Все о школе и учителях. все?
Банальная истина: спасем детей - спасем будущее - как никогда актуальна сегодня. Каково место школы в меняющемся обществе? Как она может консолидировать Россию? На эти темы наш корреспондент беседует с Н. М. Магомедовым, заведующим кафедрой педагогики и психологии госуниверситета, руководителем группы разработчиков признанной одной из лучших в России программы «Стабилизация и развитие Самарской школы».
***
- Николай Михайлович, бывая в школах, слышала про какую-то загадочную концепцию народного образования, которая победила на Всероссийском конкурсе и за которую вы получили, если верить слухам, два миллиона. Правда ли это?
- Про победу - правда. Про деньги, к сожалению,- нет, мы не получили за концепцию ни копейки. Но хорошо, что нас так дорого оценивают.
- Действительно, жаль этих двух миллионов, а то мы тешили себя надеждой, что проинтервьюируем первого в стране педагога-миллионера.
Не жалейте. Такого интервью, скорее всего, никогда не будет. Хотя, кто мог бы предположить год назад, что зарплата учителей дойдет до восьмисот - девятисот рублей? Другое дело, что на них ничего не купишь.
- Насколько нам известно, в конкурсе концепций участвовали специалисты и коллективы более 100 регионов России. А победили вы...
- Я не знаю, как все решается на Олимпе, но, думаю, было бы странно, если бы мы не победили.
- Вы так высоко оцениваете себя?
- Да! Я глубоко уверен в том, что, если ты не будешь сам себя уважать и ценить, тебя никто не оценит. Потом, было бы смешно при нашей занятости заниматься еще и графоманством.
А если серьезно, то мы сделали акцент на интеллект разработчиков. Мы меньше всего думали об «опыте», о «педагогическом стаже», ибо помнили, что «традиции мертвых, как кошмар, витают над умами живых». Мы создали блестя щую молодую команду, в которую включили самых ярких университетских студентов, аспирантов, преподавателей психологии, педагогики. Я думаю, что все еще не раз услышат о таких людях, как Сергей Климов, Алексей Леушкин, Джон Шемякин, Владимир Рогачев, Сергей Занин, Ян Саркисян, Олег Иванец, Сергей Березин...
- Конечно, такой подход интересен, но, наверное, без хорошего знания школы вряд ли что-то жизненное родишь...
- От нас не требовалось проводить уроки или выдавать ученикам талоны на тетради. Мы должны были думать над тем, как сделать хорошую школу. Оказывается, думать - тяжелее всего. Поэтому, полагаю, что вариант комплектования команды - оптимальный. Да и кто бы стал бесплатно работать весь год, кроме молодых и честолюбивых? Ум - великая вещь. Но он или есть, или его нет.
- Что же вам помогало?
- Во-первых, свобода от стереотипов. Мы не брали за основу «что есть», а исходили из того, «что нужно».
Во-вторых, свобода и независимость. Мы никому ничего
не были должны, ни от кого ни в чем не зависели. Это действует возбуждающе.
В-третьих, достаточно хорошее знание школы. Ни в одной самарской школе не скажут, что мы хоть раз отказали в какой-либо просьбе. Со многими тесно сотрудничаем и дружим.
И, наконец, подготовке концепции предшествовали длительные (в течение 3 лет) исследования. Мы провели с учителями около 100 деловых игр «Авторская школа», где собирали для себя необходимую информацию.
Можем смело сказать, что мы знали, чего хочет школа.
- А как прореагировали на концепцию учителя и органы народного образования?
- Вся работа велась в тесном контакте с учителями, с органами народного образования. А первый заместитель начальника гуно Н. Н. Платонов - один из разработчиков. Нам очень здорово помогли консультации таких специалистов, как М. А. Адоевская, В. Д. Лободин, Д. Ю. Гатин. Но если откровенно, то не было «средней» позиции. Получилось: или-или. Одни приняли, другие - нет (от вторых, кстати, и информация про миллионы). Конечно, мне было тяжело слышать заспинные оценки типа: «бред», «галиматья», «чушь собачья» и т. д., но все разработчики отнеслись к оценкам спокойно, ибо успели уже понять, как много вокруг людей, остановившихся в своем развитии, не учащихся ничему, не желающих ничего менять, берегущих какие-то мифы, «принципы»...
Очень огорчает, что у нас нет элементарной культуры дискуссий. Когда на основе концепции мы сделали первый вариант региональной программы, то заметили при обсуждениях: чем меньше у оппонента конструктивных предложений, тем больше ругани.
- Надеемся, что и критика, и брань вызваны не тем, что кому-то вы лично не нравитесь, а идеями, которые принимаются или нет?
- Безусловно! Но можно не заметить меня или обругать, а если появились идеи, то не замечать их - смешно. Они все равно заявят о себе.
- Что же это за идеи, которые вызывают столь бурную реакцию?
- Мне они кажутся элементарными, без них невозможна нормальная школа. Эти идеи должны стать общими. Мы считаем, что школа должна быть деполитизирована. Деполитизацию мы понимаем не так, как она сегодня осуществляется в условиях крушения самодовлеющей коммунистической идеологии. Анализ показывает, что следствиями этого крушения оказываются мировоззренческий и идеологический вакуум, часто заполняемый суррогатами, а также большевистский радикализм в отрицании коммунистической культуры. Все это чрезвычайно опасно, т. к. любая мировоззренческая система несет в себе конструктивное начало и не бывает чисто негативных учений. А коммунистическая идеология является частью мировой культуры. Даже отрицательный опыт требует пристального изучения. Поэтому всякое забвение коммунистической идеологии или всеогульное отрицание способствуют ущербности системы образования, наносят вред формированию личности...
Коммунистическая идеология в условиях гонений превращается в запретный плод, который всегда сладок. Так возникает социально-психологическая предпосылка диссидентства. Мы обращаем на это особое внимание, тем более, что нарастанию привлекательности коммунистической идеологии способствует противоречивый процесс преобразований в России, где наблюдается тенденция к росту недовольства населения политикой властей и рецидив ностальгии о периоде «застоя». Школьники, безусловно, реагируют на все это. Недопустимы идейно-политические конфронтации в школе. Недопустимо непосредственное влияние на школу со стороны любых политических партий, религиозных конфессий, других общественно-политических организаций и движений. Надо оставить детям детство. Дети не должны превращаться в маленьких взрослых. Политические и религиозные убеждения и учителей, и учеников являются личным делом каждого.
- Но, извините, Николай Михайлович, разве это реально сейчас, в условиях идеологического плюрализма, когда между партиями, движениями идет острая борьба, когда разные партии могут приходить к власти, формировать свое правительство? Ясно, как день, что никто не оставит без «внимания» школу. Не нами ведь придумано, что «школа вне политики есть ложь и лицемерие»...
- Тем более мы считаем актуальной нашу мысль и полагаем, что следует очень четко оговорить отношения школы и государства. Все, конечно, понимают, что школа была, есть и будет учреждением государственным, общественным, т. к. государство финансирует систему народного образования, а «кто платит, тот и...».
Социальный заказ общества на «продукцию» школы должен иметь вид «Концептуальной программы образования», которая содержала бы перечень знаний, умений и навыков, необходимых для овладения учениками, но не несла регламентации, расчасовки. Учитель в состоянии самостоятельно разбить материал на логически связанные блоки, выделить культурно-научные явления и процессы, индивидуально скомпоновать материал и составить собственный учебный план по своему курсу. Это и есть творчество, которого все требуют от учителя, от школы. Следовательно, пора отказаться от использования в учебном процессе единого, унифицированного учебника. Учебная литература должна быть разнообразной, отражать различные точки зрения, учитывать разницу в уровне развития школьников. В этой связи меня радует и обнадеживает, что к составлению учебных пособий для учеников и учителей подключились ведущие ученые нашего региона. Достаточно будет назвать имена академика М. С. Вигдергауза, профессоров В. М. Климкина, Е. П. Прониной, В. А. Бетева, П. С. Кабытова... Представляю, как сейчас встрепенулись сердца многих учителей. В связи с этим же необходимо отказаться от такого положения, при котором все ученики выполняют одни и те же задания и общую для всех часть программы одним и тем же путем. Целесообразно поэтому создавать Целый комплекс параллелей, факультативов и групп, в которых осуществлялся бы более индивидуализированный подход к детям. Пора уже изживать и прочие, менее существенные аспекты огосударствления и унификации школьной жизни, то: типовая, безликая архитектура, одинаковая везде структура учебного дня, одинаковая школьная мебель, школьная форма.
А главное, государственные стандарты образования должны соответствовать мировому уровню, для этого необходимо пересмотреть принцип остаточного финансирования системы народного образования, тогда оно сможет стать гарантом социальных прав и учителя, и ученика.
- А вы не думаете, Николай Михайлович, что государственные управленческие структуры в народном образовании будут противодействовать изменениям в школе? Это же в конце концов ударит по ним! Элементарный инстинкт самосохранения сработает... Недавно, кстати, инициативная группа в Сызрани выступила за роспуск гороно, за то, чтобы все дела решались координационными советами в микрорайонах. Как вы к этому отнеслись?
- Я не ездил по этому поводу в Сызрань, поэтому могу высказать лишь предположение. Меня всегда смущает радикализм в отношении школы, ее управленческих структур. Что за вечный зуд разрушения до основания, чтобы затем построить «наш» мир, в котором «кто был ничем» становится всем? В сызранской битве я вижу тривиальную борьбу за власть, потому что без управленцев никакая система не функционирует. Они будут нужны, как бы их ни называли. А всеми этими «перестройками», «изменением структур» легче всего обратить на себя внимание, тем более, когда ты не отвечаешь за дело, которое творится в тиши. Горячность, поспешность - не лучшие помощники. Требуется взвешенный, грамотный подход, даже безотносительно того, что в структурах управления народным образованием достаточно прекрасных специалистов. Учителям области много скажут имена Н. И. Кудрявцевой, Ю. Ф. Кувшинова, А. Ф. Заводчикова, Г. В. Беловой, Т. И. Учаевой и той же Розы Владимировны Непопаловой из Сызрани. Можно ли пренебречь их опытом? Другое дело, что его надо рациональнее использовать.
Мы считаем, что, несмотря на высокую квалификацию и опыт большинства руководителей, проведенная в последние годы работа по совершенствованию линейно-функциональной структУР1"1 управления не привела к сколь-нибудь заметному ускорению развития образования, ибо эта структура, построенная на строгой иерархии управленческих звеньев и централизации, уже не отвечает требованиям времени.
На первый план сейчас выдвигается программно-целевой подход, который сориентирован на ускоренную реализацию комплексных целевых программ в рамках региона и обеспечивает активный поиск и быструю реализацию наилучших вариантов решения возникающих проблем. Суть отношений при формировании матричных организационных структур программно-целевого управления состоит в следующем: руководителю программы передаются от начальника гуно необходимые полномочия по распоряжению ресурсами, а также исполнителями работ, составляющими программу.
В своей концепции и программе мы предлагаем механизм внедрения данного подхода. Он, слава Богу, не ведет к увеличению управленческого аппарата, а наоборот. Но главное, он способствует проявлению самостоятельности, творческой активности управленцев. Сразу будет видно, кто есть кто. Что еще немаловажно: лучшие учителя будут стремиться в управленческие структуры, т. к. всегда соблазняет возможность полностью реализовать себя.
- Согласитесь, однако, что пока все, о чем мы говорим, вокруг школы, а все перемены, реформы будут осуществляться рядовым учителем в обычном классе. И общественность, думаю, волнуют больше не политические аспекты образования, а то, ЧЕМУ УЧАТ И КАК УЧАТ детей. Все остальное -вторично.
- Об этом, не скрою, мы думали больше всего. Во главу угла мы поставили суверенитет личности, начинающийся с того, что ей ничего не навязывается, а предлагается. Человек сам постоянно в ситуации выбора. Значит, он свободен. Мы против всеобщего среднего образования, хотя и выступаем за обеспечение государством права на получение каждым гражданином знаний на протяжении всей его жизни.
Мы за многовариантность получения образования. Считаем, что школы должны быть разные: начальные, средние заочные, частные лицеи, гимназии, колледжи, авторские школы. Обязательна система экстерната. Выбор всегда должен быть за учеником и его родителями.
Содержание образования, образно говоря, должно представлять собой ромашку, где середка - общепринятый государственный образовательный стандарт. Лепестки - дополнения, связанные с местной спецификой: местом нахождения учебного заведения, потребностями региона, национальным составом учащихся, интересами и желаниями детей. Это будет означать включение в учебные планы новых предметов, курсов, факультативов; углубленное изучение определенных групп предметов; дифференциацию образования на основе удовлетворения интересов учащихся, развития их способностей, профессиональной принадлежности, религиозности, республиканского гражданства и т. д.
Мы исходим из того, что учебная информация должна быть обеспечена технологией обучения, что, на наш взгляд даже важнее самой информации.
Однако опыт, которые усваивает ученик, включает в себя не только опыт предметной деятельности, но и опыт социальной и творческой деятельности. Мы обращаем внимание всех, что в новых условиях содержание образования способно оказывать большее, чем раньше, влияние на эффективность личностной социализации учащегося, в связи с чем система требований к содержанию образования будет все сильнее «подпираться» снизу, т. е. со стороны самих учащихся, их родителей, различных спонсоров, попечительских советов, общественных организаций. Учитель все время будет «на виду», в чем есть свои достоинства и свои проблемы: судьи кто?
Кроме того, заметное влияние окажет быстрое и крупномасштабное обновление «техносферы» нашей страны (экстренное техническое и технологическое перевооружение производства). Это еще одна проблема, которую придется достаточно быстро решать системе образования, поскольку в ином случае образование может стать ощутимым тормозом прогрессивных мнений в общественном производстве. К тому же необходимо учесть, что все это уже начало разворачиваться на фоне общего снижения уровня материального благополучия граждан. Более того, в ближайшее время данная тенденция не будет и не может быть быстро остановлена. В сфере образования это связано с обострением специфического противоречия: между индивидуальными устремлениями учащихся и их реальными материальными возможностями в получении желаемого уровня образования.
Сегодня жертвой специализации оказалось бывшее единство Истины, Добра и Красоты. Содержание образования должно восстановить это единство, внутреннюю личностную обустроенность...
- У нас много писем читателей, в которых они жалуются на грубость, некомпетентность, невнимательность учителей. В последнее время такой корреспонденции стало больше, что, вероятно, связано с общим состоянием общества. Как вы предполагаете «обойти» этот «риф»? Хотя, конечно, вопрос наивен, поскольку человека не обяжешь быть добрым, любить детей...
- Как ни странно, чаще всего конфликты порождены не тем, что где-то лучше или хуже педагоги или ученики. Дело в том, что не определен статус как учителя, так и ученика, не определены четко их права и обязанности. Происходит простое вдалбливание знаний, иногда и просто урокодательство, потому что 30 человек за 45 минут ни «охватить», ни научить невозможно.
- Вы рассуждаете, как член забастовочного комитета...
- Я? Вовсе нет. Просто я каждый день бываю в школах, знаю, что всем до смерти надоели бестолковость, неопределенность положения, социальная незащищенность, необеспеченность учебного процесса. И проблемы школы все равно надо решать. Учителя требуют, а их демонстративно не слышат. Но требуют они не для себя. А забастовки - это не аргумент. Я понять могу, к примеру, одно-, двухдневную забастовку, чтобы она выглядела символом, чтобы привлечь внимание, но объявлять бессрочную (как хотят сейчас) - это, по-моему, уже за гранью разумного. Ударит лишь по детям. А они и так обездолены. И не надо прикрываться словами о заботе о них. Я - педагог, и не могу представить себе ситуации, когда ребенок пришел ко мне учиться, а я его заворачиваю домой, потому что у меня забастовка. В концепции и программе мы оговариваем и права, и обязанности и детей, и их наставников. Это принципиально важно. В частности, мы, например, заявляем, что учитель должен иметь больше свободного времени. И это не блажь, а потребность для интенсивного и постоянного культурного и научного саморазвития. Мы ведь все хотим уважать учителя. А уважают за профессионализм, за душевность, за хорошие тылы педагога дома, в семье. Но уважение - дорогое удовольствие. Его надо обеспечить.
Обеспечить в первую очередь реальным улучшением материального положения учителя. Столько разговоров, столько указов, а все заканчивается «паровозным гудком»...
Обеспечить включение в штат школы большего количества вспомогательного персонала, чтобы не заставлять учителя дежурить на этажах, кормить детей, проверять тетради, готовить технические средства обучения, убирать классы и т. д. Для этого вовсе не обязательно высшее образование.
- Если бы мы не знали вас, то решили бы, что вы -идеалист, знающий школу лишь по книгам. Но вы - прекрасный педагог. Как же тогда вы предполагаете реализацию того, о чем вы сказали, в условиях обычной школы, когда учитель замотан текучкой, когда он вынужден брать полторы-две ставки, чтобы прокормить семью, когда на нем - сотня поручений, когда рабочая неделя его доходит до 80 часов, а многие учителя даже не могут, как вы знаете, иметь свою семью, своих детей, потому что должны воспитывать чужих детей?..
- Как ни странно, но я, и правда - идеалист. Я верю в лучшую школу, лучшую жизнь. А как же без веры? Но не об этом речь.
Мы считаем, что учитель должен заниматься своим делом, к которому его готовили: учить детей. Учить хорошо. А воспитывать должны семья, внешкольные учреждения, объ-яннения. Школа не может и не должна быть центром воспи-ятельной работы. Учителя следует освободить от необходимое--« вести какую-либо внеклассную работу, особенно с нравственно-дидактическим уклоном (на это надо, в конце концов, иметь моральное право, которое с дипломом не дается, к тому же воспитание - интимный процесс, а не массовый...). Учитель воспитывает детей личными нравственными качествами, выявляющимися в процессе общения. Конечно, внеурочная воспитательная работа нужна, но лишь в той мере, в какой она позволит учителю передать ученикам именно свои морально-нравственные принципы. Содержание же, формы и методы определяться самим учителем с учетом индивидуальных личностных качеств учеников, своих собственных качеств, интересов и способностей воздействовать на личность. При этом должна быть безусловно запрещена работа учителя, базирующаяся на его личных политических или религиозных предпочтениях и принципах. Но всю ответственность за воспитание ребенка должна нести семья. Мы все время ставим ее в позицию вспомогательного средства. Но духовность человека идет от семьи. Надо об этом ясно сказать.
- Вы против классного руководства?
- Да. На наш взгляд, следует ликвидировать институт классных руководителей. Даже не потому, что на три копейки в день ребенка не воспитаешь. Не потому, что массовое «воспитание» непрочно. «Воспитывать» любительски, по должности, «в свободное от работы время», не имея элементарных условий, базы, - вредить детям. Или же следует конкретно обозначить функции классного руководителя (вести документацию, держать контакт с родителями ученика, контролировать учебную деятельность ученика, кормить его).
С учителями необходимо вводить контрактную или договорную систему найма, где оговаривались бы права и должностные обязанности. А неопределенность статуса приводит к неудовлетворенности, к комплексу вины за то, что не все Делаешь, ибо воспитывают учителя пока на мифах о том, что «учитель равен солдату-герою: тот же буденновец и фронтовик...» Знать бы еще: с кем он должен воевать?
- Не возражаете, Николай Михайлович, если мы закон чим наш разговор блицем: вопрос - ответ?
- Это трудно: кратко формулировать свои мысли. Вы oбo мне слишком хорошо думаете. Но давайте попробуем...
- Как в программе сказано о национальной школе?
- Национальные школы с родным языком должны быть везде, где есть компактно проживающая национальная группа. За учеником и его родителями должно быть абсолютное право выбора школы.
- Вы ничего не сказали о сельской школе...
- Сельская школа должна готовить ученика в первую очередь для эффективного (для себя и для общества) труда в селе, одновременно обеспечивая широкую общеобразовательную подготовку, чтобы дальнейший выбор в любом случае был за выпускником (где учиться, где жить, чем заниматься?)
- Изменится ли что-то с программой поддержки и помощи детству?
- Принципиально - нет. Для того, чтобы решить проблему сиротства, вспомогательных школ, дошкольного воспитания, необходимо радикальное увеличение государственных дотаций в «человеческий фактор» вообще. В ближайшее десятилетие этого трудно ожидать.
- Что, на ваш взгляд, дала перестройка школе?
- Она не смогла дать достатка, но дала гораздо больше: свободу. Сегодня в школе безумно интересно работать.
- Что питает ваш оптимизм Николай Михайлович?
- Общество затребовало от школы высокий уровень подготовки детей. Людей, кажется, перестали удовлетворять свидетельства, аттестаты, дипломы. Им нужны знания. Это, я считаю, главное для учителя: есть смысл работать. А талантливых учителей, слава Богу, у нас хватает.
«Волжская коммуна», 3 апреля 1992 года-Беседу вела Н. Михайлова
НАЗНАЧЕНИЕ
НИЧЕГО не понимаю в сегодняшней структуре управгороде и области. Какие-то многочисленные комитеты комиссии, отделы, подкомитеты. Так много руководителей разом появилось! Две недели назад один из функционеров Белого дома конфиденциально сообщил, что скоро будет принято решение по укреплению руководства народным образованием. «Слава Богу! - подумалось.- Столько времени ГУНО подвешенном состоянии, работа стоит.
А кто будет руководителем?» - поинтересовался я, полагая, что в принципе знаю всех потенциальных лидеров: Кувшинов, Адоевская, Шамотин, Учаева...
«Сказать пока не могу, но очень серьезная кандидатура»,- ответило мне «официальное лицо»...
И вот свершилось! 18 июня Константин Алексеевич Титов подписал приказ о создании Комитета по общему и профессиональному образованию и во главе его поставил... Анатолия Анатольевича Скамницкого. Даже не знаю, как представить его уважаемым читателям, потому что нигде он долго не задерживался, как-то очень быстро успевал уйти с одного места на другое. За последние годы побывал в должности директора интерната N 4 для слабослышащих детей, директором областного института усовершенствования учителей, работником хозрасчетного предприятия, успел потрудиться в редакционно-издательском отделе Министерства образования республики. Нигде, к сожалению, не оставил о себе доброй памяти, везде был случайным человеком, временщиком.
Запомнилось мне выступление в интернате N 4 на педагогическом совете о перспективах развития школы. Я сделал Доклад, после которого взяла слово пожилая учительница: «Мы вас уважаем, Николай Михайлович, но мы не верим ничему, если наш бывший директор «процветает директором ИУУ» (тогда Скамницкий был еще в той должности).
И вот теперь новое назначение, когда в ведение А. Скамницкого попадают школы, профтехучилища, техникумы трудно судить, по каким критериям выбрали его. Я могу не разбираться в делах строительства, медицины торговли, но хорошо разбираюсь в делах школы, и единстве ноеопределение, которое появляется у меня в связи А. А. Скамницким - «некомпетентный». При этом я, конечно, понимаю, что у него есть другие достоинства: он общительный, веселый... Но достаточно ли этого для успешной работы?
Пожалуй, несколько лет назад на этой должности Скамницкий был бы куда как хорош: высокий, статный, с громким голосом, уважительный: тогда можно было «представительствовать» и не работать. И мы спокойно жили с заведующим облоно, не имевшим аттестата о среднем образовании и школы не рухнули, и система народного образования не развалилась.
О! Это были золотые времена для номенклатуры! Анатолий Скамницкий - из ее рядов. Он живет по ее законам, впитал ее психологию, научился имитировать «работу», научился быть «при деле». Не научился только работать. А может, это я «сплю», ведь на самом деле мало что изменилось у нас: те же люди руководят, те же люди ходят по коридорам власти. Один раз они уже завели страну в тупик. Куда приведут теперь?
...Самое тяжелое наследие, доставшееся народу «от времени большевиков»,- не разваленная экономика, не обнищание масс, не голая деревня, не грязные, опасные города, а номенклатура.
Как вам нравится такая, к примеру, «биография»: окончил профтехучилище, его заметили по громкому голосу, взяли в комсомол инструктором, тихонько окончил заочную Высшую партийную школу где-то в глухой периферии, получил диплом, захотел «записаться» в ученые и защитил кандидатскую диссертацию о коммунистическом воспитании трудящихся в... надцатой пятилетке, а сейчас - проректор в одном из уважаемых самарских вузов. И то еще, бедняга, переживал, что не назначили ректором: жизненный опыт позволял… Я специально не называю имени, ибо это было типичным.
Помню, как у нас в университете выступал один из областных руководителей. Общаться с учеными - не само дело, видно было, что готовился «товарищ», стал делать ссылку «недавно я прочитал одну книгу», ..на что опытный профессор тут же откликнулся из зала: «Слава Богу!»
Никто не обманывался по поводу номенклатуры. Никто не верил, что она олицетворяет собой «ум, честь и совесть».
Особенно, конечно, совесть. Вспоминается диалог с функционером из райисполкома:
. Что новенького?
. Сына женил.
- И кто же она?
. Вы не знаете, наверное, но очень хорошая. Удалось найти невесту областного масштаба.
- Как это?
- Папа у нее - зам. начальника областного управления...
Было это. Наверное, и есть.
Помню жалобу одного раикомовского работника на своего коллегу, который чем-то не угодил: «Пусть спасибо скажет, что я молчу, что у него мать - еврейка»...
Было это. Наверное, и есть. Наверняка есть, потому что жива номенклатура, ибо «живо» чрево, которое плодоносит...
18 миллионов управленцев не ушли «к станку», «к земле». Они продолжают «руководить» нами, т. к. представляют собой замкнутую, самовоспроизводящуюся систему. Добровольно никто ничего не отдает, а номенклатуру в течение десятилетий развращали незаслуженными подачками, доступом к распределительной системе, к дефициту. Лучшие врачи, лучшие учителя для детей, лучшие продукты, лучшие товары, лучший отдых, лучшее жилье - все было у номенклатуры.
Верхний эшелон, конечно, сменился. Но остались те, кто все держал в руках: средняя прослойка - ставленники «верхов», обязанные «им», продолжающие выполнять «их» просьбы, т. к. они хорошо знают механизмы своей управленческой структуры, боятся «выпасть из гнезда», оказаться «белой вороной», «чужим среди своих».
Вчерашние «средние звенья» держат в руках все до сих пор- Никакие новые лидеры, никакие перестановки ничего не изменят, пока не изменится «система управления». номенклатура бессмертна.
И все это можно бы вынести, на все закрыть если бы опять же не поразительная некомпетентность. Некомпетентность особенно проявляется сейчас, в период кризиса когда приходится принимать стратегические решения, а номенклатура - хорошо или плохо - способна решать лишь тактические задачи. И, как результат этого противоречия,- развал государственных структур.
Верю в то, что наступит время, когда будет непринципиальным - кто руководит народным образованием, ибо будут отлажены механизмы функционирования системы, но сейчас в период острейшего кризиса, нам для организации нормальной деятельности школы необходимы или авторитет власти или власть авторитета. Ни того, ни другого у А. Скамницкого нет.
Я понимаю, что народное образование никогда не пользовалось вниманием номенклатуры. Оно было, пожалуй, на предпоследнем месте в иерархии приоритетов: ниже него была лишь культура.
Для своих детей номенклатура держала 1 (одну) элитарную школу. Этого ей было достаточно. В управлении народным образованием следили лишь за первой должностью. Неужели с назначением Скамницкого все возвращается на круги своя?
Не хочу в это верить, ибо слишком тяжелы проблемы, которые приходится решать сейчас. У меня такое чувство, что школа наша - в состоянии агонии, и как никогда ранее ей необходима профессиональная помощь.
С тоской и болью сердечной был недавно на областной конференции учительских стачкомов, где принималось решение о бессрочной забастовке. Я против забастовок как инструмента при решении проблем, но так же я против издевательского отношения к школьным заботам. Что должен делать учитель, зарабатывающий 600-800 рублей в месяц? Что должен делать учитель, на глазах которого ученик падает в голодный обморок? Что должен делать учитель, которого обманывают все: начиная с автора первого Указа, кончая местными властями? Учителя способны еще шутить, сравнивая себя с осликом, которому перед глазами прикрепляют пучок сена, чтобы он быстрее бежал, горемычный, но он настолько глуп, что даже не способен понять, что сено это не для того подвешено, чтобы его съели... На всех углах растрезвонили некоторые телекомпании и газеты, что учителя - рвачи, что из НЗ выделили промтовары, а они еще недовольны, и педагоги просили хоть кого-то разъяснить им: как можно разделить 1 (одну) пару туфель на 200 (двести) человек, и чтобы все были довольны?
Главное управление народного образования, созданное и существующее по идее - для учителей, в этой ситуации занимается какими-то своими делами. Учителя в результате создают свои параллельные структуры, не подчиняющиеся ГУНО, требуют отставки руководства управления. Я считаю, что нельзя идти за событиями, не решая возникающих проблем, пока можно. Пассивность провоцирует конфликт, а страдают дети, страдает школа.
Снять напряжение в учительской среде можно, если педагоги почувствуют хоть маленькую заботу о себе. Но для этого надо работать. Зная об «эффективности» работы А. Скамницкого на прежних должностях, трудно представить, что он возьмет ситуацию под контроль, установит контакт со стачкомами...
Школьная экономика, пожалуй, второй вопрос, где должна проявляться компетентность руководителей народного образования. Всем ясно, что школа вынуждена каким-то образом включаться в рыночные отношения, сохраняя при этом свою чистоту. Но каким будет это включение? Пока можно говорить, что в этом процессе много дилетантства на грани с криминалом. Очень много подозрительного, сомнительного, неясного. Мне кажется, что и здесь ситуация выпускается из-под контроля, отчего страдает авторитет школы.
А в 26-й школе с нового учебного года хотят брать по 5 (пять) тысяч рублей за ребенка... А в другой - по-божески - только 400 (четыреста) рублей. Правда, в месяц...
А в третьей - прежде, чем брать документы ребенка спрашивают: чем вы можете быть «полезным» школе? Если обнаруживается, что родители ребенка - какие-нибудь врачи, инженеры - документы завернут.
Сколько слез уже пролито! Не из-за школы - из-за унижения. Не все должно продаваться! «Да» - дополнительной оплате за дополнительные образовательные услуги. Но нельзя пускать дело на самотек, так как мы слишком многое теряем. Школа теряет характер народной. Кто на это уполномочивал деятелей наробраза? У детей должны быть равные стартовые возможности в учении. Хорошее обучение должно быть в первую очередь для способных детей. Талантливые ребятишки не должны в сегодняшней ситуации потеряться. Особенно - сегодняшней.
Нечестно в условиях массового обнищания народа отнимать деньги у семей, решать школьные проблемы за счет здоровья, питания детей, ибо они не вольны в своем выборе...
Возможностей для самофинансирования у школ - великое множество. В нашей области накоплен, пожалуй, уникальный опыт. Но для этого надо предоставить школам полную финансовую свободу, надо проанализировать опыт. Опять повторюсь: для этого надо работать. Но сможет ли здесь «сработать» Анатолий Скамницкий, не имеющий необходимого опыта?
Третий вопрос, требующий грамотного подхода, конечно же, связан с альтернативными школами. Они сейчас создаются везде. По-моему, появились уже в некоторых домоуправлениях и ателье. На любой вкус! И все это было бы терпимо, если бы подопытными не были дети.
Процесс создания лицеев, колледжей, авторских школ тоже выпущен из-под контроля. Руководители органов народного образования изображают из себя демократов, надувают, как Киса Воробьянинов, щеки, «понимая», что «разрешено все, что не запрещено», но почему для создания чего-то нового надо обязательно разрушить старое? Где экспертизы подготовленности той или иной школы к деятельности в новом качестве? Где объективный отбор детей, склонных к особенностям данной школы? Где нормальные программы, пособия, для таких школ? Где применение различных дифференцированных форм организации процесса обучения в таких школах? На все эти и многие другие вопросы пока есть лишь один ответ: нет! Неготовыми оказались Министерство Образования, управление наробраза к дифференциации обучения поэтому и стали предоставлять школам «свободу»: выплывут - хорошо, утонут - мы не толкали. Но страдают дети.
В особо тяжелом положении сейчас оказываются профтехучилища. Опять их, бедных, «объединяют» со школами, а они уже и сами «при последнем вздохе», т. к. предприятия отказываются финансировать их в связи с «переходом к рыночной экономике».
Многие училища уже закрылись, во многих - резко сокращен набор детей, из многих - расходятся великолепные преподаватели, мастера, научившиеся работать с «браком» общеобразовательной школы, давать ребятишкам путевку в жизнь. Система профтехобразования тихо умирает, и никто не хочет думать о том, что Закона о среднем всеобуче еще не отменили, что восстанавливать разрушенное нам придется с громадными издержками лет через пять, когда волна юношеской, молодежной преступности накроет наши города.
За спасение системы ПТО сейчас надо сражаться. Зная, как А. Скамницкий работал раньше, я не верю в его «боевые» качества.
Конечно, понятны мотивы, которыми руководствовался А. А. Скамницкий, соглашаясь на столь сложную работу. Здесь и завышенная самооценка и неудовлетворенное тщеславие. Не случайно первый звонок его в ГУНО после назначения был посвящен персональной машине. Ничего удивительного и странного здесь нет: так поступил бы любой представитель российской номенклатуры. (Миг торжества пьянит: так хочется проехаться с шиком мимо дома, мимо знакомых...). Но мне трудно судить, чем руководствовался К. Д. Тихонов, назначая Скамницкого на высокий пост. Если хотел v ^ вить область, то результат превзошел все ожидания.
Если хотел, «как лучше», то решение явно неудачное не поздно отменить его.
«Волжская коммуна», 24 июня 1992 годя
Н