Структура методических указаний к практическим занятиям

ВВЕДЕНИЕ

Практические занятия в рамках модуля «Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании дисциплин естественнонаучного цикла в начальной школе» направлены на становление специальной профессиональной компетентности будущих учителей начальных классов в области использования ИКТ в учебной процессе. Предполагается творческая групповая и индивидуальная работа студентов во время аудиторных занятий. Часть заданий выполняется студентами самостоятельно во внеаудиторное время.

Учебные занятия практикума проводятся в компьютерном классе и содействуют овладению студентами необходимыми компетенциями в области использования ИКТ в преподавании дисциплин естественнонаучного цикла в начальной школе. На занятиях практикума и во время самостоятельной работы студенты знакомятся с содержанием и структурой современных ЦОР по курсу «Окружающий мир» в начальной школе. Практическая работа студентов позволяет им изучить возможности ЦОР и апробировать их использование на различных этапах урока по изучению окружающего мира. В процессе выполнения заданий студенты приобретают навыки использования ЦОР для проектирования уроков в начальной школе.

Методические рекомендации

Для самостоятельной подготовки к практическому занятию каждой группе следует разделиться на 3 бригады (подгруппы) (№1, №2, №3) по 4-5 человек. В теме даются 3 равноценных задания. Каждая бригада выполняет практическое задание под своим номером. Подготовка выступлений проводится по единому плану, данному в теме. Сообщения на занятии могут делать все участники подготовки или отдельные студенты по усмотрению бригады.

Деятельность студентов оценивается по следующим показателям:

1) Качество доклада, его полнота. Содержательность, соответствие приведенному плану, самостоятельность и критичность студенческих оценок, убедительность и грамотность речи докладчика.

2) Качество презентации, ее наглядность, полнота, но в то же время лаконичность.

3) Обоснованность и убедительность ответов на вопросы слушателей.

4) Участие в дискуссии, глубина и содержательность вопросов подгруппам студентов, выполнявших задания по другим электронным пособиям.

В конце занятия оценивается работа каждой подгруппы ведущим преподавателем с учетом мнения каждой бригады и оценки работы студента внутри подгруппы (оценочный лист индивидуальной работы каждого участника подгруппы заполняется анонимно). В оценку работы подгруппы входят и результаты самостоятельной работы студентов, которые заносятся в таблицу.

Инновационность целей приведенных ниже практических занятий обусловлена направленностью на формирование профессиональной компетентности студентов – будущих учителей начальных классов – в области применения ИКТ в своей практической деятельности. Достижение данной цели предполагает решение ряда задач:

• дальнейшее развитие и совершенствование коммуникативных умений и творческих способностей студентов; развитие умения работать с различными программными средствами, умения анализировать структуру своей деятельности, относящихся к ключевому уровню профессиональной компетентности учителей начальных классов;

• дальнейшее развитие и совершенствование знаний и умений студентов в области содержания и организации коллективной и самостоятельной работы для решения задачи определения оптимальных форм работы младших школьников с учетом их возрастных особенностей, относящейся к базовому уровню профессиональной компетентности учителя начальных классов;

• формирование знаний студентов об особенностях и преимуществах использования средств ИКТ при разработке коллективной и самостоятельной работы младших школьников, необходимых для решения задачи качественного анализа электронных учебных материалов для дисциплин естественнонаучного цикла с целью использования их отдельных элементов на различных этапах урока «Окружающий мир», относящейся к специальному уровню профессиональной компетентности учителей начальных классов.

Инновационность содержания занятия обусловлена раскрытием структуры деятельности учителя при разработке содержания коллективной и самостоятельной работы учащихся на уроках «Окружающий мир» и выборе необходимых электронных учебных пособий при планировании и организации учебного процесса.

Инновационность методов и форм обучения обусловлена активизацией самостоятельной и творческой деятельности студентов.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

Тема: Методический анализ электронных учебных пособий по изучению окружающего мира в начальной школе

Продолжительность 2 часа

ЦЕЛЬ: Содействие становлению профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов в области применения цифровых образовательных ресурсов в своей практической деятельности на основе овладения знаниями и умениями, необходимыми для анализа дидактических возможностей и выбора электронных учебных изданий в зависимости от поставленной дидактической цели.

Наши рекомендации