Перспективы развития дистанционного обучения

Среди направлений научно-практических исследований в об­ласти дистанционного обучения следующие:

- базисный учебный план, учитывающий не только очные, но и асинхронные формы обучения; разработка соответствующих нормативов учебных часов, предполагающих использование ин­тернет-технологий и ресурсов;

- учебные программы по предметам, предусматривающие раз­личные формы сочетания очного и дистанционного обучения, обеспечивающие надлежащее соотношение индивидуальных и обших учебных программ;

- формы дистанционного обучения - дистанционные учебные курсы, проекты, конференции, олимпиады и соответствующие методы обучения, интегрированные с информационными техно­логиями и телекоммуникациями;

- электронные учебники, учебные веб-квесты, образователь­ные сайты;

- телекоммуникационные образовательные технологии, обес­печивающие распределенное образование;

- системы дистанционной диагностики, контроля и аттеста­ции, тестирования, документооборота и др.;

- подготовка кадров, изменение системы повышения квали­фикации - переход от очных курсов к использованию интернет-технологий для профессионального самосовершенствования.

Интернет повышает роль сетевых педагогов, потому что зона их влияния многократно возрастает по сравнению с обычным учеб­ным процессом. Талантливый учитель интересен не только окру­жающим: его миссия шире - помочь тем, кто хочет учиться, ис­пользуя для этого дистанционные технологии.

В нынешнем столетии лучшие учителя, скорее всего, будут именно дистанционные, т.е. те, кто имеет возможность и умеет взаимодействовать со всем миром с помощью электронных теле­коммуникаций.

Вопросы для дискуссий и творческие задания

1. С помощью каких средств можно создавать и поддерживать мотива­цию удаленного от педагога ученика?

2. Зайдите на один из образовательных форумов в сети Интернет (на­пример, форумы для педагогов и школьников имеются по адресу: http:/ /eidos.ru/about/forum/index.htm). Зарегистрируйтесь в форуме и примите участие в обсуждениях на выбранные темы.

Проведите анализ обсужде­ний в вашей теме по следующим параметрам:

- мотивы участников;

- интенсивность обсуждения;

- приемы коммуникаций;

- содержательность обсуждения;

- эмоциональная насыщенность;

- действующие правила;

- нарушения правил или норм.

Сделайте выводы по отношению к данной форме деятельности и сфор­мулируйте правила для использования этой технологии в обучении школь­ников.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Ангеловски К. Учителя и инновации: пер. с македонского - М., 1991.

Гузеев В. В. Инновационные идеи в современном образовании // Школьные технологии. - 1997. - № 1. - С. 3 - 10.

Инновационное содержание образования / сост. М. В. Богуславский. - М., 2003. - 144 с.

Инновационные процессы в образовании / под ред. В.И.Загвязин-ского. - Тюмень, 1990.

Ковалева Т.М. Инновационная школа: аксиомы и гипотезы. - М: Воронеж, 2003.

Краевский В. В., Хуторской А. В. Основы обучения: Дидактика и мето­дика. - М., 2007.

Крылова Н. Б., Слободчиков В. И. Терминологический словарь / Проек­тирование в образовании: проблемы, поиски, решения: сб. науч. тр. - М., 1994.

Лазарев В. С, Мартиросян Б. П. Введение в педагогическую инноватику. - М., 2004.

Морозов Е. П., Пидкасистый П. И. Подготовка учителей к инновацион­ной деятельности // Сов. педагогика. - 1991. - № 10.

Орлов А. А. Мониторинг инновационных процессов в образовании // Педагогика. - 1996. - № 3. - С. 9 - 15.

Поляков С. Д. В поисках педагогической инноватики. - М., 1993.

Поташник М. М. Инновационные школы России: становление и раз­витие. Опыт программно-целевого управления: пособие для руководите­лей общеобразовательных учреждений. - М., 1996.

Сластёнин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: Инновационная деятель­ность. - М., 1997.

Управление развитием инновационных процессов в школе / под ред. Т.И.Шамовой и П.И.Третьякова. — М., 1995.

Ученик в обновляющейся школе: сб. науч. тр. / под ред. Ю.И.Дика. А. В. Хуторского. - М., 2002.

Хомерики О. Г., Поташник М.М., Лоренсов А. В. Развитие школы как инновационный процесс. - М., 1994.

Хуторской А. В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креа­тивного обучения. - М., 2003.

Хуторской А. В. Современная дидактика: учеб. пособие. - 2-е изд., пе-рераб. - М., 2007.

Цыркун И. И. Методическая инноватика. - Минск, 1996.

Юсуфбекова Н. Р. Общие основы педагогических инноваций: Опыт разработки теории инновационного процесса в образовании. - М., 1991.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие..................................................................................................................................................... 3

Глава 1. Начала педагогической инновятики......................................................................................... 6

1.1.Предпосылки возникновения и развития инноватики

1.2. Смысл, цели и задачи педагогической инноватики................................................................................17

1.3. Основные понятия педагогической инноватики.....................................................................................26

1.4. Типы педагогических нововведений........................................................................................................40

1.5. Механизм реализации педагогических инноваций.................................................................................48

Глава 2. Инновационный образовательный процесс...............................................................................55

2.1. Сущность и структура инновационного процесса..................................................................................55

2.2. Инновационная образовательная деятельность.....................................................................................58

2.3. Проектирование и реализация педагогических нововведений.............................................................64

2.4. Факторы, препятствующие нововведениям ...........................................................................................81

2.5. Рефлексия в инновационно-педагогической деятельности .................................................................87

Глава 3. Модернизация и эксперимент в образовании............................................................................93

3.1. О научном обосновани широкомасштабных нововведений

в образовании.....................................................................................................................................................93

3.2. Проектирование нового содержания образования................................................................................106

3.3. Структура широкомасштабного педагогического эксперимента ..................................................... 119

3.4. Педагогические инновации в рамках научных школ............................................................................131

Глава 4. Инновационная деятельность в школе......................................................................................140

4.1. Нововведения на уровне дидактических идей и концепций................................................................140

4.2. Нововведения в учебном процессе.........................................................................................................155

4.3. Нововведения в учебном курсе...............................................................................................................161

4.4. Нововведения в традиционной школе....................................................................................................176

4.5. Нововведения в инновационной школе ................................................................................................194

4.6. Инновационная деятельность педагога...................................................................................................212

Глава 5. Инновации в дистанционном образовании................................................................................229

5.1. Дистанционное обучение - глобальное педагогическое нововведение.....................................................................................................................................................229

5.2. Инновационные механизмы дистанционного образования.................................................................240

5.3. Нормативные и организационные основы дистанционного образования.......................................................................................................................................................245

Литература........................................................................................................................................................254

Наши рекомендации