. Вершинина, Н.А. Педагогика как социогуманитарная научн

Наши рекомендации