Дроссельные характеристики ТВД

Дроссельными характеристиками ТВД называются зависимости основных параметров двигателя от расхода топлива при заданной программе регулирования и неизменных скорости и высоте полета.

Так как при некоторых программах регулирования изменение расхода топлива при постоянных значениях VП иН сопровождается изменением числа оборотов ротора двигателя, то под дроссельной характеристикой обычно понимают зависимость эквивалентной мощности (или мощности на валу винта и реактивной тяги) и удельного расхода топлива от числа оборотов при выбранной программе регулирования и постоянных скорости и высоте полета.

Выходные устройства ТВД выполняются нерегулируемыми. Но на ТВД появляется еще один элемент – воздушный винт, причем винты могут быть с фиксированным и изменяемым шагом лопастей (ВФШ и ВИШ).

На рис.13.4. представлены дроссельные характеристики ТВД с ВФШ. При изменении подачи топлива основные параметры рабочего процесса изменяются по оборотам так же, как в ТРД с нерегулируемой геометрией. Степень повышения давления и расход воздуха при увеличении оборотов возрастают, при этом мощность двигателя резко растет, а удельный расход топлива уменьшается.

При постановке на двигатель ВИШ имеется возможность выбора различных программ регулирования ТВД, так как появляются два независимых фактора регулирования: расход топлива и угол установки лопастей винта φв. Подачей топлива задается определенный закон изменения оборотов по режимам, а изменением углов установки лопастей винта определяется закон изменения температуры Т3* по режимам. В частности, могут быть приняты такие программы регулирования: 1) φв= const; 2) n = const; 3)T3*= const.

Основным недостатком программы φв = const (ТВД с ВФШ), когда остается большой расчетный угол φв во всем диапазоне изменения оборотов, состоит в том, что с тяжелым винтом затрудняется запуск двигателя и разгон его до больших оборотов.

При программе Т3*= const получаются более высокие значения NЭК и более низкие значения СЭ на оборотах меньше максимальных, так как Т3* и πк* на этих режимах оказываются выше по сравнению с регулированием по первой программе.

Программа регулирования n = const отличается тем, что регулятор оборотов путем изменения подачи топлива поддерживает обороты постоянными, а с изменением φв изменяется мощность, потребляемая винтом, и необходимая для получения такой мощности температура Т3*. При уменьшении φв (при облегчении винта) температура Т3* уменьшается. Но при снижении Т3* резко уменьшается πк*. Следовательно, эта программа может быть использована в ограниченном диапазоне режимов работы двигателя.

В ТВД с ВИШ часто используются комбинированные программы регулирования (рис.13.5). От оборотов МГ (точка А) до максимальных оборотов (точка В) двигатель работает с постоянным минимальным углом установки лопастей винта φв.мин = const. Далее от точки «В» до расчетной точки «Р» регулирование осуществляется по программе nmax = const. Установка φв.мин облегчает запуск и разгон двигателя до nmax и уменьшает возможность возникновения помпажа.

При установке ВИШ могут быть выбраны и другие, в том числе и комбинированные, программы регулирования. При выборе программы необходимо учитывать ограничения, накладываемые на режимы работы двигателя: по помпажу; по Т*3.макс, определяющей прочность турбины; по устойчивости процесса горения при малых значениях Т3* (на очень бедных смесях); по максимальным оборотам nmax, выбираемым по условиям прочности вращающихся элементов турбокомпрессора; по режиму авторотации.

При заданных условиях на входе в двигатель поле возможного изменения мощности ТВД показано на рис. 13.6. Линия 1-2 представляет границу по помпажу компрессора. Линия 2-3 показывает изменение мощности двигателя при максимально допустимой температуре газа перед турбиной Т*3.мах. Работа двигателя выше линии 2-3 недопустима по условиям прочности турбины. Линия 3-4 показывает предельно допустимые обороты двигателя, которые также выбираются по условиям прочности турбины. При уменьшении температуры Т*3можно допускать более высокие обороты турбины, поэтому линия 3-4 не вертикальна, а несколько наклонена к оси абсцисс. Линия 4-5 представляет собой границу возможных режимов работы по авторотации, при которых создаваемая тяга винта направлена в сторону, противоположную направлению движения самолета. Винт вращается от набегающего потока воздуха. Переход двигателя на режимы, расположенные ниже линии 4-5, недопустим из-за возникновения больших отрицательных тяг и выхода винта на такие режимы работы, при которых может произойти поломка двигателя. Линия 5-1 представляет границу возможных режимов работы двигателя по условиям устойчивости работы камеры сгорания.

Таким образом, возможные режимы работы двигателя определяются областью замкнутого многоугольника 1-2-3-4-5-1. Задача системы регулирования заключается в том, чтобы обеспечить работу двигателя в этой области. Эта задача осложняется тем, что положение ограничивающих линий зависит от условий работы двигателя (от внешних условий).

Наши рекомендации