Особенности научной деятельности

Оглавление

1. Введение. 4

2. Особенности магистерской диссертации. 8

3. Основы методологии науки. 12

3.1. Особенности научной деятельности. 12

3.2. Общая схема хода научного исследования. 12

4. Использование методов научного познания при написании магистерской диссертации 17

4.1. Методы научного исследования. 17

4.2. Логические законы и правила. 20

4.3. Методы сбора научных фактов. 22

5. Обзор литературы.. 33

5.1. Библиографический поиск литературных источников. 35

5.2. Как вести учет просмотренной литературы.. 38

5.3. Обзор собранных литературных источников. 40

6. Представление результатов исследования. 43

7. Организация научно-исследовательской работы в магистратуре 52

7.1. Научно-исследовательская работа в семестре. 52

7.2 Научно-исследовательская практика. 57

7.3 Научно-педагогическая практика. 59

8. Подготовка магистерской диссертации. 62

8.1. Требования, предъявляемые к магистерской
диссертации. 62

8.2. Подготовка магистерской диссертации. 63

8.3. Порядок защиты магистерской диссертации. 86


Список использованной литературы 93

Приложения

Приложение 1. План научно-исследовательской работы НИРМ.01

Приложение 2. Программа научно-исследовательской практики

Приложение 3. Программа научно-педагогической практики

Приложение 4. Отчет о прохождении научно-педагогической практики

Приложение 5. Образец титульного листа магистерской диссертации

Приложение 6. Образец автореферата магистерской диссертации


1. Введение

Слово "магистр" - латинского происхождения и потому имеет древние корни. Оно означает "наставник", "учитель", руководитель". В русском переводе слово "магистр" обозначает "мастер своего дела". От этого слова образован, например, музыковедческий термин "маэстро", что значит большой мастер, признанный специалист в области музыки.

В Древнем Риме слово "магистр" обозначало важное должностное лицо и соответствовало более чем пятидесяти должностям. Так, должность капитана корабля именовалась "магистр-навис", должность военачальника - "магистр всадников". Было в Римском государстве и особое название "магистр-попули", что означало "учитель народа" - в смысле диктатор. В Византии "магистр" - высший титул служебной знати, который могли носить только самые важные люди в этом государстве.

В средние века "магистр" - это особое звание, которое носил учитель "семи свободных искусств". Оно было столь почетно, что им награждали глав светских и церковных учреждений, а главы Тевтонского ордена, ордена госпитальеров и ордена тамплиеров имели титул "Великий магистр".

В более позднее время "магистр" - это низшая сравнительно с докторской ученая степень на философских факультетах западноевропейских университетов. В современной англо-американской системе высшего образования степень магистра занимает промежуточное положение между бакалавром и доктором наук. Она присуждается лицам, окончившим университет или приравненное к нему учебное заведение, имеющим академическую степень бакалавра, прошедшим дополнительный курс в течение 1-2 лет, сдавшим специальные экзамены и защитившим магистерскую диссертацию.

Перечень и содержание дисциплин для экзаменов, а также требования к объему магистерской диссертации устанавливаются самими университетами и другими высшими учебными заведениями. Как правило, по юридическим и медицинским специальностям степень магистра не присуждается. Вместо нее принята степень доктора права и доктора медицины.

В России ученая степень магистра наряду с учеными степени кандидата и доктора наук была введена специальным императорским указом в январе 1803 года. Такая степень вводилась на всех университетских факультетах, кроме медицинского. Она присуждалась лицам, окончившим полный университетский курс, выдержавшим особые устные испытания в определенной отрасли науки и публично защитившим диссертацию, одобренную соответствующим факультетом. Лица, получившие эту степень, имели право заведовать кафедрой. Степени магистра фармации и магистра ветеринарии были высшими в этих отраслях науки.

В 1819 году было разработано и в этом же году утверждено "Положение о производстве в ученые степени", которое устанавливало четкий порядок сдачи экзаменов, защиты диссертаций и присуждения ученых степеней. Согласно этому положению, при экзамене на звание магистра и доктора была учреждена публичная защита диссертаций и разработана ее процедура. Магистерскую диссертацию с этого времени разрешалось представлять помимо латыни и на русском языке. Докторской диссертации эта демократическая мера не коснулась.

Университетским уставом в 1884 году ученая степень кандидата наук была отменена. Это мотивировалось тем, что кандидатская диссертация по сравнению с магистерской и докторской диссертациями не отвечала требованиям серьезного научного исследования. С этого времени в России присуждались только две ученые степени - магистра и доктора наук, а диссертации на соискание этих степеней стали представляться к защите только в печатном виде, что исключало необходимость публиковать автореферат диссертации, однако требовалось приложение к ней в виде тезисов объемом не более четырех страниц.

Начиная со второй половины XIX века магистерские диссертации (как и докторские) стали печататься в "Ученых записках" и "Известиях" университетов, а также в журналах по отраслям наук. Процедура защиты таких диссертаций происходила на заседании совета факультета, в котором разрешалось принимать участие всем желающим, т.е. защита магистерской диссертации происходила всегда публично (для широкой публики печатались даже пригласительные билеты).

Для защиты магистерской диссертации обычно назначались два официальных оппонента, как правило, из числа профессоров данного факультета. Оппоненты из других университетов не приглашались. Официальными оппонентами могли быть даже не имеющие магистерской степени преподаватели факультета. После выступления оппонентов могли выступать все приглашенные на защиту.

В отдельных случаях к защите магистерской диссертации допускались и лица с докторским дипломом иностранных университета. При особо выдающихся достоинствах магистерской диссертации факультет мог ходатайствовать о присуждении магистранту (соискателю степени магистра) сразу степени доктора наук.

Магистры наук в России получали право на чин IX класса при поступлении на гражданскую службу, могли быть зачислены на должность экстраординарного профессора университета, могли подавать прошение о зачислении в потомственные почетные граждане. Магистры получали такие же академические знаки, как и доктора, только серебряные, а не золотые.

Таким образом, степень магистра имела в России весьма высокий научный статус, а сами магистерские диссертации были серьезными научными трудами, многие из которых послужили основой целых научных направлений. Так, например, в 1855 году Н.Г.Чернышевский защитил магистерскую диссертацию "Эстетические отношения искусства к действительности", которая положила начало разработке материалистической эстетики в России.

После революции 1917 года Декретом Совнаркома РСФСР существовавшие к этому времени в России ученые степени были ликвидированы. Однако в 1934 году ученые степени кандидата и доктора наук были восстановлены. Степени магистра наук не было. Она была восстановлена лишь в 1993 году.

В структуре современного российского высшего профессионального образования степень магистра является второй ступенью высшего профессионального образования, следует за степенью бакалавра и предшествует степени кандидата наук. Эта степень является не ученой, а академической, поскольку она подтверждает, прежде всего, образовательный уровень выпускника высшей школы и свидетельствует о наличии у него определенных компетенций.


2. Особенности магистерской
диссертации

В соответствии с действующим Государственным образовательным стандартом подготовки магистра, в результате обучения по программе подготовки магистра выпускник должен обладать следующими знаниями, умениями, навыками.

Знания основных проблем в области избранной магистерской программы и возможности современных научных средств их анализа и решения;

Умения

· формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности, и требующие углубленных профессиональных знаний;

· выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы, исходя из задач конкретного исследования;

· обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных;

· вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;

· представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати;

· изменять, при необходимости, направление профессиональной деятельности в рамках направления как области знаний и практических навыков;

Владеть навыками самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности, требующими широкого образования в соответствующем направлении.

Таким образом, магистр, должен быть широко эрудирован, владеть методологией научного творчества, современными информационными технологиями, методами получения, обработки и фиксации научной информации.

Магистерская диссертация представляет собой выпускную квалификационную работу научного содержания, которая имеет внутреннее единство и отражает ход и результаты разработки выбранной темы. Она должна соответствовать современному уровню развития науки и техники, а ее тема должна быть актуальной.

Магистерская диссертация представляется в виде, который позволяет судить, насколько полно отражены и обоснованы содержащиеся в ней положения, выводы и рекомендации, их новизна и значимость. Совокупность полученных в такой работе результатов должна свидетельствовать о наличии у ее автора первоначальных навыков научной работы в избранной области профессиональной деятельности.

Магистерская диссертация обладает всеми признаками, которые присущи диссертационным работам вообще, независимо от того, на какую ученую степень претендуют их авторы.

Магистерская диссертация как научный труд весьма специфична. Прежде всего, ее отличает от других видов научных трудов то, что она в системе образования и науки выполняет квалификационную функцию, т.е. готовится с целью публичной защиты и получения академической степени. В этой связи основная задача ее автора - продемонстрировать уровень своего образования и умения самостоятельно учиться, вести научный поиск и решать конкретные учебно-исследовательские задачи.

В диссертационной работе полученная информация преподносится в виде текстового и иллюстративного материала. Диссертант по своему усмотрению упорядочивает накопленные научные факты и доказывает научную ценность или практическую значимость выдвигаемых положений, опираясь не на авторитет, традиции или веру, а на основе значимых для научного сообщества норм и критериев.

В диссертации адекватно используются как общенаучные, так и специальные методы научного познания. Правомерность их использования всесторонне обосновывается в каждом конкретном случае.

Содержание диссертации должно быть оригинальным и уникальным. В основу диссертации закладывается принципиально новый материал, включающий описание новых фактов, явлений и закономерностей, или обобщение ранее известных положений с других научных позиций или в совершенно ином аспекте.

В диссертации систематизируются исходные предпосылки научного исследования, его ход и полученные результаты. Причем дается не просто описание научных фактов, а делается их всесторонний анализ, рассматриваются типичные ситуации, обсуждаются имеющиеся альтернативы и причины выбора одной из них.

Хотя диссертация, как любой научный труд, должна исключать субъективный подход к изучаемым научным фактам, субъективные моменты, привносимые творческой индивидуальностью самого диссертанта, не могут быть исключены, т.к. всегда присутствуют знания и личный опыт, взгляды и пристрастия исполнителя, обусловленные общественно-историческими условиями подготовки диссертационной работы.

Для изложения материала диссертации должны быть характерны аргументированность суждений и точность приводимых данных. Ориентируясь на читателей с высокой профессиональной подготовкой, ее автор включает в свой текст весь имеющийся в его распоряжении знаковый аппарат (таблицы, формулы, символы, диаграммы, схемы, графики и т.п.), то есть все то, что составляет "язык науки", понятный только специалистам.

Поскольку магистерская подготовка - это только вторая высшего профессионального образования, ведущая к получению академической степени магистра, и лишь первая ступень научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности, магистерская диссертация не может считаться научным произведением в полном смысле этого слова. Степень магистра отражает, прежде всего, образовательный уровень выпускника высшей школы и свидетельствует о наличии у него знаний, умений и навыков (компетенций), в определенной сфере деятельности и присущих начинающему научному работнику.

В отличие от диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук, представляющих серьезные научно-исследовательские работы, магистерская диссертация, хотя и является самостоятельным научным исследованием, должна быть отнесена к разряду учебно-исследовательских работ, в основе которых лежит моделирование уже известных решений. Ее научный уровень всегда должен отвечать программе обучения. Выполнение такой работы не столько решает научные проблемы, сколько служит свидетельством того, что ее автор научился самостоятельно вести научный поиск, видеть профессиональные проблемы и знать общие методы и приемы их решения.

Таким образом, общие принципы подготовки магистерской, кандидатской и докторской диссертаций одинаковы. Поэтому представляется целесообразным рассмотреть общую методологию научного творчества.

Основы методологии науки

Логические законы и правила

Поскольку в научном тексте используются понятия и суждения, очевидно, что, прежде всего именно эти смысловые единицы должны удовлетворять требованию определенности.
Это требование находит свое выражение в законе тождества, согласно которому предмет мысли в пределах одного рассуждения должен оставаться неизменным, т.е. А есть А (А=А), где А - мысль.

Такой закон требует, чтобы в ходе сообщения все понятия и суждения носили однозначный характер, исключающий двусмысленность и неопределенность.

Отождествление различных понятий представляет собой одну из наиболее распространенных логических ошибок в научном тексте - подмену понятия.

Согласно закону противоречия, не могут быть одновременно истинными два высказывания, одно из которых что-то утверждает, а другое отрицает то же самое. Закон утверждает: "Неверно, что А и не А одновременно истинны". Его сознательное использование помогает обнаруживать и устранять противоречия в объяснениях фактов и явлений, вырабатывать критическое отношение ко всякого рода неточностям и непоследовательности в сообщении научной информации.

Пример: "дождь благоприятен для сельского хозяйства", а в другой раз этот же человек высказывает противоположную мысль: "Дождь неблагоприятен для сельского хозяйства". Но то и другое высказывание может быть истинно. В первом случае имеется в виду весна (перед всходом растений). Во втором случае - осень (перед уборкой урожая).

Закон исключенного третьего утверждает, что из двух противоречащих друг другу суждений одно ложно, а другое истинно. Третьего не дано. Он выражается формулой: "А есть либо В, либо не В". Например, если истинно суждение: "Наша фирма является конкурентоспособной", то суждение: "Наша фирма не является конкурентоспособной" - ложно. Важность закона исключенного третьего для ведения научной работы состоит в том, что он требует соблюдения последовательности в изложении фактов и не допускает противоречий. Такой закон формулирует важное требование к научному работнику: нельзя уклоняться от признания истинным одного из двух противоречащих друг другу суждений и искать нечто третье между ними.

Требование доказательности научных выводов, обоснованности суждений выражает закон достаточного основания, который формулируется следующим образом: всякая истинная мысль имеет достаточное основание. Закон достаточного основания требует, чтобы всякое суждение, которое мы используем в диссертационной работе, прежде чем быть принятым за истину, должно быть обосновано. Во всех случаях, когда мы утверждаем что-либо или убеждаем в чем-либо, мы всегда должны доказывать наши суждения, приводить достаточные основания, подтверждающие истинность наших высказываний, фиксируя внимание на высказываниях, обосновывающих истинность выдвигаемых положений. Этот закон помогает отделить истинное от ложного и прийти к верному выводу.

Дедуктивным называют такое умозаключение, в котором вывод о некотором элементе множества делается на основании знания общих свойств всего множества. Например, "все металлы обладают ковкостью. Медь - металл. Следовательно, медь обладает ковкостью". В этой связи под дедуктивным методом познания понимают именно дедуктивное умозаключение. Таким образом, содержанием дедукции как метода познания является использование общих научных положений при исследовании конкретных явлений.

Под индукцией обычно понимается умозаключение от частного к общему, когда на основании знания о части предметов класса делается вывод о классе в целом.

Главное в научном исследовании - умение доказать свои суждения и опровергнуть (если потребуется) доводы оппонентов. Аргументирование, построенное на законах логики, помогает исследователю решить эти задачи.

Аргументирование - это сугубо логический процесс, суть которого состоит в том, что в нем обосновывается истинность нашего суждения (того, что мы хотим доказать, т.е. тезиса доказательства) с помощью других суждений, т.е. аргументов или, как их проще называют, доводов.

Первая ошибка - недостаточность аргументов, когда отдельными фактами пытаются обосновать очень широкий тезис.

Вторая ошибка - чрезмерное доказательство. Принцип "чем больше аргументов, тем лучше" не всегда подходит. Трудно признать убедительными рассуждения, когда, стремясь во что бы то ни стало доказать свое предположение, увеличивают число аргументов. Действуя таким образом, вы незаметно для себя начнете брать явно противоречащие или слабо убедительные аргументы. Аргументация в данном случае всегда будет нелогичной или малоубедительной, поскольку "кто много доказывает, тот ничего не доказывает". Таким образом, достоверность аргументов надо понимать не в смысле их количества, а с учетом их весомости и убеждающей силы.

Методы сбора научных фактов

Существует огромное разнообразие методов, которые можно использовать на этапе первичного сбора диссертационного материала. Выбор метода зависит от выбранной научной методологии и поставленных исследовательских проблем. Он также в большой степени зависит от предметной области научного исследования.

Основными типами научных исследований являются количественные исследования, которые используют методы, позволяющие получить математически измеряемые данные, и качественные исследования, использующие методы, которые исследуют черты, характеристики и качества, присущие объекту исследования. Для решения некоторых исследовательских проблем требуется использование как количественных, так и качественных методов исследования.

Количественные исследования

В широком смысле количественные исследования характеризуются тремя основными фазами: нахождение переменных (или количественных признаков) основного понятия; введение этих переменных в действие в процесс исследования и последующее измерение переменных. Основной характеристикой количественных методов является их способность быть проверенными, что обеспечивает легитимность, воспроизводимость, надежность и объективность полученных данных.

Ключевыми терминами количественных исследований являются «гипотеза» и «переменные». Гипотеза – предположение о взаимосвязи двух или более явлений, проверяемое путем эмпирического исследования. Гипотеза состоит из переменных: независимой переменной («причины»), зависимой переменной («следствия») и контролируемой, или ковариативной переменной. Целью количественных исследований, как правило, является установление причинных связей, а именно, нахождение независимой переменной, которая приводит к отклонениям или изменениям зависимой переменной.

При проведении количественных исследований используются приемы, которые более всего применимы к цифровым данным. Эти приемы включают в себя выявление общих моделей и связи между переменными, проверку гипотез и теорий, и составление прогнозов на основании полученных результатов. Наиболее популярными методами количественных исследований являются анкетирование и опросы, анализ статистических данных и структурированное наблюдение.

Качественные исследования

Качественные исследования рассматриваются некоторыми исследователями как почти полная противоположность количественных исследований. Качественные исследования затрагивают глубокое исследование знаний, полученных путем наблюдения с участие исследователя, интервью и документарного анализа. Эти методы не полагаются на цифровые измерения, но могут их содержать. Для качественных исследований бóльшее значение имеют вопросы этики в силу того, что они требуют от исследователя более тесного контакта с людьми, их личной жизнью и вопросами соблюдения конфиденциальности.

В Табл. 1. представлен сравнительный анализ основных характеристик количественных и качественных исследований.

Таблица 1.

Количественные исследования Качественные исследования
Основной интерес - выявление числовых качеств события или обстоятельства Основной интерес - природа и сущность события или обстоятельства
Цель исследования – прогноз, контроль, описание, проверка гипотезы Цель исследования – понимание, описание, открытие, порождение гипотезы
Использование конкретных печатных данных (цифр) Использование неопределенных данных (слов или образов, взятых из документов, наблюдений и пр.)
Объективность Субъективность
Обычно решают макро-проблемы, используя большие, случайные и представительные выборки Как правило, анализируют микро-проблемы, используя малые, неслучайные и непредставительные выборки
Используемая исследовательская стратегия - дедукция Используемая исследовательская стратегия - индукция
Нацелены на выявление общих моделей (закономерностей) и взаимосвязей Нацелены на трактовку событий исторического и культурного плана
Система показателей (критериев измерения) разрабатывается до сбора данных и является стандартизованной Система показателей (критериев измерения) разрабатывается во время работы с данными и конкретна для данной ситуации
Методология – проведение комплексного исследования Методология - интервью (углубленное исследование конкретного случая)
Процедура проведения исследования - стандартна, предполагается репликация (копирование) результатов Процедура проведения исследования - конкретна, репликация результатов редка
Свободны от оценочных суждений Политически обусловлены
Абстрактные Конкретные
Основные положения представлены в форме переменных Основные положения представленные в форме тем и мотивов
Полученные результаты стремятся к полноте охвата, целостности и обобщению Полученные результаты рассматриваются как конкретные, узкие, не подлежащие обобщению

Источник: Grix, G. (2004) The Foundation of Research, Palgrave, Macmillan, 122.

Интервью

Интервью является очень популярным методом для решения задач, поставленных в исследовании. Принимая во внимание тот факт, что интервью - очень затратный метод в плане времени, решение в пользу интервью как метода сбора фактической информации может быть принято в том случае, если:

· требуется собрать информацию, которая дополнит информацию, полученную с помощью анкет;

· интервью может быть использовано для пилотирования анкеты – провести интервью с несколькими участниками, чтобы проверить область исследования и предполагаемые вопросы;

· интервью используется в качестве завершающего этапа после анкетирования – выбрать, с кем провести интервью для более глубокого исследования конкретных вопросов.

Перед тем, как принять решение в пользу выбора интервью как одного из методов проведения исследования, следует принять во внимание следующие моменты:

· Не рекомендуется использовать интервью в качестве единственного метода исследования. Используйте его в комбинации с другими методами. Рассмотрение одного и того же явления с разных перспектив позволит обеспечить более взвешенный и более глубокий подход к объекту исследования.

· Подходит ли вам интервью в качестве исследовательского метода? Умеете ли вы работать с людьми и обладаете ли навыками проведения интервью?

· Одна из проблем, с которой приходится сталкиваться при проведении интервью, - получение доступа в компанию и к отдельным лицам. Рассылка писем с просьбами о получении разрешения для проведения интервью в той или иной компании и процесс ожидания ответа (не всегда положительного) потребует массу времени.

· Заранее выясните, сколько времени сможет вам уделить потенциальный интервьюируемый, и соответственно спланируйте интервью.

· Обеспечьте себя необходимыми техническими средствами для проведения интервью и проверьте их рабочее состояние.

· Прослушайте и проанализируйте полученные записи сразу же после проведения интервью – это позволить выстроить четкую и ясную картину того, что было сказано и выявить возникшие пробелы.

Существует три основных типа интервью (Рис. 2):

1. Структурированное интервью

2. Полу-структурированное интервью

3. Неструктурированное интервью

Каждый из представленных типов имеет свои достоинства и недостатки.

Какой тип интервью?

Особенности научной деятельности - student2.ru

Рис. 2. Типы интервью.

Структурированное интервью, как предполагает сам термин, является наиболее жестким и наименее гибким типом и полностью контролируется интервьюером. В подобного рода интервью интервьюер работает с рядом структурированных вопросов с множественными вариантами ответов и задает эти вопросы в определенном порядке. Поскольку процедура повторяется, то полученные результаты могут быть сопоставимы друг с другом, категоризированы в соответствии с конкретным вопросом, и суммированы в виде статистических данных. Структурированное интервью с вопросами закрытого типа позволяет задать направление получаемых ответов, что облегчает последующий анализ, но, с другой стороны, является слишком направляющим и ограничивающим.

Полу-структурированные интервью позволяют интервьюеру работать с вопросами, последовательность которых жестко не задана. Сами вопросы имеют заданную структуру, но, в тоже время, интервьюируемый имеет некоторую свободу при ответе на эти вопросы. Например, интервьюируемого просят вспомнить и подробно описать эпизод из практики, где ему/ей приходилось имеет дело с конкретной проблемой (например, при управлении персоналом). Преимущество этого типа интервью заключается в том, что он предполагает определенную степень гибкости и позволяет найти неожиданные ракурсы обсуждаемого вопроса.

Неструктурированное интервью представляет собой список неструктурированных вопросов или проблем, которые интервьюер превращает в спонтанно задаваемые вопросы. Этот тип еще называют «натуралистическим», «автобиографическим», «глубинным», или «повествовательным», поскольку интервьюируемому предлагается рассказать эпизод из своей жизни или жизни своих современников. Иными словами, неструктурированное интервью смоделировано как неформальная беседа с участием двух партнеров.

В силу своей неофициальности, неструктурированные интервью позволяют получить информацию, связанную с чувствами, мыслями и мнениями интервьюируемого по конкретному вопросу, но, в тоже время, интервьюируемый может уйти в сторону от исследуемого вопроса, поэтому полученные данные будет трудно зафиксировать, проанализировать и сравнить с другими интервью.

Вне зависимости от типа, каждое интервью должно быть выстроено по определенной модели:

1. Введение

2. Указание времени и места

3. Предистория интервью, процедура проведения, преследуемые цели и задачи

4. Интервью:
- задаваемые вопросы и время для развития ответов;
- методы направления хода интервью и развития ответов, если они могут привести к интересным и полезным замечаниям;
- методы перехода к следующему вопросу, если получаемые ответы не конкретны;
- методы возврата или перехода к нужному вопросу, чтобы удостовериться, что нужный вопрос не был пропущен, и на него был дан полный ответ;
- возможность перефразирования вопросов, если они были неправильно поняты;

5. Постепенно «сворачивание» интервью

6. Несколько прямых вопросов для завершения интервью и некоторая информация относительно использования полученных данных и последующих контактов (эффект «снежного кома»)

7. Завершение интервью – спасибо и до свидания.

Анкеты

Анкетирование весьма эффективно используется в сочетании с другими исследовательскими методами, особенно с различными типами интервью. Анкетирование – это пример количественного метода сбора фактической информации в большой группе респондентов с последующим подсчетом, измерением и статистическим анализом полученных данных. Анкеты могут быть как структурированного, так и неструктурированного, или открытого типа. В структурированных анкетах респонденты отмечают соответствующие ответы галочками, тогда как неструктурированные анкеты имеют несколько вопросов открытого типа, и респонденты должны написать свои ответы на эти вопросы.

Анкетирование позволяет собрать информацию прямым путем, а именно, задавая людям вопросы и используя их ответы в качестве данных для последующего анализа. Анкеты часто используются для сбора информации о фактах, отношениях, моделях поведения, видах деятельности и реакции на различные события.

Требования, предъявляемые к анкетам:

· Анкета должны обеспечивать конфиденциальность информации

· Вопросы анкеты должны быть апробированы

· Анкета должна содержать те вопросы, на которые вы хотите получить ответы

· Анкета не должна содержать вопросы, предполагающие множественные ответы

· Вопросы должны быть сформулированы четко и ясно, анкета должна быть правильно оформлена (страницы анкеты и сами вопросы должны быть пронумерованы, вопросы должны быть напечатаны только с одной стороны листа и пр.)

· Наиболее простые и очевидные вопросы должны быть размещены в начале анкеты. По мере углубления вопросы могут усложняться

· Помимо вопросов анкета должна содержать следующую информацию:
- разъяснение целей проведения данной анкеты и гарантию конфиденциальности ответов
- объяснение, для кого проводится анкетирование
- обратный адрес и сроки возврата заполненной анкеты
- разъяснение того, что заполнение анкеты является добровольным
- благодарность респонденту за время, потраченное на заполнение анкеты.

После сбора анкет, полученная информация должна быть закодирована и проанализирована. Анализ позволит выявить определенные зависимости, модели и категории, темы и анти-темы, последовательности и непоследовательности. Любая полученная статистическая информация должна быть представлена в доступной форме, например в виде таблиц, графиков, которые прилагаются в виде приложений к диссертации.

Наблюдения

Для исследователя наблюдение может стать источником обширной информации. Оно позволяет зафиксировать не только то, что люди говорят, но и то, как они поступают.

Существует два основных типа наблюдения:

1. наблюдение с непосредственным участием исследователя в качестве члена наблюдаемой группы;

2. наблюдение, где исследователь играет пассивную роль, не вмешиваясь в ход события и наблюдая за действиями людей со стороны.

Для успешной организации наблюдения рекомендуется выполнение следующих требований:

· наблюдение требует тщательного планирования в плане определения того, что нужно наблюдать и какие основные проблемы должны быть адресованы во время наблюдения;

· исследователь должен завоевать доверие тех, с кем он/она будет работать;

· наблюдение должно проводиться в соответствии с разработанным графиком, где фиксируются не только действия участников наблюдения, но и реакция исследователя на эти действия;

· как во время, так и после наблюдения следует вести подробные записи, что позволит в дальнейшем систематизировать полученные результаты и сравнить их с ожидаемыми;

· наблюдение не должно быть «одноразовым» кратковременным мероприятием, это тщательно спланированный и довольно длительный процесс.

Анализ документов

Документарный анализ - это анализ конкретных текстов или документов разнообразных форм и видов – от официальных документов до личных писем и служебных записок. Уровень анализа документов может варьироваться от полноценного анализа дискурса до простого чтения текста с целью получения информации о мнении человека или политики организации. При анализе любого типа документа следует принимать во внимание происхождение данного документа; цель, с которой он был написан, и какой аудитории этот документ адресован. Кроме того, следует иметь в виду различие между первичными и вторичными документарными источниками, где первичные источники – это те, которые возникли как продукт реального исследовательского процесса, тогда как вторичные источники являются трактовкой, толкованием событий другими лицами.

При анализе документов, исследователи могут использовать как структурированные, так и открытые формы. В случае открытого подхода к текстам и документам исследователь может попытаться понять, как автор использует риторические приемы для воздействия на читателя. При использовании структурированной формы анализа документов исследователь может пользоваться электронными текстовыми базами данных для подсчета частотности и используемого контекста для ключевых слов или определенных фраз.

В целом, выбор в пользу открытых (неструктурированных) или закрытых (структурированных) методов сбора научных фактов определяется следующими факторами:

· Если вы не знаете, какого рода ответы вы можете получите от респондента, используйте открытый подход

· Если вам нужны новые идеи, используйте открытый подход

· Если вам нужно

Наши рекомендации