Объект и предмет педагогической инноватики
Как известно, объект - это область действительности, которую исследует данная наука, предмет способ видения объекта с позиций этой науки. Прежде чем рассматривать объект и предмет педагогической инноватики, обозначим их для педагогической науки в целом.
Опираясь на факт, что педагогика изучает особый вид деятельности - образовательную деятельность, В. В. Краевский обосновывает, что «объектом педагогики является образование как особая, социально и личностно детерминированная, характеризующаяся педагогическим целеполаганием и педагогическим руководством деятельность по приобщению человека к жизни в обществе».
Предметом педагогики является «система отношений, возникающих в образовательной деятельности, являющейся объектом педагогической науки»1.
Образовательную деятельность изучает не только педагогика, но и педагогическая психология, философия образования, социология образования, другие науки, в том числе и педагогическая инноватика. Но педагогика в отличие от этих наук изучает образование в единстве всех его сторон.
Чтобы определить объект и предмет педагогической инноватики, необходимо проанализировать смысл и причины инноваций в образовании, уделив особое внимание его личностному, человекосообразному аспекту. Почему мы выделяем именно такой аспект? Потому что педагогическая инноватика в отличие инноватики в других сферах рассматривает образование человека, а не иные процессы - материально-технические, экономические и др. Именно изменения в образовании человека являются главной задачей данной науки, а не формальные признаки образования вообще, как, например, количество часов, выделяемых на учебный предмет или обеспечение школ оборудованием. Условия, в которых происходит образование, конечно, важны, но не они являются целью инноваций. Об этом важно помнить, чтобы четко понимать, что планируется и происходит в образовании.
Для определения объекта и предмета педагогической инноватики необходимо определить специфическую область реальности, описанием и объяснением которой занимается данная наука.
1 Краевский В.В, Общие основы педагогики. — М., 2003. — С. И.
В.С.Лазарев предлагает считать объектом педагогической инноватики инновационный процесс, условия, способы и результаты его осуществления; предметом педагогической инноватики — зависимость между эффективностью инновационных процессов и факторами, ее определяющими, а также способы воздействия на эти факторы с целью повышения эффективности изменений.
Для определения объекта и предмета педагогической инноватики в данном случае выбирается инновационный процесс, в основе которого лежит инновационная деятельность. Под инновационным процессом подразумевается «процесс развития образования за счет создания, распространения и освоения новшеств», а инновационная деятельность определяется как «целенаправленное преобразование практики образовательной деятельности за счет создания, распространения и освоения новых образовательных систем или каких-то их компонентов»1.
Безусловно, инновационный процесс - одно из основных понятий педагогической инноватики. Специалисты в области педагогической инноватики считают, что в структуру инновационного процесса входят как минимум четыре компонента: создание, распространение, освоение новшеств, а также образовательная деятельность, по отношению к которой происходят три предыдущих этапа. Но такое представление инновационного процесса отражает довольно традиционный для инноватики подход «внедрения науки в практику», при котором главный вектор деятельности по отношению к учащимся определяется понятием «воздействие».
С точки зрения личностной, человекоориентированной позиции необходим учет «механизмов» включения в инновационный процесс его субъектов: учеников, педагогов-новаторов. Для этого нужно организовывать рефлексивные процедуры, корректирующие как создание новшеств, так и специфику их взаимодействия с имеющейся средой. Предложенный же выше подход к установлению объекта и предмета педагогической инноватики не отражает всего многообразия процессов, связанных с ролью субъектов инноваций, лишает возможности влиять на обновление их образования.
Автор пособия считает, что объект педагогической инноватики не может ограничиваться только инновационным процессом, поскольку включает в себя и другие характерные для инноватики процессы и явления. Например, с точки зрения синергетики процессы появления и развития нового возникают в ходе их внешнего введения не только в форме новшеств, но и в качестве продукта перехода системы из одного положения в другое при ее нерав-
1 Лазарев В. С. и др. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия // Педагогика. — 2004. — № 4. - С. 16.
новесном состоянии. Подобные факторы при их детальном рассмотрении обязывают нас внести коррективы в предлагаемые выше формулировки понятий объекта и предмета педагогической инноватики.
Предметом педагогической инноватики выступает не только преобразование практики образовательной деятельности, но и условия, средства, закономерности, формы, методы, технологии, другие атрибуты, связанные с педагогическими инновациями. Но главный момент, который отличает педагогическую инноватику от инноватики в других областях, - это личностный фактор. Педагогика имеет дело с образовательными процессами, меняющими учеников и педагогов. Чтобы определить объект и предмет педагогической инноватики, необходимо проанализировать смысл и причины инноваций в образовании, уделив особое внимание его субъективному аспекту.
«Рождение инноваций, - пишет В.И.Беляев, - имеет объективно-субъективную природу. Их проявление обусловлено необходимостью приводить цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания в соответствие с постоянно изменяющимися требованиями общества к личности. Таким образом, инновации внутренне присущи признаки всякой развивающейся общественной системы. Отсутствие инновационных процессов в обществе является показателем его консерватизма, застоя и даже деградации системы.
Развивающееся общество всегда создает острую потребность в "новых людях", т.е. в новой системе образования, которая, реализуя социальный заказ, должна осуществлять подготовку людей с новым мышлением. Инновационные процессы в системе образования и есть ответы на эти вопросы»1.
Хотя автор и говорит о «требованиях общества к личности», нельзя исключить и личностный заказ на изменение, обновление образования со стороны ученика как субъекта предметной деятельности.
С точки зрения личностно ориентированной парадигмы образования педагогическая инноватика исследует вопросы происхождения инноваций и их последующей «жизни» в ходе образовательной деятельности конкретной личности учащегося. Это позволяет преодолеть существующее в традиционной школе отчуждение ученика и его личностных образовательных смыслов от внешне задаваемых для него атрибутов образования: целей, содержания, системы контроля и т.д.
Другими словами, весьма значимым на стадии формулирования объекта и предмета педагогической инноватики выступает
1 Беляев В. И. Педагогика А.С.Макаренко: традиции и новаторство. — М., 2000. - С. 24.
задача не упустить из виду основного субъекта образования - самого ученика как образовывающуюся личность.
Образование по своей сути не может не быть инновационным. Этот фактор не зависит от того, собирается кто-то «внедрять» новшества или нет. Субъект обучения (назовем его «homo educatus» - человек образовывающийся) способен быть инноватором по отношению к своему образованию. Другое дело, что внешние по отношению к нему субъекты деятельности - учитель, администратор, ученый - могут помочь ему обеспечивать необходимый переход от имеющегося состояния его образования к новому.
По мнению ученых, в области личностно ориентированного образования предметом педагогики выступают «осмысление, исследование и прогнозирование процессов становления личности и учителя и ученика под влиянием разнообразных факторов для последующего ненасильственного управления этими процессами»1. Отсюда следует, что педагогическая инноватика в гуманистическом ее понимании рассматривает не только факторы, влияющие на обновление образования ученика, но и, что более важно, изменения в процессе становления личности ученика и учителя.
Опираясь на изложенное выше обоснование, дадим следующее определение. Объект педагогической инноватики - процесс возникновения, развития и освоения инноваций в образовании учащихся, ведущих к прогрессивным изменениям качества их образования.
Под инновациями здесь понимаются нововведения — целенаправленные изменения, вносящие в образование новые элементы и вызывающие его переход из одного состояния в другое, с позитивными изменениями относительно выбранных параметров. Образование рассматривается как социально, культурно и личностно детерминированная образовательная деятельность, в процесс обновления которой включены субъекты этой деятельности.
Таким образом, объект педагогической инноватики не может ограничиваться рамками теоретических моделей, образовательных систем или средств обучения, например техническим оснащением школ.
В любой педагогической инновации объектом исследования выступают изменения в образовательных процессах конкретных людей - учеников, студентов, специалистов, которые повышают квалификацию, и др. Это главное требование педагогической инноватики в ее гуманистическом понимании. Именно этим педагогическая инноватика отличается от иного рода инноватики, не имеющей педагогической природы. Данное отличие мы акцентируем, поскольку довольно часто можно встретить ситуацию, ког-
1 Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. - Ростов н/Д, 1999. - С. 29.
да новшество предлагается не для того, чтобы улучшить качество образования конкретных детей, а ради самого новшества или лоббирующей его организации. Например, промышленное предприятие, заинтересованное в сбыте своей продукции, может пытаться внедрять ее в школы исходя из экономических, а не педагогических соображений.
Теперь рассмотрим предмет педагогической инноватики. Предмет находится в границах объекта. Но предмет - не часть объекта, а способ или аспект его рассмотрения. Определить предмет педагогической инноватики необходимо для того, чтобы понять, чем именно занимается эта наука.
В отношении своего объекта - процесса возникновения, развития и освоения образовательных инноваций - педагогическая инноватика изучает особенности, характеристики планируемых или происходящих изменений в образовании учащихся. Особенными являются причины инноваций, условия и средства их осуществления, закономерности внедрения, трудности освоения, влияние получаемых результатов на изменение образовательной системы и т.д.
В ходе инновационной образовательной деятельности меняется не только содержание этой деятельности, но и система отношений субъектов образования, характер их взаимодействия, который определяет специфику обучения, воспитания, становления личности ученика и учителя. Отношения субъектов являются объектом психологии, психологической инноватики, но и в педагогической инноватике, особенно если учитывать личностно ориентированную направленность образования, взаимодействие субъектов входит в предмет исследований именно в части учебно-воспитательных задач.
Итак, обозначим предмет педагогической инноватики. Предмет педагогической инноватики - совокупность педагогических условий, средств и закономерностей, связанных с разработкой, введением и освоением педагогических новшеств в образовательной реальности. Впредмет педагогической инноватики входит также система отношений, возникающих в инновационной образовательной деятельности, направленной на становление личности субъектов образования — учащихся, педагогов, администраторов.
Что касается других наук, объектом которых также является образование, в том числе инновационное, следует четко отделять их от педагогической инноватики именно по специфическому для них предмету. Например, личностные изменения инноваторов, психологические факторы сопротивления нововведениям изучает психология. Уровень соответствия нововведений ожиданиям социума, определение необходимых регионам специализаций и профилей обучения рассматривают социологи. Экономисты разрабатывают системы внедрения механизмов финансиро-
вания в сферу образования. Менеджеров заботит роль вузов и школ в подготовке кадров, владеющих технологией организации продуктивной деятельности. И только педагогическая инноватика направлена на решение задачи поиска и осуществления таких изменений в образовании, которые приведут к повышению его качества и/или приближению к новым актуальным для личности и общества целям.
Стоит подчеркнуть, что инноватика в образовании имеет своим предметом изучение, создание, освоение и применение педагогических новшеств в их единстве как целостного комплексного процесса. По отдельности эти процессы в принципе могут рассматриваться и другими науками.
Чтобы отличить педагогическую инноватику от других педагогических дисциплин, сравним, например, ее предмет с предметом дидактики — науки об обучении.
Имея сходный объект, эти две науки различаются предметами. Так, предметом дидактики является взаимодействие преподавания (деятельности учителя) и учения (деятельности ученика). Эта связь описывается такими атрибутами обучения, как цели, задачи, формы, методы, средства обучения, система контроля. В педагогической инноватике предметом является не столько обучение, сколько его изменение под воздействием вносимых новшеств.
И хотя можно считать, что обучение является непрерывно происходящим, а значит, меняющимся процессом, для того, чтобы описывать смену одного процесса другим, нужна педагогическая инноватика.
Вопросы для дискуссий и творческие задания
1. Почему нельзя обойтись традиционными науками - педагогикой, дидактикой, психологией для того, чтобы разрабатывать и внедрять в образование новшества? Для чего необходима отдельная наука, специально изучающая инновации в образовании, - педагогическая инноватика? Ведь обходилось человечество без этой науки тысячи лет.
2. Чем отличается такое современное педагогическое новшество, как портфолио ученика, от нового портфолио студии веб - дизайна, которое она размещает на своем сайте? Что общего у этих двух новшеств?
3. Объясните, каким образом административно внедряемое в последние годы новшество - единый государственный экзамен (ЕГЭ) - связано с изменением качества образования школьников. В чем и почему может измениться качество подготовки выпускников школ в результате внедрения ЕГЭ?
4. Сопоставьте позиции В.С.Лазарева и А. В.Хуторского (автора данного пособия) при формулировании объекта и предмета педагогической инноватики. Для каждой позиции приведите аргументы «за» и «против».