Специальности Олигофренопедагогика. Логопедия.

Отчетная документация

По педагогической практике,

Проходившей в

В период с по

студентки 6 курса педагогического факультета

Специальности Олигофренопедагогика. Логопедия.

Дневник педагогической практики

по прохождению учебной практики

студентки 6 курса педагогического факультета

с по

Педагогическая практика в качестве учителя-логопеда:

Логопед-дефектолог:

Руководитель учреждения:

Адрес:

Телефон:

Конспект группового занятия

Тема: «Дифференциация букв и – й».

Цель: выявить отличие звуков [и] и [й].

Задачи:

1. Закрепить навык произношения звука й в слогах, словах, фразах;

2. Учить определять позицию звука в словах;

3. Работать над предложением;

4. Учить преобразованию слов, печатанию слов под диктовку;

5. Развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Садится тот, кто повторит слова майка, зайка, сарай, змей, герой, край, лейка и др.

II. Основная часть.

Педагог спрашивает, о каком звуке сегодня пойдет речь (о звуке й).

1. Характеристика звука й: этот звук согласный, краткий, звук й бывает только после гласного звука. Он всегда мягкий.

2. Речевая зарядка:

ай—ой—уй—ий ий—ай—уй—ой

ой—уй—ий—ай уй—ий—ай—ой

Ой—ой—ой — песню дружно пой.

Ай—ай—ай — во дворе стоит сарай.

Уй—уй—уй— на чай скорей подуй.

3. Дидактическая игра «Светофор».

Дети поднимают синий светофор, если услышали слово со звуком й;

Словарный материал: май, кубики, зайка, малина, край, трамвай, умывальник, сарай, автобус, змей, машина, самолёт, попугай, гвоздика, незнайка, балалайка, пузырёк, кофейник.

4. Игровое упражнение «Измени слово так, чтобы в нем был звук Й»:

заяц — зайка

сараи — сарай

герои — герой

зима — зимой

ульи — улей

пить — пейте

лить— лейка

змеи — змей

5. «Занимательные вопросы»:

а) какой вы знаете полезный напиток? (Чай.);

б) как называется водоплавающая птица? (Чайка.);

в) как называется помещение для хранения садово-огородного инструмента? (Сарай.);

г) необходимая принадлежность для игры в хоккей? (Шайба.);

д) как вскрикивают от испуга? (Аи!).

6. Педагог вывешивает картинки: чайка, яйца, трамвай, чай, троллейбус, лейка, майка.

Даются задания:

а) определить позицию звука й в каждом слове;

б) составить предложения с этими словами;

в) составить схемы предложений и слов.

III. Физкультминутка.

IV. Знакомство с буквой й.

Букву й зовут и «кратким».

Й как и в твоей тетрадке.

Чтобы й не путать с и,

Сверху галочку пиши.

V. Преобразование слов:

сараи — сарай, герои — герой, трамваи — трамвай

VI. Печатание слов:

мой, твой, йод, лейка, улей, змей, зайка, майка, стройка.

VII. Подведение итога занятия.

Конспект группового занятия

Тема: «Звук й. Буква й» (второе занятие)

Цель: закрепить навык произношения звука [й] в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

1. Учить определять слог в словах, образовывать форму родительного падежа существительных;

2. Упражнять в подборе слов, обозначающих предметы, действия, признаки;

3. Работать над предложением: закрепить навыки чтения и печатания предложений;

4. Развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Садится тот, кто повторит цепочку слов:

каравай—край—улей

двойка—воробей—лейка

линейка—попугай—стройка

герой—змей—трамвай

попугай—балалайка—скамейка

зайка—майка—сарай

копейка—клей—чайка

скамейка—стройка—тройка

II. Основная часть.

Педагог спрашивает, о каком звуке сегодня пойдет речь. Подтверждает, что о звуке й.

1. Уточнение артикуляции звука и его характеристика.

2. Речевая зарядка.

Ой-ой-ой — дядя наш герой.

Ай-ай-ай — испекли мы каравай.

Ей-ей-ей — на ветке воробей.

3. У детей на столах картинки. Они должны назвать картинки и определить, в котором по счету слоге находится звук й.

4. Дидактическая игра «Чего не стало?».

5. Дидактическое упражнение: «Назови слова, в которых встречается звук й».

Это мой карандаш.

Лайка лежит под скамейкой.

Майя купила клей.

Андрей наловил пескарей.

Зайка сидит под ивой.

Мой дядя герой.

6. Игровое упражнение «Придумай слово».

Дети называют слова со звуком й, обозначающие предметы, признаки, действия.

7. Дидактическая игра «Составь предложения».

Дети составляют предложения со следующими словами: налей, вымой, сделай, спой, нарисуй.

8. Чтение слов: (С, М, Г, З) -айка

9. Игровое упражнение «Вставь пропущенную букву»: сара... за...ка ма...ка я...цо ле...ка ша...ба уле... зме...лентя... трамва... стро...ка ма... попуга...

III. Физкультминутка

IV. Печатание предложений:

Мой руки и шею.

Едет трамвай.

Это твоя майка.

У Маши линейка.

Андрей взял клей.

Уйди с мостовой.

В красивой клетке попугай.

Тема: «Звук л»

Цель: автоматизация звука в словах.

Задачи:

1. закреплять правильное произношение звука л в словах;

2. развитие фонематических процессов (умения определять наличие звука в словах, позицию звука в словах; навыков звукового анализа и синтеза);

3. развитие внимания, памяти, мышления, восприятия, речевой и мелкой моторики;

4. воспитание сознательно правильного произношения звука л.

Оборудование:плоскостная фигурка Золушки; предметные картинки, названия которых содержат звук л; карточка с наложенными изображениями; элементы бального платья для Золушки; карточка с изображением полянки для методики “Лабиринт”.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Здравствуй! Садись удобно. Внимательно слушай все мои задания и у тебя все получится.

2. Артикуляционная гимнастика.

Для начала настроим язычок на работу. Выполнение упражнений: “Лягушка улыбается”, “Слоник”, “Змейка”, “Качели”, “Вкусное варенье”, “Маляр”, “Парус”, “Чистим зубки”, “Пароход гудит”, “Поймаем мышку”.

3. Сообщение темы занятия.

Сегодня мы продолжаем учиться правильно и четко произносить звук л в словах.

4. Уточнение правильной артикуляции.

Вспомним и покажем, как работают органы артикуляции при правильном произнесении звука л.

Что делают губы, когда мы произносим звук л? Где находится язычок?

5. Изолированное произношение звука.

Давай изобразим, как колокольчик поет песенку.

Изображаем кистями рук колокольчик: тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены. средний палец правой руки опущен вниз и ребенок им свободно двигает в ту и другую сторону. Произносим стихотворение:

“Толстый” колокольчик песенку запел и басисто очень громко зазвенел – ла – ла – ла…

Кусая язычок, одновременно произносим звук “А”, получая – ла-ла-ла. Затем имитацию звона колокольчика ла-ла-ла замедляем и начинаем просто гудеть – лллл (без гласного “а”).

6. Работа по теме.

1) Сегодня к нам на занятие пришла гостья. Давай отгадаем ее имя.

(Выставляется плоскостная фигурка Золушки.)

Вспомни, какую работу выполняла Золушка?

Закончи предложение, добавив подходящие по смыслу слова-действия, чтобы в них был звук л.

Золушка полы…(мыла, подметала, натирала), белье…(стирала, гладила), печь…(топила), обед…(варила, готовила), посуду…(мыла, чистила).

2) Работа по развитию фонематических процессов (определение позиции звука в словах).

Вспомни, куда хотелось поехать Золушке?

Поможем Золушке попасть на бал?

- Прежде чем отправиться на бал, Золушка должна навести порядок в кладовке – разложить предметы по полкам с учетом места звука л:

предметы со звуком л в начале слова она положит на нижнюю полку, со звуком л в середине слова – на среднюю полку, со звуком л в конце слова – на верхнюю полку.

Предметные картинки: лыжи, ложка, лампочка, лупа, мел, пенал, бокал, пила, иголка, клубок, бутылка.

3) Работа по развитию мышления, слогового синтеза.

Фея задала Золушке задание - переставить слоги, чтобы получились слова.

Прочитай и запиши эти слова.

нал, пе - _______ зал, вок - _______
кол, со - _______ вал, под - _______
тел, дя - _______ тье, пла - _______

4) Повторение чистоговорки.

Золушка очень любила петь песенку.

Давай и мы ее выучим. Только нужно добавить слова со звуком л в рифму.

Ал – ал - ал, Золушка спешит на …

Ол – ол – ол, подметает ловко щеткой …

Ул – ул – ул, не присядет аж на …

Ыл – ыл - ыл, принц очарован ею …

Ил – ил – ил, ее на танец …

Слова: бал, пол, стул, был, пригласил.

5) Работа по развитию мелкой моторики. (Задание на раскрашивание).

А как же Золушка попадет на бал без красивого бального платья?

Раскрась для Золушки красивое платье.

6) Работа по развитию наглядно-образного мышления.

Упражнение “Лабиринт”

Помоги Золушке добраться до замка. Перед тобой полянка, на ней нарисованы дорожки и замки в конце каждой из них. Нужно правильно найти замок и приклеить туда фигурку Золушки. Чтобы найти этот домик, надо посмотреть на письмо, которое оставила добрая Фея. В письме нарисовано, как надо идти, в какую сторону поворачивать. Начинать двигаться нужно от стрелочки. Будь внимателен.

Специальности Олигофренопедагогика. Логопедия. - student2.ru

7) Работа по развитию фонематического слуха (выделение слов со звуком л из стихотворения).

Вот и попала Золушка на бал с нашей помощью. Там она будет веселиться, танцевать.

А теперь давай побываем на лесном балу и посмотрим, как проводят время обитатели леса.

Сейчас я прочитаю стихотворение. Слушай его внимательно и запоминай, о ком в нем говорится.

Лесной бал.

Плакала белка – она на балу

Лапки испачкала в желтом мелу.

Милую белочку лось пожалел:

Лапки погладил – и мел облетел.

Белка атласное платье надела

С длинным подолом и поясом белым.

Ах, как волшебно она танцевала –

С елки на елку пушинкой летала.

Лапы еловые белку качали,

Песню веселую дятлы стучали,

Клювами дупла долбя по стволам.

Милое дело – летать по балам.

О ком говориться в этом стихотворении?

А теперь я буду читать по несколько строчек, а ты выбирай слова со звуком л.

7. Итог занятия.

Какой звук мы сегодня учились произносить правильно.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

НА 20 – 20 УЧЕБНЫЙ ГОД

Содержание работы Формы и методы работы Дата проведения
1. Диагностическая работа
1. Фронтальная диагностическая работа по выявлению речевых нарушений устного и письменного характера у детей Диагностика 1-15 сентября, 16-30 мая
2. Фронтальная диагностическая работа по выявлению речевых нарушений устного и письменного характера у детей Диагностика  
2. Консультативная работа
1. Индивидуальное консультирование по запросу педагогов и родителей Индивидуальные консультации В течение года
2. Индивидуальное консультирование педагогов и родителей по запросу учителя-логопеда Индивидуальные консультации В течение года
3. Групповое консультирование педагогов и родителей Групповые консультации В течение года
4. Консультирование детей по запросам родителей и педагогов Консультации В течение года
5. Поддержание связи с медицинской сестрой школы Консультации В течение года
6. Поддержание связи с администрацией Беседы, консультации В течение года
7. Консультирование с учителями-логопедами, медицинскими работниками области Беседы, консультации В течение года
3. Коррекционно-развивающая работа
1. Коррекционно-развивающая работа Индивидуальные и групповые занятия по предупреждению и коррекции нарушений устной и письменной речи В течение года с 16 сентября по 15 мая
4. Просветительская деятельность
1. Мероприятия по распространению логопедических знаний       В течение года
2. Педагогическое просвещение родителей и педагогов в плане предупреждения и коррекции речевых нарушений Выступления на педсоветах, родительских собраниях. Оформление
5. Организационно-методическая работа
1. Оснащение логопедического кабинета Уборка, ремонт, покупка необходимого оборудования Июнь, август
2. Изготовление дидактического, раздаточного, занимательного материала по предупреждению и коррекции речевых нарушений устного и письменного характера Изготовление пособий В течение года
3. Пополнение логопедической библиотеки новыми изданиями Приобретение новейшей логопедической литературы, сканирование, ксерокопирование материалов из различных источников По мере выхода в течение года
4. Оборудование и оформление кабинета Дооборудование кабинета В течение года
5. Посещение библиотек, изучение и обмен методической литературой Работа с литературными источниками В течение года
6. Посещение мероприятий Посещение методических советов, областных научно-практических конференций учителей-логопедов Гродненской области, курсов, семинаров В течение года

Список учащихся,

зачисленных на пункт коррекционно-педагогической помощи

в 20 /20 учебном году

  Ф.И.О. ученика Класс Заключение
  4 «А» F.81.1 (дисграфия на почве нар. яз. ан. и синт. с элем. акустич.)
  3 «Б» F.81.1 (дисграфия на почве нар. яз. ан. и синт.)
  2 «Б» F.80.9 (ОНР-3 ур. р. р.)
  3 «Б» F.81.1 (дисграфия на почве нар. яз. ан. и синт.)
  1 «Б» F.80.9 (НВОНР)
  2 «А» F.81.1 (дисграфия на почве нар. яз. ан. и синт.)
  1 «Б» F.80.9 (НВОНР)
  2 «Б» F.81.1 (дисграфия на почве нар. яз. ан. и синт.)
  2 «А» F.81.1 (дисграфия на почве нар. яз. ан. и синт.)
  1 «А» F.80.0 (артикуляторно-фонетич. дислалия)
  2 «А» F.81.1 (дисграфия на почве нар. яз. ан. и синт.)
  2 «А» F.80.9 (НВОНР)
  2 «Б» F.81.1 (дисграфия на почве нар. яз. ан. и синт.)
  4 «А» F.81.1 (дисграфия на почве нар. яз. ан. и синт. с элем. акустич.)
  2 «А» F.81.1 (дисграфия на почве нар. яз. ан. и синт.)
  1 «А» F.80.9 (НВОНР) R.47.1 (ст. ф. дизартрии)
  3 «Б» F.81.1 (дисграфия на почве нар. яз. ан. и синт.)
  2 «Б» F.81.1 (дисграфия на почве нар. яз. ан. и синт.)
  2 «А» F.81.1 (дисграфия на почве нар. яз. ан. и синт.)
  1 «Б» F.80.9 (ОНР-3 ур. р. р.) R.47.1 (ст. ф. дизартрии)
  2 «А» F.81.1 (дисграфия на почве нар. яз. ан. и синт.)

Работа с родителями.

РЕЧЕВАЯ КАРТА

I. Анкетные данные ребенка.

Фамилия, имя: В. Н.

Дата рождения: 06.07.2006.

Дата поступления в группу: 01.09.2013.

Домашний адрес:

II. Анамнез.

Какие по счету роды: вторые

Как протекала беременность: токсикоз, простуда на последней неделе.

Роды: в срок, нормальные.

Логопедическое обследование

V. Моторная сфера.

Состояние общей моторики.

Постоять на одной ноге (попеременно): выполняет;

Попрыгать на двух ногах: выполняет;

Попрыгать на одной ноге (попеременно): выполняет, но путается.

Состояние мелкой моторики.

Пальчиковые упражнения: «Коза» - норма, «Зайчик» - норма, «Колечко» - помогает второй рукой (правая, левая рука, синхронно не получается)

«Кулак – ребро - ладонь» - правой без ошибок, левой сбивается, синхронно – нет.

Соединить пальца рук «Пальчики здороваются»: норма.

Ведущая рука: правая.

Мимика.

Нахмурить брови: синхронно.

Наморщить лоб: не может.

Прищурить глаз: только левый, правый не может – закрывает оба.

Надуть щеку (щеки): обе может, одну – нет.

Вывод: моторно неловок при беге, движения плохо координированы, испытывает затруднения при выполнении движений по словесной инструкции, слабо развита мимика лица.

РЕЧЕВАЯ КАРТА

I. Анкетные данные ребенка.

Фамилия, имя: Н. Д.

Дата рождения: 12.04.2007.

Дата поступления в группу: 01.09.2013.

Домашний адрес:

II. Анамнез.

Какие по счету роды: вторые

Как протекала беременность: токсикоз, инфекции.

Роды: в срок, кесарево сечение.

Логопедическое обследование

V. Моторная сфера.

Состояние общей моторики.

Постоять на одной ноге (попеременно): не выполняет;

Попрыгать на двух ногах: выполняет;

Попрыгать на одной ноге (попеременно): выполняет, но путается.

Состояние мелкой моторики.

Пальчиковые упражнения: «Коза» - норма, «Зайчик» - норма, «Колечко» - помогает второй рукой (правая, левая рука, синхронно не получается)

«Кулак – ребро - ладонь» - правой без ошибок, левой сбивается, синхронно – нет.

Соединить пальца рук «Пальчики здороваются»: норма.

Ведущая рука: правая.

Мимика.

Нахмурить брови: синхронно.

Наморщить лоб: не может.

Прищурить глаз: только левый, правый не может – закрывает оба.

Надуть щеку (щеки): обе может, одну – нет.

Вывод: моторно неловок при беге, движения плохо координированы, испытывает затруднения при выполнении движений по словесной инструкции, слабо развита мимика лица.

Список литературы, рекомендованный логопедом.

  • Барылкина Л. П., Матраева И. П., Обухова Л. А. Эти трудные согласные: Как помочь ребенку с нарушениями процесса письма и чтения: Пособие для учителей, логопедов и родителей.- М.: 5 за знания, 2005. — 128 с.
  • Борисова Е.А. Играя, звуки исправляем – играя, звуки закрепляем. –– Биробиджан: ОблИУУ, 2005. –36 с.
  • Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей. –– СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1993. – 45 с.
  • Дмитрова, Е.Д.Логопедические карты для диагностики речевых расстройств. - М.: АСТ: Астрель, 2008.
  • Кобзарева Л. Г. Коррекционная работа со школьниками с нерезко выраженным или общим недоразвитием речи на первом этапе обучения:[Практ. пособие] / Л. Г. Кобзарева, М. П. Резунова, Г. Н. Юшина. -- Воронеж: Учитель,2001. - 80 с. - (Педагогика нового времени).
  • Кобзарева Л. Г. Коррекционная работа со школьниками с нерезко выраженным или общим недоразвитием речи на первом этапе обучения: [ Практ. пособие] / Л. Г. Кобзарева, М. П. Резунова, Г. Н. Юшина. -- Воронеж: Учитель,2001. - 80 с. - (Педагогика нового времени).
  • Коноваленко В.В., Коноваленко СВ. Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Пособие для логопедов. — М.: «Гном-Пресс», 2000., цветная вставка.
  • Лозбякова М.И. Учимся правильно и чётко говорить: Пособие для логопедов, воспитателей, родителей. - М.: Вентана- Графф, 2003. — 304 с.
  • Мальцева М.А., Костыгина В.Н. Мой логопедический альбом/Художник Г. В. Соколов. - Ярославль: Академия развития: Академия, К0: Академия Холдинг, 2001. — 48 с: ил.
  • Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. -- 3-е изд., доп. - М.: АРКТИ, 2003. - 240 с.
  • Нищева Н. В. Будем говорить правильно. Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. — 112 с. + цв. вкл. 40 с

Ведомость оценки занятий

Дата Тема занятия Замечания и рекомендации Отметка Роспись
             
             
             
           

Отчетная документация

По педагогической практике,

Проходившей в

В период с по

студентки 6 курса педагогического факультета

специальности Олигофренопедагогика. Логопедия.


Наши рекомендации