Функциональная асимметрия полушарий
Новые возможности изучения психики открылись в последние десятилетия, когда выяснилось, что левое и правое полушария не вполне идентичны по своим функциям. Нейропсихология накопила большой клинический материал в результате наблюдения за больными, у которых было поражено одно из полушарий. Проводились и специальные эксперименты с временным отключением того или иного полушария (это можно сделать, введя в одну из сонных артерий снотворное). Многие данные
{43}
указывают на то, что сознание-речь-логика связаны у нас преимущественно с деятельностью левого полушария.
При поражении или отключении одного из полушарий наблюдались качественно различные эффекты в зависимости от того, какое именно из полушарий было отключено (поражено). При поражении левого резко падает способность распознавать смысл слов: правое полушарие, оставшись в одиночестве, страдает смысловой глухотой — человек слышит слова, но не понимает, что они значат, воспринимает только интонацию. Понятно, что в таком состоянии невозможны никакие абстрактные рассуждения, но привычные эмоциональные связи с миром не рвутся. Образное восприятие при таком поражении не страдает, а даже обостряется. Больной озабочен своим состоянием, стремится выздороветь, пытается левой рукой компенсировать отсутствие подвижности правой. (Напомним, что левое полушарие управляет правой рукой, а правое — левой.)
При поражении правого полушария человек плохо ориентируется во времени и в пространстве. В частности, ему кажется, что время растягивается, течет медленнее или вообще останавливается. Иногда оно как бы раздваивается, и больной чувствует себя живущим сразу в двух временах. Знакомая обстановка кажется никогда прежде не виденной и, наоборот, заведомо новая ситуация кажется знакомой. Происходит отчуждение от действительности, больной воспринимает других людей как фарфоровых кукол, марионеток, а сам себе кажется бесчувственным автоматом. Он не различает мужчин и женщин, не распознает привычные прежде предметные шумы (гудение мотора, звон будильника), совершенно не воспринимает музыку. Иногда такой больной «теряет себя» или «уходит в другое пространство». Он забывает все, что происходит с ним и вокруг него, он не ориентируется в обстановке и пытается восполнить пробелы в памяти выдумками. И при всем этом таким больным свойственны благодушие и болтливость, они часто проявляют бестактность по отношению к окружающим. У них обычно прекрасное настроение, они не осознают и не переживают болезнь. О плохо действующей левой руке забывают, восстановление ее функций идет медленно.
Получается, что в каждом человеке как бы живут два существа. Особенно ярко это проявляется у больных, которым в лечебных целях пришлось перерезать нервные пути, соединяющие полушария. В этих Условиях левая рука часто нарочно мешает правой, делает все наоборот: когда правая, например, собирается писать, левая рука вырывает
{44}
у нее карандаш и бросает его на пол, разбрасывает бумагу. Одна больная за это била левую руку. (Интересно, что «правильные», разумные действия всегда, даже у леворуких, выполняет именно правая рука, а левая ведет себя, как капризный ребенок.)
Становление сознания
Приведенные выше наблюдения и опыты относились к людям, у которых структуры сознания уже сформированы. Но как в индивидуальном развитии, так и в развитии вида существует период, когда не только еще не налажена совместная работа сознания и бессознательного, но само сознание (и, стало быть, психика в целом) находится еще в незрелом состоянии. Обширный фактический материал такого рода дают наблюдения за детьми и изучение примитивных народов, лингвистика обнаруживает в современном языке слои, относящиеся к периоду становления сознания («... изучение языка открывает исключительно благоприятные перспективы для изучения человеческих мыслительных процессов вообще» — Ноэм Хомский). Разнообразные данные имеют немало общих черт, указывают на единые закономерности становления сознания.
Маленький ребенок смешивает субъективное и объективное; переносит свои внутренние побуждения на реальные связи вещей; придает в своем воображении словам, жестам, предметам способность воздействовать каким-то образом на мир; наделяет неодушевленные предметы сознанием и волей; считает, что явления и предметы внешнего мира созданы взрослыми для каких-то целей. По данным этнографии, такие особенности психики свойственны и первобытным людям. В начальный период становления сознания человек своим еще слабым разумом не всегда различает явления внешнего мира и собственную бессознательную продукцию, в частности, сны; первобытный человек считал себя вправе за причиненный во сне ущерб мстить наяву. Его «Я», его незрелое самосознание не может упорядочить огромный наплыв образов, но никак не желает принимать его за собственное порождение. И снова — аналогичные проявления имеются у детей.
Черты незрелой психики проявляются и у взрослых, поэтому мы и способны хоть как-то ощутить, если не вспомнить, каковы особенности этого состояния. «По главному закону филогенеза психическая структура в точности так же, как и анатомическая, должна нести на себе метки пройденных прародителями ступеней развития. Это и
{45}
происходит с бессознательным: при помрачениях сознания — во сне, при душевных недугах и т.п. — на поверхность выходят такие психические продукты, которые несут на себе все приметы дикарского состояния души, и притом не только по своей форме, но и по своему смысловому содержанию, так что нередко можно подумать, будто перед нами фрагменты древних тайных учений» (Карл Густав Юнг). При неразвитом сознании человек не имеет еще сформированного личностного ядра, в зависимости от ситуации он проявляет в поведении, казалось бы, совершенно несовместимые друг с другом черты. Когда еще не наладилось взаимодействие между сознанием и бессознательным, очень сильны непроизвольные бессознательные механизмы: подражание, заражение, двойная ориентировка. Явления двойной ориентировки и нечувствительности к противоречию легко наблюдать у детей во время игр, когда они разговаривают с игрушками. Они знакомы каждому по собственным снам, когда один и тот же персонаж является сразу не только самим собой, но и еще кем-то, и спящий не видит в этом ничего особенного. Первобытный человек с полной естественностью говорит о себе, что он попугай, если таков тотем его племени.