К августовским совещаниям 2017 года

Введение.

Уважаемые коллеги!

Направляем вам информационно-аналитические материалы к августовским совещаниям в 2017 году и напоминаем, что 16 мая 2017 года в адрес региональных организаций Профсоюза был направлен Публичный отчет ЦС Профсоюза за 2016 год, содержащий информацию (за 2016 год и январь-апрель 2017 года) о действиях ЦС Профсоюза по направлениям, которые сохраняют актуальность и могут быть использованы вами при подготовке к августовским совещаниям.

Кроме того, обращаем ваше внимание, что 12 июля 2017 года (письмо ЦС Профсоюза № 350) в адрес региональных организаций Профсоюза направлена информация об изменении среднемесячной начисленной заработной платы педагогических работников, поименованных в Указах Президента России от 2012 года, в I квартале 2017 года по сравнению с 2016 годом и I кварталом 2016 года (в разрезе регионов), рассчитанном на основе данных федерального статистического наблюдения — на 44 листах.

******************

О бюджетном процессе в 2017 году, о подготовке предложений

к проекту федерального бюджета на 2018 год и на плановый период

И 2020 годов

Бюджетный процесс – регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

В рамках бюджетного процесса в текущем 2017 году органы государственной власти Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные участники бюджетного процесса составляют и рассматривают проекты бюджетов на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов с последующим их утверждением.

Принятию бюджета Российской Федерации в текущем году предшествует разработка и утверждение документов, не являющихся нормативными или правовыми актами, но имеющих статус «докладов Правительству Российской Федерации», подлежащих одобрению Правительством Российской Федерации.

На заседании Правительства Российской Федерации 29 июня 2017 года были заслушаны и в целом одобрены доклады:

1) доклад Минэкономразвития России «О сценарных условиях, основных параметрах прогноза социально-экономического развития и предельных уровнях цен (тарифов) на услуги компаний инфраструктурного сектора на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»;

2) доклад Минфина России «Об основных характеристиках федерального бюджета, а также предельных объёмах бюджетных ассигнований по государственным программам Российской Федерации и направлениям деятельности, не входящим в государственные программы Российской Федерации, на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов».

Проект основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый 2019 и 2020 годов Минфин России представил в Правительство Российской Федерации 3 июля 2017 года.

На федеральном уровне в рамках системы социального партнерства на заседаниях рабочей группы Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее – РТК) в области экономической политики в 2017 году рассматривались вопросы с участием представителей Профсоюза:

1) по сценарным условиям – 18 апреля и 18 июля;

2) по проекту основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый 2019 и 2020 годов – 13 июля;

3) по основным характеристикам федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период – 20 июля.

Вопросы «О проекте основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» и «Об основных характеристиках федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период» рассмотрены на заседании РТК 21 июля 2017 года с участием членов Правительства Российской Федерации.

Экономика Российской Федерации развивается в условиях беспрецедентного внешнего давления, агрессивных действий Соединённых Штатов Америки и их союзников, действия которых выражаются в экономических санкциях в отношении нашей страны.

Прогноз Минэкономразвития России базируется на реалистичных оценках в отношении темпов развития мировой экономики, демографической ситуации в России и общего положения дел на мировых сырьевых рынках. Учтены предпосылки о постепенном замедлении мирового экономического роста, стагнации цен на рынке углеводородов, демографические процессы, которые происходят в нашей стране, включая ухудшение возрастной структуры населения, что ведёт к снижению численности трудоспособного населения.

Учтено, что российская экономика в ближайшие годы по-прежнему будет испытывать влияние целого ряда негативных факторов. Один из этих факторов – сохранение антироссийских санкций, а также ограничений для российских компаний по доступу на рынки капитала и рынки технологий зарубежных стран. Всё это должно учитываться, как минимум, при макроэкономическом планировании в среднесрочной перспективе.

По сути принят за основу консервативный прогноз, который в текущей экономической ситуации представляется как максимально реалистичный. Предполагается, что в нынешних сложных условиях будет оказана необходимая поддержка развитию экономики и обеспечению её восстановления, а также повышению уровня жизни работников и населения в целом.

В настоящее время наблюдаются положительные тенденции в экономике. По итогам 2017 года ожидается рост ВВП, по расчётам Минэкономразвития России - до 2%, на период 2018 – 2020 гг. прогнозируется ежегодный рост в 1,5%.

Постепенно восстанавливаются инвестиционный и потребительский спрос. После трёхлетнего падения начинают расти реальные доходы населения. Прогнозируется, что инфляция будет оставаться в рамках целевого показателя – не более 4% в 2017, а также и в 2018 – 2020 гг. Такое же ограничение (не выше четырёхпроцентного роста в течение года) установлено для большинства тарифов на услуги инфраструктурных компаний, что должно помочь сдерживать цены на жилищно-коммунальные услуги, на транспорт.

На основе этих прогнозов Минфин России подготовил базовые параметры федерального бюджета.

Предлагаемый проект основан на положениях основных направлений бюджетной политики и использует консервативный подход к бюджетному планированию, который позволяет обеспечить предсказуемость макроэкономической среды, создание условий для стабильного развития. Используемый в настоящий момент механизм бюджетного планирования формируют в экономической среде уверенность, что даже при наличии действующих неблагоприятных внешних и внутренних макроэкономических факторов государство и бюджет смогут профинансировать взятые на себя расходные обязательства, не искажая ситуацию в экономике, что позволит не менять существующие параметры налоговой системы, не увеличивать государственные финансовые заимствования с целью финансирования своих расходных обязательств, в том числе социальных.

Проект федерального бюджета основывается на базовом варианте прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, который сам по себе также является консервативным, как относительно оценки уровня мировых цен на нефть с их стабилизацией на достаточно низком уровне как в среднесрочном (2018 год – 40,8, 2019 год – 41,6, 2020 год - 42, 4 доллара США за баррель нефти), так и в долгосрочном периодах, так и относительно оценки внутреннего экономического развития: относительно невысокие темпы роста экономики в длительной временнóй перспективе.

Доходы в 2018 году запланированы на уровне 14,7 трлн рублей, расходы – 16,2 трлн рублей. Соответственно, дефицит федерального бюджета составит порядка 1,5 трлн рублей (в 2017 году дефицит планируется – 1,92 трлн. руб., в 2016 году – дефицит составил почти 3 трлн. руб.). Погашать его планируется за счет средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния (с 2018 года произойдет их слияние на базе последнего).

При формировании бюджета Правительство Российской Федерации исходит из того, что при любой ситуации на нефтяном рынке, при любых иных внешних вводных событиях необходимо сохранять устойчивость и сбалансированность бюджетной системы.

Сбалансированный бюджет – это, во-первых, бюджет, который при любой внешнеэкономической конъюнктуре позволяет выполнять обязательства перед работниками и населением Российской Федерации: вовремя выплачивать зарплату, пенсии, пособия, стипендии и в соответствии с законодательством их индексировать. Во-вторых, такой бюджет даст возможность профинансировать важнейшие проекты в сфере транспорта, энергетики, программ по развитию образования, здравоохранения, по жилищному строительству.

Все социальные выплаты в период 2018 – 2020 гг. планируется ежегодно индексировать на прогнозируемый уровень инфляции (4% в год). Отдельно заложены средства на достижение показателей майских указов по зарплатам бюджетников.

Обращаем внимание региональных организаций Профсоюза, первичных профсоюзных организаций вузов, что в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" пока предусмотрена индексация стипендиального фонда с 1 сентября 2017 г. на 5,9%, с 1 сентября 2018 г. - 4,8%, с 1 сентября 2019 г. - 4,5%.

Предполагается, начиная с 2017 года и далее ежегодно по 2020 год ежегодная индексации заработной платы на федеральном уровне для работников государственных (муниципальных) учреждений, не отнесённых к отдельным категориям работников бюджетной сферы, повышение оплаты труда которых регулируется Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы (далее – Программа), принятой в целях реализации Указов Президента России от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 1 июня 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» и от 28 декабря 2012 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В 2018 году планируется довести уровень средней заработной платы работников бюджетной сферы до целевых показателей, предусмотренных Указами Президента России от 2012 года с последующей их ежегодной индексацией. Для этого в проекте федерального бюджета планируются специальные меры поддержки субъектов Российской Федерации для достижения указанных целевых показателей.

В то же время в текущих условиях встает вопрос по оптимизации бюджетных расходов, повышению их эффективности. И здесь актуальными становятся проблемы путей и методов достижений данных целей.

Обращаем внимание региональных организаций Профсоюза, что в настоящее время идет активный процесс формирования проекта Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2018-2020 годы, обсуждение и согласование предложений всех трех сторон социального партнерства по каждому разделу проекта Генсоглашения.

Сообщаем, что Общероссийский Профсоюз образования подготовил и направил в ФНПР целый ряд предложений к II разделу Генсоглашения «Заработная плата, доходы и уровень жизни населения» (как и другим разделам Генсоглашения) и настаивает на включении в обязательном порядке в текст Генсоглашения обязательств сторон следующего содержания:

«Доведение в 2018 году средней заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы до целевых показателей, установленных в Указе Президента Российской Федерации № 597,обеспечение в последующие годы индексации достигнутых размеров средней заработной платы поименованных в Указе Президента РФ категорий работников, не допуская снижения уровня соотношения (в процентах) их средней заработной платы со средней заработной платой в соответствующем регионе;»

Подготовить предложения по корректировке уровня соотношения средней заработной платы педагогических работников сферы общего образования, сферы среднего профессионального образования и средней заработной платы в соответствующем регионе с целью максимального приближения этого уровня соотношения к установленному на 2018 год Указом Президента РФ № 597 для для работников организаций здравоохранения, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое), или иное высшее образование,»

Комментарий.

Согласно Указу Президента РФ № 597 уровень средней заработной платы учителей общеобразовательных организаций, преподавателей и мастеров производственного обучения в организациях среднего профессионального образования в 2018 году (100% к средней зарплате в экономике соответствующего региона) будет в два раза ниже уровня средней заработной платы не только врачей, но и таких работников организаций здравоохранения, как биолог, зоолог, инструктор-методист по лечебной физкультуре, медицинский психолог, медицинский физик и ряд других (200% к средней зарплате в экономике соответствующего региона). Одновременно согласно установленному целевому показателю уровень средней заработной платы учителей общеобразовательных организаций, преподавателей и мастеров производственного обучения в организациях среднего профессионального образования в 2018 году будет соответствовать фактически уровню средней заработной платы младшего медицинского персонала (100% к средней зарплате в экономике соответствующего региона).

Основные задачи государственных внебюджетных фондов – Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Фонда обязательного медицинского страхования – за счёт бюджетов этих фондов будут выполняться социальные обязательства, включая, выплату пенсий, различных пособий, оплату больничных листов, оказание людям бесплатной медицинской помощи.

Бюджет Пенсионного фонда определён с учётом того, что все пенсии неработающих пенсионеров будут проиндексированы на размер инфляции. В бюджете Пенсионного фонда заложены деньги на выплату материнского капитала, в 2018 и 2019 годах его размер не изменяется, а с 1 января 2020 года планируется провести индексацию.

Деньги Фонда социального страхования, в первую очередь, направляются на страхование на случай временной нетрудоспособности, от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и на выплату декретных.

Бóльшая часть расходовФедерального фонда обязательного медицинского страхования – это субвенции бюджетам территориальных органов ОМС. Средства направляются на финансирование оказания медицинской помощи, включая высокотехнологичную помощь, в регионах, а также на повышение средней заработной платы медицинским работникам. Кроме того, из бюджета фонда, как и прежде, направляются трансферты на оплату родовых сертификатов.

О реализации в 2016 году государственной политики в сфере образования, актуальных вопросах её реализации в 2017 году

И ближайшей перспективе

Информация Пресс-службы Минобрнауки России о выступлении Министра образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильевой на заседании Комитета Госдумы по образованию и науке

6 июля Министр образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильева выступила на заседании Комитета Государственной Думы по образованию и науке. Глава Минобрнауки ознакомила депутатов с докладом Правительства РФ о реализации в 2016 году государственной политики в сфере образования. Заседание провел председатель Комитета Государственной Думы по образованию и науке В.А. Никонов.

В заседании Комитета приняли участие представители Общероссийского Профсоюза образования.

- Российская система образования – одна из самых масштабных в мире: число детей и молодых людей, включенных в систему, достигает 30 миллионов человек, - информировала Ольга Юрьевна.

Министр рассказала о мерах по повышению доступности дошкольного образования. Она сообщила, что по данным на 1 мая 2017 года доступность дошкольного образования детей от 3 до 6 лет составляет 98,77%, функционирует проект «Электронная очередь», работает «горячая линия» для записи в дошкольные учреждения.

Ольга Юрьевна дала оценку выпускной кампании 2017 года.

- ЕГЭ прошел спокойно, нарушений практически не было, - сказала Министр.

Касаясь темы государственной итоговой аттестации, О.Ю. Васильева добавила, что со следующего года допуском к четырем экзаменам после 9-го класса станет обязательным собеседование, устная часть по русскому языку.

Министр информировала, что в этом году 30 тысяч российских школ участвовали во Всероссийских проверочных работах, что дало возможность определить проблемы по ряду направлений и приступить к их решению.

Говоря о дополнительном образовании, глава Минобрнауки отметила, что в настоящее время им охвачено 74,5% детей, 65% - на бюджетной основе.

- Школа становится пространством, которое можно заполнить интеллектуальной и образовательной деятельностью, - подчеркнула Ольга Юрьевна, обратив внимание, что сегодня в рамках приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» курируемого Минобрнауки России в субъектах РФ строятся детские технопарки, активно развиваются проекты технической и естественнонаучной направленности.

По данным главы Минобрнауки, в 2017 году увеличилось число выпускников, которые продолжили образование в колледжах, расширилось сотрудничество с работодателями, в образовательную практику входит дуального обучение.

Ольга Юрьевна рассказала, что в настоящее время в 13 субъектах РФ апробированы модели образования, где совмещаются теоретическое образование и практика на предприятии.

Глава Минобрнауки обозначила основные задачи государственной политики в сфере высшего образования: обеспечение доступности, качества и практичности – возможности применить полученные знания.

Она заявила, что из 100 выпускников 57% поступают на бюджетные места.

47% вчерашних школьников выбирают инженерные специальности, 11% - педагогические, 9% - медицинские.

Важным направление работы на сегодняшний день является подготовка педагогических кадров. О.Ю. Васильева информировала, что в 15 регионах в новом учебном году пройдет предметное тестирование педагогов по русскому языку и математике.

Ольга Юрьевна подчеркнула, что никаких наказаний для педагогов, продемонстрировавших неудачные результаты тестирования, предусмотрено не будет.

- Главное для нас — составить траекторию повышения квалификации педагогов, — заявила Министр.

Глава Минобрнауки обратила внимание, что в рамках курируемого Министерством приоритетного проекта «Вузы как центры пространства создания инноваций» ведется активная работа. Она заявила, что Министерство продолжает работать над созданием опорных вузов в регионах. В 2017 году на этот проект было выделено 3 млрд рублей, а к 2020 году планируется создать опорные университеты в 50 субъектах РФ.

- Опорные вузы должны стать центром притяжения и центром развития регионов, - отметила Ольга Юрьевна.

Министр сообщила, что в целях повышения доступности дистанционного образования и в рамках работы над концепцией непрерывного образования планируется создать интернет-портал, включающий 3,5 тысячи образовательных онлайн-курсов высокого качества.

- Портал будет работать в форме единого окна, и мы хотим к 2020 году довести количество качественных курсов до 3,5 тысяч в надежде, что этими курсами будут пользоваться не менее 3,5 миллионов человек, — заявила О.Ю. Васильева.

Министр также проинформировала депутатов о работе по созданию базовых учебников по основным программам, повышению доступности образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, строительству и реконструкции школ, обновлению инфраструктуры колледжей и техникумов.

Отвечая на вопрос члена комитета Государственной Думы по образованию и науке А.И. Аршиновой о перспективах передачи школ с муниципального уровня на региональный, О.Ю. Васильева сообщила, что 16 регионов выразили желание принять участие в соответствующем пилотном проекте.

- Нынешний исторический период требует огосударствления школ. В настоящее время они находятся вне государственной опеки и заботы, 42 тысячи школ не подчиняются ни министерству, ни регионам. При существующем большом разнообразии образовательных программ сложно говорить о воссоздании единого образовательного пространства. При этом каждый ребенок должен получить доступное базовое образование, - подчеркнула Министр.

В.А. Никонов назвал огосударствление школ важнейшим вопросом, имеющим прямое отношение к закону об образовании.

Депутаты приняли доклад Министра к сведению и рекомендовали Правительству РФ в дальнейшем продолжить совершенствование структуры и содержания документа, усилив межведомственное взаимодействие при его подготовке.

Информация Пресс-службы Минобрнауки России о

Всероссийском совещании руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования 5 июля 2017 года

5 июля в Сочи состоялось Всероссийское совещание руководителей органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования. Основными темами для обсуждения на совещании стали анализ опыта эффективного управления региональными системами образования, модели финансирования образовательных организаций и оплаты труда педагогических работников.

В ходе совещания Министр образования и науки России О.Ю. Васильева ответила на вопросы журналистов.

Министр прокомментировала, что учредительство образовательных организаций предлагается передать на уровень субъектов РФ. Это позволит существенно улучшить администрирование финансовых средств, направляемых на реализацию общеобразовательных программ.

Совещание с региональными министрами, прежде всего, посвящено проблемам, связанными с тем, что сейчас управление школами отдано на муниципальный уровень. Отсюда возникает разбалансировка в системе, в управленческих и финансовых факторах, потому что муниципалитеты имеют все основания потратить на иные нужды деньги, которые регион направляет на школы. И сегодня министры говорят о том, какие проблемы на протяжении последних лет из этого вытекают, - сказала О.Ю. Васильева.

Глава Минобрнауки России подчеркнула, что недостаточная эффективность региональных образовательных систем напрямую связана с отсутствием реальных полномочий у органов исполнительной власти субъектов РФ по реализации единой образовательной политики в сфере общего образования.

Ольга Юрьевна отметила, что в ряде регионов уже есть готовность включиться в пилотный проект, по итогам которого будет принято окончательное решение, а часть субъектов, «просчитав все возможные риски», уже перешла на региональный принцип управления школами.

Деньги должны во всех регионах доходить до школ, - заключила Министр.

Ольга Юрьевна также ответила на вопросы, связанные с подготовкой учебников и их экспертизы.

У нас есть поручение в очень короткий срок подготовить план проведения экспертизы федерального перечня учебников. Второй пункт этого поручения связан с разработкой базовых учебников, то есть базовый учебник – две-три линейки – должен быть по каждому предмету, - сказала О.Ю. Васильева.

Ольга Юрьевна сообщила, что в ближайшее время Минобрнауки разработает электронные базовые учебники по географии и истории. Причем электронные версии учебников будут обновлены уже к 1 сентября.

На сегодняшний день мы должны привести в соответствие со временем учебники географии и истории. Сейчас мы сможем сделать их в электронном виде, - информировала О.Ю. Васильева.

Во Всероссийском совещании руководителей органов исполнителей власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, состоявшемся 5 июля 2017 г. принял участие представитель Общероссийского Профсоюза образования.

Учитывая, что на пленарном заседании были рассмотрены вопросы эффективности управления системой образования, соотношения качества и эффективности управленческих механизмов, представители отдельных регионов на совещании представили свой опыт управления региональными системами образования.

В ходе совещания работали 3 секции, в которых участники приняли активное участие в обсуждении вопросов, связанных с учредительством образовательной организации общего и дополнительного образования; со схемами финансирования образовательных организаций, а также с повышением эффективности системы оплаты труда.

В обсуждении вопросов, связанных с повышением эффективности системы оплаты труда в сфере образования приняла участие эксперт отдела по вопросам общего образования В.Н.Понкратова.

Информация Пресс-службы Минобрнауки России об интервью Министра образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильевой, данном

2 августа 2017 года «Известиям»

Тема: «В школах должны играть в шахматы».

Ольга Васильева — о базовых основах образования, передаче школ регионам и человеческих ценностях.

— Ольга Юрьевна, 19 августа исполнится год с момента вашего назначения на пост министра образования и науки РФ. Что вы могли бы отметить как достижения и, наоборот, что решить пока не удалось?

— Год был очень сложным и интересным. Удалось разобраться в том, что было, и понять, куда двигаться дальше. Например, Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) 2004 года были очень расплывчатыми, в них не хватало самого главного – содержания образования. Поэтому ключевой задачей стало наполнение стандартов базовыми основами образования.

Они отличаются от прежних тем, что в них прописано содержание. Хочу отметить, что 24 июля министерство завершило двухнедельное общественное обсуждение проектов новых стандартов. Мы увидели большой интерес со стороны экспертного сообщества и понимание необходимости изменений. Пользователи могли посмотреть по каждому предмету, какое базовое содержание ребенок должен знать в каждом классе с первого по девятый. К дискуссии подключились более 7 тыс. человек, практически все отзывы носили позитивный характер, и мы получили почти 200 конкретных предложений. Сейчас эти предложения детально прорабатываются, после чего проекты будут переданы на антикоррупционную экспертизу. Это важно и для учителей, и для родителей, и для самого ребенка.

Если мы создаем единое образовательное пространство, то должны создать концептуальное видение, стандарты, на основании которых пишем учебники. 1423 учебника в федеральном перечне – это немыслимо много. Много дискуссий было по поводу историко-культурного стандарта, тем не менее наши ребята идут в этом году учиться по учебникам, написанным на базе историко-культурного стандарта. Подчеркиваю, что речь идет о двух или трех линейках учебников, среди которых обязательно должны быть базовый и углубленный учебники.

Вот основные задачи в школьном образовании, которые стояли передо мной в первый год.

— Есть задачи, которые хотелось решить, но пока не удалось?

— Будучи человеком эмоциональным, я все-таки пытаюсь трезво оценивать то, что делаю. Конечно, не всё получается. Оппонентов у меня достаточно, я всегда приглашаю их к диалогу. Если вы считаете, что что-то плохо, приходите и докажите, объясните, вместе сделаем лучше.

Моя важнейшая забота — педагогическое образование, подготовка учителей, иначе мы не сможем решить всех задач. Здесь не будет революций — я только за эволюционный путь. Всё новое — хорошо забытое старое, но в новых технологических реалиях.

Это и вопросы подготовки предметной аттестации учителей. У нас есть прекрасная идея, которая очень скоро претворится в жизнь — национальная система учительского роста. Речь идет прежде всего о выстраивании системы повышения качества преподавания и подготовки учительского корпуса.

Поручение разработать систему учительского роста президент России Владимир Путин дал по итогам заседания Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования, состоявшегося 23 декабря 2015 года.

В частности, необходимо сформировать национальную систему учительского роста, которая определит уровни владения профессиональными компетенциями педагогических работников, подтверждаемые результатами аттестации. Предполагается и учет мнения выпускников общеобразовательных организаций, но не ранее чем через четыре года после окончания ими обучения в таких организациях.

Задач впереди больше, чем удалось сделать.

— В ваш адрес звучат критические высказывания относительно переподчинения школ регионам. Оппоненты говорят, что в таком случае у муниципалитетов не будет мотивации привлекать дополнительные средства в учреждения.

— У нас уже есть два региона, которые работают по такой схеме, — Москва и Самарская область. В этом вопросе сами за себя говорят цифры.

Например, в Самарской области изменения позволили сократить долю расходов на содержание органов управления образованием. С 8,2% до 3,1% от бюджета отрасли. И такой примечательный показатель: за последние шесть лет в конкурсе «Учитель года России» три победителя и один абсолютный победитель — представители Самарской области.

Москва по итогам 2016 года заняла шестое место в международном рейтинге образовательных систем PISA, который считается крупнейшим международным исследованием качества образования. Эта система оценивает грамотность учащихся школ в возрасте 15 лет в чтении, математике и естественных науках.

Плюс регионального подчинения в том, что содержательная часть выстраивается жестче и четче, и финансовая сторона становится более прозрачной. Я вижу много преимуществ передачи школ регионам. Когда мои оппоненты говорят, что будет плохо, я приглашаю к дискуссии.

— Можно ли назвать успешной программу укрупнения образовательных учреждений?

— Всё индивидуально. В Москве, например, укрупнение в подавляющем большинстве случаев абсолютно обосновано. Это оптимизация управления, количество управленцев от образования сократилось на 3%, зарплата учителей поднялась, качество образования стало выше. Но мы не можем так сделать в каждом регионе. В Псковской области, например, есть школа на острове, где три ученика. Ни о каком укрупнении там речи быть не может. Ближайшая школа находится на слишком большом расстоянии, мы не можем возить детей так далеко.

— Можно подвести итоги ЕГЭ этого года? И какие изменения планируется ввести в ближайшее время?

— Результаты ЕГЭ в этом году лучше, чем в предыдущем. И это заслуга Рособрнадзора. За четыре года поменялось восприятие экзамена, пришло осознание, что это государственная итоговая аттестация, а не натаскивание на сдачу теста.

В этом году ЕГЭ сдавали 703 тыс. человек, из них 617 тыс. — это выпускники 2017 года. Нарушений зафиксировано в полтора раза меньше, чем в прошлом году. Особенно отрадно для меня то, что в этом году практически в два раза больше ребят в сравнении с прошлым годом по всем предметам преодолели нижний балл. По русскому языку количество учеников, не преодолевших минимальный порог, сократилось — в 2 раза, по истории — в 2 раза, по физике — в 1,6 раза, по литературе — в 1,5 раза, по базовой математике и географии — почти в 1,5 раза, по обществознанию, информатике и английскому языку — на четверть.

Тесты остались только в устной части экзамена по иностранному языку. В настоящее время мы обсуждаем, в каких регионах в следующем году мы вводим устную часть в девятом классе по русскому языку в качестве пилотного проекта. Через два года планируем распространить это по всей стране, и уже подготовлены необходимые рекомендации.

Эксперты бьют тревогу, потому что, по различным оценкам, у 25–45% наших детей потеряно функциональное чтение. Ребенок читает текст и не может пересказать содержание. Я полностью согласна с тем, что это большая проблема, которую нужно решать.

— Что бы вы ответили противникам ЕГЭ, отмечающим невероятное нервное напряжение у детей при сдаче экзамена?

— Люди либо забыли, сколько экзаменов они сдавали, либо они моложе тех, кто сдавал 6–7 экзаменов. Я уверена, что попроси страну сдать шесть экзаменов, будет еще сложнее.

— Говорят, что тяжело сдавать под камерами...

— Для того чтобы в Сингапуре перестали бросать окурки мимо урны, десять лет стояли камеры на улицах. У нас прошло четыре года нового формата сдачи ЕГЭ. Я считаю, что мы добились больших успехов.

Самое важное, что меняется содержание. Главное — изменить отношение к ЕГЭ как к натаскиванию. Мы учим детей, они не боятся, потому что приходят сдавать экзамены по изученному материалу. Так когда-то учили нас. Не было дикого страха. Мы вернули сочинение как допуск к ЕГЭ. Русский устный будет пропуском к ГИА в девятом классе.

Многие ссылаются на опыт прошлых лет, подготовка к трем экзаменам вызывает страх, а шесть экзаменов как будем сдавать? Нужно не заниматься натаскиванием, а учить так, чтобы учащийся мог сдать экзамен. Это тот же экзамен, только в другой форме. Но когда мы учились в школе, у нас не было такого страха перед экзаменами.

— Чем отличаются советский и российский выпускники школы?

— Трудно представить себе советского выпускника с таким информационным потенциалом, окруженного такой огромной базой во всемогущих гаджетах.

Конечно, возможности современных детей выпускнику двадцать лет назад были недоступны. Но те дети были, на мой взгляд, пытливее, более интересующиеся, потому что нужно было приложить больше сил, чтобы получить ответ на свой вопрос. Нужно было найти книгу, посмотреть, проанализировать. Такого объема готовых сочинений и всевозможных ответов не было.

Я полностью за «цифру» в образовании, но ратую прежде всего за голову. Ускорилось всё, но голова осталась и должна оставаться при любом инструментарии. Самая главная задача педагога — развить и привить желание учиться.

— Учителя на местах это понимают?

— Если человек верит в то, что делает, то он обязательно получит результат, даже если у него нет подручных материалов, но есть заряд, который он донесет до ребенка. Если ты равнодушен, тебе неинтересно, ты предметник плохой, ничего не получится.

В этом году в 15 регионах учителя готовы пройти предметную аттестацию — на знание предмета. Это будут русский язык и математика. Это не «ЕГЭ для учителей», ни в коем случае. Цель — проанализировать ситуацию вместе с регионами и выстроить систему повышения квалификации для тех, кто в этом нуждается. Я считаю, что каждый учитель обязательно должен повышать квалификацию: предметную или в другой области, но каждые три года, чтобы расти постоянно. Тогда будет результат.

Сегодня регионы активно работают над созданием крупных образовательных центров, и их создание и работа отражаются на уровне образования всего субъекта. Это Москва, Санкт-Петербург, Пермь, Киров, Тюмень, Ленинградская и Московская области, Томск, Новосибирск, Екатеринбург. Там результаты оценочных работ, в том числе международных, очень высокие.

Кроме этого, наши школьники показывают высокие результаты и на международном уровне. Речь идет о международных олимпиадах: по физике — у пятерых золото, по химии — 3 золота и 2 серебра, у математиков — золото, серебро и бронза. Это говорит о том, что многое сделано для поддержки талантливых детей. И хочется дать еще больше. Нужно вспомнить о факультативной и кружковой работе.

— Каких предметов не хватает в школьной программе?

— Многие эксперты констатируют избыточность предметов. Разговоры об увеличении или уменьшении нагрузки на ре

Наши рекомендации