Кафедра «Дошкольная педагогика и психология»

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Учебно-методическое пособие

Составитель Е.А. Сидякина

Тольятти

Издательство ТГУ

УДК 378.09
ББК 74.3
С 34

Рецензенты:

канд. пед. наук, зам. директора по непрерывному образованию Тольяттинского социально-педагогического колледжа

С.В. Божедомова

канд. пед. наук, доцент Тольяттинского государственного университета О.А. Еник

С 34 Современные проблемы науки и образования : учеб.-метод. пособие / сост. Е.А. Сидякина. – Тольятти : Изд-во ТГУ, 2015. – 81 с. : обл.

Учебно-методическое пособие подготовлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом подготовки магистров направления 44.04.01 «Педагогическое образование», направление «Менеджмент в образовании», и представляет основное содержание дисциплины «Современные проблемы науки и образования».

Данное учебно-методическое пособие содержит введение, распределение часов дисциплины и тематический план по курсу, характеристику содержания учебной дисциплины, комментарии по усвоению тем и список литературы по темам; планы семинарских и практических занятий. В пособии представлены перечень рефератов, тестовые задания, вопросы к экзамену.

Пособие предназначено для студентов очной формы обучения, может быть полезно для преподавателей педагогических колледжей и университетов и практических работников образовательной сферы.

УДК 378.09

ББК 74.3

Рекомендовано к изданию научно-методическим советом Тольяттинского государственного университета.

© ФГБОУ ВПО «Тольяттинский

государственный университет», 2015

ВВЕДЕНИЕ

Курс «Современные проблемы науки и образования» является дисциплиной базовой части в подготовке магистров направления 44.04.01 Педагогическое образование».

Цель дисциплины -формирование профессиональной компетенции студентов в области педагогической науки и образования, расширению общенаучного кругозора, пониманию современных проблем педагогики и образования.

Задачи дисциплины:

1. Раскрыть философские представления о развитии науки и научного познания, сущности человека и его развитии, показать влияние данных представлений на развитие современной педагогики как науки и практике образования.

2. Сформировать осознанное видение актуальности научной проблемы становления человека как субъекта образования, упорядочить методологические основания и структуру организации инновационной деятельности в образовании.

3.Сформировать умение конструировать собственную педагогическую деятельность на основе методологии целеобразования в высшей профессиональной школе, этических норм и ценностей педагогической науки.

4.Обеспечить развитие интереса к исследовательской деятельности, исследовательских умений, основ профессионального мастерства.

После изучения дисциплины «Современные проблемы науки и образования» студент должен

знать:

¾ современные научные концепции в сфере образования;

¾ систему знаний о научном познании и его специфических признаках;

¾ тенденции развития российской и мировой педагогической науки и практики;

¾ основные тенденции образовательной политики;

¾ основания поиска исследовательских проблем в науке и образовании;

уметь:

¾ выявлять связи между состоянием образования и государственной политикой по отношении к нему;

¾ рассматривать педагогические явления на разных уровнях: всеобщего, общего, особенного, единичного;

¾ давать самостоятельную оценку разнообразным явлениям теории и практики образования;

¾ проектировать и выполнять научные исследования;

¾ сравнивать, сопоставлять, группировать педагогические идеи и факты;

¾ использоватьинформационные технологии иразличные средства коммуникации в исследовательских целях (e-mail, Интернет, мультимедиа);

¾ оформлять научные документы и выступать с отчетами, а также осуществлять рефлексию деятельности;

владеть:

¾ навыками анализа, оценивания и прогнозирования педагогических явлений;

¾ способами проектирования использования результатов научных исследований в образовательном процессе;

¾ навыками рефлексии и самооценки учебно-исследовательской деятельности;

¾ способами установления внутрипредметных и межпредметных связей при анализе педагогических феноменов;

¾ способами обработки результатов исследований о строении и динамике научного знания; о тенденциях развития российской и мировой педагогической науки и практики; об инновационных тенденциях в отечественном образовании; о своеобразии российской системы образования, характере взаимодействия педагогической теории и практики.

Изучение курса предполагает прослушивание лекций; самостоятельную работу над литературой (психолого-педагогической, учебно-методической и др.); выполнение самостоятельных учебно-исследовательских заданий; участие в семинарах и практических занятиях.

Курс охватывает один семестр, заканчивающийся экзаменом, предусматривающим устный ответ на теоретические вопросы и выполнение практического задания.

Пособие представляет подходы к освоению курса в соответствии с рабочей программой «Современные проблемы науки и образования», составленной к.п.н., доцентом кафедры дошкольной педагогики и психологии Е.А. Сидякиной.

Структура пособия отражает последовательность изучения разделов и соответствующих тем дисциплины. В пособии представлены перечень рефератов, тестовые задания, вопросы к экзамену. По каждому разделу (теме) представлены список основной и дополнительной литературы.

В пособии представлены задания разных типов и видов с учетом целей дисциплины, задач по конкретной теме, предполагаемым уровнем усвоения различных дидактических единиц каждой темы, сформированными навыками учебной деятельности и практическими навыками работы с детьми. Это задания: по образцу, конструктивно-вариативные, эвристического и исследовательского характера.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Наши рекомендации