К детству прикасаться осторожно
НЕ ЗНАЮ, какие чувства испытывали депутаты областного Совета, принимая решение о передаче здания, в котором ранее размещались партийные курсы, лицею? Наверное, самые демократичные, революционные? Но вероятно, не только у меня в связи с этим появились вопросы. Их я и хочу задать народным избранникам. Первый: почему именно здание партийных курсов, мало приспособленное, передали детям? Все остальные служебные помещения у нас используются рационально? Нигде нарушена социальная справедливость? Может быть, депутаты не задумывались над этим? А здание Самарского РК КПСС, в котором, видимо, устраиваются вечера танцев после сокращения штатов? Или дирекция Куйбышевской филармонии? Полтора больших дома, в которых размещается горстка работников гороно? А помещение Промышленного РК КПСС или райисполкома (на выбор)? Или то, в котором размещается Советский РК КПСС? Да в конце концов -здание, в котором находится сам областной Совет...
Я считаю безнравственным роскошествовать в условиях, когда дети в городе учатся не только во вторую, но и в третью смену, когда ходят за несколько километров в свою школу. А видел бы кто детскую поликлинику в Самарском районе, построенную еще до Октябрьской революции, и которую отремонтировать недосуг...
В прошлом году к нам на кафедру прислали для отзыва целую комплексную программу «Детство», подготовленную в период избирательной компании В. Г. Афонина. Идеи, заложенные в ней, подкупали искренностью, стремлением облегчить катастрофическое положение детей в области. Вениамина Георгиевича избрали народным депутатом СССР, а о программе будто забыли, хотя ответственными за ее исполнение были назначены весьма серьезные люди из облисполкома и облоно, управления культуры и облздрава, профсоюзные деятели и прочие должностные лица. Они оказались «забывчивыми». Но люди-то помнят!
Две недели назад пришел для заключения на кафедру новый документ: «Концепция развития общего среднего и профессионально-технического образования в Куйбышевской области». Должен признаться, всем нам было стыдно. И не от того, что в концепции легко узнавались цитаты из докладов покойного К. У. Черненко, а оттого, что профанируются, забалтываются очень важные вещи.
Послушайте! Очередь в дошкольные учреждения области составляет 32 тысячи человек! Из числа действующих около 200 детских садов находятся в аварийной ситуации и не подлежат дальнейшей эксплуатации! Ежедневно в течение года не работает около 13 тысяч матерей, ухаживающих за больными детьми! 31 школа на 5 тысяч детей в аварийном состоянии!
Могу продолжать, но сколько можно?! Эти цифры не вчера возникли. Когда мы будем что-то делать? Когда перестанут болтать те, кому по долгу положено исправлять положение?
Поэтому предлагаю: до лучших времен, когда мы будем богаты, передать все, что можно, детям сейчас - нам есть, что передать! Здание партийных курсов должно стать только первым взносом. Дети так быстро растут! А что они видели маленькими?
Часто вспоминаю истину, что лучше зажечь одну свечу, чем постоянно ругать тьму...
И второй вопрос: почему именно лицею передано освобожденное здание? Нет, против лицея я ничего не имею, но почему ему? Это самое актуальное для нас? Все остальные кричащие проблемы решены? Кто предложил такое решение облсовету? Я специалист в области педагогики, но тем не менее считаю эту передачу здания лицею непродуманной. Никто не знает (в том числе среди депутатов), что это за лицей. Не определен его статус. Не ясны цели его работы. Но здание - есть. А мне стыдно, например, перед детьми из 1-й школы. Их-то, несомненно, не слишком огорчило то, что в связи с незавершенностью ремонта каникулы продлятся до конца сентябре. Потому и вижу я в этом акте типично популистскую меру, погоню за модой, но не заботу о деле.
Один мудрый человек заметил, что лучше родить одного льва, чем десять маленьких котят. Об этом я думал читая летом информацию о создании городской гимназии, лицея, колледжа, «центра», об открытии новых специализированных школ...
Нет сомнений, что дифференциация образования необходима для развития нашей школы. Но, по-моему, сложилась парадоксальная ситуация, когда мы «полезли в воду, не зная броду», не подготовившись как следует к этому пути. Можно, конечно, возразить, что надо начинать, а потом разберемся. Но «разбираться» придется на детях, на их психике, на их здоровье, на уровне их подготовленности.
Кто нас уполномочил на такой разбор?
Кроме того, я видел, какой ажиотаж был в городе вокруг лицея... Со всех концов везли родители своих ребятишек на конкурс, надеясь, что их дитя будет учиться в лицее, полагая,что лицей будет учебным заведением высшего типа, который поможет каждому раскрыть свои способности. Можем ли мы обмануть ожидания этих людей? Меня очень беспокоит несерьезный подход органов народного образования области и города к открытию специализированных учебных заведений вообще, лицея, в частности. Во всей Белоруссии, к примеру, открыли в этом году лишь пять таких школ. Такая же ситуация и в других республиках. Мы же хотим быть впереди планеты всей...
Посмотрим дальше. Лицей. В течение года у него практически не было учебного плана. Не было учебных программ. Чему учили детей? Кто проверял уровень их знаний в конце учебного года? Почему мы передоверяем такую важную идею, как лицей, директору его - М. Наяновой? Вне сомнения, она - способный человек, энергичный, преданный делу. Но достаточно ли этих составных? Ведь школы то она практически не знает! Директором, завучем - не была. Опять будет учиться на детях? Можно ли так решать кадровые вопросы?
Почему в том же Кировском районе при создании гимназии на совещании директоров школ такие «зубры», как А. Туркова, Т. Фролова, Т. Тюркина, решали, что лучший из них - Александр Федорович Каймаков - директор прекрасной 50-й школы. Ему и брать гимназию в руки. Чтобы хоть на первом этапе было меньше ошибок. Почему такой демократичный подход не становится практикой?
Почему в тот же лицей сначала назначили директором А. Князева (тоже не работавшего, кстати, в школе), потом через неделю - М. Наянову? Руководить школой должен всегда профессионал!
Наверно, не только меня интересуют и волнуют вопросы отбора преподавательских кадров для спецшкол, для лицея. Кого берут? По каким критериям? Кто участвует в отборе учителей?
Но главный вопрос, на мой взгляд, связан с детьми. Кого берут? Не превращается ли отбор в лицей в конкурс родителей? Превращается. Не создадим ли мы в результате новую школу для детей куйбышевской элиты? Создадим.
Я присутствовал на собеседовании с детьми в лицее: математик дает ребенку решать задачу, литератор заставляет читать, третий беседует по душам... Это - не отбор. Подобный подход может замерить уровень подготовленности ребенка на данный конкретный момент, но ничего никто не узнает о способностях его. Во всяком случае, Эйнштейн никогда не попал бы в наш куйбышевский лицей.
Самое обидное - во всем мире известны тесты, объективные методики, определяющие способности, задатки человека. Почему в нашем лицее не захотели их применять? Кому-то не надо?
Конечно, меня радует взлет инициативы, самодеятельности, стремление к обновлению школы. Но поспешать в этом деле надо медленно. Положение со школами, с детством - достаточно серьезно. И решать возникающие вопросы следует серьезно.
«Волжская коммуна», 23 сентября 1990 года.