Интернет-единица русского языка

Русский язык древность троица славянство
1.народ 1.агрессия 2.бог 3.язычество
2.запад 2.покорность 3.храм 1.православие
3.гений 3.вдохновение 1.человек 2.одиночество
4.деятель 1.свобода 3.способность 2.творчество

Информационная модель русского языка

Лексика

Лексика происхождение слово значение
1.библия 1.религия 2.имя 3.синоним
2.словарь 2.наука 3.термин 1.антоним
3.учебник 3.образование 1.фраза 2.омоним
4.книга 1.искусство 3.тема 2.пароним

Фонетика

Фонетика звук изменение образование
1.чередование 1.слог 2.голос 3.акустика
2.членение 2.морфема 3.шум 1.артикуляция
3.классификация 3.фонема 1.тон 2.смыслоразлич-е
4.ударение 1.сила 3.произношение 2.модуляция

Словообразование

Словообразование морфема корень аффикс
1.гнездо 1.основа 2.сокращение 3.префикс
2.ряд 2.аббревиатура 3.сложение 1.интерфикс
3.круг 3.форма 1.сращение 2.суффикс
4.точка 1.флексия 3.сложносоставл-е 2.постфикс

Морфология

Морфология элемент свойство речь
1.признак 1.междометие 2.прилагательное 3.указание
2.форма 2.частица 3.глагол 1.спряжение
3.значение 3.предлог 1.существительное 2.склонение
4.категория 1.союз 3.местоимение 2.соединение

Синтаксис

Синтаксис предложение член связь
1.цель 1.сообщение 2.определение 3.сочинение
2.смысл 2.вопрос 3.дополнение 1.подчинение
3.значение 3.восклицание 1.обстоятельство 2.согласование
4.условие 1.побуждение 3.глава 2.управление

Орфография

Орфография орфограмма правило написание
1.фонетика 1.звук 2.проверка 3.согласная
2.морфология 2.буква 3.ударение 1.гласная
3.дифференциация 3.дефис 1.словарь 2.слог
4.традиция 1.пробел 3.исключение 2.слово

Развитие речи

Речь высказывание понятие текст
1.разговор 1.повествование 2.лицо 3.тема
2.письмо 2.описание 3.предмет 1.мысль
3.монолог 3.рассуждение 1.место 2.план
4.диалог 1.оценка 3.время 2.абзац

IY. Единая литературная норма на базе культивированной народной речи (17 век).

Y. Западно-европейское языковое влияние (18 в.).

YI. Синтез языковых течений в творчестве А.С.Пушкина в единую систему (18-19 века).

YII. Обогащение литературного языка писателями, общественными деятелями, представителями науки и культуры (19-20 века).

Затем исторические данные преобразуются в модели отдельных разделов русского языка, который изучается в предельно интенсивном режиме. Поначалу рассматривается общее понятие о нашем языке, представленное в первой матрице – «Интернет-единица русского языка». Устанавливается, что ведущими историческими факторами здесь являются «народ», «запад», «гений» и «деятель». Что касается временных координат, то понятийный ряд выстраивается в линейку «древность», «троица», «славянство». После этого каждый параметр физического времени триады вводится в пересекающиеся отношения с системным составляющимися каждого из уровней. В результате возникает алгоритм: агрессия, бог, язычество, православие, покорность, храм, человек, одиночество, вдохновение, свобода, творчество, способность. Можно сказать, что изучение русского языка направлено на обуздание агрессивной неуемности характера нашего соотечественника с ее трансформацией в способность. Отдельные элементы способностей превращаются в исторические разделы русского языка: лексика, фонетика, словообразование, морфология, синтаксис, орфография, речь. Каждый из разделов построен по той же самой технологии содержательного моделирования, поэтому доступен обучающимся. Желающие могут попробовать свои силы в интерпретации информации разделов, что само по себе является увлекательным занятием, мы же переходим к заключению.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Технология содержательного моделирования (ТСМ) в контексте высшего образования России представляет собой систему и структуру информации, подчиненную понятийному содержанию. В отличие от современных подходов, где доминирует вариативная форма с константным содержанием, в ТСМ все делается с точностью до наоборот: предлагается стандартная форма, куда заключается вариативное содержание. Подобный подход сокращает сроки обучения за счет укрупнения дидактических единиц учебного материала, который не перегружает студента информацией, а делает ее доступной каждому.

ТСМ возможно использовать преимущественно в традициях славянской культуры. Это означает, что пониманию подлежит творящееся в голове обучающегося. С этой точки зрения неадекватными необходимо признать, как подход с позиций восточной культуры – пирамидальный, так и западной – системный. Что касается отечественной ментальности, то она нуждается в применении искусственных процедур, касающихся содержания, объема, формы и действия в познании реальности. В высшем образовании данные признаки относятся к понятию как предмету деятельности студента. Предлагается начать не с содержания, чему уделяется внимание в вузе, а с формы – сущности, которая ставит студентов в классическом образовании в неравное стартовое положение.

Оптимизация и модернизация высшего образования на этапе, предшествующем аудиторной работе, предполагает смещение акцентов по форме с внешних, социальных на умственные, внутренние. Это дает возможность рассматривать всех студентов без исключения как равноценных перед процессом познания, причем превращение формы в линейку ограничивает ее количественное измерение до четырех единиц.

Объем же познания сокращается до одной единицы за счет предстоящего расширения содержания. Однако в этой единице имеется триадное единство, которое имеет отношение к преподающему дисциплину и рассматриваемого как единство мотивационной, интеллектуальной и поведенческой сфер.

Самое главное – это сокращение действий, которые по-настоящему сводятся к единице. Такой единицей становится интуиция, которая включает в себя и абстракцию, и индукцию, и дедукцию, и синтез и т.п.

Проведенные искусственные процедуры над учебным материалом позволяют раскрыть содержание по двенадцати единицам, которые подчиняются пересекающимся отношениям физического и исторического времени. Заметим, что доисторическое состояние учебной дисциплины, скрытое в физическом времени, раскрывается благодаря истории данной науки в опережающем режиме. Этот момент опережения является обязательным условием ТСМ, поскольку студенту предлагается действовать «задним умом» - национальной особенности отечественной ментальности. Опережающее отражение действительности как раз и является компенсационным механизмом закладываемого отставания в профессиональной подготовке.

Все проведенные процедуры позволяют сконструировать понятие в компактной форме матрицы. Причем предусмотрено три уровня сложности: понятие как общенаучная сущность; понятие как сущность конкретной науки; понятие как семикратно повторенная сущность разделов данной науки. После этого достигнутое включается в контекст национального менталитета, подчиненного воле.

Особенность образования по ТСМ заключается в том, что учитываются данные отечественной психологии, которая рассматривает человека с точки зрения квадратичной феноменологии: индивид, субъект, личность, индивидуальность, соединенных в единое семантическое целое. Все они в ТСМ принимаются в расчет так, что складывается неравновесная система, на одном полюсе которой располагаются индивид, субъект и личность, на другом – индивидуальность. Особая роль отводится субъекту, который в виде понятия включается в медиацию, посредничество между врожденным и приобретенным, разрывая их органическую связь. В результате воля освобождается от пут генетики и становится фактором высшего образования на стороне личности. Последняя мотивацией обслуживает четыре курса бакалавриата, являющегося одновременно первым этапом научной карьеры: смысл - первокурсника; креатив - студента второго курса; познание - третьекурсника; достижение - старшекурсника. Иными словами, высшее образование предлагается строить на воспитании воли, дозирующей воздействие на студента мотивацией, а понятие рассматривается как инструмент.

В последующем научная карьера выстраивается в последовательности, обратной школьному обучению: юность, отрочество, младший возраст, дошкольник. Каждый из них проводит дополнительную работу над психологическими препятствиями: бакалавриат – над профессиональными деформациями; магистратура – над психическим (эмоциональным) выгоранием; аспирантура – над психологическими барьерами; докторантура – над психологическими защитами. Одновременно в расчет принимаются и соответствующие мотивы, которые также включаются в научную карьеру в обратной последовательности: достижение, познание, креатив, смысл.

Иная точка зрения предлагается и в отношении способностей, которые якобы развиваются в процессе обучения – школьного, лицейского, вузовского. Если считать вслед за Б.М. Тепловым, что способности – это особые психические качества, которые обеспечивают успешность деятельности, то вуз должен по логике дать студенту недостающие способности, а не эксплуатировать генетический ресурс. Мы стоим на той позиции, что культурного багажа вполне достаточно, чтобы вооружить студентов недостающими способностями через понятийный подход к высшему образованию. Каждая дисциплина учебного плана тогда рассматривается как отдельная способность, формирующаяся в вузе безотносительно и к студенту, и к преподавателю.

Обучающегося в вузе подстерегают определенного рода сложности, которые феноменологически выглядят как психологические защиты, психологические барьеры, эмоциональное выгорание, профессиональные деформации. Профилактика препятствий также обеспечивается понятием, которое на место отклонений в профессиональном развитии ставит профессиональный интерес, профессиональную компетентность, психологическую готовность к осуществлению профессиональной деятельности, профессионально важные качества. В совокупности они дают несоизмеримо более высокий уровень профессиональной подготовки в сравнении с существующим на сегодня.

Конструирование учебной дисциплины в ТСМ предполагает учет национально-стилевых особенностей лиц женского и мужского пола – студентов российских вузов. Избавление от проклятья генетической одаренности происходит в контексте использования при конструировании учебной дисциплины усеченного, психологического стиля для студенток и логического, развернутого стиля для студентов. В совокупности они и становятся инновационным образованием в России.

Авторы надеются, что предложенное пособие найдет понимание у коллег по высшему образованию и облегчит судьбу наших студентов.

Литература

1. Агеева Н.В. Стратегии преодоления студентами психологических барьеров при аудировании иноязычной речи: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Курск, 2009. 22 с.

2. Адаменко М.В. Как открыть свой малый бизнес. М.: НТ Пресс, 2008. 320 с.

3. Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс. СПб.: «Изд-во ДНК», 2000. 518 с.

4. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., «Наука», 1977.

5. Андреева Л.И. Профессиональное самоопределение школьников в условиях инновационной деятельности общеобразовательного учреждения: Автореф. д-ра пед. наук. – Тольятти, 2010. – 45 с.

6. Антология современной психологии конца 20 века (По материалам конференции «Психология созидания»). Т. 7, выпуск 3. Казань: КГТУ им А.Н. Туполева; Российское психологическое общество, 2001. 378 с.

7. Антонец В.А., Нечаева Н.В., Хомкин К.А., Шведова В.В. Инновационный бизнес: формирование моделей коммерциализации перспективных разработок: Учеб. пособие. – М.: Изд-во «Дело» АНХ, 2009.

8. Бабаян А.Н. Профессиональная карьера банковского работника / Автореф. дисс. канд. социол. наук. М., 2011. 25 с.

9. Багадирова С.К.Материалы к курсу «Спортивная психология»: Учебное пособие. - Майкоп: Изд-во «Магарин О.Г.», 2014. 243 с.

10. Баранкин С.Ю. Феноменология профессиональной децентрации в деятельности персонала сферы услуг: Монография. М. «АРТКРАС», 2014. 278 с.

11. Баранкин С.Ю., Стрелков В.И. Психологические барьеры в профессиональной карьере преподавателя колледжа «помогающих профессий» / Психология и педагогика в системе гуманитарного знания. Материалы XVI международной научно-практической конференции. Научно-информационный издательский центр "Институт стратегических исследований". М.: Изд-во «Научно-информационный издательский центр "Институт стратегических исследований", 2015. С. 6-17.

12. Баранкин С.Ю., Сафошин А.В., Стрелков В.И. Инновационная педагогика и психология в спорте: Коллективная монография. М.: РАМОС, 2013. 432 с.

13. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. – СПб.: Речь, 2004.

14. Березина Т.Н. Многомерная психика. Внутренний мир личности. – М.: ПЕР СЭ, 2001. 319 с.

15. Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений. М.: Изд-во «Институт практ. психологии», Воронеж: «МОДЭК», 1997. 608 с.

16. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. М.: Мир, 1988. 248 с.

17. Бобрищев А.А. Психолого-акмеологическая концепция психологической готовности спортсменов высшей квалификации силовых единоборств // Дисс. д-ра психол. наук. СПб, 2009.

18. Болотова А.К. Психология времени в межличностных отношениях. М.: Психолого-социальный институт, 1997. 120 c.

19. Василюк Ф.Е. Психология переживаний. М.: Изд-во Моск.ун-та,1984. 200 с.

20. Веккер Л.М. Психические процессы. Т. 1. Ощущение и восприятие. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974. – 378 с.

21. Вербицкий А.А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования. Высшее образование в России. 2010. № 5. С. 32-37.

22. Вершловский С.Г. Непрерывное образование (историко-теоретический анализ феномена). СПб: СПб АППО, 2007. 127 с.

23. Воронцова В.Г. Гуманитарно-аксиологические основы постдипломного образования педагога. Псков: Изд-во ПОИПКРО, 1997. 421 с.

24. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т.3 Проблемы развития психики. М.: Педагогика, 1983. 368 с.

25. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т.4 Детская психология. М.: Педагогика, 1983. 432 с.

26.Горбачев М.С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и всего мира. М.: Политиздат, 1988. 271 с.

27. Горская Г.Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов: Учебное пособие. Краснодар, 2008. 209 с.

28. Грановская Р.М., Березная И.Я. Интуиция и искусственный интеллект. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1991.

29. Давыдов В.В. Теория развивающегося обучения. М.: ИНТОР, 1996. 544 с.

30. Де Боно Э. Латеральное мышление. СПб.: Питер Паблишинг, 1997. 320 с.

31. Дмитриева Н.В., Дубровина О.В. Аддиктивная идентичность виртуально зависимой личности: Монография. Ишим: Изд-во ИГПИ им. Ершова, 2010. 210 с.

32. Егорычев А.О. Теория и технология управления психофизической подготовкой студентов к профессиональной деятельности / Дисс. д-ра пед. наук. Ярославль, 2005. 44 с.

33. Емельянов Е.Н., Поварницына С.Е. Психология бизнеса. М.: АРМАДА, 1998.

34. Енгалычев В.Ф. Психологические основы вузовской подготовки специалистов в юридической психологии // Автореф. дисс. д-ра психол. наук. СПб, 2006. 45 с.

35. Завьялова Е.К., Посохова С.Т. Психология предпринимательства: Учебное пособие. - СПб: Изд. СПбГУ, 2004.

36. Занковский А.Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов по специальности «Организационная психология». 2-е изд. М.: Флинта: МПСИ, 2009. 648 с.

37. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Екатеринбург: Академический проект, 1996.

38. Змеёв С.И. Андрагогика: Теоретические основы обучения взрослых. - М.: Ин-т общ. образования, 2000.

39. Змеёв С.И. Технология обучения взрослых: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Издат. центр «Академия», 2002.

40. Иванова Е.М. Психология профессиональной деятельности. – М.: ПЕРСЭ, 2011.

41. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции: Учебное пособие. М., 1998.

42. Ильин Е.П. Психология воли. – СПб: Питер, 2009. 368 с.

43. Кокурин А. Психологическое обеспечение экстремальной деятельности / Развитие личности. 2004. - № 1. С. 190-204.

44. Кон И.С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 1989.

45. Крысько В.Г. Социальная психология. М.: ОМЕГА-Л, 2006. 378 с.

46. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985. 128 с.

47. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Мысль, 1973. 429 с.

48. Лебедев И.Б. Психологические механизмы, стратегии и ресурсы стресс преодолевающего поведения (копинг-поведения) специалистов экстремального профиля (На примере сотрудников МВД России): Автореф. дисс. д-ра психол. наук. М, 2002, 47 c.

49. Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. 320 с.

50. Львова Н.Н. Национальная политика в координатах государственной безопасности России. Научная литература. М.: Голос-Пресс, 2012. 192 с.

51. Малкина-Пых И. Г. Экстремальные ситуации. М.: Изд-во Эксмо, 2005. 960 с.

52. Медведев И.Н. Психологические условия оптимизации эмоциональной сферы специалистов опасных профессий: Автореф. дисс. канд. психол. наук. – М., 2013. 25 с.

53. Межличностный контакт: теория, методология и практика внедрения в правоохранительной сфере: сборник научных трудов / под науч. ред. Е.А. Петровой; сост. Э.Х. Галиева. М.: Изд-во РГСУ, 2015. 340 с.

54. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Издательский центр «Академия», 1997. 456 с.

55. Нариньяни А., Довлатова А. Как открыть свое дело без начального капитала – М.: АСТ МОСКВА: Funky Inc., 2008. – 191 с.

56. Нестерова О.В. Управление стрессами: Учебное пособие. М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2012. 320 с.

57. Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей (1884-1888). - М.: ТОО «ТРАНСПОРТ», 1995. – 302 с.

58. Организационная психология: учебник для бакалавров / под ред. А.В. Карпова. М.: Изд-во Юрайт, 2012. 570 с.

59. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М.: ИНФРА-М, 1998. 528 с.

60. Петровский В.А. Личность в психологии: традиции субъектности. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996. 512 с.

61. Прошин А.А., Марьин М.И., Мягких Н.И. Психологическое обеспечение деятельности органов внутренних дел в экстремальных условиях: Методическое пособие. М.: УПО ГУК и КП МВД России, 2001. 36 с.

62. Поспелова А.С. Субъект организационной психологии: инновационный подход / Наука сегодня: постулаты прошлого и современные теории: материалы IV международной научно-практической конференции (29 декабря 2015 г.) // в 3х частях, часть 3. Отв. ред. Зарайский А.А. Саратов: Издательство ЦПМ «Академия Бизнеса», 2015. С. 22-25.

63. Пряжников Н.С., Пряжникова Н.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М.: Академия, 2001. 480 с.

64.Психологический словарь. М.: Педагогика,- Пресс, 1997. 440 с.

65. Психология личности. Учебное пособие / Под ред. проф. П.Н. Ермакова, проф. В.А. Лабунской. М.: Эксмо, 2007.

66. Пуни А.Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте. М., 1977.

67. Путивцев П.В. Психологическая оценка профессиональной надежности сотрудников органов наркоконтроля / Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 2013. 31 с.

68. Ронгинская Т.И. Феномен сопротивления адаптирующим воздействиям / Дисс.д-ра психол.наук. СПб, 1995. 292 с.

69. Рубин Ю.Б. (ред.) Основы бизнеса: Учебник для студентов 1 курса экономических специальностей. - М.: Изд-во МФПА, 2003.

70. Самодумов А.И. Методика самосовершенствования «Гравитационная гимнастика». М.: Центр эволюции человека, 1999. 32 с.

71. Селиванов В.И. Психология волевой активности. Рязань, 1974.

72. Соловьева А.В. Психологическая защита в подростковом возрасте: сущность, содержание, причины. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2013.

73. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М.: Тривола, 1996. 600 с.

74. Стамбулова Н.Б. Психология спортивной карьеры. СПб: Изд-во «Центр карьеры», 1999. 368 с.

75. Стёпин В.С. Теоретическое знание. М.: Ин-т философии, 1999. 416 с.

76. Стрелков В.И. Особенности антиципации в процессе распознавания истинных и ложных действий (на материале баскетбола): Дисс. канд. психол.наук. Л., 1987. 133 с.

77. Стрелков В.И. Психология персонального образования. Архангельск: Поморский университет имени М.В. Ломоносова, 2003. 423 с.

78. Стрелков В.И. Психологическое проектирование труда учителя. М.: Университет СНГ; Смоленск: Смядынь, 204. 320 с.

79. Стрелков В.И., Баранкин С.Ю. Малые предприятия при колледжах и вузах. Психология и методика инноваций. М.: РАМОС, 2010. 124 с.

80. Стрелков В.И., Баранкин С.Ю., Ведерников В.В. Инновационный метод ведения бизнеса: понятийно-психологический подход. Ученые записки РГСУ. 2016. Т. 15. № 2 (135). Интернет-единица русского языка - student2.ru Интернет-единица русского языка - student2.ru С. 109-119

81. Стрелков В.И., Баранкин С.Ю., Сафошин А.В. Инновационная психология в подготовке сотрудников полиции МВД России. М.: Юрайт, 2013. 300 с.

82. Стрелков В.И., Сафошин А.В., Баранкин С.Ю. Воля: инновационный подход. Saarbrucken: Lambert Academic Publishing, 2015. 180 с.

83. Стрелков В.И., Сафошин А.В., Баранкин С.Ю. Инновационное бизнес-образование в России. Sciences of Europe. 2016. № 7/7. С. 28-41.

84. Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология. М.: Издат. центр «Академия»; Высшая школа, 2001. 360 с.

85. Суховей А.В. Личностно-средовые ресурсы психологической готовности к профессиональной деятельности сотрудников спецподразделений внутренних войск МВД России: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 2013. 28 с.

86. Технологии построения систем образования с заданными свойствами. Материалы Международной научно-практической конференции. – М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2010.

87. Трушкин М.Ю., Михайлова Г.В., Кораблева Н.В. Психологические защиты. Защитные механизмы. [Электронный ресурс]. Код доступа: http://ps-analytik.ru/index.php4?mod=31. Дата обращения: 21.03.14.

88. Узун Л.С. Теория и практика профессиональной подготовки курсантов вузов МВД России к действиям в экстремальных ситуациях: Дисс. докт. пед. наук. С.Пб., 2000. 42 с.

89. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368 с.

90. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. М.: Педагогика-Пресс, 1993. 144 с.

91. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1991. 456 с.

92. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М.: Республика, 1993. 447 с.

93. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск: Изд-во Том.ун-та.- М.: Изд-во «Барс». 1997.- 392 с.

94. Чередниченко Г.А. Образовательные траектории и профессиональные карьеры (на материалах социологических исследований молодежи) [электронный ресурс]. М.: ИС РАН, 2012. - 332 с.

95. Чудакова Е.А. Инновационный метод обучения «Организационной психологии» / Наука сегодня: постулаты прошлого и современные теории: материалы IV международной научно-практической конференции (29 декабря 2015 г.) // в 3х частях, часть 3. Отв. ред. Зарайский А.А. Саратов: Издательство ЦПМ «Академия Бизнеса», 2015. С. 73-81.

96. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления: Автореф. дисс. д-ра пс. наук. М., 2001.

97. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Собрание сочинений в пяти томах. Том 1. М.: «Московский клуб», 1992. 395 с.

98. Щербатых Ю.В. Психология предпринимательства и бизнеса: Учебное пособие. СПб: Питер, 2008. 304 с.

99. Ярошевский В.А. История психологии. От Античности до середины XX века. М.: Наука, 1996. 416 с.

100. Ярышева А.А. Несформированность идентичности как детерминанта склонности к аддиктивному поведению старших школьников: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Кемерово, 2012. 25 с.

101. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: ЦКФЛ РАО, 1997. 248 с.

102. Berlyne D.E. (1964). Emotional aspects of learning // Annual Rev. of Psychol., Vol. 15, 115-142.

103. Freudenberger H.J. Staff burn-out / Journal of Social Issues, 1974. Vol. 30. P. 159-165.

104. Frudenberg E. Beyond Coping. Meeting goals, visions and challenges. - Oxford University Press, 2002. - С. 202-267. Что стоит за копингом. (Достижение целей, визуализация и проблемы).

105. Halloran T.M., Linton J.M. Stress on the Job: Self-Care Resources for Counselors // Journal of Mental Health Counseling, vol. 22, 2000. pp. 354-364.

106. Maslach С. Professional burnout: Recent developments in the theory and research. Washington: D. C: Taylor & Trancis, 1993. P. 19–32.

107. Maslach C. Job burnout: new directions in research and intervention // Current Directions in Psychological Science. V. 12. 2003. P. 189-192.

108. Nakana Keiko. The role of coping strategies on psychological and physical wellbeing // Jap.Psychol.Res., 1991. V.33. - №4. - pp. 160-167.

109. Roggeler F. Methoden der Erwachsenenbildung, Feiburg. 1966.

110. Solomon Z., Mikulincer V., Bleich A. Caracteristic expression of conbatrelated PTSD among Israeli soldiers in the 1982 Lebanan war // Behav. Med. – 1988. – V. 14. - № 4. – p.p. 174-178.

ГЛОССАРИЙ

Адаптивная система обучения – система обучения, претендующая на сохранение здоровья студентов при достаточно слабом информационном воздействии.

Агглютинация -оценка и анализ качества, свойства и внешний вид того или иного предмета, в результате чего в воображении создаётся новый, иногда причудливый образ, далёкий от реальности.

Акцентирование– это выделение в человеке, предмете или деятельности, какой-то одной доминирующей характеристики и ее гиперболизация.

Ассертивные действия – способность человека уверенно и с достоинством отстаивать свои права, не попирая при этом прав других.

Блочно – модульная система обучения - система, направленная на опережающее изучение теоретического материала укрупненными блоками-модулями, алгоритмизацию.

Вербальный интеллект – способность оперировать словами, символами, числами, идеями, логическими доводами.

Воображение– это процесс создания в сознании человека образа какого-либо предмета или процесса.

Генерации – это формулирование оригинальных суждений, выходящих за рамки сложившихся представлений.

Дифференцированное обучение – система обучения, направленная на развитие теоретического мышления студентов на основе понимания вещей и событий путем анализа условий их происхождения и развития.

Инсайт – внезапное озарение по поводу поставленной задачи, совершающееся революционным путем.

Компенсация – это онтогенетически самый поздний и когнитивно сложный защитный механизм, который развивается и используется сознательно.

Концентрация внимания - это степень или интенсивность сосредоточенности, т.е. основной показатель его выраженности.

Коппинг-поведение – это способность преодоления психологического барьера.

Механический интеллект – способность воспринимать и понимать связи физических сил и элементов механизмов, в практических ситуациях быстро схватывать принципы машинных операций.

Мечта -это воображение, направленное на то, что человек хотел бы видеть, иметь или делать в будущем.

Модель – это уменьшенная копия объекта, где последовательно реализованы все мероприятия, как аспекты понятия.

Непроизвольное внимание – это быстрая и правильная ориентация в постоянно меняющихся условиях среды.

Обученность – уровень усвоенных знаний, умений и навыков.

Объем внимания - способность одновременно воспринимать несколько независимых друг от друга объектов.

Оперативный образ – это специфический образ объекта, формирующийся в процессе выполнения конкретного действия и представляющий собой систему взаимодействующих и взаимопроникающих компонентов.

Отрицание – это наиболее ранний онтогенетически и наиболее примитивный механизм защиты.

Переключение внимания – сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой.

Послепроизвольное внимание – это длительная высокая сосредоточенность, с которой связывается наиболее интенсивная и плодотворная умственная деятельность, высокая производительность всех видов труда.

Принцип индивидуально – личностного подхода – реализация потребности личности в самоидентификации в процессе ее развития и саморазвития.

Принцип культуросообразности – формирование культуры целостной жизнедеятельности личности, культуры общения, культуры коммуникации личности.

Принцип природосообразности – учет закономерностей природного развития взрослого обучающегося.

Принцип ценностно-смысловой направленности обучения – создание условий для обретения каждым взрослым обучающимся смысла своего самообразования.

Прогноз– это осуществление каждого из мероприятий с вероятностью от -1 до +1.

Проект– это прототип, прообраз сложившейся картины, где отдельные мероприятия систематизированы в соответствии с установленной вероятностью от наивысшей до наименьшей.

Произвольное внимание– это выражение активности личности, при котором интересы носят опосредованный характер.

Распределение внимания - субъективно переживаемая способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно.

Реактивное образование – это защитный механизм, развитие которого связывают с окончательным усвоением индивидом высших социальных ценностей.

Синкретизм – нерасчлененность психических функций на ранних этапах развития ребенка.

Социальный интеллект – способность понимать состояние других людей и предвидеть развитие различных социальных ситуаций.

Тесты – проверочные работы, составленные по уровням сложности учебного материала.

Тинуация- это метод, основанный на выделении черт нескольких предметов и создании у них нового, сводного образа.

Устойчивость внимания – это временная характеристика внимания, длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту.

Наши рекомендации