Фокус-группа как форма группового интервью

Фокус-группа – довольно распространенный метод получения информации от небольшой группы людей, имеющих, например, одинаковый социально-экономический статус или находящихся в одной возрастной группе.

При работе с фокус-группой исследователь выступает в роли посредника и может инициировать конкретные вопросы, которые будут способствовать развитию дискуссии.

При работе с фокус-группой необходимо руководствоваться следующими положениями, которые могут быть применимы и к интервью.

Определите тип интервью (структурированное, полу-структурированное, неструктурированное). Мало вероятно, что полностью структурированное интервью подойдет для фокус-группы, поскольку оно слишком закрытое. Тем не менее, использование нескольких структурированных и четких вопросов сможет помочь группе сфокусировать свое внимание на конкретном вопросе. Основная проблема, с которой сталкивается фокус-группа как любая другая социальная группа – это стремление перейти в раздел социальных дискуссий или уйти в сторону от изучаемого вопроса.

Принимайте во внимание культурные различия в плане того, что спрашивать, когда спрашивать, как спрашивать и как отвечать.

Выберите подходящий способ записи интервью в фокус-группе, например, расположите магнитофон в центре стола; попросите каждого из присутствующих представляться перед выступлением. Возможно ведение видеозаписи.

В отличие от индивидуальных интервью, фокус-группы требуют соблюдения более жестких основных правил, а именно:

· отвечать по очереди, давая возможность высказаться каждому

· побуждать друг друга к высказыванию

· быть вежливыми: во время общения люди склонны перебивать друг друга

· дать возможность каждому высказаться до конца.

Анкеты

Анкетирование весьма эффективно используется в сочетании с другими исследовательскими методами, особенно с различными типами интервью. Анкетирование – это пример количественного метода сбора фактической информации в большой группе респондентов с последующим подсчетом, измерением и статистическим анализом полученных данных. Анкеты могут быть как структурированного, так и неструктурированного, или открытого типа. В структурированных анкетах респонденты отмечают соответствующие ответы галочками, тогда как неструктурированные анкеты имеют несколько вопросов открытого типа, и респонденты должны написать свои ответы на эти вопросы.

Анкетирование позволяет собрать информацию прямым путем, а именно, задавая людям вопросы и используя их ответы в качестве данных для последующего анализа. Анкеты часто используются для сбора информации о фактах, отношениях, моделях поведения, видах деятельности и реакции на различные события.




Требования, предъявляемые к анкетам:

· Анкета должны обеспечивать конфиденциальность информации

· Вопросы анкеты должны быть апробированы

· Анкета должна содержать те вопросы, на которые вы хотите получить ответы

· Анкета не должна содержать вопросы, предполагающие множественные ответы

· Вопросы должны быть сформулированы четко и ясно, анкета должна быть правильно оформлена (страницы анкеты и сами вопросы должны быть пронумерованы, вопросы должны быть напечатаны только с одной стороны листа и пр.)

· Наиболее простые и очевидные вопросы должны быть размещены в начале анкеты. По мере углубления вопросы могут усложняться

· Помимо вопросов анкета должна содержать следующую информацию:
- разъяснение целей проведения данной анкеты и гарантию конфиденциальности ответов
- объяснение, для кого проводится анкетирование
- обратный адрес и сроки возврата заполненной анкеты
- разъяснение того, что заполнение анкеты является добровольным
- благодарность респонденту за время, потраченное на заполнение анкеты.

После сбора анкет, полученная информация должна быть закодирована и проанализирована. Анализ позволит выявить определенные зависимости, модели и категории, темы и анти-темы, последовательности и непоследовательности. Любая полученная статистическая информация должна быть представлена в доступной форме, например в виде таблиц, графиков, которые прилагаются в виде приложений к диссертации.

Наблюдения

Для исследователя наблюдение может стать источником обширной информации. Оно позволяет зафиксировать не только то, что люди говорят, но и то, как они поступают.

Существует два основных типа наблюдения:

1. наблюдение с непосредственным участием исследователя в качестве члена наблюдаемой группы;

2. наблюдение, где исследователь играет пассивную роль, не вмешиваясь в ход события и наблюдая за действиями людей со стороны.

Для успешной организации наблюдения рекомендуется выполнение следующих требований:

· наблюдение требует тщательного планирования в плане определения того, что нужно наблюдать и какие основные проблемы должны быть адресованы во время наблюдения;

· исследователь должен завоевать доверие тех, с кем он/она будет работать;

· наблюдение должно проводиться в соответствии с разработанным графиком, где фиксируются не только действия участников наблюдения, но и реакция исследователя на эти действия;

· как во время, так и после наблюдения следует вести подробные записи, что позволит в дальнейшем систематизировать полученные результаты и сравнить их с ожидаемыми;

· наблюдение не должно быть «одноразовым» кратковременным мероприятием, это тщательно спланированный и довольно длительный процесс.

Анализ документов

Документарный анализ - это анализ конкретных текстов или документов разнообразных форм и видов – от официальных документов до личных писем и служебных записок. Уровень анализа документов может варьироваться от полноценного анализа дискурса до простого чтения текста с целью получения информации о мнении человека или политики организации. При анализе любого типа документа следует принимать во внимание происхождение данного документа; цель, с которой он был написан, и какой аудитории этот документ адресован. Кроме того, следует иметь в виду различие между первичными и вторичными документарными источниками, где первичные источники – это те, которые возникли как продукт реального исследовательского процесса, тогда как вторичные источники являются трактовкой, толкованием событий другими лицами.

При анализе документов, исследователи могут использовать как структурированные, так и открытые формы. В случае открытого подхода к текстам и документам исследователь может попытаться понять, как автор использует риторические приемы для воздействия на читателя. При использовании структурированной формы анализа документов исследователь может пользоваться электронными текстовыми базами данных для подсчета частотности и используемого контекста для ключевых слов или определенных фраз.

В целом, выбор в пользу открытых (неструктурированных) или закрытых (структурированных) методов сбора научных фактов определяется следующими факторами:

· Если вы не знаете, какого рода ответы вы можете получите от респондента, используйте открытый подход

· Если вам нужны новые идеи, используйте открытый подход

· Если вам нужно измерить количество, лучше использовать закрытые методы

· Если вы сравниваете точки зрения и опыт большого количества людей, легче воспользоваться закрытыми методами.

Обзор литературы

Критический обзор литературы является неотъемлемой частью вашего научного исследования. Знакомство с опубликованной по теме диссертации литературой начинается с разработки идеи, т.е. замысла предполагаемого научного исследования, который находит свое выражение в теме и рабочем плане диссертации.

Обзор литературы должен продемонстрировать ваши навыки критического мышления. Задача критического обзора, таким образом, состоит не в повторном обнаружении знаний, которые содержатся в опубликованных работах других ученых. Критический обзор литературы предполагает глубокое осмысление материала и «достройка» того основания, которое уже было заложено в исследуемой вами области более ранними исследованиями.

Поиск литературы по теме вашего научного исследования позволит выявить современное состояние знаний в исследуемой области, оценить актуальность вашего исследовательского проекта, и сузить при необходимости область исследования.

По понятным причинам не все собранные вами литературные источники будут в дальнейшем использованы в диссертационной работе. Для определения степени научной ценности собранного материала требуется проведение критического анализа, который предполагает выявление определенных ограничений существующих теорий и подходов, их несоответствия целям и задачам вашего исследования. Именно поэтому обзор литературы следует рассматривать НЕ как мертвый список аннотированных комментариев к литературным источникам, НО как постоянный диалог, научную полемику с существующими научными теориями, течениями и школами.

Следует также отметить, что обзор литературы не является «одноразовым» действием, это постоянный процесс, необходимый на любой стадии исследования, процесс, который начинается с первичного «погружения» в академическую литературу и заканчивается в период накануне представления вашей диссертации просмотром литературы с целью ознакомления с самыми последними публикациями по теме исследования.

Ценность обзора литературы заключается в том, что он:

· помогает сконцентрироваться и четко обрисовать исследовательскую проблему;

· позволяет продемонстрировать знание подходов, теорий, методов и источников, используемых в области вашего исследования;

· позволяет выявить ключевые проблемы, основные понятия и концепции в области вашего исследования;

· позволяет ознакомиться с объемом накопленных знаний в данной области;

· помогает в выявлении существующих «пробелов» в научной литературе.

Для того, чтобы процесс поиска литературных источников стал наиболее эффективным, вам придется много читать и вести тщательный учет и регистрацию идей, высказываний, аргументов, теорий, относящихся к вашей научной теме, а также составить список или картотеку литературных источников по теме. Хорошо составленная картотека или список даже при беглом обзоре заглавий источников позволяет охватить тему в целом.

Результативность критического обзора литературы напрямую связана с наличием определенных навыков. Используя Табл.2, вы сможете объективно оценить уровень владения требуемыми навыками.

Таблица 2.

Необходимые навыки Хорошо Неплохо Требуется дополнительная практика
Быстрое чтение
Конспектирование
Умение делать выводы
Умение находить и использовать предметные индексы и реферирование базы данных
Оформление ссылок
Использование прочитанного материала при аргументировании и ведении научной полемики

5.1. Библиографический поиск
литературных источников

При подборе литературы по интересующей вас теме просмотру должны быть подвергнуты все виды источников, содержание которых связано с темой диссертационного исследования. Вы можете использовать различные категории источников информации, а именно:

Книги. Существует три основных типы книг: учебники, академические монографии, и популярная литература. Академические монографии зачастую очень трудно читать, пробиваясь через чащу научного стиля, но, в тоже время, они отражают последние достижения в исследуемой области. Популярная литература, как видно из названия, доходчиво объясняет материал, но этот материал не всегда подкреплен фактическим материалом.

Ценность учебников заключается в том, что они помогут вам сориентироваться в области существующей литературы по теме, а также послужат источником дополнительной библиографии по исследуемому вопросу. В книгах можно найти особый вид ретроспективной библиографии - внутрикнижные и пристатейные списки литературы. Они информируют о вышедших за предшествующие годы публикациях, непосредственно относящихся к обсуждаемому вопросу или проблеме. В монографиях библиографические списки встречаются особенно часто и обычно помещаются в конце книги. В тематических сборниках списки приводятся после каждого крупного раздела.

Журналы. Журналы распадаются на две категории, которые равно могут быть использованы в исследовательских целях. Академические журналы содержат реферированные статьи, т.е. статьи, которые могут быть опубликованы только на основании отзывов двух или более специалистов по данному вопросу. Нереферированные журналы часто представляют собой специализированные отраслевые журналы. Публикации в таких журналах отличаются более простой формой изложения и существенно короче, чем публикации в реферированных журналах. Специализированные журналы могут использоваться для выявления современных тенденций в конкретной области, например в мире бизнеса. Есть ряд журналов, как, например, Harward Business Review (публикуемый в настоящее время и на русском языке), которые имеют престиж академических, но, в то же время, вполне доступны по стилю изложения более широкому кругу читателей.

Интернет. Всемирная компьютерная сеть (www) является очень полезным источником информации, но интернет следует использовать с определенной долей осторожности, т.к. он содержит как очень качественный материал, так и информацию сомнительного содержания. Отличить первое от второго не так уж просто. К сожалению, часть информации, размещенной в интернете, не может быть использована в академических целях (например, популярные сейчас wikipedias), если только она не привязана к известному изданию (журналу, словарю, или энциклопедии, например, Britannica).

Диссертации. Большинство библиотек имеют специальный диссертационный зал, где можно ознакомиться с диссертациями, написанными на темы, соприкасающимися с темой вашего исследования. Просмотр диссертационных работ поможет вам определить наиболее актуальные проблемы, и следовательно, придать более четкую направленность своему исследованию. Еще одно преимущество работы с диссертациями – это наличие списка использованной литературы, который является обязательным компонентом любой диссертации.

Научная библиотека УрГЭУ (www.lib.usue.ru) должна стать исходным пунктом вашего литературного поиска. Кроме электронного каталога книг и статей из фондов библиотеки вы сможете получить доступ к информационным ресурсам в сети, в том числе библиотекам других российских вузов, открытым электронным библиотекам, полнотекстовым ресурсам on-line, тематическим порталам и сайтам, библиографическим ресурсам. Так, например, Российская национальная библиотека (www.nlr.ru) предлагает путеводитель по информационным ресурсам в сети Интернет.

Состояние изученности темы целесообразнее всего начать со знакомства с информационными изданиями, цель выпуска которых - оперативная информация как о самих публикациях, так и о наиболее существенных сторонах их содержания. Информационные издания в отличие от обычных библиографических изданий оперируют не только сведениями о печатных произведениях, но и идеями и фактами, в них заключенными. Помимо оперативности публикации, их отличают новизна сообщаемой информации, полнота охвата источников и наличие справочного аппарата, позволяющего быстро систематизировать и отыскивать документы.

В настоящее время выпуском информационных изданий занимаются институты, центры и службы научно-технической информации (НТИ), которые охватывают все отрасли народного хозяйства. Сеть этих институтов и организаций в нашей стране объединена в Государственную систему научно-технической информации (ГСНТИ), которая осуществляет централизованный сбор и обработку основных видов документов.

Библиографические издания содержат совокупность библиографических описаний, извещающих о том, что издано по конкретному вопросу. Из библиографических описаний составляют библиографические указатели и библиографические списки. Эти издания с максимальной полнотой отражают произведения отечественной и зарубежной литературы. Их отличают оперативность подготовки и сравнительно короткие сроки с момента выхода публикации до момента отражения ее в указателе.

Реферативные издания содержат публикации рефератов, включающих сокращенное изложение содержания первичных документов (или их частей) с основными фактическими сведениями и выводами. К реферативным изданиям относятся реферативные журналы, реферативные сборники, экспресс-информация, информационные листки.

К обзорным изданиям относятся обзор по одной проблеме, направлению и сборник обзоров. Такие издания обобщают сведения, содержащиеся в первичных документах, и сообщают о состоянии или развитии какой-либо науки или практической деятельности, отражая все новое, что сделано в ней за определенное время.

Автоматизированные информационно-поисковые системы, базы и банки данных чаще всего служат ступенью (ключом) к обнаружению первичных источников информации (например, монографии, сборники).

Ретроспективный характер носит персональная библиография выдающихся деятелей науки и техники. Это персональные указатели трудов отдельных ученых и литературы о них, рубрики "персоналии" в некоторых изданиях и, наконец, библиографические словари, содержащие списки произведений нескольких ученых, а также литературу и биографические сведения о них.

5.2. Как вести учет просмотренной
литературы

Вам нужно будет вести учет всех литературных источников, которые вы просмотрели. Лучше всего это делать на карточках или вести учет в компьютере. Вспомним, что хорошо составленная картотека даже при беглом обзоре заглавий источников позволяет охватить тему в целом.

Вы можете вести записи в специальном журнале, фиксируя то, как обнаруженные вами идеи связаны с вашей диссертационной работой, и как они могут быть использованы при последующем поиске литературы. Это поможет проследить процесс интерпретации освоенных знаний, формирование системы ваших собственных доказательств.

Как уже отмечалось ранее, навыки быстрого чтения и умение конспектировать просматриваемый материал являются необходимыми при работе с большим объемом информации. Для повышения эффективности процесса обработки информации вы можете воспользоваться следующим алгоритмом работы со статьей, главой из книги и пр.


Алгоритм чтения

1. Обзор – быстро прочтение материала

2. Вопрос – о чем статья?

3. Чтение /повторное чтение – просмотреть/внимательно прочитать, но только при необходимости

4. Зафиксировать источник (сделать записи)

5. Законспектировать содержания – под заголовками, выписать необходимые цитаты или ссылки на другие источники в данной области

6. Суммировать основные аргументы, сделать ссылки на основные моменты с указание источника, из которого была взята идея или цитата

7. Сделать дополнительные записи по обсуждаемым вопросам, выделяя маркером основную идею и приводимую систему доказательства

8. Структурировать сделанные записи и систему доказательств

9. Итоговый анализ – еще раз просмотреть публикацию. Все ли основные моменты учтены? Правильно ли записана информация о первоисточниках? Что было упущено?

С самого начала привыкайте к правильному оформлению ссылок – это привычка существенно сэкономит ваше время на этапе оформления диссертации. Правильное оформление ссылки включает в себя запись номера страницы, названия книги, журнала и пр., автора, и – что часто забывается – выходных данных источника, т.е. место и дата публикации и название издательства. Если вы копируете материал из журнала или книги, скопируйте также титульный лист и страницу с выходными данными. При использовании материала, найденного во всемирной компьютерной сети, следует указывать адрес сайта и дату доступа к информации.

5.3. Обзор собранных литературных
источников

Итак, материал собран, и теперь вам нужно решить, как обработать полученную информацию. Выбор стратегии будет зависеть от ваших личных предпочтений, но в любом случае это должны быть такие методы, которые способствуют максимальной концентрации и организации информации.

Первая стратегическая модель предполагает сбор большого объема информации, выделение основных наблюдаемых моментов (подходов, теорий, направлений), разработку и применение системы оформления ссылок и написание предварительного обзора литературы.

Вторая стратегическая модель предполагает, что, поскольку обзор литературы и теоретическое развитие рассматриваемой исследовательской проблемы – процесс непрерывный, то вам придется постоянно просматривать все новое, что появляется в печати по теме исследования. Так называемый рефлективный (т.е. путем размышления) подход к поиску литературы является наиболее эффективным, т.к. он вовлекает вас в циклическую модель поиска, регистрации, и развития новых источников или идей (Рис. 3).


           
  Фокус-группа как форма группового интервью - student2.ru
    Фокус-группа как форма группового интервью - student2.ru
 
    Фокус-группа как форма группового интервью - student2.ru
 

Рис. 3. Модель рефлективного поиска литературных источников.

Источник: Wisker, G. (2008) The Postgraduate Research Handbook (second edition), Palgrave, Macmillan, p 177.

Критический анализ собранного материала предполагает следующие шаги:

1. Выявите основные научные течения, школы, идеологические направления, подходы – они представлены различными мнениями, аргументами и фактами, а также научной полемикой. Опишите природу этой полемики, выявите ведущих специалистов.

2. Сравните и противопоставьте существующие точки зрения – выявите глубину противоречий между участниками спора.

3. Оцените сильные и слабые стороны предлагаемых точек зрений – если противоречия существенны, определите аргументы какой стороны наиболее убедительны.


Обзор статьи

Найдите в библиотеке или библиографической базе данных статью из реферативного журнала/сборника по теме вашего научного исследования. Прочитайте статью и сделайте ее обзор, принимая во внимание следующие вопросы (Hughes 1992):

· Определите основные аргументы, представленные в статье:
- каковы основные идеи предлагаемого доказательства;
- найдите слова-связки («например», «таким образом», «итак»), которые сигнализируют о том, что на основании изложенных доказательств делается вывод;
- оцените контекст, в котором автор выдвигает свои аргументы

· Найдите предположения, на основании которых автором сделаны выводы

· Проверьте приемлемость данных предположений:
- подкреплены ли они доказательствами;
- подкреплены ли они ссылками/цитатами из первоисточников;
- убеждены ли вы в их правдивости

· Проверьте логику выводов, сделанных автором из выдвинутых предположений:
- вытекают ли выводы логически из выдвинутых предположений;
- насколько убедительны эти выводы

· Найдите контраргументы:
- поддерживают ли предположения выдвинутый контраргумент

6. Представление результатов
исследования

Важной составной частью вашей исследовательской работы является представление результатов исследования. Исследование – это вклад в научные знания и идеи. Как исследователь, вы являетесь частью научного сообщества, которое движется вперед и развивается именно благодаря обмену идеями.

Участие в научных мероприятиях позволит вам узнать мнение коллег по исследуемой проблеме, оценить результаты вашей работы, и определить дальнейшее направление научной работы. Старайтесь на любом этапе вашего исследования активно участвовать в обмене научными идеями, будь то презентация результатов текущих исследований, научный семинар или доклад на научной конференции.

Какова бы ни была форма представления вашей научной работы, вы должны руководствоваться следующими правилами:

· Определите ту область своего исследования, которую вы будете представлять в своем выступлении

· Определите адресуемые проблемы

· Продемонстрируйте связь между представляемым материалом и общими проблемами вашего исследования

· Обозначьте научную методологию и и методы, которыми вы пользуетесь в своем исследовании

· Выделите текущие исследования, возникшие вопросы и полученные результаты

· Структурируйте имеющуюся информацию, и выстройте систему аргументирования в форме презентации

· Изыщите возможность выступления на семинаре, конференции, форуме и пр.

· Спланируйте выступление заранее (за несколько недель или даже месяцев) с тем, чтобы у вас было достаточно времени на подготовку

· Решите, нужна ли вам помощь при подготовке слайдов или раздаточного материала

При подготовке своего выступления ориентируйтесь на четыре «П»:

· Планирование

· Подготовка

· Практика

· Презентация

Планирование

Решите, когда и где вы хотите представить свой доклад. Какая будет аудитория, каковы ее интересы и потребности? Если это академическая публика, выясните, будет ли присутствовать кто-либо, занимающийся исследованиями в вашей области. Кто еще использует сходные исследовательские методы? Кого может заинтересовать ваше исследование?

Составьте план и определите цель вашего доклада: либо вы хотите ознакомить аудиторию со своей научной работой в общих чертах - для этого вам нужно выбрать определенный раздел своей работы и представьте его в качестве примера проводимого вами исследования; либо вы представляете результаты проведенного исследования в полном объеме. В любом случае при планировании выступления:

· выбирайте тему, которая будет интересна не только вам, но и аудитории

· выберите связанную, логически завершенную часть своей работы

· решите, на какие вопросы вы ответите в своем выступлении

· решите, на какие вопросы, возникшие в ходе вашего исследования, вы сможете получить ответы от аудитории

· определите основные линии аргументирования

· проведите критический анализ, оценивая какую работу вам нужно выполнить и когда для того, чтобы подготовить качественное выступление

Подготовка

Следующий этап – подбор информации, отвечающей целям вашего выступления, и ее структурирование. Для организации выступления можно использовать следующие подходы:

1. Составление развернутого плана выступления, состоящего из названий разделов. Далее каждый раздел заполняются фактической информацией.

2. Составление полного текста выступления с разделением текста на разделы. Из этого текст затем извлекается информация, которая будет представлена в вашем выступлении.

Помните, что написанный текст вашего доклада или выступления – это не презентационный формат. Разговорный стиль, в отличии от письменного, характеризуется более простой языковой формой изложения, которая будет определяться вашей аудиторией (см. этап планирования).

Таким образом, на подготовительном этапе вам следует разработать сценарий вашего выступления и необходимый раздаточный материал.

Сценарий вашего выступления должен начинаться со вступительного абзаца. При написании вступительного абзаца особое внимание обращайте на выбор слов и четкость изложения. Выучите его наизусть – это позволит вам с самого начала почувствовать уверенность в себе и минимизировать степень нервозности. Рекомендуется написать и заключительный абзац, задача которого – суммировать все основные моменты вашего доклада и оказать положительный и долгосрочный эффект на аудиторию. Если вы не будете укладываться во времени, переход к заключительному абзацу поможет вам логично завершить свое выступление.

В сценарии, или вашем «генеральном плане», в логическом порядке должны быть отражены все основные моменты вашего выступления с отметками о том, где вы будете использовать слайд, график или раздаточный материал. Аннотируйте свой «генеральный план» так, как если бы это была производственная копия киносценария, например, «здесь – слайд №2» или «теперь перейти к раздаточному материалу №3». Если во время доклада вы выбиваетесь из временного графика, вы сможете «прокрутить» весь сценарий в уме и выбросить какую-то часть, не нарушая при этом логического построения своего выступления.

Выделите в сценарии цветным маркером свои главные идеи, аргументы, выводы. Их можно вынести на отдельные слайды или включить в раздаточный материал. Сюда же могут быть включены наиболее сложные для восприятия фрагменты вашего выступления.

При разработке раздаточного материала прежде всего выберите наиболее подходящий для ваших задач формат. Это может быть:

· план лекции, презентации, доклада

· конспект лекции, презентации, доклада

· исходная фактическая информация

· примеры, иллюстрации, выдержки (цитаты)

· раздаточный материал с полями для заметок или ответы на вопросы, рассматриваемые во время выступления

· «интерактивный» раздаточный материал, где аудитория должна выполнить определенное задание

Составляя раздаточный материал, убедитесь, что:

· ваш раздаточный материал читабелен, текст и рисунки сохранили свою четкость даже после неоднократного копирования;

· формулировка текста соответствует формату презентации по стилю и содержанию;

· представленный материал изложен логически и хорошо структурирован;

· ваш раздаточный материал НЕ содержит слишком много информации;

· ваш раздаточный материал НЕ вводит читателя в заблуждение.


Наши рекомендации