Наглядно-демонстрационные, раздаточные материалы.
Содержание УМК состоит из трёх проектов:
Средняя группа (4- 5 лет) – “Минем өем” (Мой дом).
Старшая группа (5- 6 лет) – “Уйный-уйный үсәбез” (Растем играя).
Подготовительная группа (6- 7 лет)– “Без инде хәзер зурлар, мәктәпкә илтә юллар” (Мы теперь уже большие, в школу ведут дороги).
Каждому проекту разработаны по 60 конспектов НОД.
Средняя группа “Минем өем” (Мой дом) –
Аудиоматериал – 64 трэка;
Анимационные сюжеты – 11;
Рабочая тетрадь – 17 заданий;
Наглядно-демонстрационный материал;
Активные слова + пассивные слова– 62 (было 178 слов);
Активные слова: әти, әни, кыз, малай, мин, исәнмесез, сау булыгыз, исәнме, эт, песи, әйе, юк, сау бул, әби, бабай, әйбәт, ипи, алма, сөт, чәй, рәхмәт, мә, тәмле, кил монда, утыр, бир, аша, эч, туп, зур, кечкенә, матур, курчак, куян, аю, хәлләр ничек, уйна, пычрак, чиста, ю, бер, ике, өч, дүрт, биш (49 слов).
Пассивные слова: утырыгыз, бу кем?, кем юк?, син кем?, кем анда?, басыгыз, ал, ничә? нинди? (13 слов).
Проект “Минем өем” состоит из следующих тем:
· Гаилә - Семья
· Ашамлыклар- Продукты
· Уенчыклар- Игрушки
· Саннар- Счёт (1-5)
Старшая группа “Уйный-уйный үсәбез” (“Растем играя”) –
Аудиоматериал – 63 трэка;
Анимационные сюжеты – 15;
Рабочая тетрадь – 19 заданий;
Наглядно-демонстрационный материал;
Активные слова + пассивные слова– 45 (было 236 слов);
Активные слова: кишер, нинди, баллы, ничә, суган, бәрәңге, алты, җиде, сигез, тугыз, ун, кыяр, кәбестә, кызыл, сары, яшел, кирәк, юа, нәрсә кирәк, аш, ботка, кашык, тәлинкә, чынаяк, зәңгәр, күлмәк, чалбар, ки, сал, йокла, бит, кул, өстәл, урындык, карават, яратам, бар (38 слов)
Пассивные слова: бу нәрсә?, хәерле көн, нәрсә бар? күп (7 слов).
Проект “Уйный- уйный үсәбез” состоит из следующих тем:
· Яшелчәләр - Овощи
· Ашамлыклар- Продукты
· Савыт-саба- Посуды
· Киемнәр- Одежда
· Шәхси гигиена- Личная гигиена
· Өй җиһазлары- Мебель
· Бәйрәм “Туган көн” – Праздник “День рождение”
· Бәйрәм “Сабан туй” – Праздник “Сабантуй”
· Используются слова, словосочетания проекта “Минем өем”.
Подготовительная группа “Без инде хәзер зурлар, мәктәпкә илтә юллар” (Мы теперь уже большие, в школу ведут дороги) –
Аудиоматериал – 71 трэка;
Анимационные сюжеты – 19;
Рабочая тетрадь – 20 заданий;
Наглядно-демонстрационный материал;
Активные слова + пассивные слова – 60 (было 146 слов);
Активные слова: син кем, хәерле көн, тычкан, бу кем? бу нәрсә? нишли?, йоклый, утыра, ашый, эчә, нишлисең?, ашыйм, эчәм, уйный, уйныйм, утырам, барам, кая барасың?, син нишлисең?,сикер, сикерәм, сикерә, йөгерә, төлке, йөгер, йөгерәм, чәк-чәк, өчпочмак, яшь, бүре, керпе, тавык, әтәч, үрдәк, чана, шуа, шуам, бие, бии, биим, ак, кара, җырла, җырлыйм, зур рәхмәт, китап укый, рәсем ясыйм, укыйм, дәфтәр, нәрсә яратасың?(пассивное слово)
Объём словарного запаса по новому УМК составляет для детей 4-7 лет 167 слов, что соответствует возрастным оособенностям дошкольника. Объём слов доступен для усвоения детьми 4-7 лет, направлен на общение детей, а не только на увеличение словарного запаса.
Использование дидактических, словесных, сюжетных игр позволяет повысить качество обучения, способствует лучшему усвоению программного материала, даёт возможность усвоить лексику татарского языка, закрепить речевой материал в игровой форме, поддерживать интерес к языку. Во время игр дети повторяют пройденный материал, задают друг другу вопросы, общаются с воспитателем на татарском языке. Разработанные дидактические игры на интерактивной доске, рабочие тетради, анимационные сюжеты, увлекают и в непринуждённой обстановке погружает ребёнка в языковую среду, где он впитывает в себя новую информацию.
В средней группе дети вопросы не задают, кроме Хәлләр ничек?, задаёт вопросы только воспитатель, к концу учебного года дети должны уметь угощать друг– друга.
В старшей группе дети должны уметь задавать и отвечать на вопросы: Хәлләр ничек?Нинди? Ничә? Нәрсә кирәк?, организовать сюжетные игры “Кибет” – “Магазин”, “Командир”, “Угостим друзей”.
В подготовительной к школе группе дети должны уметь задавать и отвечать на вопросы: Хәлләр ничек?Нинди? Ничә? Нәрсә кирәк? Син кем? Бу кем? Бу нәрсә?Нишли? Син нишлисең? Кая барасың? организовать сюжетные игры “Кибет” – “Магазин”, “Командир”, “Угостим друзей”, разговаривать по телефону.
В подготовительной группе дети самостоятельно задают друг другу, старшим вопросы, составляют диалоги, общаются. Для закрепления с детьми пройденного материала в группах воспитателям предлагаются ниже тематический план, дидактические, словесные, сюжетные игры, образцы диалогов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
(п.4.6. ФГОС дошкольного образования)
Одним из важнейших факторов, определяющих мотивированную деятельность взрослых (родителей и педагогов), направленную на развитие ребенка, являются нормы целевого характера, определяющие ожидания в сфере развития ребенка. При этом, ребенок должен рассматриваться не как «объект» наблюдения, а как развивающаяся личность, на развитие которой может благотворно повлиять взрослый в соответствии с сознательно поставленными целями. Таким образом, предпосылки гуманистического подхода должны быть заложены изначально - через обобщенный образ личности ребенка, задаваемый адекватной системой норм развития. Сбор информации, оценку развития ребенка, и проектирование образовательного процесса на основании полученных выводов должны проводить педагоги при участии родителей посредством наблюдения за ребенком в естественных ситуациях. Таким образом, сама деятельность детей в заданных образовательных условиях должна давать педагогу и родителям возможность непосредственно, через обычное наблюдение получать представление об их развитии в отношении к психолого-педагогической нормативной картине. При этом, наблюдаемые и фиксируемые тем, или иным образом функциональные приобретения ребенка не должны рассматриваться как самоцель, а лишь как средство развития его самоопределяющейся в человеческой культуре и социуме личности.
Основанием выделения сторон (сфер) инициативы послужили мотивационно- содержательные характеристики деятельности, т.е. собственно предметно-содержательная направленность активности ребенка[6].
К этим сторонам (сферам) инициативы были отнесены следующие:
1) творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление) (Таблица 1);
2) инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепку, конструирование, требующие усилий по преодолению "сопротивления" материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи) (Таблица 2);
3) коммуникативная инициатива (включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи) (Таблица 3);
4) познавательная инициатива – любознательность (включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно- следственные и родо-видовые отношения) (Таблица 4).
Творческая инициатива.Таблица 1
1 уровень: | 2 уровень: | 3 уровень: |
ктивно развертывает несколько связанных по смыслу условных действий (роль в действии), содержание которых зависит от наличной игровой обстановки; активно использует предметы-заместители, наделяя один и тот же предмет разными игровыми значениями; с энтузиазмом многократно воспроизводит понравившееся условное игровое действие (цепочку действий) с незначительными вариациями. Ключевые признаки - в рамках наличной предметно-игровой обстановки активно развертывает несколько связанных по смыслу игровых действий (роль в действии); - вариативно использует предметы-заместители в условном игровом значении. | Имеет первоначальный замысел ("Хочу играть в больницу", "Я -шофер" и т.п.); активно ищет или видоизменяет имеющуюся игровую обстановку; принимает и обозначает в речи игровые роли; развертывает отдельные сюжетные эпизоды (в рамках привычных последовательностей событий), активно используя не только условные действия, но и ролевую речь, разнообразя ролевые диалоги от раза к разу; в процессе игры может переходить от одного отдельного сюжетного эпизода к другому (от одной роли к другой), не заботясь об их связности. Ключевые признаки - имеет первоначальный замысел, легко меняющийся в процессе игры; принимает разнообразные роли; - при развертывании отдельных сюжетных эпизодов подкрепляет условные действия ролевой речью (вариативные диалоги с игрушками или сверстниками). | Имеет разнообразные игровые замыслы; активно создает предметную обстановку "под замысел"; комбинирует (связывает) в процессе игры разные сюжетные эпизоды в новое целое, выстраивая оригинальный сюжет; может при этом осознанно использовать смену ролей; замысел также имеет тенденцию воплощаться преимущественно в речи (словесное придумывание историй), или в предметном макете воображаемого "мира" (с мелкими игрушками-персонажами), может фиксироваться в продукте (сюжетные композиции в рисовании, лепке, конструировании). Ключевые признаки - комбинирует разнообразные сюжетные эпизоды в новую связную последовательность; - использует развернутое словесное комментирование игры через события и пространство (что и где происходит с персонажами); - частично воплощает игровой замысел в продукте (словесном -история, предметном -макет, сюжетный рисунок). |
Таблица 2