Состояние лексики и грамматического строя речи
Параметры изучения | Возраст ребенка | |||||
3 года | 4 года | 5 лет | 6 лет | |||
11.1 Импрессивная речь | ||||||
Знание существительных и глаголов ( Покажи, где кукла, стол, игрушки, посуда, одежда. Посади куклу, мишку и т.д. | ||||||
Понимание/ употребление предлогов | в | на | ||||
под | над | |||||
перед | за | |||||
из | около | |||||
из-за | из-под | |||||
Мужской, средний, женский род прилагательных и существительных | Покажи, где красная | |||||
Покажи, где красный | ||||||
Покажи, где красное | ||||||
Мужской, женский род глаголов в прошедшем времени | Покажи, где Женя поймал рыбу | |||||
Покажи, где Женя поймала рыбу | ||||||
Единственное и множественное число глаголов и существительных | Покажи, где сидит аист | |||||
Покажи, где сидят аисты | ||||||
Понимание падежных окончаний существительных | Покажи карандашом ручку | |||||
Покажи карандаш ручкой | ||||||
Покажи дочку мамы | ||||||
Покажи маму дочки | ||||||
Понимание соотношения между членами предложения | Покажи, чем мальчик ловит рыбу | |||||
Покажи, кто ловит рыбу | ||||||
Покажи, кого ловит мальчик | ||||||
Понимание рассказа. «Запасливый ёж» В лесу жил ёж. Ночью он приходил в сад. В саду ёж находил целые яблоки. Яблоки он накалывал на иголки. Еж относил яблоки в свою нору. Так он заготавливал корм на зиму. | Кто жил в лесу? | |||||
Что он делал с яблоками? | ||||||
Куда он относил яблоки? | ||||||
Что ёж заготавливал на зиму? | ||||||
Уровень понимания речи | Нулевой Ситуативный Номинатив ный Предикативный Расчлененный | Нулевой Ситуативный Номинатив Предикативный Расчлененный | Нулев. Ситуати Номинатив в Предикативный ный Расчлененный | Нулев. Ситуативн Номинатив Предикативный ый Расчлененный | ||
11.2 Экспрессивная речь | ||||||
Параметры изучения | Возраст ребенка | |||||
3 года | 4 года | 5 лет | 6 лет | |||
11.2.1. Активный словарь | ||||||
Конкретные существительные/ Обобщающие слова | Игрушки | |||||
Посуда | ||||||
Одежда | ||||||
Обувь | ||||||
Мебель | ||||||
Овощи | ||||||
Фрукты | ||||||
Дикие, домашние животные | ||||||
Транспорт | ||||||
Называние и показ частей объектов | Части тела а) нос, рот глаза, грудь, живот, руки, ноги | |||||
б) локоть, колено, ноготь | ||||||
Стул: спинка сиденье ножка | ||||||
Машина: а) руль, колеса, кабина | ||||||
б) кузов, фары, мотор | ||||||
Кто как голос подает(3 лет); кто как передвигается (с 5 лет) | Кошка | |||||
Утка | ||||||
Корова | ||||||
Собака | ||||||
Петух | ||||||
Лягушка | ||||||
гусь | ||||||
Змея | ||||||
Свинья | ||||||
Что делает | Повар | |||||
Врач | ||||||
Почтальон | ||||||
Антонимы | Большой | |||||
Длинный | ||||||
Широкий | ||||||
Высокий | ||||||
Светлый | ||||||
Быстрый | ||||||
Холодный | ||||||
Больной | ||||||
Сухой | ||||||
Знание названий геометрических форм и прилагательных, образованных от них | Круг-круглый | |||||
Квадрат-квадратный | ||||||
Треугольник- треугольный | ||||||
Прямоугольник-прямоугольный | ||||||
Овал-овальный | ||||||
Прилагательные | Коричневый, карий (платье, глаза, костюм) | |||||
Старый, пожилой (человек, учебник) | ||||||
Густой, дремучий ( лес, туман) | ||||||
Выбрать слова, подходящие по смыслу | К дому прилетела ( стая, стайка, стадо) воробьев | |||||
Они уселись на крыше и весело (пели, щебетали, чирикали) | ||||||
Вдруг незаметно ( прибежала, подкралась, пришла) кошка | ||||||
Она (поймала, схватила, взяла) одного воробья и убежала | ||||||
Закончить предложения | Стало---, сирень начала --- (расцветать, зацветать) | |||||
На вершину горы---, в дом --- (войти, взойти) | ||||||
Объем словаря:соответствует возрастной норме (да/нет) | ||||||
Наличие: существительных, глаголов, местоимений, прилагательных, наречий, числительных, предлогов | ||||||
Неточность употребления слов на основе: звуковой близости, сходных по своему назначению,. расширения – сужения смыслового содержания | ||||||
Соотношение активного и пассивного словаря | ||||||
11.2.2 Словоизменение | ||||||
Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа | Коса-косы | |||||
Муха-мухи | ||||||
Окно - окна | ||||||
Лист-листья | ||||||
Лев-львы | ||||||
Рукав-рукава | ||||||
Дерево-… | ||||||
Употребление существительных в косвенных падежей без предлога | у меня есть карандаш | |||||
у меня нет… | ||||||
я рисую | ||||||
Употребление формы родительного падежа множественного числа. Много чего? | Стол -… | |||||
Стул-… | ||||||
Карандаш | ||||||
Книга -… | ||||||
Мяч -… | ||||||
Чашка -… | ||||||
Согласование прилагательных и существительных. Назвать цвет предметов ( зеленый, красный) | Лист-… | |||||
Занавеска- | ||||||
Дерево-… | ||||||
Роза-… | ||||||
Яблоко | ||||||
Барабан | ||||||
Согласование числительных 2 и 5 с существительными | Кукла | |||||
Жук | ||||||
Шар | ||||||
карандаш | ||||||
Рыба | ||||||
Ключ | ||||||
11.2.3 Словообразование | ||||||
Образование уменьшитель- но - ласкательных форм | Стул-… | |||||
Миска-… | ||||||
Сани-… | ||||||
Кольцо-… | ||||||
Пуговица-.. | ||||||
Шапка-… | ||||||
Образование названий детенышей животных | У утки | |||||
У кошки | ||||||
У гуся | ||||||
У коровы | ||||||
У лошади | ||||||
У собаки | ||||||
Образование прилагательных от существительных: Из чего сделано? (стакан из стекла) | Стекло | |||||
Дерево | ||||||
Мех | ||||||
Резина | ||||||
Брусника | ||||||
Бумага | ||||||
Снег | ||||||
Чей? Чья? Чьё? Чьи? | Мамина сумка | |||||
Бабушкино пальто | ||||||
Лисий хвост | ||||||
Заячьи уши | ||||||
Образование приставочных глаголов: Что делает мальчик? | Уходит | |||||
Входит | ||||||
Выходит | ||||||
Переходит | ||||||
образование глаголов совершенного вида: Что сделал? | Рисует | |||||
Убирает | ||||||
Ловит | ||||||
Связная речь: лепетная речь, однословное предложение, двухсоставное предложение, простое предложение из нескольких слов, сложное предложение | ||||||
Качество рассказа (пересказа) | ||||||
Уровень необходимости помощи |
Форма 10