Какие нововведения позволяют эффективно управлять инновационными процессами?

Типы нововведений также группируются по следующим основаниям.

1. По влиянию на учебно-воспитательный процесс:

— в содержании образования;

— в формах, методах воспитательно-образовательного процесса;

— в управлении ДОУ.

2. По масштабам (объему) преобразований:

— частные, единичные, не связанные между собой;

— модульные (комплекс частных, связанных между собой);

— системные (относящиеся ко всему дошкольному учреждению).

3. По инновационному потенциалу:

— усовершенствование, рационализация, видоизменение того, что имеет аналог или прототип (модификационные нововведения);

— новое конструктивное соединение элементов существующих методик, которые в новом сочетании ранее не применялись (комбинаторные нововведения);

— радикальные инновации.

4. По отношению к предшествующему:

— новшество вводится вместо конкретного, устаревшего средства (заменяющее новшество);

— прекращение использования формы работы, отмена программы, технологии (отменяющее нововведение);

— освоение нового вида услуг, новой программы, технологии (открывающее нововведение);

— ретровведение — освоение нового в данный момент, для коллектива детского сада, но когда-то уже использовавшегося в системе дошкольного воспитания и образования.

Существуют различные причины нововведений.

К основным, на наш взгляд, нужно отнести следующие.

1. Необходимость вести активный поиск путей решения существующих в дошкольном образовании проблем.

2. Стремление педагогических коллективов повысить качество предоставляемых населению услуг, сделать их более разнообразными и тем самым сохранить свои детские сады.

3. Подражание другим дошкольным учреждениям, интуитивное представление педагогов, что нововведения улучшат деятельность всего коллектива.

4. Постоянная неудовлетворенность отдельных педагогов достигнутыми результатами, твердое намерение их улучшить. Потребность в причастности к большому, значительному делу.

5. Стремление недавних выпускников педвузов, слушателей курсов повышения квалификации реализовать полученные знания.

6. Возрастающие запросы отдельных групп родителей.

7. Конкуренция между детскими садами.

5. Провести анализ программ развития, отчетов по реализации и внедрению инноваций (см.: сайты дошкольных образовательных организаций по выбору)

Без инновационной составляющей трудно представить деятельность современного образовательного учреждения. В ходе обсуждений внедрения инноваций воспитатели нуждаются в различных видах сопровождения: необходима психологическая поддержка, часть педагогов не отказались бы от индивидуальных консультаций методистов, педагогов – практиков, от участия в семинарах по инновационной деятельности, готовы пройти курсовую подготовку. Обязательным условием инновационной работы должно быть достаточное количество учебно-методической литературы и современной материально-технической базы.

Основными признаками инновационной деятельности воспитателя является формирование необходимых для этой деятельности личностных (большая работоспособность, умение выдерживать действие сильных раздражителей, высокий эмоциональный статус, готовность к творчеству) и специальных качеств (знание новых технологий, овладение новыми методами обучения, умение разрабатывать проекты, умение анализировать и выяв ять причины недостатков).

Важным условием успешной реализации инновационной деятельности воспитателя являются умения принимать инновационное решение, идти на определенный риск, снимать инновационные барьеры.

6. Что такое SWOT-анализ? Провести анализ внутренней среды дошкольных образовательных организаций в соответствии с заданием 5 (по выбору).

SWOT-анализ — метод стратегического планирования, заключающийся в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории: Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности) и Threats (угрозы).

SWOT-анализ шаги:

1.соотнести существующее и желаемое

2.проблемы разделить по направлениям

3.можно сгруппировать

4.установить взаимосвязь решамых проблем ключевого блока

5.подсчет количества выборов каждой проблемы и опр-ие ключевой –эта та,которая получила больше всех выборов.

МБДОУ:

сильные стороны Слабыми сторонами
1. Преобладание педагогов с высшим профессиональным образованием. 2. Качественное освоение детьми Основной общеобразовательной программы. 3. Высокий уровень физической подготовки воспитанников. 4. Индивидуальная работа со способными детьми (призовые места в творческих конкурсах, интеллектуальных и спортивных соревнованиях). 5. Привлечение внебюджетных средств. 6. Отсутствие случаев инфекционных заболеваний по вине сотрудников. 7. Создание условий для успешной адаптации детей к условиям МБДОУ. 8. Соблюдение гигиенических требований к организации образовательной деятельности с детьми (регулярное проветривание, световой режим, влажная уборка). 9. Соответствие учебной нагрузки дошкольников требованиям СанПиН. 10. Переход к новой образовательной программе. 1. Обеспеченность дошкольного образовательного учреждения педагогами с высшей квалификационной категорией; 2. Наличие замечаний Роспотребнадзора и Госпожнадзора; 3. Отсутствие психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса; 4. Недостаточное участие педагогов в научной работе: написании публикаций, выступлениях на конференциях.

По-прежнему основной проблемой дошкольного образовательного учреждения является развитие новой материальной, информационно-технической среды, обеспечивающей творческое развитие всех субъектов образовательного пространства.

7.Дать характеристику этапов введения педагогического коллектива образовательной организации в режим инновационного развития

1этап-организация инновац.группы из числа пед-го коллектива,выбор лидера(возможно привлечение научных консультантов)

Результат-составление плана действий в интересах инновационного развития обр-ой организации.

2этап-проведение анализа деят-ти обр-ой организации структурирование проблем,формирование банка идей.

Результат – выявление проектной(ключевой)иеи развития обр-ой организации и утверждения осн-ых направлений введения инноваций в целях ее реализации.Опр-ся главная проблема своей организации.

3этап-ознак-ие пед.коллектива с аналитическими материалами,подготовка педагогов к инновационной деят-ти.

4 этап-разработка проектов по осн-ым напр-иям введения инноваций на ближайший период развития обр-ой организации. Выбор объекта и предмета нововведений.Выбор исходных позиций,какой будет сфера будущих инноваций.

5 этап-мониторинг реализации проектов по осн-ым напр-иям введения инноваций(или одного проекта) с целью коррекции последующих управленческих решений.

8. Примерный перечень проблем для введения образовательной организации в режим инновационного развития (для конструирования инновационных предложений):

- проблемы управления образовательной организацией: отсутствие ключевой идеи, общей Концепции и Программы развития; отсутствие системы подготовки педагогов к инновационной деятельности и системы методического ее сопровождения; отсутствие четких критериев результатов работы; нежелание администрации и части педагогов включаться в инновационную деятельность; недостаточная материально-техническая база; отсутствие психологической службы; низкая эффективность медицинского сопровождения; недостаточно полное изучение социального заказа ближайшего окружения (отсутствие перечня дополнительных образовательных услуг) слабая связь с родителями; отсутствие общественного управления и др.

- проблемы педагогического коллектива: разрозненность коллектива; резкое изменение состава педагогического коллектива (потеря преемственности); низкая мотивация педагогов к инновационной деятельности и др.

- проблемы организации педагогического процесса: в рабочих программах педагогов недостаточно представлены формы образовательной деятельности и формы организации детей; невладение педагогами технологией организации непосредственной образовательной деятельности; сохранение организации образовательной деятельности в форме проведения «традиционных» занятий; отсутствие интегрированного подхода в реализации содержания образовательных областей; не владение задачной структурой образовательной деятельности; отсутствие системы мониторинга освоения детьми образовательных областей и интегративных качеств дошкольников (диагностические карты и аналитико-диагностический инструментарий); не составляется социальный портрет ребёнка 7 лет, освоившего основную образовательную программу дошкольного образования и др.

По результатам педагогической практики дополнить перечень собственных проблем по готовности к инновационной деятельности..

-проблема образования педагогов: не у всех высшее образование; управляют дошкольным образованием люди, у которых образование не соответствует выполняемой должности.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ: ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Вопросы и задания

1. Что такое основная образовательная программа дошкольного образования?

Основная образовательная программа дошкольного образования - комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание, целевые ориентиры), организационно-педагогических условий и иных компонентов, самостоятельно разрабатываемый и утверждаемый организацией, осуществляющей образовательную деятельность

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования разрабатывается и утверждается каждым дошкольным образовательным учреждением самостоятельно на основе соответствующих примерных основных образовательных программ.

Основная образовательная программа дошкольного образования - программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации (социализация есть процесс присвоения, приобретения социального, т.е. процесс, результатом которого является включение социального в структуру личности - социальное как общечеловеческое, социальное как общественное, социальное как коллективное) и индивидуализации развития детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования), организационно-педагогические условия образовательного процесса.

Программа направлена на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и др.), сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития. • Программа направлена на создание образовательной среды как зоны ближайшего развития ребёнка. Образовательная среда составляет систему условий социализации и развития детей, включая пространственно-временные (гибкость и трансформируемость предметного пространства), социальные (формы сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения всех участников образовательного процесса, включая педагогов, детей, родителей, администрацию), деятельностные (доступность и разнообразие видов деятельности, соответствующих возрастным особенностям дошкольников, задачам развития и социализации) условия

Наши рекомендации