Эволюция естественных систем
Особого внимания заслуживает созданная в рамках философии теория эмерджентной эволюции.
{32}
«Emergo» по-латыни — появляюсь, возникаю. В этой теории различают два типа изменений, возникающих в процессе эволюции: результанты и эмердженты. Первые суть закономерные и предсказуемые следствия внешних воздействий, они не содержат ничего качественно нового, т.е. такого, чего в принципе нельзя было бы предвидеть при анализе исходного состояния системы. Вторые, эмердженты, — качественно новые свойства и признаки, они несводимы к исходным и непосредственно не обусловлены ими, их появление невозможно предсказать.
Смысл различия нетрудно показать на примерах, которые использовались при обсуждении свойств систем. Основные уровни существования и организации систем — неживая материя, жизнь, психика Формами существования неживой материи являются элементарные частицы и поля. Современная наука знает: живые существа состоят из тех же элементарных частиц, что земля, вода и воздух. Однако, пользуясь только теми представлениями, которые разработаны в физике и химии, разгадать тайну жизни не удается. Аналогичным образом психику невозможно разглядеть, исследуя способы соединения нейронов в сети или как-то иначе комбинируя элементы предыдущего уровня организации систем, психическое так же не сводится к живому, как живое — только к материальному. Эмерджентность означает именно несводимость системных качеств целого к свойствам его элементов и невыводимость свойств целого из свойств элементов.
В последние десятилетия сформировалась новая дисциплина высокой степени общности, рассматривающая процессы развития с учетом всего накопленного в естественных науках опыта исследования разного рода систем. Она называется синергетикой (от греч. синергетикос — совместный, согласованно действующий). Синергетика пытается построить модели процессов возникновения более высоких уровней организации из более низких. В этой дисциплине выдвинуты такие интересные концепции, как самоорганизация и возникновение порядка из хаоса, подчеркивается естественный, спонтанный характер механизмов самоорганизации (Илья Романович Пригожий).
Процессы самоорганизации характерны для сложных систем, взаимодействующих с миром по законам вероятности: системы самозарождаются, поддерживают присущий им уровень сложности организации и способны развиваться путем накопления и переработки прошлого опыта. Своеобразие развития сложных систем состоит
{33}
в том, что происходящие в них изменения нередко являются результатом стремления системы к сохранению достигнутого уровня организации. Живым и социальным системам свойственно стремиться к сохранению культуры — системы моделей, уже доказавшей свою достаточно высокую адекватность внешнему миру.
Навязать системе путь развития, который не соответствовал бы ее внутренней структуре, нельзя; можно лишь способствовать или препятствовать ее собственным тенденциям развития. В связи с этим воздействия на систему бывают парадоксальными по эффекту: сильные (большой энергии) воздействия могут не оказать никакого влияния или оказаться разрушительными, а слабые, но резонансные (соответствующие структуре, тенденциям развития системы) могут быть чрезвычайно продуктивны в плане развития. Случайное резонансное воздействие на систему в период неустойчивости состояния может существенно повлиять на ее дальнейший путь. («Проблема управляемого развития принимает, таким образом, форму проблемы самоуправляемого развития» — Людмила Николаевна Князева, Сергей Павлович Курдюмов.)
Особенно важно, что процесс развития сложных естественных систем является необратимым: после того как изменения произошли, вернуться к исходному состоянию системы уже невозможно. (Создатель кибернетики Норберт Винер иллюстрировал эту ситуацию с помощью притчи об обезьяньей лапке, исполняющей желания. Пожелав богатство, ты его получишь, только исполнение этого желания может оказаться сопряженным, например, со смертью близких.) Каждое воспринятое системой сообщение меняет ее способность к восприятию новых сообщений, поэтому эволюционный или исторический процесс невозможно вернуть к пройденной фазе развития — уже изменился сам объект. «Искусственное может быть детерминированным и обратимым, естественное же непременно содержит элементы случайности и необратимости» (Илья Романович Пригожий, Изабелла Стенгерс).
Развитие и образование
В философии образования принято различать образование естественное, идущее в процессе повседневного общения и взаимодействия людей, и образование организованное, которым занимаются специально выделенные и подготовленные люди — работники образования: учителя, воспитатели и другие многочисленные представители системы образования. (Л.Н. Толстой
{34}
говорил об образовании «бессознательном, жизненном» и образовании «школьном, сознательном», которые всегда шли и идут рядом, пополняя одно другое.) Как указывал Джон Дьюи, одна из тяжелейших проблем, с которой должна справиться философия образования, — найти способ поддержания должного равновесия между неформальной и формальной, случайной и преднамеренной составляющими образования.
В естественном развитии человека в семье и обществе в целом велика роль случая. В рамках системы образования более существенна роль преднамеренности, роль порядка, организованности, целенаправленности. Человечество еще не научилось поддерживать равновесие между этими аспектами образования, и построить образовательную систему, оптимально способствующую развитию всех ее участников, до сих пор, в сущности, невозможно. Есть, однако, немало образовательных систем (учреждений), которые стремятся на практике решить проблему, поставленную Дьюи. Что же касается ее теоретического решения, то оно по-прежнему составляет основную задачу философии образования.
Поведение
Общая характеристика
Согласно словарю Даля, поведение — образ, каким ведет себя человек; нравственный род жизни, правила и поступки человека. Однако поведение присуще не только человеку: «...поведение — это та часть функционирования организма, которая занята взаимодействием с внешним миром и воздействием на него» (Беррес Фредерик Скиннер). Действительно, когда говорят о поведении, обычно подразумевают внешнее выражение довольно сложной совокупности видов деятельности, обеспечивающих жизнь: существо принимает, хранит и перерабатывает информацию, откликается на нее, в целях самосохранения приспосабливается к своему окружению и вносит в среду какие-то изменения. Все это возможно благодаря наличию у животных и человека нервной системы.
Организация поведения
Насколько сейчас известно нейрофизиологии, на разных этапах эволюции поведение живых организмов регулируется различными нервными структурами. На элементарных биологических уровнях имеется диффузная нервная система, в которой мерцают временные доминирующие очаги. Поведение при этом
{35}
представляет собой небольшой набор реакций на внешние раздражители. У насекомых передний ганглий (нервный узел) является органом реализации довольно сложного врожденного поведения, которое позволяет организму эффективно действовать в условиях стабильной внешней среды. Однако этот орган не обладает достаточной пластичностью, чтобы приспосабливаться к сильно меняющимся условиям; такое гибкое, богатое внутренними связями образование, как головной мозг, впервые появляется у позвоночных. И только у млекопитающих ведущее место занимает кора, способная справляться со сложными, индивидуально изменчивыми программами поведения.
Кора устроена так, что способна создавать и хранить схематический образ окружающей действительности. Первичные (проекционные) зоны принимают в себя огромную совокупность показаний органов чувств в самых мелких деталях; вторичные (ассоциативные) зоны отвечают за целостные образы восприятия; третичные зоны, не связанные напрямую с показаниями органов чувств, исполняют интегрирующие функции, они связывают отдельные образы среды в систему моделей мира. Третичные зоны в коре появляются впервые лишь у обезьяны, а вполне развитыми становятся только у человека: почти несомненно, что именно с появлением этих зон и связана возможность возникновения сознания.